2.4. НАСТАВНИЧЕСТВО
«Я убедился, что как бы человек успешно
не закончил педагогический вуз, как бы
он не был талантлив, а если не будет учиться
на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…»
А.С. Макаренко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»
Перспективный план работы
наставника Смолковой Татьяны Владимировны
с начинающим воспитателем Соровегиной Анастасией Андреевной
на 2024– 2025 учебный год
Цель работы. Оказание помощи начинающему воспитателю в его профессиональном становлении.
Задачи.
1. Ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развивать его способность самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
2. Формировать умения применять формы и методы в работе с детьми группы раннего возраста
3. Уметь решать общие вопросы организации работы с родителями.
Месяц | Содержание работы | Форма проведения |
сентябрь | 1. Анкетирование 2. Оказание помощи в организации качественной работы с документацией (план по самообразованию, план по воспитательно-образовательной работе с детьми) 3. Оформление документации группы | Собеседование Консультация Ответы на интересующие вопросы |
Октябрь | 1. Мониторинг детского развития 2. «Педагогическая стрессоустойчивость» | Помощь в подборе диагностического материала Тестирование |
Ноябрь | 1. Родительское собрание «Кризис 3 лет» 2. Моделирование педагогических ситуаций 3. Создание благоприятного эмоционального климата в группе | Помощь в организации и проведении собрания |
Декабрь | 1. Посещение НОД с целью выявления профессиональных затруднений и совместное определение путей их устранения 2. Основные проблемы в педагогической деятельности начинающего воспитателя | Просмотр и обсуждение |
Январь | 1. РППС в группе раннего возраста Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала) 2. «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ» | Консультация Памятка |
Февраль | 1. Самостоятельная организация и руководство дидактическими играми детей. 2 «Как подготовиться к докладу, выступлению» | Наблюдение Помощь в подборе дидактических игр группе раннего возраста Памятка |
Март | 1. «Правильно оформляем конспект НОД» 2. «Формы и виды анализа НОД» 3. «Виды анализа детской деятельности» | Консультация Памятка |
Апрель | 1. Правила оформления родительского уголка, папок-передвижек, наличие материала, форма их оформления 2. Проанализировать работу воспитателя по формированию у младших дошкольников самостоятельности в процессе самообслуживания | Консультация Посещение режимных моментов |
Май | 1. Составление аналитической справки наставника с начинающим воспитателем за учебный год. Оформление презентации, обсуждение итогов и планы на будущий учебный год | Совместная деятельность |
ИТОГ
Полностью выполнено: _________________ пунктов плана.
Частично реализовано: _________________ пунктов плана.
Новый педагог продемонстрировал:
- активность
- откликался на предложение
- продуцировал новые идеи, предложения
- осознанная готовность к профессиональной деятельности.
Анкета начинающего специалиста
1. Почему вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Что Вас привлекает в работе коллектива? (новизна деятельности; условия работы; возможность экспериментирования; пример и влияние коллег и руководителя; организация труда; доверие; возможность профессионального роста).
Спасибо за участие!
Диагностика проблем педагога
1. При проведении, каких занятий Вы испытываете трудности?
- Познавательное развитие
- Изобразительная деятельность
- Обучение грамоте
- Развитие элементарных математических представлений
- Другое _____________________________________________
2. Какие причины, по Вашему мнению, этих трудностей?
- Материальные условия
- Большое количество детей в группе
- Недостающая методическая помощь со стороны руководства
- Недостаток педагогического опыта
- Нехватка методической литературы
3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с родителями, детьми, руководством? (да; нет; не знаю)
4. Какие методы и приемы Вы используете для активизации познавательной деятельности дошкольников?
- На занятиях
- В игровой деятельности
- В труде
- В художественной деятельности
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Оцените, по 10 бальной системе, в какой степени у вас сформированы гностические умения:
- Умения изучать и развивать способности своих воспитанников
- Умение диагностировать волевое развитие ребенка
- Умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение
- Умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка
- Знание особенностей эмоционального развития дошкольника и умение его изучать
6.Кикие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время?____________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. В какой методической помощи вы нуждаетесь?
- В прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам
- В методических консультациях по отдельным разделам
- В просмотре открытых занятий у опытных воспитателей
- В знакомстве с передовым педагогическим опытом
Памятка
«Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»
СТАРАЙТЕСЬ:
- Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
- Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
- Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
- Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
- Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
- Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
- Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
- Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
- Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
Воспитывая детей, стремитесь:
- Любить ребенка таким, каков он есть
- Уважать в каждом ребенке личность
- Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу
- Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития
- Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания
- Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном
- Поощрять стремление ребенка задавать вопросы
В детском саду запрещается:
- Кричать и наказывать детей
- Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение
- Приходить к детям с плохим настроением
- Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка
- Оставлять детей одних
- Унижать ребенка
Тест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева)
Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста.
1. Поступление на работу в детский сад:
А) Не ищи зайца в бору - на опушке сидит
Б) Ехал к вам, да заехал к нам
В) Попался , как ворона в суп
2. Посвящение в должность воспитателя:
А) Посла не секут, не рубят, а только жалуют
Б) летать летаю, а сесть не дают
В) Напишешь пером, что не вывезешь волом
3. Первый самостоятельный опыт:
А) Прежде веку не помрешь
Б) Его пошли, да и сам за ним иди
В) Как ступил, так и по уши в воду
4. Отношение к наставничеству:
А) Наука учит только умного
Б) Болящий ожидает здравия даже до смерти
В) Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал
5. Проведение занятий с детьми:
А) Не бьет стрела татарина
Б) Учи других – и сам поймешь
В) Ехала кума неведома куда
6. Проведение режимных моментов:
А) День в день, топор в день
Б) Жив, жив Курилка
В) Что ни хвать, то ерш, да еж
7. Родительские собрания:
А) Не трудно сделать, да трудно задумать
Б) Первый блин комом
В) Жаловался всем, да никто не слушает
8. Участие в педагогических советах ДОУ:
А) Живет и эта песня для почину
Б) Стрелял в воробья, да попал в журавля
В) Фасон дороже приклада
9. Конец учебного года:
А) Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства
Б) За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают
В) Вечер плач, в заутрене радость
Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:
«А» у Вас сформированы устойчивые представления о себе как «идеальном педагоге» (каким бы Вы хотели стать), «потенциальный педагог» (каким бы Вы могли стать) и «реальном педагоге» (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.
«Б» у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняется в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.
«В» у Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями немного меньше, чем вам кажется.
Стрессоустойчивость
Для ответов типа «А» - нормальная
Для ответов типа «Б» - неустойчивая
Для ответов типа «В» - свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии