"Наставник- молодой педагог"работа в рамках инновыционной площадки

Багринцева Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский    сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 25 «Солнышко» села Покойного Буденновского района»

«Утверждаю»

Заведующий МДОУ детский сад №25 «Солнышко»  

_________Овчаренко Г.В.

План работы педагога-наставника

с молодыми специалистами воспитателями

на 2023 – 2024 учебный год.

Педагог-наставник:

Багринцева Т.Н.

2023-2024 уч. год.

 

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.

Задачи:

- оказание методической помощи молодым специалистам в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;

- изучение нормативно-правовой документации;

- помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д.);

- применение форм и методов в работе с детьми старше-подготовительной группы;

- организация ООД, помощь в постановке целей и задач;

- использование здоровье- сберегающих технологий во время ООД и других режимных моментах;

- механизм использования дидактического и наглядного материала;

- углубленное изучение инновационных технологий;

- общие вопросы организации работы с родителями.

Организационные основы наставничества.

Встречи наставника и его коллеги осуществляется не менее 1 раза в месяц, продолжительностью 1-2 часа.

 

Перспективный план работы наставника с молодым специалистом

на 2023-2024 уч. год

Содержание работы

Форма проведения

Сроки

1.

1.Выявление знаний и затруднений у молодого педагога в процессе воспитательно-образовательной деятельности в начале года.

2.Оказание помощи в организации работы с документацией -

- изучение Программы ДОУ

- знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.

- изучение целей и задач годового плана.

- структура перспективно-календарного планирования.

- структура комплексно-тематического планирования

3. Мониторинг детского развития.

Анкетирование

Консультации и ответы на интересующие вопросы.

Подбор диагностического материала

Сентябрь

2.

1.Изучение методики проведения ООД по всем образовательным областям, совместная разработка конспектов ООД, эффективное использование дидактического материала в работе.

2.Выбор темы самообразования, составление плана; общие вопросы ведения портфолио

Посещение наставником молодых специалистов (1 раз в две неделе).

Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме.

Октябрь

3.

Планирование работы с родителями, оформление наглядной информации для родителей.

Родительское собрание.

Консультация и помощь в составлении плана работы с родителями, подбор материала для родителей.

Помощь в организации и проведении собрания.

В течение года

4.

Виды и организация режимных моментов в детском саду.

Использование современных здоровье сберегающих технологий.

Просмотр молодым специалистом режимных моментов, проводимых наставником. Консультации, ответы на вопросы молодого специалиста.

Декабрь

5.

Демонстрация опыта работы по вопросу ранней профориентации воспитанников педагога-наставника и наставляемого на семинаре практикуме№2

Выступление на семинаре практикуме

Январь

6.

1.Составление конспектов и проведение ООД по всем образовательным областям молодым специалистом.

Посещение наставником ООД и режимных моментов молодого педагога.

В течении года

7.

Использование в работе проектов.

Использование в работе ИКТ.

Консультация и ответы на интересующие вопросы. Анализ перспективного плана проектной деятельности.

Консультация, использование презентаций в работе с детьми и родителями.

Март

8.

1. Детское экспериментирование в познавательном развитии дошкольников.

2.«Формы и методы обучения молодых педагогов и наставников в процессе инновационной деятельности.

Подготовка к открытому занятию.

Участие в обучающем семинаре – практикуме для молодых специалистов.

Апрель

9.

Подготовка к летне-оздоровительному периоду.

Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. Самоанализ молодого специалиста.

Май

10.

Создание развивающей среды

Анализ развивающей среды с требованием ФГОС.

Консультация и ответы на интересующие вопросы.

В течение года

11.

Методика проведения детских праздников

Помощь в подготовке и организации праздников. Наблюдение за наставником в роли ведущей и персонажа.

В течение года

12.

Имидж педагога, педагогическая этика, культура поведения -

- в работе с родителями;

- в работе с детьми;

- в работе с коллегами.

Консультации, беседы, ответы на вопросы.

В течение года

13.

Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности.

Обсуждение и консультирование молодого

педагога по этой теме.

По мере необходимости

14.

Обмен опытом в условиях сетевого взаимодействия.

Публикация

В течение года

15.

«Мой первый год в детском саду» на педагогическом совете №4

Презентация на педсовете

Май



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский    сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 25 «Солнышко» села Покойного Буденновского района»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ОВЗ: Очень Важные Знания.C:\Users\User\Desktop\бизнес-е-и-бежит-вверх-по-естнице-карьеры-85224544.tif

Восхождение.

