Программа внеурочной деятельности "С любовью к городу"
Программа воспитательной работы с классным коллективом
«С любовью к городу»
Возраст обучающихся: 6,5-11 лет
Автор-составитель: Мордвинова Надежда Васильевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни …
Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми
интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено
живое внимание к нравственному и прекрасному —
вы не достигли цели воспитания.
К.Д. Ушинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитательной работы с классным коллективом «С любовью к городу», реализуемая по духовно – нравственному направлению, составлена на основе программы воспитания «С любовью к городу» (авторы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук).
Данная программа способствует развитию у детей проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважению истории нашей страны, подвигов наших граждан, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно – нравственное его совершенствование. Программа «С любовью к городу» предусматривает активную экскурсионную деятельность классного коллектива.
Цель воспитательной программы «С любовью к городу»
Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, города на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
Ø создание и поддержка детского коллектива для реализации интересов, потребностей в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении;
Ø содействие сплочению классного коллектива и сотрудничество с семьями воспитанников, укрепление их дальнейшего взаимодействия;
Ø ориентация детей на получение знаний об истории своей семьи, школы, города, страны для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
Ø формирование дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых средствами интерактивных методов работы.
Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Реализация данной программы осуществляется через деятельностный подход формирования универсальных учебных действий – личностных, познавательных и коммуникативных, которые дети получают в рамках образовательной системы «Перспектива».
Содержание программы рассчитано на детей 1 – 4 классов.
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс).
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,
т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3 классы).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4 класс).
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Срок реализации программы – 4 года.
Связь содержания программы с учебными предметами.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, музыкой, технологией).
Учебная деятельность | Внеурочная деятельность |
Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.). Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д. Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.). Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).
| – экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др.; –беседа «Дом, где живет уважение»; – ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятелями; – осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их; – ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора: – туристические походы и другие формы совместно деятельности, требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм. |
Окружающий мир, 3–4 кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка». Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории. Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.
| – беседы и классные часы: «Биографии народных героев», «Боевые знамена рассказывают», «Орден твоего дома»; – просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации; – экскурсии и путешествия - Герои Великой Отечественной войны – чтение книги А. Гайдара «Тимур и его команда» – встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться.
|
Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п. Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы. Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов Получение трудового опыта в процессе учебной работы. Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца. Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания. Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов. Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества. Презентация своих учебных и творческих достижений.
| - изготовление подарков; - клуб интересных встреч; - работа кружков, творческих мастерских; - составление сборника стихов «Времена года»; организация Города Веселых мастеров; - мини проекты |
Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы. Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях. – сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п | – экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки; -экскурсии по улице, району, городу; - заочные путешествия; - беседы о природе |
Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности. Литературное чтение – приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ. Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.
| - посещение театров, Музейно-выставочного центра; - конкурсы рисунков; - фотовыставки |
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
2.1 Описание требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.
Национальные ценности: патриотизм, гражданственность
I уровень:
Знать права и обязанности школьника;
Понимать необходимость соблюдения правил;
Уметь контролировать свои поступки и организую игру по правилам;
Делать первые страницы своего портфолио «Давайте знакомиться»
II уровень:
Знать историю школы, района;
Понимать необходимость изучения своих истоков;
Уметь рассказать о традициях классного коллектива, детских объединений;
Делать творческую страничку своего портфолио «Вот я какой».
III уровень:
Знать историю государственного флага и герба Росси, основные государственные праздники;
Понимать, что являюсь жителем России;
Уметь рассказать некоторые праздники России;
Делать страничку своего портфолио
Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания.
Национальные ценности: личность, наука, солидарность
I уровень:
Знать правила вежливого поведения в школе и общественных местах;
Понимать различие хороших и плохих поступков;
Уметь признавать собственные плохие поступки;
Осуществлять что – то полезное для себя и своих родных
II уровень:
Знать, как вести себя в обществе с другими детьми;
Понимать значимость правильного поведения в обществе;
Уметь сказать «нет»;
Защищать честь и достоинство своих друзей и близких.
