Учителям
Информация в помощь учителю русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezlichnye_predlozheniya_na_konkurs.doc | 93 КБ |
bezlichnye_predlozheniya.pptx | 199.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Озерная средняя общеобразовательная школа № 9.
Разработка урока по русскому языку
Тема : «Безличные предложения».
8 класс.
Составитель: Сафонова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы | |
Озерной средней школы №9 села Черное Озеро Ширинского района Республики Хакасия. |
.
с. Черное Озеро,
2015г.
Тема: «Безличные предложения».
Цели урока:
Обучающие:
- рассказать об общих и отличительных признаках двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению;
- дать понятие о способах выражения сказуемых в безличных предложениях;
Формирование умений: находить безличные предложения по их значению и структурным особенностям;
- употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды, душевного состояния человека, отрицания чего – либо в разных стилях речи;
- продолжать развивать умение пользоваться всеми типами односоставных предложений;
- правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят безличные.
Развивающие:
- развивать умения аргументировать, доказывать;
- способствовать развитию познавательного интереса учащихся путем использования упражнений, подобранных с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся;
- обеспечить развитие самостоятельности при выполнении задании;
- развивать память, речь, образное мышление учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения;
- воспитывать интерес к родному языку;
- воспитывать чуткое отношение к состоянию природы и окружающих нас людей.
Оборудование: - раздаточные карточки с текстами; - компьютер; -компьютерная презентация, интерактивная доска.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Технологическая карта урока:
Этап, время | Содержание | УУД | |
учитель | ученик | ||
1. Организа-ционный момент. (2 мин.) | Приветствует учащихся, представляется, отмечает отсутствующих, озвучивает свои требования (учебники, тетради и т.п.). | Слушают учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: смыслообразование. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (10 мин). | Учитель предлагает прочитать текст, спроецированный на экране (Слайд 1) и этот же текст лежит у ребят на парте. Стихотворение А. Фета ВЕЧЕР Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. Далеко, в полумраке, луками Убегает на запад река. Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака. На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном,- Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем. -Ответьте на вопросы: 1. Что хотел выразить поэт в этом стихотворении? (красоту вечера, красоту природы, свои чувства). 2. Как вы думаете, вечер какого времени года описывает поэт? (лето) 3. Какие слова указывают на это? (сыро, жарко, теплится. Зарница – отдаленная мгновенная вспышка на небосклоне– отблеск дальней грозы). 4. Какие бы вы использовали краски, если бы рисовали картину? 5. Какие слова передают краски? (померкший луг, полумрак, золотой, как дым облака, голубой и зеленый огонь). 6. Прочитаем 1 строфу. Какое это предложение: простое или сложное? (Сложное, (из 4-х простых, односоставных ). 7. Подчеркните грамматическую основу каждого предложения. 8. Назовите основы. 9.Определите вид односоставных предложений? -Если Вид предложения определить трудно , то поставьте знак вопроса (?). | Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, читают стихотворение. | Познавательные: выполнение учебных действий в материальной и умственной форме, применение мыслительных операций. Результативные: контроль и выявления своих отклонений от знаний. Коммуникативные: Осуществление совместной деятельности с учётом учебно-познавательных задач, вступление в учебный диалог с учителем и одноклассниками. |
3. Постановка проблемы, темы и цели урока (4 мин) | Учитель предлагает выйти к интерактивной доске и обозначить те предложения, где был поставлен знак «?» -Что характерно для тех предложений, вид которых вы затруднились определить? Учитель подводит класс к тому, что это тоже односоставные предложения и сообщают они о таком состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим. -Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос «кто» формой именительного падежа? -Можно ли точно сказать, кто производит действия, кто испытывает состояние природы? ( и др.). -Какова роль таких предложений в тексте? ( определяем, что вносится оттенок стихийности, используются для описания пейзажа, а повествованию придаётся лиричность, лаконичность, выразительность). Как мы будем называть такой тип односоставных предложений? Безличные(???) (Слайд 2 с определением понятия) | Анализируют данные исследования текста. Понимают, что есть ещё вид односоставных предложений, им неизвестный . Пытаются дать названия таким предложениям, используя аналогию с названиями «Определённо-личные», «неопределённо-личные предложения», выдвигают версии названий, обосновывая их. Удивляются, что есть такие предложения, в которых затруднительно определить лицо, совершающее действие Ставят перед собой задачу, определив зону своего знания и незнания. Формулируют тему урока. | Познавательные: умение слушать, анализировать, извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: умение слушать других и выражать собственную мысль, оценивать, комментировать точку зрения другого человека. |
