статья по теме " Повышение мотивации обучения, учащихся к изучению физики на примере изучения темы " Трансформаторы"

Данилина Татьяна

Данная статья посвещена повышению мотивации обучения на уроках физики.При проведение урока по теме " Трансформатор"   {2 курс -специальность " Автомеханики"}  для заинтересованности  в начале урока  показана презентация по теме,затем  метериали из  видеокурса  Ванюшина М.Б. " В мир электричества -как  в первый раз"и  за минут 10 до конца урока  студенты должны были  для будущей тестовой работы написать один вопрос  с вариантами ответов. По   составленным вопросам  мною был сделан анализ по усваению темы . На следующем уроке  на тот материал, который не вошел в вопросы,еще раз делаю повтор.  По вопросам создан  общий тест по теме. Так же студенты сами создают презентации . сообщения испольтзуя Интернет-ресурсы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение мотивации обучения, учащихся к изучению физики на примере изучения темы «Трансформаторы»

                      Данилина Татьяна Николаевна.                               Преподаватель физики и электротехники

Особенности современного подхода к цели образования, его структуры- это ориентация на формирование личности. При этом необходимо учитывать, как   возрастные, психологические особенности контингента, так и специфику   образовательного учреждения, где происходит процесс обучения.

Решающая проблема в образование в настоящее время-учебная мотивация. Мотив обучения у каждого студента свой и это надо учитывать, с этим надо считаться. Эти мотивы могут быть разными: учебные и профессиональные.

Главная задача преподавателя для повышения мотивации в процессе обучения физики- такая организация учебной деятельности студентов, которая максимально способствует раскрытию внутреннего потенциала студента

Как один из способов повышения мотивации – использование ИКТ в учебном процессе

Индивидуальная и групповая форма работы студентов с информационными и коммуникационными технологиями, занятия с применением иллюстративно-демонстрационным приложением, проектируемых на интерактивную доску с помощью мультимедийного проектора. Используя локальные компьютерные сети, преподаватель может сочетать как групповые, так и индивидуальные режимы работы. Например, Урок «Повторно-обещающий» Входе урока часть студентов выполняет тестовое задание прямо на компьютере, друга часть готовится ответить на вопросы по наблюдаемым явлениям и закономерностям.  

 С помощью электронных наглядных пособий и созданных презентаций по темам уроков можно классифицировать информационные объекты: видеофрагменты, видеофильмы, анимация, компьютерные интерактивные модели.

Все это позволяет повысить эффективность проведения урока. Усилить привлекательность подачи материала. Осуществить дифференциацию видов занятий, а также разнообразить формы обратной связи                                                            

Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживление», возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга.

«Золотое правило дидактики- наглядность» (Ян Каменский)

Из опыта работы

Изучение курса физики строится на основе лекционно- семинарской форме обучения. ГБПОУ «Автомеханический лицей» готовит следующие специальности профессии: - автомеханики, сварщики.                                         Возраст студентов 16-17 лет. После школы перед ними встают проблемы:

  • Выбор профессии.
  • Знакомство с новым учебным заведением
  • С новыми формами обучения (лекции, семинары, зачеты)

По социальному статусу обучающиеся –это в основном дети рабочих, где больше половины в неполных семьях, что не способствует процессу осознания ими объективно значимости обучения. Контроль знаний при поступлении показывает, что почти 90 % это -3.

Поэтому процесс начинается с мотивации предмета.

Эту мотивацию можно проявить с помощью творческих заданий с применением ИКТ, самостоятельной работы с применением ИКТ. лабораторных работ и т. д.  

   Использования ИКТ на уроке по физике при изучении темы                        « Трансформаторы» :

  • Ванюшин М. «Мультимедийный курс» В мир электричества как в первый раз» , 2009  nttp://www.eltry.com

(раздел «трансформаторы», основной текс, видеоматериал)

  • Видео урок «трансформаторы»
  • Демонстрация компьютерной презентации (презентация по теме                           « Трансформаторы») {студенты самостоятельно делают презентации  по данной теме}
  • В конце урока каждый студент должен предложить вопрос для теста с вариантами ответа. Затем из этих вопросов формируем сам тест. Данный тест   находится в компьютере и его можно использовать для зачета по теме кто пропустил занятия, По тому как сформулированы вопросы и варианты ответов можно говорить о восприятии материала обучающимися Активность обучающихся отмечается баллами. которые в конце урока суммируются

Использование ИКТ вне урока (самостоятельная работа студентов)

  • Использование электронных учебников  

 Электронный ресурс «Электротехника» Форма доступа: http://www/edu/ru 

                             http://www.school.edu.ru/ 

  • подготовка доклада по теме «Применение трансформаторов»

для этого необходимо   воспользоваться Интернет- ресурсами и другими источниками

входе работы студент должен показать умение работать с текстом, выделять главное, найти и проанализировать необходимую информацию, сделать выводы, правильно представить свою мысль

  •  По докладу нужно  подготовить выступление с презентацией

Обучаемого легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывает не только информационное, но и эмоциональное воздействие.

Привлечение всех органов чувств ведет к исключительному повышению степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами обучения

По данным ЮНЕСКО при ауди восприятии сваиваемость-12% информации, при визуальном – 25%, а при аудиовизуальном восприятие материала до 65 % информации.

Поэтому обучение с использованием аудиовизуальных средств комплексного предъявления информации является наиболее эффективной формой обучения, что и происходит на практике.

Литература:

  1. Горлова Л.А. Нестандартные уроки. Физика 7-11 класс, – Москва: « ВАКО», 2006.
  2. Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1990.
  4. ИКТ в предметной области. Часть V. Физика Методические рекомендации. ГОУ ДПО ЦПКС СПб                               « РЦОКО и ИТ» 2010.
  5. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных компетенций на уроках физики – М.: Просвещение, 2011.
  6. Сауров Ю.А.  Физика в 11 классе  Модели уроков - Москва  « Просвещение» 2005.
  7. Усова А.В., Завъялов В.В. Самостоятельная работа в процессе изучения физики: Методическое пособие – М.: Высш. шк., 1984.
  8. Бутырский Г.А. ,Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике  10-11 класс  - Москва « Просвещение» 2000.

9     Ванюшин М. «Мультимедийный курс» В мир электричества как в      первый раз» , 2009  nttp://www.eltry.com

10 Электронный ресурс «Электротехника» Форма доступа: http://www/edu/ru 

11интернет -ресурс http://www.fizika/ru 

                             http://www.school.edu.ru/