Методические разработки
Методические разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры с буквой Л | 68.5 КБ |
Игры со знаками больше, меньше и равно | 101 КБ |
Математическая мозайка.Забавные квадраты. | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Занятие проводится с детьми 1 года обучения, 7 лет
Форма занятия: фронтальная
Тема занятия: «Игры с буквой л».
Цель - закрепление буквы «л» в речевых играх.
Задачи:
Обучающая:
–различать звук и букву «л»;
- различать твердый и мягкий звук «л»;
- составлять слова из букв, слогов;
- определять нахождение звука и буквы в слове;
- определять в каких названиях встречается буква «л»;
- вырабатывать четкое произношение.
Развивающая — Содействовать развитию зрительной памяти, логического мышления, внимания, фонематического слуха.
Воспитывающая – бережное отношение к природе, к животным, к лесу. Способствовать воспитанию культуры труда, любви к природе, бережного отношения к ней.
Методы: словесный, наглядный
Тип занятия: закрепление изученного материала
Оборудование:
Оборудование и материалы: столы и стулья подобраны по- возрастному
критерию для детей.
Технические средства: ноутбук, мультимедийные проектор.
Наглядные пособия: письмо.
План занятия:
1.Организационный этап . 2 мин.
2.Сообщение темы и цели занятия. 1мин. 3.Работа по теме занятия. 28 мин.
- Физкультминутка: (негромко звучит весёлая музыка) 2 мин.
- Релаксация ( шум леса, стук дятла). 2 мин.
4.Закрепление изученного материала 5 мин. 5.Рефлексия 3 мин.
6. Диагностика настроения учащихся 2 мин.
Продолжительность занятия 45 мин.
Ход занятия
1.Организационный момент.(2 мин)
- Кого сегодня нет? ( отмечаем в журнале)
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым!
И доброе утро длится до вечера!
2. Сообщение темы и цели занятия.(1 мин)
Педагог: Тема нашего занятия: «Игры с буквой л».
Цель - закрепление буквы «л» в речевых играх.
Готовы, ребята, сели по-удобнее, слушайте. К нам, сегодня, пришло письмо, сейчас, я его прочитаю.
Дорогие ребята!
Мы, звери, приготовили для вас сюрприз - сундучок с кладом. Чтобы отыскать клад, вам надо пройти испытания, выполнить задания на волшебных следах. Желаем удачи!
Лесные жители
- Ребята, давайте отправимся в путешествие .
А кто же будет нашим проводником, отгадайте загадку:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост – краса.
Кто это? ( лиса)
- НУ, что в путь!
Отправимся дальше по следам лисы
3.Работа по теме занятия.(28мин)
- Ребята, а что это? ( на экране: характеристика звука л)- слайд2,3
Ученик: это буква «л».
Педагог: Молодец! Верно. Давайте познакомимся с ней, произнесем звук «л».
- Закроем ушки ладошками, послушаем звук «л».
- Давайте послушаем, он умеет разговаривать. (л-л-л-л)
(звонкий, произносим с голосом; твердый)
- Какой звук «л»?
(согласный, не поется)
Педагог: Лесные жители приготовили для нас задания.
1. Игра « Поймай звук л в словах».
(хлопаем в ладоши , если услышим звук «л» в словах)
Слова: лес, дерево, поляна, цветок, листок, лесник, шишки, орешки, логово, мышка, лукошко.
Ученик:( определяют на слух звук «л» в словах.)
Педагог: Молодцы!
- А , на что похожа буква «л»?(слайд-4)
Хотите смастерить букву из ниточек?
Мы сейчас с вами будем мастерить. У нас на столах лежат ниточки, из них выложим букву «л».
Ученик: выкладывают из ниток букву «л».
- Отправимся дальше .Мы вышли на на лесную поляну , нам встретились лесные жители, давайте назовем их, где здесь спряталась буква «л». Есть ли в названиях знакомая нам буква»л».
2. Игра «Где спряталась буква «л»?( начале, середине, конце слова)
(слайд-5)
- На слайде картинки: волк, лиса, белка, лось, дятел, лягушка.
- Определим в их названиях нахождение буквы «л».
