Требования к речи педагога.
Учитывая интересы детей, особенности детской психики,
педагог должен владеть основными методическими приемами развития речи и умело их применять.
Е.И.Тихеева детально рассмотрела культурные и методические требования к речи педагога.
Требования, сформулированные Е.И.Техеевой, известным русским педагогом, еще в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня, совпадают во многом с современном пониманием гуманистического речевого общения речевой культуры педагога.
- Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературна. Следует, прежде всего, разобраться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствование своего языка.
- Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь педагога должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
- Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
- Содержание речи должна строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.
- Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит прочность восприятия, отчетливость понимания.
- Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоком слов, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает.
- Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
- Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку, заботу о нем.
- Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего внимания на речь детей и умение их применять во всех случаях в общения с детьми.
- Лица с ярко выраженными недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.
Культура речи включает в себя :
а) знание и соблюдение языковых норм (норм произношения ударения, словоупотребления и т.д.);
б) выразительность речи, ее наибольшую эффективность в конкретной ситуации общения.
Известный языковед Г.О. Винокур разграничил в понятии культуры речи две стороны – правильную речь и речь “умелую и искусную”.
Таким образом, культура речи в современном понимании - это не только правильное, но и уместное, как теперь говорят коммуникативно – целесообразное (оптимальное) использование средств языка в конкретных условиях общения. Имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла, их уместность.
Признаками искусной, хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций.
В современных руководствах по культуре речи подчеркивается значение содержательности, информативности, структурированности, последовательности, связности высказывания. Обсуждаются особенности разных типов высказываний в диалоге, монологе.
В процессе речевого общения с детьми педагог использует и невербальные средства. По определению известного психолога Т.Н.Ушаковой - невербальные коммуникативные жесты (мимика, фонация, пантомимические движения).
Невербальные коммуникативные жесты выполняют важные функции:
- Помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов.Соответствующий меткий жест помогает усвоению значений слов (крупный, огромный, маленький), связанных с конкретными зрительными представлениями.
- Помогают уточнить значение слов, связанных с эмоциональным восприятием (веселый, грустный, злой и т.д.).
- Способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого).
- Помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения.
- Являются образцами поведения детей.
- Выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую функцию.
К сожалению, в наши дни наблюдается снижение языковой культуры. Даже на телевидении и радио, в многочисленных газетах и журналах допускаются лексические, грамматические, стилистические ошибки, употребляются жаргонные, лишние, ничего не значащие слова, речевые штампы.
Существует обширная литература, освещающая законы и правила родного языка, речевого воздействия. Однако мало ее изучать, нужно осознавать необходимость достижения высокого уровня речевой культуры, устранения из речи неправильных словоупотреблений, видеть ошибки и совершенствовать свою речь.
Литература:
Кн. Развитие речи, Е.И. Тихеева, Москва, «Просвещение», 1981
Кн. Методика развития речи детей, А.М.Бородич, Москва, «Просвещение», 1981
Е.И. Тихеева Развитие речи, М., Просвещение, 1981.