В помощь воспитателям.
Как правильно организовать прогулку в зимний период поможет данная статья. Здесь собрана вся информация: от одывания детей до заключительной части.захода детей в группу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_oksasootvetstvii_s_sanitarno.docx | 42.82 КБ |
Предварительный просмотр:
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, в детском саду в зимнее время прогулки проводятся дважды в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.
Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4часов. Зимой прогулки с дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже —14° и скорости ветра не более 15 м/с. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на 5-7 минут. Для комфортного и безопасного время препровождения детей на прогулке ,родителям необходимо подбирать одежду для зимних прогулок по сезону, не стесняющую движений. Это могут быть утепленные комбинезоны, пуховики, меховые шапки, обязательно теплые шарфы, закрывающие шею и две пары варежек (если вдруг не успеют высохнуть). В сильный мороз нужно использовать не менее трех слоев одежды:
Первый слой одежды — нижнее белье: зимой надевать белье из натурального хлопка не рекомендуется, так как в холодную погоду хлопок быстро впитывает влагу (дольше ее удерживает) и холодит. Имеет смысл надевать белье из натуральной шерсти - мериноса или ламы. Шерстяное белье отлично согревает, оставляя при этом кожу ребенка сухой, так как шерсть проводит пот на следующий слой одежды. Если ребенок очень активный — имеет смысл воспользоваться специальным спортивным бельем из синтетических волокон.
Второй слой одежды — промежуточный слой одежды- должен быть мягким, «рыхлым», объемным. Это может быть толстовка и спортивные брюки с начесом.
Третий слой одежды — в сильный мороз рекомендуется надевать шерстяной комбинезон-чехол. Это изделия должны быть выполнены из хорошей высококачественной «зимней» шерсти (меринос или лама), или из флиса. Флис — это искусственная шерсть, по своим характеристикам он равен шерсти, но по весу гораздо легче. Многие родители одевают малышей зимой в комбинезоны или комплекты из флиса, которые заменяют традиционные теплые костюмы: они отлично греют и не теряют форму после частых стирок.
В сильный мороз нужно использовать не менее трех слоев одежды. Колготки и носки зимой так же не должны быть выполнены из натурального хлопка, так как в холодную погоду такие носки сыреют быстро и так же быстро холодят детские ножки. Имеет смысл одевать синтетические колготки и носки «сухое тело» или шерстяные колготки и носки с синтетическими термодобавками.
Прогулки в детском саду зимой – не только прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления. Зимние прогулки чрезвычайно полезны для детского организма, так как зимний воздух гораздо более насыщен кислородом, чем летний, а при морозе не выживают болезнетворные бактерии, поэтому воздух становится практически стерильным. К тому же зимние прогулки благотворно влияют на здоровье ребенка, его иммунитет, так как происходит закаливание организма.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.
Когда дети проводят не менее часа на улице, они получают заряд бодрости и хорошего настроения, к тому же совместная деятельность развивает социальные навыки и воспитывает дружелюбие, чувство ответственности, учит быть терпимыми друг к другу. Особенности организации двигательной активности в зимний период:
При посещаемости детей более 10 человек и в целях недопустимости перегрева, воспитатель выходит на прогулку с I подгруппой детей, остальных выводит помощник воспитателя.
- в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;
- при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого – либо текста.
Воспитателям следует быть внимательными к ребенку, занятому физическими упражнениями, чтобы он не превысил свои реальные возможности, а это часто бывает в увлекательных играх и соревнованиях. Покраснение лица, частое шумное дыхание, возбуждение, конфликты с товарищами, нарушение координации движений — признаки чрезмерной нагрузки. Необходимо тактично переключить дошкольника на менее подвижную деятельность, но не наказывать полным прекращением движений, когда разгорячённый игрой ребенок может переохладиться.
Часто болеющие дети, имеющие какое-либо хроническое заболевание, особенно нуждаются в регулировании двигательной нагрузки в зимнее время. Им чаще необходимо чередовать более подвижную деятельность со спокойной, например: после неоднократного скатывания с горки - предложить медленно покатать. куклу по дорожке на санях, игру в ловишки сменить метанием снежков в цель.
Следует тщательно продумать оформление зимней площадки, рационально разместить снежные постройки:
- горку, ледяные дорожки;
- валы, кубы – для выполнения основных движений;
- крупные сказочные фигурки – для организации сюжетных игр;
- в центре участка – утрамбованная ровная площадка.
Все постройки обязательно строятся с соблюдением инструкций по охране жизни и здоровья детей и соблюдении ростовых показателей. Украшенный участок сам по себе вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности. Например, зимой между деревьями и на веранде можно развешать надувные шары, снежинки и флажки разнообразной конфигурации; по краям дорожек протянуть яркие шнуры и ленты; снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок. Между деревьями на ярком шнуре можно повесить колокольчики, разноцветные игрушки, под которыми надо проходить осторожно, пригнувшись, чтобы они не зазвучали. А к глухой стене веранды прикрепить бубен. Если дотянуться до него рукой и ударить, то он зазвучит. На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности им следует предоставить всю площадь участка. Сделать широкую дорогу для катания на санках(например, от калитки до веранды), сравнительно узкие длинные проходы между снежных валов (от веранды до конца участка и далее до веранды) с ответвлениями, одни из которых заканчиваются тупиком, а другие – каким-либо препятствием, которое необходимо преодолеть (перелезть через бревно; наклонившись, пройти сквозь воротца; перешагнуть через снежный заслон высотой не более 10-15 см; перейти через мостик и т. д.) На расчищенной от снега центральной площадке можно сделать цветные дорожки разной конфигурации - извилистые, прямые, замкнутые. Обязательно нужны крупные снежные постройки. Около них хорошо играть в прятки или просто перебегать, например, от снеговика к трем сказочным медведям, а от них - к матрешкам и т. д. На участке должна быть снежная горка (желательно в виде большой черепахи, кита и т. п.), с которой дети будут съезжать. Таким образом, дети на прогулке выполняют разнообразные движения: - бегают, лазают, съезжают, подлезают, подтягиваются, бросают в цель, переносят груз(снег, льдинки).
В то же время, чтобы разнообразить движения детей на прогулке на каждом групповом участке необходимы следующие группы снежных фигур:
Первая группа – фигуры для закрепления навыков равновесия.
Вторая группа – фигуры для прыжков, перешагивания.
Третья группа – фигуры для упражнений в метании.
Четвёртая группа – фигуры для подлезания.
И горки для скатывания.
Большое значение придаётся профилактике травматизма во время проведения прогулок. Постройки должны быть прочными, гладкими. .
- Воспитатель использует зимние условий для упражнений детёй в следующих движениях:
- Ходьба по следам, ходьба с подниманием колен, ходьба приставным шагом вправо и влево, восхождение на гору, и спуск с нее, ходьба змейкой между прутиками, вокруг сугробов.
- Бег до дерева, змейкой, с горки на горку, наперегонки, с ловлей, с увертыванием.
- Упражнение в равновесии: ходьба по снежному валу прямо, боком, приставными шагами, перешагивание через снежки, палочки.
- Прыжки на месте и продвигаясь впёред (расстояние 3—4 м), спрыгивание со снежного вала или бугорка, прыжки вокруг сугроба на двух и на одной ноге.
- Подлезание под ветку, в снежном тоннеле.
- Метание в вертикальную и горизонтальную цель, на дальность, метание вверх.
- В зимнее время на прогулке проводятся
- и подвижные игры. Они активизируют движения детей, обогащают их
- новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение
- каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его
- требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Если на
- улице холодно, сыро, то такую игру надо организовать сразу, чтобы поднять
- эмоциональный тонус детей, настроить их на бодрый лад. Если же дети с
- удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру можно
- провести в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается. К
- каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут
- быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные
- мягкие выразительные сюжетные игрушки. Длительность каждой игры не
- более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (по желанию
- детей). Взрослый может также организовать подвижную игру с одним-двумя
- детьми, если он видит, что они замерзли или не знают, чем себя занять.
- Желательно подготовить на неделю не менее пяти-семи разных подвижных
- игр и подобрать к ним атрибуты.
- Рекомендуется проводить три подвижные игры в течение прогулки.
- Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую
- деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка)
- рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со
- всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных
- занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в
- середине или конце прогулки. Таким образом, план должен включать игры
- малоподвижные;
- игры средней активности;
- игры с высокой двигательной активностью.
- Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление
- двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года
- проводится примерно 10 – 15 новых игр.Кроме этого организуются игры:
- забавы
- аттракционы
- игры-эстафеты
- сюжетные подвижные игры
- игры с элементами спорта
- сюжетные подвижные игры
- бессюжетные подвижные игры
- народные игры
- хороводные
- спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение»)
- Следует соблюдать рациональное сочетание видов и форм двигательной деятельности:
- после занятий ФИЗО и ИЗО проводятся наблюдения, опыты в природе, а затем игра и трудовая деятельность;
- в остальные дни – труд, игра и затем наблюдения и опыты в природе.
- Игры следует организовывать в соответствии с зимней тематикой, использованием зимних построек.
- Чтобы интерес к играм не снижался, следует проводить ее, используя новые варианты.
- Участие педагога в играх детей обязательно! Это поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и интерес к различным формам двигательной активности.
- На зимней площадке следует проводить игры с включением основных движений. Во время прогулки проводится не менее 2 подвижных игр, одну – обязательно с элементами соревнования. Педагогу следует вовлекать в игры всех детей.
- Исключаются игры, хороводы с пением, с длинными речевками. Педагогам следует следить, чтобы дети громко не кричали, т.к. это может привести к различным заболеваниям горла и голосовых связок.
- В новые игры с детьми 3-4 лет целесообразно играть в течении 2-3 дней подряд, затем следует усложнять двигательные задачи, используя различные вариации игры.
- Для детей 5-6 лет дополнительно организуются игры: катание на санках, ходьба на лыжах, прогулки – походы в ближайший зимний лес длительностью от 1,5 до 2 часов на дистанцию 2,5-3 км в сопровождении 2 взрослых: 2 воспитателя; воспитатель и няня; воспитатель и родитель.
- Детей с высоким и средним уровнем Д.А. следует вовлекать в игры на развитие внимания и точности выполнения движений. Детей с низким уровнем Д.А. вовлекать в игры на быстороту движений, на скорость.
- Многие летние подвижные игры можно использовать и зимой: «Салки», «Колдунчики», «Гуси-лебеди» и т. д., но есть огромное количество игр, которые предназначены именно для снега и льда, что подразумевает зимнее время года
- Дети всегда с радостью встречают снег, а уж если им предоставляется возможность с ним поиграть, то они просто в восторге. Необходимо только следить за их состоянием, чтобы у всех была подходящая одежда и чтобы никто не замерз. Словесное сопровождение в играх можно не применять вовсе, чтобы дети на улице не застудили горло. Свисток тоже нередко используется на улице, ведь на холоде особо не накричишься, только не стоит брать железный свисток, который может примерзнуть к губам. Также не стоит злоупотреблять прыжками со снежных валов или комков, потому что ноги должны быть хорошо размяты и разогреты, иначе ребенок может получить травму. (Каждый, наверное, попадал в такую ситуацию, когда, спрыгивая казалось бы с невысокого препятствия, ощущал сильную боль в ноге или ногах. Зимой такая ситуация может случиться в любое время: чуть-чуть ребенок постоял, и ноги уже не готовы к прыжкам. Так что следует быть очень внимательными.)
Материалы и оборудование, используемые для организации
самостоятельной деятельности детей: ледянки, кукольные сани, ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, печатки, вожжи, султанчики, флажки, кегли, маски для сюжетно-ролевых игр, лыжи, оборудование для экспериментов, снегомер, игрушки из бросового материала. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к
хранению и размещению выносного материал