Консультации
Консультации для воспитателей и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkole.docx | 24.94 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Готовность ребенка к школе»
Готовность детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний.
Что же такое «готовность к школе»? Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, уметь организовывать свою деятельность.
Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т.е. отношение к учебе как к важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.
Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести в глазах детей почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, в стремлении узнавать новое.
Специалисты выделяют 4 критерия готовность к школе:
Физическая готовность:
- Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.
- С физической точки зрения, организм ребенка от шести до семи лет интенсивно развивается. Ребенок растет, и его позвоночник очень чувствителен к нагрузкам. Есть специальный термин, обозначающий физическую готовность ребенка к школе, — «школьная зрелость». Это означает, что состояние организма школьника обеспечивает возможность его обучения и пребывания в школе. Конечно, смена режима сказывается на физическом состоянии ребенка. К примеру, подвижность, свойственная ему в этом возрасте, сменяется на статический режим «сидения».
Социальная готовность:
- Умение строить отношения с взрослым человеком.
- Умение общаться со сверстниками.
- Вежливость, сдержанность, послушание.
- Отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
- Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.
Психологическая готовность:
- Это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
- Это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
- Это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
Интеллектуальная готовность:
- Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
- Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы из прочитанного, увиденного, услышанного, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».
- Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса.
- Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок
по окончанию детского сада должен:
- Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.
- Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
- Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
- Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.
- Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).
- Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.
- Уметь находить в группе предметов «лишний», (н-р, из группы «одежда» убрать цветок).
- Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
- Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; из-под чего-либо.
- Уметь доброжелательно общаться с другими детьми
- Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.
- Уметь обслуживать себя.
Советы родителям:
- Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
- Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
- По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать
- Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
- Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
на тему: «Развитие связной монологической речи у дошкольников»
Одной из основных целей реализации Государственной программы дошкольного образования является развитие детской речи. От уровня овладения дошкольником родным языком и в частности связной речью, на которой строится вся учебная деятельность, во многом зависит успешность обучения будущего первоклассника.
Интересно мнение известного ученого Ф.А. Сохина о том, что при стихийном речевом развитии ребенок не может достичь высокого уровня связных высказываний, необходимо целенаправленное научное, системное их формирование.
Значение связной речи:
1. Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению
От уровня развития связной речи зависит впрямую успеваемость ученика (ответы у доски, сочинения, изложения, рассуждения).
3. Без умения четко формулировать свою мысль невозможно полноценное самопознание и саморазвитие личности.
Связная речь – смысловое развернутое высказывание или цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль, т.е. рассказ.
С точки зрения характера рассказывания выделяют следующие виды рассказывания:
- рассказ повествование,
- рассказ описание,
- рассказ рассуждение.
С точки зрения реальности события рассказы делятся на:
- фактические (реальные события);
- творческие (воображение ребенка).
Для развития связной речи у детей были выделены два вспомогательных фактора:
- наглядность
- зрительный план высказывания.
Наглядность облегчает поиск ребенком слова, направляет формулирование его мысли.
Л.С. Выготский: «Для развития связной речи необходимо наличие предварительной программы высказывания, заключающей последовательность этапов изложения. Необходимо также, чтобы каждое звено сменялось последующим».
Первый вид рассказывания – воспроизведение рассказа, составление по демонстрируемому действию.
Наглядность представлена максимально – в виде предметов, объектов, с которыми производятся действия, непосредственно наблюдаемые детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых последовательно на глазах зрителей.
Составление рассказа по следам демонстрированного действия.
Наглядность и план рассказа те же, что и предыдущем этапе. Упражнение достигается за счет отсутствия речевого образца взрослого. Рассказ дети составляют по его вопросам.
Пересказ рассказа с использованием магнитной доски.
В качестве наглядности детям предлагаются предметные картинки, передвигаемые на магнитной доске в соответствии с происходящими в рассказе действиями. Последовательность картинок, прикрепляемых к доске с помощью магнита, служит одновременно планом высказывания.
На начальном этапе формирования связной речи предлагаются следующие виды рассказывания:
- воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
- составление рассказа по следам демонстрируемого действия.
- пересказ рассказа с использованием магнитной доски;
- пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин;
- составление рассказа по серии сюжетных картин;
- пересказ рассказа с использование одной сюжетной картины;
- составление рассказа по одной сюжетной картине.
Для детей со средним уровнем речевого развития или дошкольников среднего возраста предлагается расширенная последовательность в видах рассказывания.
- Составление рассказов по наблюдаемым действиям.
- Составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам.
- Составление рассказов по прослушанному тексту.
- Составление рассказов по одной сюжетной картинке.
- Составление рассказов по памяти.
- Составление рассказов по схемам.
- Составление рассказов по символам.
- Составление рассказов по предметам и объектам.
- Составление рассказов по предметным картинкам.
- Составление рассказов по заданным слова.
Основные направления развития связной речи
Выделяют пять обязательных направлений:
- Определение мотива (для чего рассказывать).
- Активизация познавательных процессов (как рассказать).
- Уточнение замысла (о чем рассказывать) – анализ содержания, времени и места действия, характеристик героев, свойств объектов, целей действий каждого персонажа, последовательности событий, причинно-следственных связей между объектами и явлениями.
- Составление плана (в какой последовательности рассказывать) – для дошкольников используются графические вспомогательные средства: схемы, опорные сигналы, пиктограммы, предметные картинки-символы, предметы-заменители.
- Отбор языковых средств (что рассказывать) – отбор наиболее точных слов для обозначения объектов, действий, признаков, необходимых образных выражений, фразеологических оборотов, построение грамотных, более четких предложений; уточнение глагольной цепочки, связей между предложениями и частями рассказа, его интонирования; акцентирование наиболее значимых слов и пр.
Стимульный наглядный материал
- Тексты с картинками включениями
- Натуральные предметы и объекты
- Фотографии
- Пиктограммы
- Иллюстрации
- Опорные сигналы
- Фигурки от киндерсюрпризов
- Настольные игрушки
- Коллажи
- Предметы заменители
- Видеоматериалы
- Слайды
- Диафильмы
- Детские рисунки
Список литературы
1. Воробьева В.К Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2006.
2. Лапп Е.А. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушением зрения. – М., 2006.
3. Ткаченко Т.А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». – М., 2008.