Система физического воспитания в детском саду с детьми с общим недоразвитием речи
Цели, задачи физвоспитания на логопедических группах, система занятий, схема планирования, отличия от физкультурных занятий в общеобразовательных группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_fizicheskogo_vospitaniya.docx | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Система физического воспитания
в детском саду
с детьми с общим недоразвитием речи
(из опыта работы)
В соответствии с программой обучения и воспитания цель физического воспитания с детьми с ОНР (дизартрия) такая же, как и в обычных группах:
- Охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение полноценного физического развития.
В связи с этой целью я поставила следующие задачи:
- Образовательные
Научить детей двигательным навыкам и умениям, соответствующим возрастным требованиям образовательного стандарта.
- Развивающие
Активизировать и стимулировать развитие двигательных функций, которые не соответствуют возрастной норме, способствовать развитию высших психических процессов, обеспечивающих двигательный акт.
- Коррекционные
Закреплять словарный запас, умение называть предметы по обобщающему слову.
Развитие координированных движений во взаимодействии с речью.
Совершенствовать мелкую и общую моторику.
Способствовать снятию мышечного напряжения.
Формировать речевое дыхание (длительность и сила выдоха).
- Воспитательные
Сформировать представления о здоровом образе жизни, приобщить ребенка к физической культуре, воспитывать желание заниматься спортом.
На основе вышеперечисленных задач мной разработана система физического воспитания в нашем детском саду.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 занятие – классическое 2 занятие – классическое 3 занятие – подвижные игры на улице | 1 занятие – классическое 2 занятие – сюжетное или игровое 3 занятие – подвижные игры на улице | 1 занятие – классическое 2 занятие – Оздоровительно-валеологическое, на тренажерах, Занятие – беседа по видам спорта 3 занятие – подвижные игры на улице | 1 занятие – классическое, занятие тренировка 2 занятие – развлечение, по секторам, диагностическое, самостоятельное по карточкам 3 занятие – подвижные игры |
В систему моей работы входит разработка перспективных коррекционных планов. Разработаны планы в средней, старшей, подготовительной группах. В младшей группе план в стадии разрабатывания. Эти планы могут работать в рамках любой физкультурной программы
I Н Е Д Е Л Я О К Т Я Б Р Я | Лексическая тема | Задачи занятий | Содержание занятий | Развивающая среда | Совместная деятельность | |||||||||
(задачи логопеда на неделю) | ||||||||||||||
Овощи, огород | Коррекционные задачи на моем занятии | Коррекционная работа на занятии | Непосредст- венно на этом занятии для коррекционной работы | Подвижные игры | ||||||||||
II Н Е Д Е Л Я О К Т Я Б Р Я |
Позитивные моменты:
- Выделены задачи учителя-логопеда на месяц
- Месяц поделен на 4 темы
- Прописана вся коррекционная работа инструктора по физо
- Указана развивающая среда в группе и в физкультурном зале
- Предусмотрено закрепление задач по физо в совместной деятельности детей и воспитателя.
Все планирование построено в соответствии с лексической темой.
В разных возрастных логопедических группах работа по физическому воспитанию, отражённая в перспективных планах отличается некоторыми моментами.
- Организация физкультурных занятий.
Формы коррекционной работы | |||
Группа | Общие | Отличительные | |
Младшая Средняя |
|
|
Формы коррекционной работы | |||
Группа | Общие | Отличительные | |
Старшая подготовительная |
| ||
|
Остановимся более подробно на организационных моментах в средней логопедической группе. Как уже говорилось выше, на физкультурное занятие накладывается коррекционный план (см. приложение №2). Задачи прописаны понедельно, каждой неделе соответствует своя тема.
На основе логопедических задач и темы недели корректируются дополнительные задачи на физкультурное занятие, которые решаются через пальчиковые игры, упражнения на дыхание и подвижные игры, специально разработанные по темам. Так же используются каучуковые мячики «Ежики», эспандеры. Они помогают:
- разнообразить выполнение пальчиковых игр, упражнений,
- стимулируют работу нервных окончаний пальцев и «волшебных точек», расположенных на ладони,
- укрепляют мелкую мускулатуру мышц
- Стимулируют работу речевых клеток в коре головного мозга
Что бы не происходило наслоения одного материала на другой на разных видах занятий, пальчиковые игры в стихах помогает подобрать учитель-логопед.
Упражнения на дыхание подбираются так же по задачам учителя-логопеда и используются в течение всего занятия. Таким образом, решается сразу 2 задачи:
- Восстановление дыхания после интенсивной нагрузки на занятии (бег, игра, ОВД)
- Решение логопедических задач (длительность, глубина, сила вдоха и выдоха)
Так же занятие в средней группе отличается от обычного занятия дополнительной подвижной игрой, игры разработаны специально для этих занятий, они отвечают теме недели. Эти игры:
- Помогают расширять и закреплять словарный запас
- Решают поставленные логопедические задачи, направленные не грамматический строй речи
- Развивают ловкость, смелость, координацию.
Важно, что дополнительный материал коррекционной работы не увеличивает время проведения занятия и не выбивается из циклограммы, разработанной на группу благодаря тому, что
- Детей в группе 12 – 15 человек
- В средней группе занятие 20 – 25 минут, в 25минут укладываемся
- Присутствие воспитателя на занятии
- В систему работы заложена информация предстоящего занятия, педагог знает заранее, чем он будет заниматься
- Держится темп занятия
Коррекционная работа проходит в 1 части занятия, после, ОВД и + подвижная игра к основным играм, а так же в 3 части занятия (см приложение № 3)
- Организация утренней гимнастики:
На утренней гимнастике в 1 и 3 части так же используются дополнительно упражнения на дыхание и пальчиковые упражнения, упрощенные без дополнительного оборудования, например по теме «фрукты» показ пальцами рук яблока, лимона, банана и т.д. (см. приложение № 4)
- Индивидуальная работа с детьми
Особого внимания требует индивидуальная работа с детьми, имеющими недостатки речевого развития. Как уже было определено выше, у таких детей низкая степень сформированности двигательных навыков, снижена функция саморегуляции, контроля, автоматизации движений и низкая обучаемость. Все это сопряжено с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятие, внимание, память). Индивидуальная работа с детьми поставлена следующим образом. В конце каждого месяца проводится диагностическое занятие, на котором воспитатели фиксируют результат каждого ребенка в журнал. Учитывается сформированность двигательных навыков в соответствии с возрастной нормой. Затем инструктор проводит консульт-пункт, где корректируется индивидуальная работа с детьми на последующий месяц; рассматриваются задачи и подвижные игры; изменяется развивающая среда группы, в соответствии с задачами физического воспитания; обсуждаются игровые занятия на улице на каждую неделю. Эта форма работы дает положительный результат при проведении последующих физкультурных занятий.
Такая форма работы имеет ряд положительных моментов. Проводится в свободное и удобное для детей и воспитателей время в течение дня, целенаправленно и адресно, корректируемая инструктором по физо. К концу учебного года, при переходе из одной группы в другую можно проследить позитивную динамику физического развития детей средней логопедической группы, логопедических групп. (см приложение № 5)
Вывод:
Физическая система, соответствующая возможностям детей, способствует своевременному развитию и созреванию всех физиологических структур детского организма. Благоприятно сказывается на состоянии физического здоровья, повышается активность детей, увеличивается интенсивность характера их деятельности, обеспечивающая совершенствование выносливости и тренированности организма. Совершенствуется общая и мелкая моторика, улучшается координация движений и ориентировка в пространстве. Способствует снятию мышечного напряжения. Появляется вера в себя и желание заниматься спортом.
Существенным показателем эффективности физкультурно-коррекционной работы с детьми является участие детей в городских спортивных соревнованиях. Из 17 команд, заняли 8 место. Дети выпускаются в массовые школы с определенным багажом физических качеств.