Ученик: ( волк- в середине слова, лиса- в середине слова, лось- в начале слова, белка -в середине слова, дятел -в конце слова, лягушка -в начале слова.
Педагог: Молодцы!
- Что мы видим?(2 домика)
- Что можем о них сказать? В этих домиках живут буквы. Давайте расселим их по домикам. Кто же у нас живет в синем домике?
( 1домик-синий, в нем живут твердые согласные)
- А в зеленом домике?
(2-зеленый, в нем живут мягкие согласные.)
3. Игра « Распределим названия животных по домикам.» (слайд-6)
Ученик:( синий- волк, лось, белка, дятел ; зеленый- лиса , лягушка.)
Педагог: Молодцы! Отправимся дальше по следам лисы, выполним новые задания.
В знак благодарности лесные жители приготовили игру.
4. Игра « Слоговое лото». Соберем слова по слогам. (слайд 7)
Ученик: ( лиса, липа, лапа, лесник.)
Педагог: Верно. Отправимся дальше по следам лисы, выполним новые задания.
-Ой, ребята, прислушайтесь, кто так стучит? (дятел)
- Релаксация ( шум леса, стук дятла).-1мин
- А как его еще называют? (называют лесным доктором)
- А почему?( спасает деревья от вредителей)
- Сейчас поиграем в игру, где лесной доктор даст хорошие советы. Он приготовил нам целую корзину грибов и ягод, соберем только те, в названиях которых встречается знакомая нам буква «л».
5.Игра « Советы лесного доктора».
Выбрать названия ягод и грибов, в которых встречается буква «л». ( слайд- 8,9)
Ученик: (малина, земляника, клюква, калина; лисички, волнушки, маслята.)
- Мы по лесу шли, шли и очень устали. Давайте отдохнем?
Физкультминутка(2мин)
Имитация диких животных
По- лосиному красиво
Ходит лось в лесу густом.
По- мышиному пугливо
Семенит мышонок в дом.
И по-заячьи зайчишка
Все спешит запутать след.
По-медвежьи ходит мишка,
Косолап он с детских лет.
Педагог: Молодцы! Отправимся дальше .
- Ой, случилась беда, буквы потерялись.
6.Игра « Буквы потерялись». ( слайд-10)
Составить из букв слова.
ЕСЛ
ОСЬЛ
ЛОВК
ИСАЛ
Ученик: (лес, лось, волк, лиса.)
4.Закрепление изученного материала.(5мин)
Педагог: Отправимся дальше по следам лисы. Нас ждут слоги, я буду их называть, а вы продолжите.
7. Игра « Чистоговорки».(слайд-11)
Ла-ла-ла –
Ло-ло-ло-
Лу-лу-лу-
Ли-ли-ли-
Лы-лы-лы-
Педагог: Молодцы! Отправимся дальше по следам лисы, выполним новые задания.
-Ребята, а что помогало вам работать на занятии, ваша «ловкость». Какие слова здесь спрятались. При этом вы можете менять буквы местами, использовать не все буквы. Слова могут быть из 3,4 букв.
8. Игра « Составьте слова, из слова ЛОВКОСТЬ» (слайд-12)
Вот и подошло к завершению наше путешествие.
Ученик:( лось, кость, ствол, волк, сок, лов)
5. Рефлексия.(3 мин)
Молодцы! Вы выполнили все задания, прошли все следы, нашли сундучок.
– Скажите, что вы для себя узнали нового?
– Чем мы сегодня занимались?
– Что вам помогло хорошо работать на занятии ?
6. Диагностика настроения учащихся.(2 мин)
У вас на столах лежат шаблоны, нарисуйте на них выражения лица .
Кому на занятии было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, нарисуйте на шаблонах, которые у вас на столах весёлого человечка.
Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, нарисуйте второго человечка.
Кому на занятии было очень трудно, с заданиями не справлялись, нарисуйте грустного человечка.
(слайд-13 )
Поднимите свои смайлики, давайте на доске составим из них солнышко.
Молодцы! Спасибо за интересную совместную работу.
Путешествие завершёно, всем спасибо!
До следующего занятия.
( слайд-14) сундучок
СЛОГОВОЕ ЛОТО
СА лес
ник
ЛИ ла
па
ЛОВКОСТЬ
«Буквы потерялись».
ЕСЛ
ОСЬЛ
ЛОВК
ИСАЛ
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества
Методическая разработка занятия:
« Игры со знаками «<», «=», «>».
Автор: Гордеева Наталья Александровна
педагог дополнительного образования
г. Сергач
2014 год
Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятия по программе « Играем, учимся, растем» , социально- педагогической направленности и состоит из следующих разделов:
- Пояснительная записка.
- Методические советы на подготовительный период
- Методические советы по проведению занятия
- Сценарий проведения занятия
- Список литературы
Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов на уроках по предмету: «математика».
1. Пояснительная записка
Данная методическая разработка представляет собой пример занятия: « Игры со знаками<,=,> » в рамках объединения по социально- педагогической направленности по реализации программы «Играем, учимся, растем». Учебное занятие является одной из тем учебного курса в разделе: «Математика и логика».
Цель занятия: познакомить со знаками меньше «<», больше « >», равно «=» и записями вида 2<3, 3>2, 4=4.
Задачи:
- Образовательная: познакомить со знаками меньше «<», больше « >», равно «=» и записями вида 2<3, 3>2, 4=4, повторить геометрический материал, состав чисел;
- Развивающая: развитие коммуникативных качеств личности (умение работать в паре, вести учебный диалог, проводить самооценку)
- Воспитательная: воспитание чувства сопереживания, взаимопомощи.
Обучающиеся в рамках занятия должны:
- узнать о знаках: меньше «<», больше « >», равно «=» и записями вида 2<3, 3>2, 4=4 ;
- уметь сравнивать с помощью знаков: меньше «<», больше « >», равно «=»;
- уметь применять на практике.
Возраст детей: 7 лет.
База проведения данного занятия: МБОУ ДОД Центр детского творчества,
конференц-зал, кабинет №10.
Тип занятия — изучение нового материала.
Форма организации занятия: фронтальная, групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, логический, практический, создание успеха, эмоционального стимулирования, метод обучающего контроля.
Оборудование и материалы: столы и стулья подобраны по возрастному
критерию для детей.
Технические средства: ноутбук, мультимедийный проектор.
Наглядные пособия: надпись по теме: таблица «Знаки<,= , >», презентация на тему: «Знакомство со знаками <,= , >», карточки- задания .
2. Методические советы на подготовительный период
Во время проведения занятия педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, способствовать формированию учебной, познавательной деятельности. Педагогу необходимо создать доброжелательную атмосферу сотрудничества, поощрять детей словесно и эмоционально. В процессе учебного занятия развивать навыки общения в коллективе, умения слушать мнение других, осуществлять самооценку и самоконтроль. Чтобы занятие прошло в оптимальном темпе использовать на занятии приёмы и методы, способствующие продуктивному распределению времени занятия.
- Закрепление счета до 10-и.
План занятия:
I.Организационный этап 2 мин.
II. Основная часть 28 мин
1.Проверка изученного ранее материала. 8 мин
-Зарядка для глаз 1 мин
2.Объяснение нового материала 6 мин
- Физминутка: (негромко звучит весёлая музыка) 1мин
3.Закрепление нового материала 12 мин
III. Рефлексия 3 мин
IV. Диагностика настроения учащихся 2 мин
Продолжительность занятия 35 мин.
3. Методические советы по проведению занятия
Для того, чтобы занятие прошло наиболее успешно, педагогу с первых минут не только привлечь внимание детей, но и заинтересовать их.
Во время проведения занятия педагог старается иметь контакт с каждым ребёнком, дать возможность каждому ответить на вопрос.
Педагог на занятии придаёт уверенность детям, создаёт комфортные условия и эмоционально настраивает детей на восприятие данного материала. Очень важную роль играет поощрение — за любой успех или даже неудачу ребёнка нужно похвалить («Ты молодец!», «Пока у тебя не всё получается, но я уверена, что ты справишься с заданием» и т.д.)