III уровень:
Знать правила поведения в знакомом и незнакомом обществе;
Понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;
Уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;
Проводить беседы в подшефном классе
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Национальные ценности: труд и творчество, наука
I уровень:
Знать, что лениться – это плохо;
Понимать необходимость трудиться;
Уметь мыть полы, протирать пыль, поливать цветы;
Соблюдать порядок у себя в комнате, на рабочем месте, дежурю в классе.
II уровень:
Знать о роли труда в жизни человека;
Понимать, что каждую работу нужно доводить до конца;
Уметь работать в коллективе;
Участвовать в трудовых акциях.
III уровень:
Знать различные профессии;
Понимать, что, выполняя работу, нужно стремиться к творчеству, нестандартному ее выполнению;
Уметь работать над проектами;
Выражать свою личность в различных видах творчества, стараюсь быть полезным людям.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Национальные ценности: природа, личность, искусство и литература:
I уровень:
Знать какие деревья, кустарники и цветы растут возле школы;
Понимать для чего они;
Ухаживать за цветами;
Рисовать плакаты о сохранности природы.
II уровень:
Знать растения, которые надо охранять;
Понимать необходимость сохранности красоты природы;
Уметь вырастить рассаду для школьной клумбы и дома;
Ухаживать за домашним цветником (или клумбой у дома), школы.
III уровень:
Знать лекарственные растения;
Понимать, что загрязнение природы вредно для здоровья;
уметь с помощью слова убедить заботиться о природе;
Добровольно участвовать в экологических акциях
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Национальные ценности: семья, личность, наука
I уровень:
Знать правила личной гигиены, основы правил дорожного движения, безопасный путь до школы;
Понимать важность занятия физкультурой для здоровья;
Уметь делать утреннюю зарядку, могу сам дойти до школы;
Соблюдать режим дня и правила личной гигиены и ПДД.
II уровень:
Знать основы правильного питания,
Перечислить факторы, которые вредят моему здоровью и здоровью моих близких;
Могу сказать «нет»;
Вести подвижный образ жизни.
III уровень:
Знать значение слов «физическое состояние», «настроение человека»;
Понимать зачем нужно человеку правильно питаться;
Уметь приготовить завтрак для себя и своих родных;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Национальные ценности: искусство и литература, человечество
I уровень:
Знать правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее, кино);
Понимать значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «книга – лучший друг».
Уметь проявлять чувства (восторг, радость и т.д.): соблюдаю режим дня, правила
Посещать музеи, библиотеки, театры
II уровень:
Знать сказки, стихи, песни;
Понимать значение слов «дарить красоту»;
Уметь самостоятельно читать книги, участвовать в концерте;
Самостоятельно украсить класс, дом; участник праздника
III уровень:
Знать памятники культуры в городе;
Понимать, что надо их беречь;
Уметь рассказать о некоторых из них;
Проводить заочное путешествие для подшефного класса
2.2. Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника
· Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
· Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
· Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
· Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
· Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
· Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
· Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
2.3. Формы подведения итогов
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
· Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
· Участие в социальных акциях;
· Создание и реализация социальных проектов.
2.4. Система контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы.
Эффективность рассматривается рядом исследователей как мера результативности, действенности, как характеристика деятельности по степени приближения к заданной цели. С общедидактической точки зрения эффективность – это показатель того, как в процессе педагогической деятельности конкретные результаты преобразуются в социально – значимые (С.И.Архангельский. Лекции по теории обучения в высшей школе, М., 1974 с.9) Таким образом, можно говорить об эффективности усвоения программы, если наблюдается положительная динамика в критериях и показателях.
Методика П.П. Капустина «Критерии оценки и показатели воспитанности ученика или качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» (Приложение 1) ориентирована на такую оценку эффективности деятельности, которая выступает как оценка достижения запланированных результатов и сравнение их в динамике, анкета «Как определить уровень воспитанности» (Приложение 2).
3. Тематическое планирование 1-4 класс
Название разделов | Теоретические занятии | Практические занятия | всего | ||||||
«Моя школа – моя судьба» | 1 | 1 | 1 | - | 3 | 3 | 3 | 4 | 16 |
«Страницы истории родного города» | 2 | 1 | - | 1 | 2 | 3 | 4 | 3 | 16 |
«Семь + я» | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 16 |
«Город будущего» | 1 | 2 | 1 | - | 3 | 2 | 3 | 4 | 16 |
«Культурное наследие» | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 16 |
«Старшее поколение» | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 16 |
«Мы – будущее нашего города» | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 16 |
«В гармонии с природой» | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 16 |
«С любовью к городу» | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 16 |
итого | 11 | 13 | 10 | 8 | 25 | 23 | 26 | 28 | 144 |
4. Содержание программы
Программа состоит из 9 тематических блоков:
1. Сентябрь - "Моя школа - моя судьба".
2. Октябрь - "Страницы истории родного города".
3. Ноябрь - "Семь + я".
4. Декабрь - "Город будущего".
5. Январь - "Культурное наследие".
6. Февраль - "Старшее поколение".
7. Март - "Мы - будущее нашего города".
8. Апрель - "В гармонии с природой".
9. Май - "С любовью к городу".
«Моя школа - моя судьба»
Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Классное собрание. Изучение истории школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.
Практические занятия: экскурсии, конкурсы, игра – путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка тем для коллективных проектов.
«Страницы истории родного города»
Добрые дела. Изучение плана города. Что я знаю о своем районе, городе? Улица, на которой я живу. История улиц района. Правила поведения в общественных местах. «Осенняя неделя добра»
Практические занятия: экскурсии, конкурсы, встречи со старожилами, фотоконкурсы, викторины, составление безопасного маршрута от школы до дома, заочные путешествия, презентация классного коллектива.
«Семь + я»
Семейные традиции. Мои родители. Моя родословная. Мое имя. Что оно означает? Мои обязанности в семье. Семейные праздники. Семейная библиотека. Профессии моих родителей.
Практические занятия: разучивание песен и стихов, конкурсы, спортивные состязания «Мама, папа, я – спортивная семья», «За нами не угнаться», чтение рассказов, посещение библиотеки для семейного чтения, презентация семейных альбомов, разучивание игр, праздники семейного отдыха, выпуск газет, изготовление поделок.
«Город будущего»
Мечты о школе, о городе будущего. Что такое хорошо и что такое плохо? Знакомство с понятиями «проект», «архитектура». Новостройки города. Знакомство с различными профессиями.
Практические занятия: экскурсии, выставки, создание и реализация социальных проектов, конкурсы, участие в конференциях, игра – путешествие, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.
«Культурное наследие»
Образ района, города, России в художественной литературе, изобразительном искусстве, Культурные учреждения города. Их история. Совместный отдых с родителями.
Практические занятия: экскурсии, прогулки, посещение театров, музеев, Дома художников, встречи с поэтами, художниками, литературные и музыкальные гостиные, выставки, викторины.
«Старшее поколение»
История страны. История вооруженных сил. Виды и роль войск. Боевые знамена. Личные качества воина – защитника. Ордена и медали. Символика, участие в социальном проекте «Вахта памяти».
Практические занятия: чтение рассказов о народных героях, чтение Книги памяти, поисковая работа, экскурсии в музей боевой славы, встречи с ветеранами войн и офицерами вооруженных сил, концерты, митинги, шефство над памятниками.
«Мы - будущее нашего города»
Что такое сам? Кем я хочу быть? Правила организации и проведения классного собрания. Дежурство в классе, школе. Мое хобби. Мои увлечения. Портфолио. «Весенняя неделя добра»
Практические занятия: чтение книги «Тимур и его команда», посещение учреждений дополнительного образования, разучивание игр для развлечений, пользы дела, выставки детских достижений, фестивали «Мир моих увлечений», «Юные дарования», персональные выставки детей.
«В гармонии с природой»
Природа родного города. Красная книга России и ХМАО-Югры. Походы и путешествия. Правила поведения на природе. Охрана природы. Первая помощь.
Практические занятия: работа с источниками в библиотеке, походы выходного дня, конкурсы, выпуск листовок, обращений, чтение стихов, прослушивание музыкальных произведений, участие в акциях.
«С любовью к городу»
Памятники города. Безопасность в городе. Правила поведения на улице. День Победы, участие семей воспитанников в «Бессмертном полку» города Когалыма. Местные умельцы и самородки.
Практические занятия: конкурсы, посещение музея, разведение комнатных растений, ухаживание за растениями для школьной клумбы, мастер – классы, создание сборника стихов и рассказов о городе, мини – проекты, поделки, участие в акциях.
5. Список литературы
1. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методический материал / Г.И. Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. - М.: Народное образование, 2002.
2. Классный руководитель и воспитание школьников: методические материалы по реализации программы «С любовью к городу»: часть 1. 1 – 4 класс /под общей редакцией Кукченко Т.М. – Кемерово: МОУ ДПО «Научный методический центр», 2008. – 204 с.
3. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. - 2007.
4. Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников / Н.А. Леонова // Начальная школа. - 2010. - N 5. - c.22-26
5. Соколова И.И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника: методический материал / И.И. Соколова // Начальная школа. - 2007. - N 6. - с.82-85
6. Сухолет, И.Н Вопросы духовной культуры в школьном обществознании/ И.Н.Сухолет -М.: Школьная пресса, 2003.
7. Три ступени к демократии: гражданское образование учащихся общеобразовательных учреждений России // Граждановедение: приложение к «Учительской газете» -2003№7.
8. Шемшурина А.И. Программа нравственно-этического воспитания школьников в работе классного руководителя / А.И.Шемшурина // Этическое воспитание. -2006-№2
9. Шемшурина А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации / А.И.Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-№1
10. Яковлев, Ю.Я. Ваши права, дети / / Ю.Я. Яковлев.-М.: 2002.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Мониторинг диагностики уровня воспитанности.
Методика П.П. Капустина «Критерии оценки и показатели воспитанности ученика или качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха»
1-2-е классы
Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки | |
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: * мне интересно учиться * я люблю мечтать * мне интересно находить ответы на непонятные вопросы * мне нравится выполнять домашние задания * я стремлюсь получить хорошие отметки | |||
2. ТРУДОЛЮБИЕ: * я старателен в учебе * я внимателен * я помогаю другим в делах и сам обра- щаюсь за помощью * мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу * мне нравится дежурство в школе | |||
3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ: * к земле * к растениям * к животным * к природе | |||
4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ * я выполняю правила для учащихся * я добр в отношениях с людьми * я участвую в делах класса и школы | |||
5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ: * я аккуратен в делах * я опрятен в одежде * мне нравится все красивое вокруг меня * я вежлив в отношениях с людьми | |||
6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ: * я управляю собой * я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой * у меня нет вредных привычек |
Оценка результатов проводится по 5-бальной системе:
5 – всегда По каждому качеству (критерию) -
4 – часто одна среднеарифметическая оценка.
3 – редко В результате каждый ученик имеет 6 оценок.
2 - никогда
- у меня другая позиция
Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности. Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень, 4, 4 – 4 – хороший уровень,
3, 9 – 2,9 – средний уровень, 2,8 – 2 – низкий уровень.
Классному руководителю 1-2-х классов
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности
учащихся ______ класса
№ п/п | Фамилия, имя | Любозна-тель-ность | Тру-долю-бие | Бережное от ноше ние к при-роде | Мое отношение к шко-ле | Красивое в моей жиз-ни | Как я отношусь к себе | Средний балл | Уро-вень воспи танности |
В классе _______ учеников
___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)
___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)
___________ имеют средний уровень воспитанности (с)
___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)
Дата ________________ Классный руководитель _____________________
3-4-е классы
Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки | |
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: * мне интересно учиться * я всегда выполняю домашнее задание * я люблю читать * мне интересно находить ответы на не- понятные вопросы *я стремлюсь получать хорошие отметки | |||
2. ПРИЛЕЖАНИЕ: * я старателен в учебе * я внимателен * я самостоятелен * я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью * мне нравится самообслуживание в школе и дома | |||
3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ * я берегу землю * я берегу растения * я берегу животных * я берегу природу | |||
4. Я И ШКОЛА * я выполняю правила для учащихся * я выполняю правила внутришкольной жизни * я участвую в делах класса и школы * я добр в отношениях с людьми * я справедлив в отношениях с людьми | |||
5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ * я аккуратен и опрятен * я соблюдаю культуру поведения * я забочусь о здоровье * я умею правильно распределять время учебы и отдыха * у меня нет вредных привычек |
Оценка результатов проводится по 5-бальной системе:
5 – всегда По каждому качеству (критерию) выводиться
4 – часто одна среднеарифметическая оценка.
3 – редко В результате каждый ученик имеет 6 оценок.
2 - никогда
- у меня другая позиция
Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности. Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень, 4, 4 – 4 – хороший уровень,
3, 9 – 2,9 – средний уровень, 2,8 – 2 – низкий уровень.
Классному руководителю 3-4-х классов
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности
учащихся ______ класса
№ п/п | Фамилия, имя | Любозна тель ность | Прилежание | Отношение к при роде | Я и школа | Прек рас ное в моей жизни | Сред ний балл | Уро вень воспи танно сти |
В классе _______ учеников
___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)
___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)
___________ имеют средний уровень воспитанности (с)
___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)
Дата ________________ Классный руководитель ___________________
Приложение 2.
"Как определить уровень воспитанности" (анкета)
Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________
Долг и ответственность | ||||||
1 | Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вношу предложения по совершенствованию работы класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Бережливость
1 | Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Бережно отношусь к школьной мебели (не рисую, не черчу на партах. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Бережно отношусь к своей одежде (слежу за чистотой и опрятностью). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Дисциплинированность
1 | Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Ответственное отношение к учебе
1 | Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами Интернета). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Аккуратен, исполнителен, точен. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Отношение к общественному труду
1 | Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Принимаю участие в трудовых рейдах (уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Выполняю трудовые поручения родителей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Добросовестно выполняю все поручения. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Коллективизм, чувство товарищества
1 | Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Доброта и отзывчивость
1 | Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Ко мне всегда можно обратиться за помощью. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Честность и справедливость
1 | Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Честно сознаюсь, если что-то натворил. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Простота и скромность
1 | Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Понимаю, что человека уважают не за деньги. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Иногда люблю похвастаться. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Культурный уровень
1 | Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы (из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Соблюдаю правила поведения в общественных местах (в том числе транспорте) | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Расчет делать по каждому пункту.
Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
- “0” - всегда нет или никогда.
- “1” - очень редко, чаще случайно.
- “2” - чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
- “3” - чаще да, чем нет, иногда забываю.
- “4” - всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное кол-во баллов) (3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. (1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9
- До 0,5 – низкий уровень воспитанности
- 0,6- уровень воспитанности ниже среднего
- 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
- До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
- 1- высокий уровень воспитанности
Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).
Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.
Так же оценивают родители.
Затем показатели сравниваются и делаются выводы.
Уровни воспитанности из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.
- Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулам и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
- Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
- Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
- Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.