Конспект непосредственно-общеоброзовательной деятельности с использованием опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.
Воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ № 7 г.Хвлынска
Мясникова Г. В.
Конспект непосредственно – образовательной деятельности с использованием опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе на тему:
«Необычные свойства воздуха».
Цель:
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Программное содержание:
1.Создать условия для расширения представлений детей об окружающем мире. Продолжать формировать у детей представление о воздухе, его свойствах (воздух можно обнаружить, бывает тёплый и холодный, не имеет запаха, служит в образовании грома, ветра, при нагревании нагревается и поднимается вверх). Сформировать у детей представление о том, что ветер – это движущийся воздух, образование ветра – это результат неравномерного нагревания поверхности земли солнцем.
2.Предупреждать утомляемость детей во время непосредственно-образовательной деятельности. Продолжать работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе.
3. Продолжать развивать речь, как средство общения. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, умение делать выводы.
4. Развивать наблюдательность, анализировать.
5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире. Воспитывать чуткость к художественному слову, умение выразительно читать стихи. Закреплять умение рисовать восковыми мелками : апельсин, лук, духи. Продолжать формировать умение внимательно слушать сказки. Продолжать развивать интерес и любовь к музыке.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материалы и оборудование: вееры по количеству детей; картинки(воробей, обезьяна, заяц, дятел, утка , хомяки), буквы для игры «Ребус» ; воздушный шар; музыка из кинофильма «Усатый нянь»; 3 баночки для игры « Угадай по запаху, что в них было»; фонограмма «Шум дождя и грома»; бутылочка, монета, глубокий таз, термос с горячей водой; презентация сказки «Ветерок и воздух»; бумажные змейки, свеча, восковые мелки, бумага для рисования.
Предварительная работа:
Беседы о роли воздуха в жизни растений, животных и человека. Беседы на тему: «Живая и неживая природа». Рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов. Заучивание стихов, песен. Опыты с воздухом. Наблюдения на прогулке за ветром, за температурой воздуха, игры с ветром.
Планируемый результат:
Дети имеют навыки опытно-экспериментальной деятельности. Сформированы знания о свойствах воздуха. Знакомы с правилами безопасности. Имеют представления о ветре, как результате неравномерного нагревания поверхности земли солнцем, имеют представления о том, что воздух участвует в образовании грома.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свои тёплые улыбки. А теперь и друг друга мы согреем своими улыбками. Для этого давайте встанем в круг, поставим руки на пояс и произнесём слова: ««Влево, вправо повернись и друг другу улыбнись».
Воспитатель: ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?
Дети: солнышко
Воспитатель: правильно, солнышко. Давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг - друга и подарим тепло своим друзьям. ( Дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг, с другом ), произнося слова:
«Солнышко, солнышко
Мы твои лучи
Быть людьми хорошими ты нас научи»
Воспитатель: Ребята, а вы любите превращения?
Дети: да.
Тогда закройте глаза, а я произнесу волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс!». Откройте глаза, посмотрите, наша группа превратилась в научную лабораторию. А что делают в лаборатории? (проводят разнообразные опыты, узнают много нового, интересного). А кто работает в лабораториях? (учёные)
Вот и мы с вами сейчас будем настоящими учёными. Подойдите к столам . оденьте шапочки учёных. Садитесь по удобнее. Сегодня в лаборатории мы будем изучать свойства одного очень важного для жизни вещества, название которого вы должны отгадать.
Игра «Ребус»
Воспитатель: Ребята, обратите, внимание на доску, здесь находятся картинки. Сколько их? (6). Вот столько и букв зашифровано в этом слове. Вам нужно по первым буквам этих картинок отгадать слово.
Воспитатель: Кто догадался, Какая первая буква? Правильно, Настя, это буква «В». Иди, найди эту букву у меня на столе, и помести её на доску.
(Таким образом отгадываются и остальные буквы)
Воспитатель: Какое же слово у нас получилось? (воздух).
Правильно, это слово воздух.
А что вы можете рассказать о воздухе? ( воздух нужен чтоб дышать; он нужен людям, животным, растениям; он бесцветный, невидимый; воздух есть везде – в комнате, в почве, в растениях).
Дети читают стихи.
1.Непоседа невидимка.
Над полями гонит дымку.
Низко вьётся над травой,
Носит запах луговой,
Нежным часто он бывает,
Но порой и с ног сбивает.
Нынче там он, завтра- тут…
Его воздухом зовут
2.Он - прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Мы его не замечаем,
Про него мы говорим.
Мы всегда его вдыхаем-
Он ведь нам не обходим.
3.Воздух нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать .
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
4. Для дыхания он нужен
С ветром, с вьюгой очень дружен
Окружает нас с тобой
Не поймать его рукой.
5.Мы без него не сможем жить,
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможем мы огня.
Воспитатель : Да, ребята вся наша планета окутана воздушным покрывалом.
Мы без воздуха не сможем прожить и дня.
Наукой доказано, что без воды человек может прожить 10 дней, без пищи 40 дней. А вот без воздуха не проживёт и дня.
Опыт 1 : «Воздух можно обнаружить »
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас, нам нужно его почувствовать. Посмотрите на свои столы и подумайте с помощью какого предмета мы можем ощутить воздух? ( с помощью веера) . Правильно, давайте помашем веером на себя, друг на друга. Что вы ощущаете
Дети: Движение воздуха
Воспитатель: Веер заставил воздух двигаться, и вы ощутили дуновение воздуха на своей щеке.
Воспитатель: давайте сделаем вывод. Можно ли обнаружить воздух? С помощью чего можно обнаружить воздух? (Воздух можно обнаружить. Мы его обнаружили с помощью веера).
Найдите у себя на столе карточки, обозначающие это свойство.
Точно такая же карточка ребёнком выставляется на доску.
Опыт 2 : « Воздух бывает тёплым и холодным»
Воспитатель: Ребята, а есть ли воздух внутри нас? Подышите на свою ладошку потихоньку. Что вы почувствовали? (воздух). Он холодный или тёплый? (тёплый). А теперь губы сложите трубочкой и подуйте на ладошку сильно. Какой воздух? (холодный). Какой воздух в холодильнике? В печке? Зимой? Летом?
Воспитатель: Что мы узнали о воздухе? (воздух бывает тёплый и холодный)
Найдите у себя на столе карточки, обозначающие это свойство.
Точно такая же карточка ребёнком выставляется на доску. Скажи , Егор карточку какого свойства воздуха ты поставил? Правильно.
Опыт 3. « Имеет ли воздух запах?»
Воспитатель: Выпрямили все спинки и глубоко вдохнули воздух. Что вы почувствовали? (воздух). Имеет ли воздух запах? (нет). Спрашиваю несколько детей. А бывает, что воздух пахнет яблоками, если в сад пришла щедрая осень. Дымом, если поблизости горит костёр. Пирожками, когда на кухне хлопочет бабушка. Собственного запаха у воздуха нет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества. Хотите убедиться в том, что воздух действительно присваивает запахи разных веществ? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай по запаху, что было в баночке» В баночках хранились вещества с сильным запахом. Вы должны отгадать и зарисовать , что было в них. Сначала откроем банку №1. ( подношу к детям, предлагаю понюхать, затем предлагаю зарисовать). Теперь проверим , что было в следующей банке № 2, что было в банке № 3. А теперь, глядя на свои зарисовки скажите мне , что было в банке под №1. Скажи, Лера. Ребята вы все согласны с Лерой. Правильно в банке под №1 был апельсин. Что было в банке под № 2?(лук).Что было в банке под№3? Молодцы все угадали правильно. Делаем вывод : имеет ли воздух запах? (нет). Но может присваивать запахи разных веществ и предметов. Найдите у себя на столе карточки, обозначающие это свойство.
Точно такая же карточка ребёнком выставляется на доску. Скажи , Соня, карточку какого свойства воздуха ты поставила? Правильно.
Физкультминутка.
Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть
Стал мой шарик вдруг толстеть
Я всё дую, шар всё толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок.
Лопнул шарик, мой дружок.
Воспитатель: Ну, не переживайте, ребята, что шарик ваш лопнул. У меня для вас есть сюрприз ( достаю воздушный шар). Давайте, поиграем с шариком. (Дети встают в круг и играют под музыку с шариком.
Опыт 4. « Подпрыгивающая монета».
Звучит фонограмма «Шум дождя и грома».
Воспитатель: Ребята, скорее возвращаемся на свои места. Что вы слышали? (грозу, гром, шум дождя). А как вы думаете, участвует ли воздух в образовании грома? Узнать это нам поможет следующий опыт.
Берём пустую бутылочку с длинным горлышком и ставим в глубокий таз. Намочим ободок горлышка и положим сверху большую монету, которая полностью закрывает горлышко. Налить в таз тёплой воды.
Воспитатель: Что происходит с монетой? Как вы думаете, почему она подпрыгивает?
Дети: Воздух при нагревании расширяется и толкает монету вверх.
Воспитатель: При грозе молния нагревает воздух вокруг себя. Воздух расширяется так быстро, что производит громкие хлопки. Это и есть раскаты грома.
Воспитатель: Давайте сделаем вывод. Воздух участвует в образовании грома.
Дети ищут нужные карточки с этим свойством воздуха. Один ребёнок выставляет карточку на доску.
Опыт 5. «Извивающая змейка».
Воспитатель: У вас на столе лежат бумажные змейки. Подвесьте их за ниточку. Беру бумажную змейку и держу её над свечой. Почему моя змейка вращается, а ваши нет.
Потому что над свечой воздух теплее. Он поднимается вверх и заставляет змейку вращаться.
Воспитатель: В природе солнце нагревает воздух, он поднимается вверх, а холодный устремляется на его место. Этот поток воздуха и образует ветер.
Давайте с вами сделаем вывод: Тёплый воздух заставляет вращаться змейку. Воздух образует ветер.
Дети ищут нужные карточки с этим свойством воздуха. Один ребёнок выставляет карточку на доску.
А сейчас я расскажу вам сказку «О ветерке и воздухе».
В небольшом домике жил был воздух. Был он домосед, и никуда не ходил гулять. Когда у воздуха было хорошее настроение, то в доме пахло яблочными пирогами, когда плохое- подгорелой кашей, а когда воздуху не здоровилось- лекарствами. Однажды вечером услышал воздух, как кто - то на крыше шумит и протяжно воет в трубу «у-у-у». Страшно стало воздуху. «Кто это воет? »- спросил он. - Это я ветер! - А что ты воешь? - От огорчения. Я вечный странник, облетел всю землю, но никто не называет меня путешественником. А мне так хочется им быть. Вот я и вою, свищу в уши, завываю в трубах - рассказываю о своих путешествиях. - Как интересно, - сказал воздух, расскажи и мне, где ты бывал. - Я поднимал песчаные вихри в пустыне, играл с волнами в морях, качал кроны деревьев в лесах. - Неужели ты никогда не отдыхаешь? Ведь есть такие дни, когда даже листик на деревьях не шелохнётся. - Это здесь не шелохнётся, а в другом месте бушует ураган, и не только листья, но и деревья летят по ветру. Нет мне покоя. Всегда меня гонит мой погонщик. - А разве у тебя есть погонщик? - удивился воздух. - Конечно есть. Многие тысячелетия люди не знали, почему образуется ветер. А сейчас и дети знают, кто погонщик ветра. А вы знаете?
Дети: Это солнце.
Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? (да). Итак, ребята, что же такое ветер? (это поток воздуха)
Почему он возникает? (солнце нагревает воздух и он поднимается к верху, а холодный воздух стремится на его место)
Можно ли назвать ветер путешественником? (да).
Воспитатель: Работа в нашей лаборатории подошла к концу. Давайте вспомним , глядя на карточки о каких необычных свойствах воздуха вы сегодня узнали.
- Воздух можно обнаружить
- Воздух бывает тёплый и холодный
- Воздух не имеет запаха
- Воздух участвует в образовании грома
- Воздух образует ветер.
Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали, были настоящими учёными, проводили опыты, делали правильно выводы. Отгадали ребус. Делали красивые зарисовки. Правильно отвечали на поставленные вопросы. А сейчас вы можете пойти и поиграть с воздушным шариком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ № 7 г.Хвлынска
Мясникова Г. В.
