Нравственные и духовные ориентиры на уроках иностранного языка в условиях ФГОС
Духовно-нравственные развитие школьников на уроках иностранного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye.docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственные и духовные ориентиры на уроках иностранного языка в условиях ФГОС
Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. За последние 20 лет обесценились такие понятия как «долг», «совесть», «нравственность» и «патриотизм». Всё больше молодых людей готовы переступить через моральные нормы. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.
Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему. Понимание духовных ценностей становится важным фактором развития общественного и национального самосознания. Поэтому новый ФГОС ориентирован на образовательные результаты: достижение общекультурного, личностного и социокультурного развития учащегося. Новый стандарт предлагает следующие ценностные ориентиры системы образования:
1) гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;
2) идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценности человеческой жизни и семейные ценности, трудовая этика;
3) патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалог культур;
4) ценности личностной, социальной и государственной безопасности;
5) национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.
Возникает вопрос: как реализовать образовательный потенциал предмета «Иностранный язык»?
Каждый школьный предмет по сути является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Не являясь исключением, учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он как бы «беспредметен»: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.
В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.
Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности («От чего зависит умение человека поддерживать отношения с другими?» в 11 кл, «Стереотипы, которые мешают нам жить», «Толерантность или конформизм», «Урок толерантности» рассказ немецкого мальчика времен Второй мировой войны и история из жизни современного молодого человека в 9 кл, проблемы современной семьи («Взаимоотношения в семье, с друзьями». «Взаимоотношения подростков в семье» , Беседа «Что для нас важнее?» в 8 классе, «Проблемы подростков» с последующим обсуждением темы., Диалогическая речь учащихся по теме «Взаимоотношения» в 7 кл., «Моя семья», составление семейного дерева во 2 классе; проблемы благотворительности чтение текста о матери Терезе в 8 классе, проект «Каким гражданином должен быть тинейджер» в 11 классе;, проблемы материализма и национальной культуры «Влияние знаний людей о культуре и отношение к ней» 9 кл, , проблемы нищеты и борьбы с ней, проблемы подростков («Обсуждение проблем подростков. Самая важная проблема» 7 кл, «Твои права» 11 кл и многие другие.
К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор. ( например «Мирное решение семейных конфликтов( на примере их художественной литературы». Проект «Конфликт и его разрешение», где учащимся было предложено самим найти решение конфликтной ситуации.
Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося.
В ходе использования данного приема работы также необходимо ввести этап рефлексии для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения. Конечно, во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Задача учителя – показать образцы поведения, обосновав в их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения, но ни в коем случае не в форме назидания и наставления. Лучшего всего, если корректировать модель поведения будет не учитель, а сами дети, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.
И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. Проектная методика обучения иностранным языкам, которая лежит в основе обучения по Учебно-методическому комплекту В.П. Кузовлева и УМК Биболетовой даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками “In Your Culture” (“В твоей культуре”) и “All About Me”(“Все обо мне”). В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в нашей школе используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”. В конце изучения темы “Не хотели бы вы отправиться в Великобританию?” в 8 классе, учащимся предлагается «пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие». Этот проект называется «Добро пожаловать в Россию!». Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями родного края; воспитательный аспект – осознание понятия Родина, «малая Родина», более глубокое осознание своей культуры.
Работая по теме «Достопримечательности родного края» и «История географических названий вашего края» учащиеся знакомятся с историей города и района, результаты представляют на обсуждение всему классу.
Работая по теме “Моя семья” в 2 классе, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев.
При изучении темы «Знаменитые земляки в 7 классе мы знакомимся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины, также и при изучении таких тем как «Достопримечательности Британии, Америки и России», «Образование» и др. Здесь имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур разных народов.
Уроки в УМК «Enjoy English» под редакцией М. З. Биболетовой. Среди них выделяют такие, как:
1)воспитание любви к своей Родине, чувства гордости за её достижения (УМК «Enjoy English-7», раздел «The world teenagers’ competition», урок «Знаменитости: Андрей Сахаров»; УМК «Enjoy English-8», раздел «It’s a wonderful planet», урок «Знаменитые космонавты», «Природа родного края», «Тайна гибели репортёра Артёма Боровика»; УМК «Enjoy English-9», раздел «It’s a big world», урок «Жизнь и путешествия Беринга»);
2)воспитание патриотизма через знакомство с государственной символикой (УМК «Enjoy English-9», раздел «It’s a big world», урок «Символы англоязычных стран и России»);
3)стремление достойно представлять свою страну, а также малую родину (родной город) (УМК «Enjoy English-9», раздел «Families and friends», урок «Экскурсия для иностранных гостей»);
4)воспитание уважения к традиционным ценностям многонационального российского общества (УМК «Enjoy English-8», раздел «It’s a wonderful planet», урок «Семейные традиции»).
При изучении английского языка в начальной школе, существенное место уделяется и современным проблемам бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию необходимости сохранения разнообразия природы не только родной страны, но и всей планеты Земля, что закладывает основы формирования экологического сознания младших школьников.
Эти темы затрагиваются в 4 классе, при изучении раздела «Being Happy in the Country and in the City». В ходе изучения этого раздела обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки уважительного отношения к своей Родине, своей малой Родине, к своему селу. Воспитательный аспект таких уроков – это осознание понятия Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.
Помимо этого ребята учатся уважительно относиться к миру животных. На формирование связей человека и окружающего мира направлены такие задания, как: Say what animals and people do for each other, Look at the pictures and say which animal is the most useful. Why?
Итак, совершенно ясно мы видим, что процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения.