ОПЕРЕЖЕНИЕ ПРАКТИКОЙ ТЕОРИИ

Цапко Наталья Петровна

Опережение практикой теории- залог подготовки на уроках ветеринарной хирургии,  как  компетентного  специалиста.

       Каждая дисциплина учебного плана в соответствии с ФГОС и требованиями рынка труда нацелена на подготовку конкурентоспособного профессионально компетентного специалиста. По моему мнению, новый взгляд на рабочую программу ветеринарной хирургии, северного животноводства, профессионального модуля и программы учебной практики, содержится не только в компетенциях, но и в идеях, подходах, принципах, методике, технологии и технике преподавания. Развитие агропромышленного комплекса ЯНАО в современных условиях ведения хозяйства : оленеводство, пушно-меховой промысел, звероводство, повысило требования со стороны работодателей к квалификации ветеринарных фельдшеров.

        Руководителей хозяйств интересуют не только высокие оценки в дипломе специалиста. Они задаются вопросами :» Способен ли специалист на внимание и любовь к животным?» В состоянии ли он проводить профилактику болезней : ставить прививки, следить за состоянием животных и птицы, бороться с болезнями? Осознает ли он, что человек должен получать продукты только от здоровых животных?».

     Ведущей идеей, отражающей новый взгляд на преподавание ветеринарной хирургии и северного животноводства, я считаю идею опережения практикой теории. Стало традицией начинать преподавание дисциплин и модулей с проведения   операций   и лечения на домашних животных. Важно, чтобы студенты не просто научились преодолевать страх при  наблюдении, но и последующем  их участия в лечении  и  операциях на животных. Необходимо, чтобы они осознали, что ветеринарная профессия- одна из гуманнейших профессий на земле.

     В процессе наблюдения за оказанием помощи животным, студенты получают первые представления о технике операций и современном лечении. Каждой операции предшествует беседа о правильной постановке диагноза. Наконец, студенты начинают понимать о важности для ветеринарного фельдшера овладения искусством и техникой проведения операций. Одним словом, студенты начинают приобретать субъектный опыт хирургической деятельности. Но при всем этом, роль теории не умаляется. Я считаю, что знания должны быть не просто глубокими и прочными, а действенными, востребованными в профессиональной  деятельности !

      Поэтому, следующей идеей преподавания, выступает идея самостоятельного описания студентами хода операции с использованием учебника и материалов, полученных при наблюдении за ходом техники операции. Задание включает, сравнение между увиденным и прочитанным в учебнике. Причем, студенты начинают подмечать, что порою , теория расходится с практикой. В процессе теоретических  занятий знания расширяются и углубляются, проводится их обобщение и систематизация. Для развития познавательной самостоятельности студентов предлагаю им обобщения проводить самостоятельно. При этом инструктирую о ходе работы и показываю правильные образцы выполнения. Соединения теории с практикой также проходят в процессе выполнения программных практических и лабораторных работ.

       Идея опережения практикой теории находит свое развитие в кружковой и опытнической работе. Здесь реализуется дифференцированный подход к студентам : они больше проявляют стремления  к овладению искусством, и получают для этого больше времени. С другой стороны, практикую групповые обсуждения результатов кружковой и опытнической работы. Ведь в работе необходимо принимать и коллективные решения.

       Заключительным моментом реализации идеи опережения практикой теории выступает выполнение каждым студентом выпускной квалификационной  работы.    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Н.П.Цапко.