Методическая копилка

Дараган Марина Михайловна

Мои разработки, проекты, конспекты занятий. Все то, что может пригодиться педагогу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_obryvnaya_applikatsiya.pptx175.8 КБ
Файл itogi_proekta_obryvnaya_applikatsiya.pptx2.8 МБ
Файл statya.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обрывная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Подготовила:воспитатель М.М. Дараган Муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 29 Дошкольная ступень

Слайд 2

Название проекта: «Разноцветные картинки» Авторы проекта: Воспитатель МОБУ СОШ № 29 Дараган М.М. Зам. директора по ВР. МОБУ СОШ № 29 Кокоткина О. В. Участники: Музыкальный руководитель МОБУ СОШ № 29 Глазырина Е. Н. Дети и родители подготовительной группы МОБУ СОШ № 29 Вид проекта: нетрадиционный Срок реализации: июль - август 2014 г Противоречия: Противоречия между недостаточно развитыми навыками и умениями необходимыми для активизации творческого процесса и программными требованиями к занятиям художественным творчеством детей старшего дошкольного возраста по средством нетрадиционных техник. Проблема: недостаточно развита творческая активность.

Слайд 3

Актуальность проблемы: Нормативная база (Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"); В процессе аппликации воспитанники учатся выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. В результате обобщения опыта педагогов (Запорожца А. В., Давыдова В. В., Поддъякова Н. Н.) было выявлено значение обучения аппликации: развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса; развитие художественно – графических умений и навыков; развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия; развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев; становление некоторых организационных навыков художественного творчества; получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре; воспитание зрительской культуры; Результаты обследования детей показали, что из 15 детей у 13 – наблюдаются проблема недостаточного развитых знаний, умений и навыков, от которых напрямую зависят творческие способности.

Слайд 4

Диагностика уровня развития знаний умений и навыков на начало проекта Диагностика уровня развития знаний умений и навыков на конец проекта

Слайд 5

Цель: Развитие творческих способностей посредством обрывной аппликации. Задачи: 1. Изучить степень разработанности проблемы в психолого-педагогической и методической литературе, изучить практический опыт педагогов города; 2. Выявить уровень развития творческих способностей, анализируя сформированность навыков и умений детей по изобразительной деятельности до и после реализации проекта; 3. Разработать и внедрить систему занятий на основе анализа программ «Цветные ладошки» Лыковой И.А., «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Слайд 6

Предполагаемый результат: 1. Знание теоретических основ по проблеме развития творческих способностей, готовность применять полученные знания в практической инновационной деятельности; 2. Показатели уровня развития творческих способностей у детей старшего возраста по итогам реализации проекта будут превышать средний и высокий уровень на ≈ 13 % от общего количества воспитанников; 3. Эффективность внедренного цикла занятий по проблеме развития творческих способностей будет доказана повышением уровня сформированности навыков и умений детей по изобразительной деятельности; 4. Использование детьми полученных знаний в собственном творчестве, создавая выразительные образы, используя соответствующий материал.

Слайд 7

Механизмы реализации целей и задач проекта Разработка с педагогическим коллективом цикла занятий по развитию творческих способностей на основе анализа программ «Цветные ладошки» Лыковой И.А., «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Обеспечение участия семьи в воспитательном развитии интереса к художественному творчеству.

Слайд 8

I этап - подготовительный I этап – подготовительный. № Содержание деятельности Предполагаемый результат 1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы (ФГОС и СанПиНы). Повышение педагогической компетентности в данном направлении, поиск путей реализации задач. Анализ программы «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по развитию творческих способностей дошкольников. Знание перечисленных документов. Готовность к применению. Создание банка данных по проблеме 2. Модернизация развивающей среды по проблеме. Изготовление наглядного материала (изготовление схем, таблиц плакатов, наглядных пособий). Подбор репродукций, картин, фонограмм Музыкальных произведений , 3. Участие в интернет конкурсе рисунков Участие, победа. 4. Выявление уровня развития творческих способностей с помощью проведения итогового занятия и выставки работ и развития знаний, умений, навыков посредством диагностического инструментария. Диаграмма, протоколы, записи, фотоотчет. 5. Разработка системы (конспектов непосредственно образовательной деятельности, модели взаимодействия с родителями). конспекты занятий.

Слайд 9

II этап – практический. № Содержание деятельности Предполагаемый результат 1. Создание системы мероприятий: разработка конспектов; создание картотеки игр направленных на развитие творческих способностей; проектирование совместных форм работы с родителями (консультации по изо); изменение развивающей среды в соответствии с реализуемым проектом; участие в интернет-конкурсах; Система мероприятий: внедрение конспектов в практику; проведение игр; совместная работа с родителями (консультация, мастер-класс); изменение развивающей среды; победа, участие.