Конспект непосредственно – образовательной деятельности с использованием опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе на тему:
«Необычные свойства воздуха».
Цель:
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Программное содержание:
1.Создать условия для расширения представлений детей об окружающем мире. Продолжать формировать у детей представление о воздухе, его свойствах (воздух можно обнаружить, бывает тёплый и холодный, не имеет запаха, служит в образовании грома, ветра, при нагревании нагревается и поднимается вверх). Сформировать у детей представление о том, что ветер – это движущийся воздух, образование ветра – это результат неравномерного нагревания поверхности земли солнцем.
2.Предупреждать утомляемость детей во время непосредственно-образовательной деятельности. Продолжать работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе.
3. Продолжать развивать речь, как средство общения. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, умение делать выводы.
4. Развивать наблюдательность, анализировать.
5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире. Воспитывать чуткость к художественному слову, умение выразительно читать стихи. Закреплять умение рисовать восковыми мелками : апельсин, лук, духи. Продолжать формировать умение внимательно слушать сказки. Продолжать развивать интерес и любовь к музыке.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материалы и оборудование: вееры по количеству детей; картинки(воробей, обезьяна, заяц, дятел, утка , хомяки), буквы для игры «Ребус» ; воздушный шар; музыка из кинофильма «Усатый нянь»; 3 баночки для игры « Угадай по запаху, что в них было»; фонограмма «Шум дождя и грома»; бутылочка, монета, глубокий таз, термос с горячей водой; презентация сказки «Ветерок и воздух»; бумажные змейки, свеча, восковые мелки, бумага для рисования.
Предварительная работа:
Беседы о роли воздуха в жизни растений, животных и человека. Беседы на тему: «Живая и неживая природа». Рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов. Заучивание стихов, песен. Опыты с воздухом. Наблюдения на прогулке за ветром, за температурой воздуха, игры с ветром.
Планируемый результат:
Дети имеют навыки опытно-экспериментальной деятельности. Сформированы знания о свойствах воздуха. Знакомы с правилами безопасности. Имеют представления о ветре, как результате неравномерного нагревания поверхности земли солнцем, имеют представления о том, что воздух участвует в образовании грома.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свои тёплые улыбки. А теперь и друг друга мы согреем своими улыбками. Для этого давайте встанем в круг, поставим руки на пояс и произнесём слова: ««Влево, вправо повернись и друг другу улыбнись».
Воспитатель: ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?
Дети: солнышко
Воспитатель: правильно, солнышко. Давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг - друга и подарим тепло своим друзьям. ( Дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг, с другом ), произнося слова:
«Солнышко, солнышко
Мы твои лучи
Быть людьми хорошими ты нас научи»
Воспитатель: Ребята, а вы любите превращения?
Дети: да.
Тогда закройте глаза, а я произнесу волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс!». Откройте глаза, посмотрите, наша группа превратилась в научную лабораторию. А что делают в лаборатории? (проводят разнообразные опыты, узнают много нового, интересного). А кто работает в лабораториях? (учёные)
Вот и мы с вами сейчас будем настоящими учёными. Подойдите к столам . оденьте шапочки учёных. Садитесь по удобнее. Сегодня в лаборатории мы будем изучать свойства одного очень важного для жизни вещества, название которого вы должны отгадать.
Игра «Ребус»
Воспитатель: Ребята, обратите, внимание на доску, здесь находятся картинки. Сколько их? (6). Вот столько и букв зашифровано в этом слове. Вам нужно по первым буквам этих картинок отгадать слово.
Воспитатель: Кто догадался, Какая первая буква? Правильно, Настя, это буква «В». Иди, найди эту букву у меня на столе, и помести её на доску.
(Таким образом отгадываются и остальные буквы)
Воспитатель: Какое же слово у нас получилось? (воздух).
Правильно, это слово воздух.
А что вы можете рассказать о воздухе? ( воздух нужен чтоб дышать; он нужен людям, животным, растениям; он бесцветный, невидимый; воздух есть везде – в комнате, в почве, в растениях).
Дети читают стихи.
1.Непоседа невидимка.
Над полями гонит дымку.
Низко вьётся над травой,
Носит запах луговой,
Нежным часто он бывает,
Но порой и с ног сбивает.
Нынче там он, завтра- тут…
Его воздухом зовут
2.Он - прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Мы его не замечаем,
Про него мы говорим.
Мы всегда его вдыхаем-
Он ведь нам не обходим.
3.Воздух нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать .
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
4. Для дыхания он нужен
С ветром, с вьюгой очень дружен
Окружает нас с тобой
Не поймать его рукой.
5.Мы без него не сможем жить,
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможем мы огня.
Воспитатель : Да, ребята вся наша планета окутана воздушным покрывалом.
Мы без воздуха не сможем прожить и дня.
Наукой доказано, что без воды человек может прожить 10 дней, без пищи 40 дней. А вот без воздуха не проживёт и дня.
Опыт 1 : «Воздух можно обнаружить »
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас, нам нужно его почувствовать. Посмотрите на свои столы и подумайте с помощью какого предмета мы можем ощутить воздух? ( с помощью веера) . Правильно, давайте помашем веером на себя, друг на друга. Что вы ощущаете
Дети: Движение воздуха
Воспитатель: Веер заставил воздух двигаться, и вы ощутили дуновение воздуха на своей щеке.
Воспитатель: давайте сделаем вывод. Можно ли обнаружить воздух? С помощью чего можно обнаружить воздух? (Воздух можно обнаружить. Мы его обнаружили с помощью веера).
Найдите у себя на столе карточки, обозначающие это свойство.
Точно такая же карточка ребёнком выставляется на доску.
Опыт 2 : « Воздух бывает тёплым и холодным»
Воспитатель: Ребята, а есть ли воздух внутри нас? Подышите на свою ладошку потихоньку. Что вы почувствовали? (воздух). Он холодный или тёплый? (тёплый). А теперь губы сложите трубочкой и подуйте на ладошку сильно. Какой воздух? (холодный). Какой воздух в холодильнике? В печке? Зимой? Летом?
Воспитатель: Что мы узнали о воздухе? (воздух бывает тёплый и холодный)
Найдите у себя на столе карточки, обозначающие это свойство.
Точно такая же карточка ребёнком выставляется на доску. Скажи , Егор карточку какого свойства воздуха ты поставил? Правильно.
Опыт 3. « Имеет ли воздух запах?»
Воспитатель: Выпрямили все спинки и глубоко вдохнули воздух. Что вы почувствовали? (воздух). Имеет ли воздух запах? (нет). Спрашиваю несколько детей. А бывает, что воздух пахнет яблоками, если в сад пришла щедрая осень. Дымом, если поблизости горит костёр. Пирожками, когда на кухне хлопочет бабушка. Собственного запаха у воздуха нет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества. Хотите убедиться в том, что воздух действительно присваивает запахи разных веществ? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай по запаху, что было в баночке» В баночках хранились вещества с сильным запахом. Вы должны отгадать и зарисовать , что было в них. Сначала откроем банку №1. ( подношу к детям, предлагаю понюхать, затем предлагаю зарисовать). Теперь проверим , что было в следующей банке № 2, что было в банке № 3. А теперь, глядя на свои зарисовки скажите мне , что было в банке под №1. Скажи, Лера. Ребята вы все согласны с Лерой. Правильно в банке под №1 был апельсин. Что было в банке под № 2?(лук).Что было в банке под№3? Молодцы все угадали правильно. Делаем вывод : имеет ли воздух запах? (нет). Но может присваивать запахи разных веществ и предметов. Найдите у себя на столе карточки, обозначающие это свойство.
Точно такая же карточка ребёнком выставляется на доску. Скажи , Соня, карточку какого свойства воздуха ты поставила? Правильно.
Физкультминутка.
Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть
Стал мой шарик вдруг толстеть
Я всё дую, шар всё толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок.
Лопнул шарик, мой дружок.
Воспитатель: Ну, не переживайте, ребята, что шарик ваш лопнул. У меня для вас есть сюрприз ( достаю воздушный шар). Давайте, поиграем с шариком. (Дети встают в круг и играют под музыку с шариком.