4. Первичное закрепление изложенного материала. (10 мин.) | Учитель предлагает открыть параграф №39 и прочитать определение «Безличное предложение - это» Выполнить упражнение №199 в парах. Предлагается из данных предложений выбрать безличные и указать, чем выражено сказуемое в безличном предложении . | Смотрят информацию в учебнике, сравнивают с уже полученным знанием. Решают типовые учебные задачи с проговариванием алгоритма способа действия. | Регулятивные: Самоконтроль, коррекция. Выявление и осознание того, что уже освоено и того, что ещё подлежит освоению. Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем. Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий с применением мыслительных операций. |
5. Закрепление изложенного материала (13 мин) | 1. Учитель предлагает материал закрепить в форме викторины. Викторина «Безличные предложения в литературе» (Слайд 3)
- Давайте сверим, правильно ли мы с вами ответили на данные вопросы (Слайд 4) 2.На проектной доске записаны пословицы с пропуском одного слова. (Слайд 5) Все пословицы построены как безличные предложения. Учащиеся должны восстановить пропущенное слово.
Ответы (Слайд 6) 1)тошно; 2)сделано; 3) испытать; 4) нет; 5) спится; 6) распознавать; 7) потерять; 8) бояться; 9)знать; 10) страшно; 11) нет; 12) высмеять -Сделать синтаксический разбор одного из предложений у доски и в тетрадях. -- Выпишите безличные предложения. Объяснить орфографию в пропусках. (раздаточные карточки) (Слайд 7) 1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин) 2) Тихо бреду вдоль пушистых реш…ток канала (М.Дудин) 3) Красны, ясны и тихи ст…яли к…роткие зимние дни (С.Аксаков) 4) От её голоса п…веяло теплотой. (Теплота повеяла от ее голоса) 5) Вдыхаешь запах м…розной пр…хлады. 6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме. 7) В ту ночь никому не спалось. (В ту ночь никто не спал) 8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес. 9) В воздухе пахнет сосновой см…лой. (Сильно пахнет сосновая смола) -Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте проверьте , сравнив со слайдом. Ответы с взаимной самопроверкой. Двусоставное предложение 3, 6,8. Определённо–личное предложение 1, 2, 5. Безличное предложение 4, 7, 9. (Слайд 8) | Выполняют задание творческого характера: Отвечают на вопросы викторины, вставляют пропущенные слова, делают синтаксический разбор одного из предложений на выбор.(один ученик у доски, остальные в тетради) Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. | Регулятивные: самоконтроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: понимать информацию, представленную в виде алгоритма; умение устанавливать причинно-следственные связи. |
6. Подведение итогов. Рефлексия. (4 мин.) | Подведение итогов урока осуществляется в ходе эвристической беседы, целью которой является определение успешности урока. Задачей учителя является создание ситуации успеха, сопоставление целей урока с его результатами. Учитель совместно с учениками формулирует основные выводы занятия. Учитель организует рефлексию деятельности, осуществляет обратную связь. Предлагает учащимся оценить свои впечатления об уроке, определиться интересно ли им было, всё ли понятно, комфортно ли они ощущали себя на уроке. Вот и закончилось наш урок. - Так ответьте мне на вопрос вы воняли «Какие предложения называются Безличными?», - Вам понравилась наша совместная работа? А что интересного было для каждого из вас? Что нового открыли вы для себя на уроке? - А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали, старательно выполняли мои задания. -Молодцы, спасибо вам большое! | Дети совместно с учителем подводят итоги урока, формулируют основные выводы, оценивают впечатления о уроке и отмечают их на интерактивной доске. | Коммуникативные: формирование вербальных способов коммуникации ( вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); Личностные: действия смыслообразования, устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, (интерес, мотивация);Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль ит оценка процессов и результатов деятельности; Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Оценивать свое задание по следующим параметрам:
|
7. Организация домашнего задания. (1 мин.) | Учитель сообщает домашнее задание, делает необходимые пояснения.
| Записывают домашнее задание, уточняют неясности. | Личностные: использование воображения при выполнении учебных действий. |
Перечень литературы
и других материалов.
- Книги:
- Тростнецова Л.А., Ладыженская Т.А. . «Учебник для 8 класса Русский язык» “Просвещение”, 2012.
- Сборник стихотворений А.А. Фет. – «Москва - учитель», 2000 г.
- Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Исаева Н.А. Русский язык. 8 класс. Методические рекомендации для учителя. 2007.
- Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Универсальные поурочные разработки по русскому языку.8 класс. – М.: ВАКО, 2013.
- Интернет ресурс.
- Федеральный портал «Российское образование» http://edu.ru/ (10.07.2014г).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния Безличные предложения
Вспомните безличное предложение в сказке Пушкина. Знаменитый вопрос рыбки. (Чего тебе надобно…?) Кто из русских писателей мог употребить выражение: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней !» Какая героиня Пушкина сказала: «Не спится няня…. Здесь так душно»? Кто из русских поэтов написал строчки: «Вам не видать таких сражений!»? Кто из русских поэтов начала 20 века написал: «Плачет где-то иволга схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло.»? « Вот, что Теркин, в одиночку не резон тебе идти». Как называется поэма Твардовского, в которой есть эти строки? Викторина « Безличные предложения в литературе»
Вспомните безличное предложение в сказке Пушкина. Знаменитый вопрос рыбки. (Чего тебе надобно, старче?) Кто из русских писателей мог употребить выражение: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней!» (Ответ- Лев Толстой) Какая героиня Пушкина сказала: «Не спится няня…. Здесь так душно»? (Ответ- Татьяна Ларина) Кто из русских поэтов написал строчки: «Вам не видать таких сражений!»? (Ответ- М.Ю.Лермонтов ) Кто из русских поэтов начала 20 века написал: «Плачет где-то иволга схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло.»? (Ответ- Сергей Есенин) «Вот, что Теркин, в одиночку не резон тебе идти». Как называется поэма Твардовского, в которой есть эти строки? (Ответ- «Василий Теркин») Ответы
И в раю жить….одному. Делано на спех…….на смех И друга, и врага можно……..в трех обстоятельствах: в горе, в пути и в болезни. Где добра….там не ищи правды. Каково живется, таково и ….. Надо всем знать, как врага…. Уважение трудно заработать, но легко…. Упавшему в воду нечего….дождя. Нерешительному не….удачи. Глупому не….и с ума сойти. ……болезни тяжелее, чем глупость. Честность легко…, но трудно опорочить. Пословицы
И в раю жить ТОШНО одному . Делано на спех СДЕЛАНО на смех. И друга, и врага можно ИСПЫТАТЬ в трех обстоятельствах: в горе, в пути и в болезни. Где добра НЕТ там не ищи правды. Каково живется, таково и СПИТСЯ . Надо всем знать, как врага РАСПОЗНОВАТЬ . Уважение трудно заработать, но легко ПОТЕРЯТЬ . Упавшему в воду нечего БОЯТЬСЯ дождя . Нерешительному не ЗНАТЬ у дачи . Глупому не СТРАШНО и с ума сойти. НЕТ болезни тяжелее, чем глупость. Честность легко ВЫСМЕЯТЬ , но трудно опорочить. Ответы
1) Едем бором, тёмными лесами. ( И.А.Бунин ) 2) Тихо бреду вдоль пушистых реш …ток канала ( М.Дудин ) 3) Красны, ясны и тихи ст … яли к… роткие зимние дни ( С.Аксаков ) 4) От её голоса п…веяло теплотой. (Теплота повеяла от ее голоса) 5) Вдыхаешь запах м…розной пр …хлады. 6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме. 7) В ту ночь никому не спалось. (В ту ночь никто не спал) 8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес. 9) В воздухе пахнет сосновой см… лой . (Сильно пахнет сосновая смола) Выпишите безличные предложения
Безличное предложение - 4, 7, 9 . Двусоставное предложение - 3, 6,8. Определённо–личное предложение - 1, 2, 5. Ответ
Обязательно : Выполнить из учебника (п.№39 «Безличные предложения») упр. № 203 По желанию : Выписать безличные предложения (6-10) из литературных произведений; монологи, диалоги из Капитанской дочки А.С.Пушкина , «Мцыри» М.Ю.Лермонтова , из «Ревизора» Н.В.Гоголя . Домашнее задание