Слайд 10

III этап – заключительный. № Содержание деятельности Предполагаемый результат 1. Выявление уровня развития художественных навыков детей. Динамика развития детей. 2. Анализ внедренной системы занятий. Эффективность внедренной нетрадиционной технологии по проблеме развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста доказано повышением уровня развития художественных навыков детей. 3. Выставка детских работ и создание презентации по итогам реализации проекта. Выставка, презентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоги проекта «Обрывная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Слайд 2

Задачи проекта: Изучить степень разработанности проблемы в психолого-педагогической и методической литературе, изучить практический опыт педагогов города; Выявить уровень развития творческих способностей, анализируя сформированность навыков и умений детей по изобразительной деятельности до и после реализации проекта; Разработать и внедрить систему занятий на основе анализа программ «Цветные ладошки» Лыковой И.А., «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Слайд 4

Мероприятия: № п/п Мероприятие Сроки проведения 1 Знакомство со свойствами и видами бумаги 14.07.14 2 «Чудесная мозаика» - презентация 16.07.14 3 Составление панно из мозаики «Разноцветные узоры» - дидактические игры 18.07.14 4 Виртуальная экскурсия «Яхт-клуб Таганрога». 22.07.14 5 Рисование «Азовское море» 23.07.14 6 «Белеет парус» - аппликация 25.07.14 7 Чтение сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» 29.07.14 8 «Золотая рыбка» - аппликация 31.07.14 9 «Домашние птицы» подвижные игры, дидактические игры. 04.08.14 10 «Цыпленок» - аппликация 08.08.14 11 Наблюдение за насекомыми и цветами на площадке 11.08.14 12 «Стрекоза» - аппликация 15.08.14 13 Беседа «Воспоминания о лете» 18.08.14 14 Итоговая работа «Воспоминания о лете» 22.08.14

Слайд 5

Фотоотчет мероприятия

Слайд 6

«Белеет парус» - аппликация

Слайд 7

«Белеет парус» - аппликация

Слайд 8

«Золотая рыбка» - аппликация

Слайд 9

«Домашние птицы» подвижные игры

Слайд 10

«Цыпленок» - аппликация

Слайд 11

«Стрекоза» - аппликация

Слайд 12

Итоговые работы «Воспоминания о лете»



Предварительный просмотр:

Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель ДСО МОБУ СОШ № 29

Дараган М.М.

«Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям»

В.А. Сухомлинский.

Проблема творчества и развития творческих способностей личности находится в центре внимания философии, психологии, образования. Поскольку на сегодняшний день четко обозначилась потребность в людях, умеющих нестандартно, творчески мыслить, быстро адаптироваться в условиях современного общества.

Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения [6, 212]. 

Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном возрасте. Этот период является наиболее благоприятным этапом развития творческих способностей ребенка, его самореализации. Развивать и совершенствовать творческие способности направлены изобразительные виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация.

Аппликация, как один из наиболее любимых видов деятельности детей, обладает широчайшими возможностями развития творчества, фантазии, воображения, дает возможность детям быстро и качественно получить тот продукт, который необходим ребенку для формирования в нем чувства «успешности», удовлетворения от своего труда.

В процессе аппликации дети учатся выделять основные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность [8].

В результате обобщения опыта педагогов (Запорожца А. В., Давыдова В. В., Поддъякова Н. Н.) можно выделить, что обучение аппликации обладает многими возможностями:

  • развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
  • развитие художественно – графических умений и навыков;
  • развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
  • развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
  • становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
  • получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
  • воспитание зрительской культуры [2].

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен, что наиболее доступно детям дошкольного возраста.

В зависимости от вида аппликации и целей занятия дети учатся:

  • вырезать предметы, показывать их различия по величине при сопоставлении друг с другом;
  • выделять основные предметы размером, цветом, композиционным размещением среди других элементов;
  • передавать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, цвет;
  • располагать предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов; создавать двухплановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления;
  • подбирать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям.

Овладев достаточным уровнем развития умений и навыков, изучив и освоив новые техники, новые материалы, новые технические возможности этих материалов, дети легко и с радостью проявляют самостоятельность, инициативу, творчески подходят к выбору тех или иных способов решения поставленных задач.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что аппликация способствует становлению художественного творчества, развитие которого невозможно без обучения детей способам художественного-образного воплощения замыслов, передачи предметов, явлений.

Список литературы:

  1. Бойченко О., Старикова Е. Развитие творчества на занятиях по аппликации / Дошкольное воспитание – 1989г.
  2. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М.: Просвещение, 1997.
  3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: 1999.
  5. Комарова Т. Н. О способностях к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. / Дошкольное воспитание – 1989г. 
  6. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1986.
  7. Погатеева З. А. “Занятия аппликацией в детском саду”: Москва, “Просвещение”. 1988 год.
  8. http://www.criticeducation.ru/crond-428.html