Опыт 4. « Подпрыгивающая монета».
Звучит фонограмма «Шум дождя и грома».
Воспитатель: Ребята, скорее возвращаемся на свои места. Что вы слышали? (грозу, гром, шум дождя). А как вы думаете, участвует ли воздух в образовании грома? Узнать это нам поможет следующий опыт.
Берём пустую бутылочку с длинным горлышком и ставим в глубокий таз. Намочим ободок горлышка и положим сверху большую монету, которая полностью закрывает горлышко. Налить в таз тёплой воды.
Воспитатель: Что происходит с монетой? Как вы думаете, почему она подпрыгивает?
Дети: Воздух при нагревании расширяется и толкает монету вверх.
Воспитатель: При грозе молния нагревает воздух вокруг себя. Воздух расширяется так быстро, что производит громкие хлопки. Это и есть раскаты грома.
Воспитатель: Давайте сделаем вывод. Воздух участвует в образовании грома.
Дети ищут нужные карточки с этим свойством воздуха. Один ребёнок выставляет карточку на доску.
Опыт 5. «Извивающая змейка».
Воспитатель: У вас на столе лежат бумажные змейки. Подвесьте их за ниточку. Беру бумажную змейку и держу её над свечой. Почему моя змейка вращается, а ваши нет.
Потому что над свечой воздух теплее. Он поднимается вверх и заставляет змейку вращаться.
Воспитатель: В природе солнце нагревает воздух, он поднимается вверх, а холодный устремляется на его место. Этот поток воздуха и образует ветер.
Давайте с вами сделаем вывод: Тёплый воздух заставляет вращаться змейку. Воздух образует ветер.
Дети ищут нужные карточки с этим свойством воздуха. Один ребёнок выставляет карточку на доску.
А сейчас я расскажу вам сказку «О ветерке и воздухе».
В небольшом домике жил был воздух. Был он домосед, и никуда не ходил гулять. Когда у воздуха было хорошее настроение, то в доме пахло яблочными пирогами, когда плохое- подгорелой кашей, а когда воздуху не здоровилось- лекарствами. Однажды вечером услышал воздух, как кто - то на крыше шумит и протяжно воет в трубу «у-у-у». Страшно стало воздуху. «Кто это воет? »- спросил он. - Это я ветер! - А что ты воешь? - От огорчения. Я вечный странник, облетел всю землю, но никто не называет меня путешественником. А мне так хочется им быть. Вот я и вою, свищу в уши, завываю в трубах - рассказываю о своих путешествиях. - Как интересно, - сказал воздух, расскажи и мне, где ты бывал. - Я поднимал песчаные вихри в пустыне, играл с волнами в морях, качал кроны деревьев в лесах. - Неужели ты никогда не отдыхаешь? Ведь есть такие дни, когда даже листик на деревьях не шелохнётся. - Это здесь не шелохнётся, а в другом месте бушует ураган, и не только листья, но и деревья летят по ветру. Нет мне покоя. Всегда меня гонит мой погонщик. - А разве у тебя есть погонщик? - удивился воздух. - Конечно есть. Многие тысячелетия люди не знали, почему образуется ветер. А сейчас и дети знают, кто погонщик ветра. А вы знаете?
Дети: Это солнце.
Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? (да). Итак, ребята, что же такое ветер? (это поток воздуха)
Почему он возникает? (солнце нагревает воздух и он поднимается к верху, а холодный воздух стремится на его место)
Можно ли назвать ветер путешественником? (да).
Воспитатель: Работа в нашей лаборатории подошла к концу. Давайте вспомним , глядя на карточки о каких необычных свойствах воздуха вы сегодня узнали.
- Воздух можно обнаружить
- Воздух бывает тёплый и холодный
- Воздух не имеет запаха
- Воздух участвует в образовании грома
- Воздух образует ветер.
Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали, были настоящими учёными, проводили опыты, делали правильно выводы. Отгадали ребус. Делали красивые зарисовки. Правильно отвечали на поставленные вопросы. А сейчас вы можете пойти и поиграть с воздушным шариком.