Главные вкладки
Городова Нина Олеговна
Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя. А.Н. Острогорский
Статья на тему: «Развитие этнокультурной терпимости в изобразительной деятельности»
Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности актуальная задача современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания наций, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Воздействие этнокультуры на формирования личности следует рассматривать в связи с её многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным, эстетическим. Огромную роль в развитии духовности детей играет фольклор, который вобрал в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы, воплотившиеся в целую систему художественных образов. Обрядовые песни, танцы, народные сказки – то неоценимое богатство, которое способно помочь ребёнку стать творческой личностью. Этнокультурная терпимость – это такое качество личности, которое проявляется в эмпатии, уважении и признании обычаев, традиций, культуры, убеждений и верований своего и других народов. Удивительный мир русской народной культуры сопровождает ребёнка с первых дней его появлении в детском саду, и поэтому каждый осознаёт себя личностью, чувствует духовную связь со своими предками – русичами. Чтобы наши дети хорошо знали и уважали своё прошлое, историю и культуру своего народа, в нашем детском саду и был создан этнографический музей «Изба», который способствует развитию кругозора детей и их гражданско-патриотическому воспитанию. Цель деятельности музея – зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его культуре, а также к природе. А задачи музея это – познакомить детей с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой; прививать интерес к культуре. На музыкальных занятиях наши воспитанники знакомятся с обычаями, обрядами, праздниками, фольклором, танцами своего и других народов. На физкультурных занятиях дети разучивают и играют в разные народные подвижные игры. Я знакомлю детей с народными промыслами: «Волшебная дымка», «Филимоновские свистульки», «Золотая Хохлома», «Голубая Гжель», «Городецкие цветы», «Богородские игрушки», «Калининские птички», « Русские матрёшки», «Жостово». На занятиях я использую разные формы ознакомления с каждым видом народного искусства: это выставки, занятия по искусству, декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства, иллюстраций. Что позволяет показать разнообразие содержания предметов, некоторые способы и этапы работы мастеров. На занятиях по народному искусству детей знакомлю сначала с одним из его видов, а затем с двумя – тремя видами в сравнении. Важно показать общие образы народных игрушек и их характерное различие. Учу детей по одному - двум признакам узнавать знакомые виды. Знакомя детей с народным помыслом. Даю некоторые сведения о нём – название, его местонахождение; определяем вместе с детьми содержание и назначение предметов. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождаю художественным словом, потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен. Например: Вот индюк нарядный Весь такой он складный. У большого индюка Все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост. Точно солнечный цветок И высокий гребешок, Красной краскою горя, как корона у царя! (Дымковский индюк)
Посмотри, как хороша Эта девица – душа: Щёчки алые горят, Удивительный наряд, Сидит кокошник горделиво. Барышня уж так красива! Как лебёдушка плывёт, песню тихую поёт. Ай да девица – душа! Как ты чудо хороша! Клетчатая юбочка, Фартук полосатый, На полосках точки. А вокруг кружочки. (Дымковские барышни)
Филимоновские игрушки: · Петух семейку охраняет – никого не подпускает. · Не желает медведь реветь – желает свистеть. · Танцует парочка – солдат да сударочка. · Коровушки не простые – глиняные, расписные.
Как волшебная Жар – птица. Не выходит из ума. Чародейка – мастерица. Золотая Хохлома. И богата и красива. Гостью рада от души. Кубки, чаши и ковши. И чего здесь только нету. Гроздья огненных рябин, Маки солнечного лета. И ромашки луговин. Всё вобрала словно память. Зорь червонные лучи. И узорчатый орнамент. Древне-суздальской парчи.
Алый, шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока, А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко. Наша русская … (матрёшка).
Синие птицы по белому небу. Море цветов голубых, Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых Синяя сказка – глазам загляденье. Словно весною капель. Ласка, забота, тепло и терпенье. Русская звонкая Гжель!
Если взглянешь на дощечки, ты увидишь чудеса! Городецкие узоры. Тонко вывела рука! Городецкий конь бежит! Вся земля вокруг дрожит! Птицы яркие летают. И кувшинки расцветают.
На занятиях учу детей видеть красоту узора, делить на знакомые составные части – элементы, их цвет. Это сложная задача, которая осваивается только под руководством взрослого, не спеша. Выделив один из элементов, далее определяем его форму, цвет, величину. Постепенно учу детей видеть закономерность построения узора (композицию): чередование полос разного цвета, полос и кругов, полос и овалов; показываю ритм простых элементов, содержащихся в каждом узоре. В процессе рассматривания для активизации детей использую жест руки. Показывая элемент узора, ребёнок дотрагивается до него пальцем, находит такой же ли одинаковой формы. Но другого цвета, с другими украшениями. Постепенно от крупных элементов узора перехожу к более мелким. Эта работа продолжается на занятиях по декоративному рисованию и лепке. В начале занятия детей учу рассматривать наиболее простые образы, доступные лепке (уточка, собачка). Лепка помогает детям понимать, как мастера передают пластический образ, обобщённость и простоту формы, лаконичность средства выразительности. Важно в игровой ситуации создать образ и в конце занятия обыграть изготовленные фигурки: пустить уточек в пруд. Дать выбрать барышне собачку, придумать про них историю. На занятиях по декоративному рисованию, аппликации, выделив один из элементов узора на полосе «дорожка», на квадрате, круге, розетке (салфетка, ткань), для хвоста индюка. В конце занятия дети «одевают» трафареты игрушек: барышень, коней, птиц, используя свои рисунки. Создаётся интерес к результатам работы, понимание назначение узора и связь его с предметом. По каждому виду народного искусства провожу несколько занятий (4-5) по рисованию, лепке, аппликации, чтобы дети овладели системой знаний в процессе ознакомления, а также во время декоративной деятельности. На занятиях мне помогают рабочие тетради по основам народного искусства и познавательные, обучающие книжки – раскраски для детей. А также 4 учебно-наглядных пособий «Дошкольникам об искусстве» автор Т.Н. Доронова. А как дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать на тему «Наши любимые сказки». Например: «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Рукавичка», «Три поросёнка» и др. А в рисовании «Мой любимый сказочный герой», дети передают в рисунке образы сказок и характерные черты полюбившегося персонажа. На занятии «Народные потешки», знакомлю детей с творчеством художника – иллюстратора Ю.А. Васнецова. Расширяю представления детей о разнообразии народного творчества. Учу детей с выражением рассказывать потешки. Развиваю творчество и фантазию. Учу детей передавать в рисунке характерные особенности произведений фольклора. На занятиях «Рисуем отгадки к народным загадкам», учу рассматривать иллюстрации к загадкам. Развиваю самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира. На занятиях по декоративному рисованию знакомлю детей с мотивами вышивки (русской, украинской). Знакомлю детей с историей вышивки. Показываю красоту вышитых изделий. Воспитываю интерес к труду вышивальщиц. Учу детей выполнять геометрические и растительные узоры на различных формах. На занятиях по ручному труду, предлагаю детям вышить несложный узор на салфетке. На декоративном рисовании по мотивам кружевоплетения «Морозные узоры», можно использовать рисование гелиевыми ручками различных цветов. Очень интересны конспекты по данным темам в книге О.А. Соломенниковой «Радость творчества». В плане моего кружка в подготовительной группе есть такая тема: «Оденем Ваню и Маню в русский костюм». На этих занятиях я знакомлю детей с русским народным костюмом, с историей костюма. Показываю особенности национального костюма на Руси, с его возрастным видоизменением. Закрепляю технические навыки и умения закрашивания. В рисовании «Кукла в национальном костюме», можно использовать костюм любой национальности (на усмотрение воспитателя), не обязательно русский, а можно взять тот костюм, про который воспитатель может интересно рассказать детям, который ближе всего к педагогу. В развитии этнокультурной терпимости помогают замечательные книги для раскрашивания, которые дети любят раскрашивать не только на занятиях, но и в свободное время. Народное искусство глубоко проникает в жизнь ребёнка, формирует у него эмоционально–эстетическое восприятие родной культуры. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. |