Требования к речи педагога.

Захаренкова Валерия Владимировна

Учитывая   интересы  детей,  особенности  детской  психики,

педагог должен владеть основными методическими приемами развития речи и умело их применять.

 

                                                          Е.И.Тихеева детально рассмотрела культурные и методические  требования к речи педагога.

                                                       

 Требования,  сформулированные Е.И.Техеевой, известным русским педагогом, еще в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня, совпадают во многом с современном пониманием гуманистического речевого общения речевой культуры педагога.

 

  • Речь  воспитывающих  лиц  должна  быть   абсолютно  грамотна, литературна.  Следует, прежде всего, разобраться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствование своего языка.
  • Особого внимания требует к себе этика речи.  По форме и тону речь педагога должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
  • Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе  ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
  • Содержание речи должна строго  соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться  на их опыт.
  • Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит прочность восприятия, отчетливость понимания.
  • Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоком слов, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает.
  • Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик,  дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме  тонут слова и их содержание.
  • Речь педагога  должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку, заботу о нем.
  • Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых  для оказания соответствующего внимания на речь детей и умение их применять во всех случаях в общения с детьми.
  • Лица с ярко выраженными недостатками речи не должны руководить  развитием речи детей.

 

Культура речи включает в себя :

     а)  знание и соблюдение языковых норм (норм произношения ударения, словоупотребления и т.д.);

     б)  выразительность речи, ее наибольшую эффективность в конкретной ситуации общения.

Известный языковед Г.О. Винокур разграничил  в понятии культуры речи две стороны – правильную речь и речь “умелую и искусную”.

 

          Таким образом, культура речи  в современном понимании  -  это не только  правильное, но и уместное, как теперь говорят коммуникативно – целесообразное (оптимальное)  использование средств языка в  конкретных условиях общения. Имеется в виду  выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения  определенного смысла, их уместность.

 

Признаками искусной, хорошей  речи  являются лексическое богатство, точность, выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций.

 

            В современных руководствах по культуре речи  подчеркивается значение  содержательности, информативности, структурированности, последовательности, связности высказывания. Обсуждаются особенности разных типов высказываний в диалоге, монологе.

 

            В процессе речевого общения с детьми  педагог использует и невербальные  средства. По определению известного психолога Т.Н.Ушаковой -  невербальные коммуникативные  жесты  (мимика, фонация, пантомимические движения).

 

Невербальные коммуникативные жесты выполняют важные функции:

  1.  Помогают эмоционально объяснить  и запомнить значение  слов.Соответствующий меткий жест помогает усвоению значений слов (крупный, огромный, маленький), связанных с конкретными зрительными  представлениями.                                                                                                                                                               
  2.  Помогают уточнить значение слов, связанных  с  эмоциональным восприятием  (веселый, грустный, злой и т.д.).                                                                                                   
  3.  Способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого).                                                                                                        
  4.  Помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения.                                                                                                                                       
  5. Являются образцами поведения детей.                                                                                                                                                                                                                            
  6.  Выполняют    наряду   с   языковыми   средствами   важную социальную,  воспитывающую  функцию.

 

           К сожалению, в наши дни наблюдается снижение языковой культуры. Даже на телевидении и радио, в многочисленных газетах и журналах допускаются лексические, грамматические, стилистические ошибки, употребляются жаргонные, лишние, ничего не значащие слова, речевые штампы.

          Существует обширная литература, освещающая законы и правила родного языка, речевого воздействия. Однако мало ее изучать, нужно осознавать необходимость достижения высокого уровня речевой культуры, устранения из речи неправильных словоупотреблений, видеть ошибки и совершенствовать  свою речь.

 

 

 

Литература:

 Кн. Развитие речи,  Е.И. Тихеева, Москва, «Просвещение», 1981

Кн. Методика развития речи детей,  А.М.Бородич, Москва, «Просвещение», 1981

Е.И. Тихеева  Развитие речи, М., Просвещение, 1981.