"Воспитатель года - 2020"
Материалы участника областного публичного конкурса "Воспитатель года - 2020" г. Липецк.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы | 23.87 КБ |
Сведения об участнике. | 350.36 КБ |
Эссе "Я - педагог" | 14.3 КБ |
Конспект образовательной деятельности "Гуси - лебеди" | 297.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «Золотой петушок» с. Доброе
Добровского муниципального района Липецкой области
Из опыта работы
воспитателя высшей квалификационной категории
Пашковой Наталии Викторовны
2020 г.
Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю,
воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.
(А.Маркушевич)
В настоящее время без математики невозможно рациональное планирование и управление жизнью; без нее немыслимы современные технологии и наука. Математика и в детском саду обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на познание окружающего мира и решение различного рода практических задач. И поэтому я считаю необходимым развивать математические способности детей.
«Формирование элементарных математических представлений через игру» - тема, по которой я углубленно работаю.
Актуальность выбранной мной темы обусловлена требованиями ФГОС дошкольного образования, которые направлены на формирование у дошкольников предпосылок успешной учебной деятельности, т.е. высокого уровня познавательного развития, частью которого является формирование элементарных математических представлений.
Цель моей работы - формирование математических способностей дошкольников через игровую деятельность.
Почему через игру?
Да потому, что для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Для достижения цели я ставлю следующие задачи:
1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Создать благоприятные условия для развития математических способностей у детей через игровую деятельность;
3. Развивать познавательные процессы и мыслительные операции.
Для успешного решения арифметических задач развиваю способность детей видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умение конструировать.
Следуя идее Льва Семеновича Выготского об опережающем развитии, ориентируюсь на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом.
Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Процесс обучения математике надо организовывать так, что бы появилось собственная активность ребёнка, чтобы дети моги спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом. Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно, усваивающий всё в готовом виде, не сможет проявить задатки, данные ему от природы. Ребёнку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях.
Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.
Математическая игра – особый вид игры, в которой всегда есть момент напряжения и вдумчивости и как результат – радость от успешной мыслительной деятельности.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся.
Дидактические игры и игровые упражнения к тому же стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
- Игры с цифрами и числами
- Игры на формирование представлений о времени
- Игры на ориентировку в пространстве
- Игры с геометрическими фигурами
- Игры на логическое мышление
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
- К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнения равных и неравных групп предметов, соотношением числа и цифры. Такие дидактические игры, как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.
- Вторая группа математических игр - игры на формирование представлений о времени - служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью. Понятие времени является наиболее сложным для детей. Характер представления детей дошкольного возраста о времени тесно связан с постепенным овладением временными понятиями, умением ориентироваться во времени суток, по природным явлениям, получением представления о пространственно-временных зависимостях, о продолжительности часа, минуты и т.д. Полноценное и гармоничное развитие этих способностей дает важное умение регулировать и планировать свою деятельность, лучше понимать причинно-следственные связи между явлениями. В этом помогают игры: Упражнение «Когда это бывает?», Игра «Части суток», Игра «Вчера, сегодня, завтра», Упражнение «Домик дней», «Разноцветная неделька», «Неделька, стройся», игра «Домики времён года», игра «Который час?».
- В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача — научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Это игры «Путешествие по комнате», «Найди игрушку», «Расскажи про свой узор», «Художники».
- Одним из важных аспектов развития математических представлений у дошкольников является изучение основ геометрии. В ходе знакомства с геометрическими фигурами, ребенок приобретает новые знания о свойствах предметов (форме) и развивает логическое мышление. Для этого использую такие игры, как «Найди предмет такой же формы», «Посмотри вокруг», «Геометрическая мозаика»
- Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление. Это игры: «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Путаница».
Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. В игровые комплексы обязательно включаю музыку, физкультминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук.
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики.
Используя различные развивающие игры и упражнения, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Предварительный просмотр:
Сведения об участнике конкурса «Воспитатель года»
N п/п | I. Общие сведения | |
1. | Фамилия, имя, отчество (полностью) | Пашкова Наталия Викторовна |
2. | Муниципальное образование | Добровский муниципальный район |
3. | Населенный пункт | Село Доброе |
4. | Дата рождения (день, месяц, год) | 07.08.1975 |
5. | Место рождения | Село Доброе |
II. Сведения о трудовой деятельности | ||
1. | Место работы (полное наименование образовательной организации в соответствии с уставом) | Муниципальное дошкольное образовательнгое учреждение детский сад «Золотой петушок» с.Доброе Добровского муниципального района Липецкой области |
2. | Занимаемая должность | Воспитатель |
3. | Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет) | 22 года, 22 года |
4. | В каких возрастных группах в настоящее время работает | Старшая группа |
5. | Аттестационная категория | Высшая |
6. | Почетные звания и награды (наименования и даты получения) | Грамота РОНО, 2004 г. |
7. | Послужной список (места и сроки работы за последние 5 лет) | МБДОУ десткий сад «Золотой петушок» с.Доброе |
III. Сведения об образовании | ||
1. | Наименование образовательной организации профессионального образования, год окончания, факультет | Липецкий Государственный Педагогический Интститут, 1997, физико-математический |
2. | Специальность, квалификация по диплому | Математика Учитель математики, физики и информатики |
3. | Дополнительное профессиональное образование (за последние три года) | ЧОУ ДПО «Академия бизнеса и управления системами», тема «ФГОС в дошкольном образовании», 120 часов |
4. | Основные публикации (в том числе брошюры, книги) | - |
IV. Сведения об общественной деятельности | ||
1. | Членство в Профсоюзе (наименование, дата вступления) | Первичная профсоюзная организация МБДОУ д/с «Золотой петушок» с.Доброе, 1999 г |
2. | Участие в других общественных организациях (наименование, направление деятельности, дата вступления) | - |
3. | Участие в работе методического объединения | Межмуниципальный семинар «Из опыта работы базовой площадки по апробации ФГОС ДО», 2016 г. Семинар «Интеллектуально-познавательное развитие дошкольников» (открытый показ занятия), 2018 г. Педсовет «Развитие речи дошкольников через различные виды деятельности», 2019 педсовет «Использование современных форм работы по ФЭМП с учетом ФГОС» (обобщение опыта работы) |
4. | Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных программ и проектов | Детско-родительский проект «Покормите птиц зимой» |
V. Досуг | ||
1. | Хобби, увлечения | Вязание, ручной труд |
VI. Контактная информация | ||
1. | Адрес места работы | Липецкая область, Добровский район, с.Доброе, ул.Калинина, 45а |
2. | Телефоны с междугородним кодом: рабочий, домашний, мобильный | 8(47463)2-16-85 89512088073 |
3. | Факс с междугородним кодом | 8(47463)2-16-85 |
4. | Адрес электронной почты | zolotoipetushokdsad@yandex.ru |
5. | Фамилия, имя, отчество руководителя образовательной организации | Татаринова Наталья Валерьевна |
VII. Профессиональные ценности | ||
1. | Педагогическое кредо участника конкурса | Трудолюбие и позитивный настрой — ключики к успеху |
2. | Почему нравится работать в образовательной организации | Люблю мир детства, полный новых, интересных, увлекательных открытий, новых впечатлений, в мир, где нет стандартных решений, и каждый день – это новый этап, не похожий ни на один другой. |
3. | Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие участнику конкурса | Моя работа воспитателем даёт мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства; люблю неповторимость, непредсказуемость каждого дня. |
4. | В чем, по мнению участника конкурса, состоит основная миссия воспитателя | Восточная мудрость гласит, что воспитатель подобен гончару, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. Но самое главное, чем этот сосуд будет наполнен. Миссия воспитателя – заполнить этот сосуд добром, милосердием, творчеством, обогатить опытом дружбы, взаимопомощи, сотрудничества и сотворчества, - всем тем, что поможет ребенку в будущем. |
VIII. Приложения | ||
1. | Интересные сведения об участнике конкурса, не раскрытые предыдущими разделами | За время работы в детском саду Наталия Викторовна сумела завоевать сердца детей, родителей и сотрудников. Она проявляет понимание, терпимость, такт, учитывая точку зрения родителей. К работе относится ответственно, любит и хорошо знает свою работу. Активно принимает участие в методической работе ДОУ, конкурсах, проводимых в районе. Воспитанники Наталии Викторовны принимают активное участие в муниципальных и региональных конкурсах: «Учитель перед именем твоим…», «Дорога глазами детей», «Пасхальные мотивы» и т.д. Её ценят и уважают в коллективе. |
2. | Жанровые фотографии (во время образовательной деятельности с детьми, игр, прогулки, детских праздников) (не более 5) |
Достоверность сведений подтверждаю:
__________________ Пашкова Наталия Викторовна_________________________
(подпись) (фамилия, имя, отчество участника конкурса)
"23" марта 2020 г
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой петушок» с. Доброе Добровского муниципального района Липецкой области
Эссе
«Я – педагог»
воспитателя
высшей квалификационной категории Пашковой Наталии Викторовны
2020 год
Выбор профессии стоит перед каждым. И это очень важный выбор, определяющий всю твою дальнейшую жизнь. Профессия, выбранная «по расчету» не принесёт радости, каждый день, проведённый на работе будет тяготить. Вся жизнь для этого человека протекает в ожидании пятницы и с мыслью ужаса, что скоро понедельник. Поэтому, профессию нужно выбирать только «по любви».
И мой выбор – это моя любовь, моя любовь – дошкольная педагогика! Здесь нет однообразия и скуки, но всегда – радость общения, открытий, теплоты.
Воспитатель, работая здесь и сейчас, вносит свою частичку в материю будущего. И я понимаю, что мои мысли, поступки, настроение отразятся в моих воспитанниках. Дети, становясь взрослыми, помнят из детства образы, картинки, и пусть, картинки обо мне, о воспитателе, будут яркими и радостными. Пусть воспоминания о детстве озаряет этих взрослых людей, принося в их мир тепло, спокойствие, уверенность в своих силах, творческое начало в их труд, кем бы они ни стали.
Я работаю воспитателем более двадцати лет, и могу точно сказать, что за это время дети во многом изменились. Раньше, всё, чему я учила воспитанников, было для них открытием. Все знания, умения, навыки были непререкаемой истиной, которую нужно усвоить. Сейчас, часто приходится доказывать детям необходимость тех или иных действий. У них часто уже есть сформированное мнение о различных явлениях жизни. Порой мнение странное, искаженное, соскользнувшее в его голову с экрана планшета при бесконтрольном освоении интернета. Но это свершившийся факт современного детства.
Сейчас любой ребёнок может узнать ответ на каждый свой вопрос, просто сказав: «Окей, Гугл». Информацию получить то он может, но в силу своего возраста, не может сформировать своего мнения и отношения к увиденному, потому, что для этого нужен жизненный опыт. Получается, что знания есть, а чувств нет. И здесь ребёнку необходим человек рядом, который научит сопереживать, сострадать, поделиться с ближним, определиться в ценностях, готовый всегда помочь разобраться в многообразии потока информации об окружающей действительности.
Воспитатель теперь не всегда источник знаний, норм поведения и культуры общения, а человек, мнение которого должно быть важно детям. И я стараюсь быть беспристрастным, объективным, но сопереживающим и любящим наставником для своих воспитанников.
Пока ребёнок находится в стенах детского сада, я всегда буду рядом: помогу, разъясню, направлю. А потом, с удовольствием отпущу его вперёд: «Иди, человечек, своей дорогой. Пусть будет она всегда ровной для тебя, без крутых поворотов, без падений и остановок. Делай всё, чтобы дорога твоя становилась всё шире, пусть рядим идут хорошие, умные, любящие, искренние люди. Иди вперёд, становись Человеком!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотой петушок» с. Доброе
Добровского муниципального района Липецкой области
Конспект образовательной деятельности
по ФЭМП
«Гуси – лебеди»
(старшая группа)
Подготовила и провела: Пашкова Н.В.
воспитатель высшей квалификационной категории
с. Доброе
2019 год
Цель:
Закрепить и уточнить знания, полученные ранее . Сформировать у воспитанников понятие «условной мерки», единицы измерения длины и измерительного навыка. .
Задачи:
1) Закрепить порядковый счет в пределах 10, активизировать умение соотносить цифры с количеством предметов.
2) Повторить геометрические фигуры, закрепить пространственные отношения «справа» - «слева» «между».
3)Учить пользоваться «условной меркой» при измерении длины.
4)Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.
Материалы к занятию
Демонстрационный:
1) Печка, дерево, речка, дом, яблоки, лист.
Раздаточный:
1) Набор геометрических фигур.
2) Полоски разной длины и разного цвета.
3) Листы бумаги.
Ход занятия
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, активизировать их знания об окружающем мире.
Воспитатель просит детей встать в круг.
- Вы любите сказки?
- Какие сказки вы знаете?
- Хотите отправиться в сказку?
Воспитатель открывает разноцветный зонт.
-Подойдите ко мне поближе. Закройте глазки и скажем ( 1, 2 ,3 в сказку попади). Повернитесь во круг себя.
-И вот мы в сказке. Посмотрите, а вот и дом, около него сидит Алёнушка. По-моему она чем то расстроена.
-Что случилось Алёнушка? (воспитатель наклоняется к кукле, как будто кукла говорит на ушко воспитателю)
-Ребята Алёнушка говорит, что её братца Иванушку похитили гуси-лебеди. И она просит вас помочь отыскать Иванушку. Поможем?
- А как мы можем помочь Алёнушке? Что нам нужно для этого сделать? (ответы детей). Кто же нам может помочь?
Дети идут искать братца. По дороге встречают печку.
2. Игровая деятельность.
2.1 Игра «Дрова».
Дидактические задачи:
1) закрепить умение использовать обозначения свойств предметов (цвет, форма размер);
2) актуализировать представления о пространственных отношениях «вверху» - «внизу», «слева» - «справа»
-Ребята, что бы печка сказала нам куда полетели гуси-лебеди, нужно правильно разложить дрова для печки. А дрова не обычные, а какие? В виде чего? ( геометрические фигуры)
Воспитатель предлагает детям выложить в правый верхний угол -квадрат, в левый нижний угол – треугольник, в правый нижний угол – круг, посередине – прямоугольник, в левый верхний угол – шестиугольник.
Сравниваем правильность расположения геометрических фигур с готовым рисунком, который находится за печкой.
- Где лежит круг?
- Сколько геометрических фигур?
- Какого цвета треугольник?
- Чем отличается круг от квадрата?
-Молодцы, а печка мне шепнула, что гуси-лебеди полетели к яблоне.
Идут дети дальше, стоит яблонька. .
2.2 Игра «Яблочки».
Дидактические задачи:
1) закрепить порядковый счёт в приделах 10.
2) закрепить пространственные отношения «слева» - «справа» «между»
3) закрепить соотношение предметов цифре.
На магнитной доске изображение яблони с яблоками и двух корзин: в одной корзине 8 яблок, в другой 6 яблок, между корзинами 2 яблока; набор цифр от 1 до 9.
-Давайте посчитаем сколько яблок на яблоне?
- Какого цвета корзина слева от вас?.
- Какого цвета корзина справа от вас?
- Сколько яблок в левой корзине?
- Поставьте соответствующую цифру под этой корзиной?
-Сколько яблок в правой корзине?
-Сколько яблок между корзинами?
-Что нужно сделать, что бы в обеих корзинах было по 8 яблок?
-Молодцы, справились. Яблоня мне сказала, что гуси-лебеди полетели к речке.
-А что бы нам побыстрее дойти до речки, я предлагаю вам поиграть. Дети становятся в круг.
Физкультурная минутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем,
И ходим мы кругом.
Идут дети дальше, видят течет речка.
2.3 Игра «мостик».
Дидактические задачи:
1) Создать затруднение в ситуации определения полоски
соответствующей заданному количеству мер. Формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения, учить измерять меркой.
2) Тренировать мыслительные операции- сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление.
-Вот мы и подошли к речке. А речка шепчет, что гуси-лебеди полетели к избушке Бабы-Яги, которая находится на другом берегу.
-Как же нам перебраться на другой берег? (ответы детей)
-Правильно, нужно построить мост. Но мост не простой, он должен состоять из дощечек, которые по длине будут равны 5 условным меркам.
Открытие нового знания.
Дидактические задачи.
1) познакомить с понятием «условная мерка».
2)познакомить с приёмом измерения длины с помощью «условной мерки»
3) Построить способ действия на предметной основе.
-Кто то из вас знает, что такое «условная мерка»? ( ответы детей)
-Условная мерка – это предмет, который используется при измерении длины, высоты, ширины. А нам с вами что надо измерить? Какой предмет мы можем использовать?
-Посмотрите, на берегу реки лежат камушки в виде чего? (квадрата)
-Давайте возьмём по камушку и с их помощью измерим наши дощечки. Посмотрите, как я буду это делать.
Дети самостоятельно измеряют все дощечки.
\-Сколько мерок в жёлтой дощечке?
-Нам нужна дощечка в которой 5 мерок, какого она цвета?
Дети строят мост через речку.
-Молодцы, мы переправились на другой берег реки. А вот и избушка Бабы-Яги.
-А вот и избушка.
-Баба-Яга отдай нам Иванушку.
-Ребята, Баба-Яга согласилась отдать нам Иванушку если мы расскажем, что мы делали по дороге к ней.
3. Итог занятия:
Дидактические задачи:
1) Восстановить в памяти детей, то, что делали, создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
- В какой сказке вы сегодня побывали?
- Каких героев повстречали?
Дети берут куклу Иванушку и несут его к сестрице Алёнушке.
-А что бы нам было не скучно:
На носочках мы шагаем
На цветы не наступаем
Чтобы не промокли ножки
Мы поскачем по дорожке.
Мы на пяточках пойдем
И лопаточки сведем.
Мы галопом побежали
И нисколько не устали.
-Вот мы и пришли к Алёнушке.
-Береги Алёнушка своего братца. А нам пора возвращаться обратно в детский сад.
-Подойдите ко мне поближе.
Воспитатель берёт открытый зонтик.
- Закройте глазки, и скажем: один, два, три из сказки в садик нас верни. Повернитесь вокруг себя, откройте глазки.
Воспитатель закрывает зонт.
-Ну вот мы и в садике. Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы большие молодцы.