Важное значение играет как коллективная работа, так и работа в группах, где обучающиеся учатся самостоятельно работать в группе, высказывают своё мнение, строят работу на принципах сотрудничества и в конечном итоге приходят к результату.
- Вспомнить счет в пределах 10-и, соседей числа, основные арифметические знаки, геометрический материал(« Сложи фигуру»).
- Сконцентрировать внимание детей на знаках меньше «<», больше « >», равно «=», делать упор на сравнение предметов и чисел, опираться на презентацию к занятию.
- Закрепление изученного материала: карточки- задания.
- Подвести итог занятия.
- В конце занятия, провести диагностику настроения учащихся
Зарядка для глаз поможет лучшей концентрации внимания.
Физминутка: (негромко звучит весёлая музыка) способствует расслаблению, отдыху.
4. Ход проведения занятия:
I. Орг. момент
Внимание, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте, всё ли в порядке:
Книга, ручка и тетрадки?
И цветные карандаши
Ты на парту положи,
И линейку не забудь
В математику держим путь!
А сейчас, ребята, поудобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь,
А внимательно считайте,
А спрошу вас – отвечайте.
Вам условие понятно?
– Да!
Это слышать мне приятно
Путешествие зовёт
Первоклашек на урок!
II. Основная часть
1.Проверка изученного ранее материала.
Учитель: А совершим мы с вами сегодня полёт в неизведанное космическое пространство. Сегодня мы будем не учениками, а исследователями космического пространства. А чтобы полёт прошёл удачно ,давайте вспомним, чем мы занимаемся на уроках математики?
Ученики: Решаем, считаем, пишем, думаем…
Учитель: А как вы думаете, что мы будем делать сегодня?
Ученики: Считать, решать, отвечать, думать
Учитель: Чтобы полёт прошёл удачно, необходимо быть:
- Внимательными
- Точно и правильно выполнять задания
- Не допускать ошибок, иначе ракета может потерпеть аварию.
В расчётное время, стартуя с Земли,
К загадочным звёздам
Летят корабли
Представим: чуть-чуть помечтали –
И все космонавтами стали.
Учитель: Итак, повышенное внимание! До старта ракеты осталось 10 секунд, давайте немного посчитаем. (Ученики ведут счёт)
Счёт цепочкой до 10.
Ученики: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
Начинает учитель, дети продолжают.
Ученики:
Отсчёт в обратном направлении.
Отсчитываем секунды 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 пуск. Мы в полёте!
Учитель: Ребята, посмотрите на доску, она сегодня превратилась в «звёздное небо». Но какие необычные звёзды! Что они нам напоминают?
Ученики: геометрические фигуры.
Учитель: Что это за фигуры, назовите.
Ученики: отрезок, прямая, точки, ломаная, кривая.
Учитель: Пока мы смотрели на небо глазки устали, давайте сделаем для них зарядку.
- Зарядка для глаз
Рисуй глазами треугольник,
Теперь его переверни
Вершиной вниз
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмёрку вертикально
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально.
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец
Зарядка окончилась.
Ты молодец!
- Ребята, посмотрите, наш пульт управления находится в аварийном состоянии. Запали кнопки, необходимо исправить пульт.Назовите числа, которые пропали, вспомним счет до 10-и.
Ученики:
1*34**7*910
Учитель: Какое число идёт при счёте за числом 3, 6, 9?
Ученики:4,7,10
Учитель: Какое число стоит перед числом 2, 5, 8, 10?
Ученики: 1,4,7,9
Учитель:Назовите соседей числа 2, 7?
Ученики:1и 3, 6и 8
Но на пульте кроме цифр есть ещё различные знаки, они тоже стёрлись, давайте их восстановим (дети по очереди отвечают, остальные хлопают в ладоши, если верно)- карточки-задания:
2 3=5 |
| 4 =2 |
5 1=4 |
| 1+ =4 |
3+ =5 |
| 5- =4 |
Молодцы! Пульт исправен.
Учитель: Пока наша ракета поднимается ввысь, поиграем в игру «Сложи фигуру».
Нужно из палочек сложить фигуру, состоящую из четырёх квадратов.
Посчитай сколько здесь квадратов?
Ученики: фигура состоит из 4 квадратов
Переложи 2 палочки так, чтобы получилось 5 одинаковых квадратов.
Наша ракета всё дальше и дальше удаляется от Земли, как приятно вспомнить всё, что связано с землёй. Представьте, что мы на большой лесной полянке.
- Физминутка: (негромко звучит весёлая музыка)
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде раз,
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде два.
Соберём в корзину ягоды, грибы –
Дружно наклоняемся по команде три.
На четыре и на пять
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде шесть
Всем за парты тихо сесть!
2.Объяснение нового материала
Учитель: А сейчас приготовьте свои квадраты. Положите в верхний ряд 2 зелёных квадрата, а в нижний 3 синих.
Каких квадратов меньше?
Ученики: зелёных квадратиков меньше
Учитель:Какое число меньше 2 или 3?
Ученики: число 2 меньше
Учитель: В математике есть специальная запись. Это записывают так: 2<3
< – знак меньше
Каких квадратов больше?
Ученики: синих
Учитель: Какое число больше?
Ученики: 3
Учитель: Кто догадался, как это записать?( 3>2)
> – знак больше
Знак ставится так, чтобы к большему числу «клювик» был открыт.
Давайте отдохнём и посмотрим телевизор, что у нас сегодня показывают (работа по карточкам, выполнение задания).
3.Закрепление нового материала
Сколько было птичек на первой картинке?
Ученики: 3
Учитель: Сколько прилетело?
Ученики: 1
Учитель: Сколько стало?
Ученики: 4
Учитель: Их стало больше или меньше?
Ученики: больше
Учитель: Как это записали, прочитайте?
Ученики: 4> 3
Учитель: Сколько ягод на кисточке?
Ученики: 4
Учитель: Что произошло с ягодами?
Ученики:3 склевали птицы
Учитель: Их стало больше или меньше?
Ученики: меньше
Учитель: Как это записать?
Ученики: 3< 4
Учитель: Наша ракета стремительно несётся ввысь. Экипаж работает слаженно, чётко. Сейчас серьёзная работа, мы выходим в открытый космос. О, я вижу планету, от неё отделяется какой-то неожиданный летающий объект. Что это? Инопланетяне хотят уничтожить нашу ракету. Приготовьтесь к математическому сражению. А оружием будет ум и смелость. Я показываю пример, вы с помощью веера цифр ответ.
У кого можно попросить помощи, если очень трудно? (соседа по парте)
2+2 |
| 1+2 |
| 4-2 |
3+2 |
| 3-1 |
| 5-3 |
– Мы победили, корабль удаляется. Заполним ботржурналы. Проверьте рабочее место, сядьте поудобнее, чтобы бортжурналы лежали правильно, записи были чёткими и аккуратными. Работаем по карточкам с шаблонами.
- Перед вами знаки. Как называется первый знак?
Ученики: больше
Учитель: Как называется второй знак?
Ученики: меньше
Учитель:Напишите знак по точкам, допишите до конца строки.
Учитель: Перед стартом ракеты я предлагаю вам поработать в паре. У вас на столах карточки, нужно вставить недостающие знаки «больше» или «меньше».
Карточка.
2*3 |
| 5*7 |
| 8*5 |
5*3 |
| 10*7 |
| 6*2 |
3*9 |
| 7*1 |
| 6*9 |
III. Рефлексия:
Благодаря дружной работе наша ракета совершила мягкую посадку. Во время полёта мы провели большую работу.
– Скажите, что вы для себя узнали нового?
– Чем мы сегодня занимались?
– Что вам помогло хорошо работать на уроке?
IV. Диагностика настроения учащихся
У вас на столах лежат шаблоны, нарисуйте на них выражения лица .
Кому на занятии было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, нарисуйте на шаблонах, которые у вас на столах весёлого человечка.
Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, нарисуйте второго человечка.
Кому на занятии было очень трудно, с заданиями не справлялись, нарисуйте грустного человечка.
(на доске)
Поднимите свои смайлики, давайте на доске составим из них солнышко.
Спасибо за интересную совместную работу. Молодцы!
Полёт завершён, всем спасибо!
До следующего занятия.
Используемая литература
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
3.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
4.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004