ФИО   __________________https://img.freepik.com/premium-vector/grunge-textured-stamp_1102-1078.jpg?w=2000

_____________________

_____________________

Дата вступления в программу

____________

Наставник

______________________

______________________

______________________

Я смотрю на тебя, молодой воспитатель, на твое горящее румянцем энтузиазма лицо, когда ты стоишь с воспитанниками, слушаю твой голос и не сомневаюсь: ты увлечен своей работой. Теперь ты открываешь новый мир под названием «детский сад». Похожее изображение

Тебе пока непонятно, что не ты, а он тебя выбирает и с годами заполнит твою жизнь без остатка, станет судьбой. Так было и со мной. Иначе здесь не бывает.

Когда настанет время, я расскажу тебе о том, что получилось и не получилось на твоем пути; глядя в твои пытливые глаза, отвечу на тревожные вопросы. Но это потом. А пока...

Только вперед. Возможно спотыкаясь и не уверенно сделав первые шаги, но ты пройдешь свой путь. Даже не сомневайся.

Знай, я в тебя ВЕРЮ!  

Подумай и ответь на вопросы

Что я умею? (всё, что я могу использовать в своей деятельности)

Мои сильные стороны(все те ресурсы, на которые я могу опираться)

Мои слабые стороны(этим я не буду пока пользоваться, но обязательно потом с этим поработаю)

Что я хочу узнать?(что мне поможет в моём профессиональном росте)

Моя краткосрочная цель (микроцель)

Моя долгосрочная цель (мегацель)

Я через 2 года( я уже …..)

Я через 5 лет( я смог(ла)…..

Я-наставник(чему я смогу научить)

Начинающий воспитатель

Культура внешнего вида

Профессиональные качества

Стиль педагогического общения

Мастерство

https://cdn.100sp.ru/cache_pictures/190068485/thumb300

Идеальный воспитатель

Культура внешнего вида

Профессиональные качества

Стиль педагогического общения

Мастерство

(Стиль педагогического общения-авторитарный, либеральный, демократический»

Анкета для молодых специалистов (вводная)

1. Испытываете ли Вы трудности в профессиональной деятельности?

А). Да, я испытываю трудности в своей профессиональной деятельности

Б). Нет, трудностей практически не возникает

В). Затрудняюсь ответить.

2. Назовите, какие трудности у Вас возникают_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие чувства Вы испытываете на рабочем месте?________________________________________

__________________________________________________________________________________________

4. Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности?

А). Да, изменилось в лучшую сторону

Б). Да, изменилось в худшую сторону

В). Нет, осталось прежним

Г). Затрудняюсь ответить

Д). Другое________________________________________

_______________________________________________

5. Если изменилось ваше отношение  к выбранной профессии, то что больше всего повлияло на это?__________________________________________

__________________________________________________________________________________________

6. Удовлетворены ли Вы своей работой?

А). Да

Б). Частично

В). Нет

Г). Затрудняюсь ответить.

7. Укажите причины, которые в наибольшей степени вызывают неудовлетворенность работой_______________________________________

______________________________________________________________________________________________

8. Как Вы считаете, что является главной причиной ухода молодых учителей из педагогической профессии?

А). Низкий уровень заработной платы

Б). Нет возможности самосовершенствоваться

В). Не удовлетворительные условия работы

Г). Однообразие в профессиональной деятельности

Д). Проблемы с коллективом

Е). Проблемы во взаимоотношениях с обучающимися

Другое__________________________________________

_______________________________________________

9. Какие мероприятия, на Ваш взгляд, необходимо провести школе для  поддержки и сопровождения молодых специалистов?__________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Анкета для молодого педагога

(текущая диагностика)

1. Какие чувства Вы испытываете в период адаптации (в первое время работы в ОУ)?

  • Тревожность, неуверенность в своих силах
  • Пессимизм, чувство собственной неполноценности
  • Повышенная утомляемость, снижение работоспособности
  • Страх перед воспитанниками
  • Неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки
  • Другое ___________________________________________

2. Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности?

  • Да, изменилось в лучшую сторону
  • Да, изменилось в худшую сторону
  • Нет, осталось прежним
  • Затрудняюсь ответить
  • Другое ___________________________________________

3. Что делается в образовательном учреждении для молодых педагогов?

  • Закрепление за молодыми преподавателями наставника - педагога
  • Консультации и помощь, оказываемые молодому специалисту со стороны педагогов со стажем
  • Оказывается помощь со стороны администрации образовательного учреждения
  • Другое ___________________________________________

4. Испытываете ли Вы трудности в профессиональной деятельности?

  • Да, я испытываю трудности в своей профессиональной деятельности
  • Нет, трудностей практически не возникает
  • Затрудняюсь ответить.

5. Что для Вас является основными трудностями в процессе адаптации к новой социально-профессиональной деятельности?

  • Неожиданное посещение занятия директором или методистом;
  • Разговор с администрацией по поводу возникающих проблем;
  • Знакомство с родителями детей, проведение родительного собрания;
  • Индивидуальная беседа с родителями воспитанников по различным поводам;
  • Взаимодействие с детьми в процессе организации непосредственно-образовательной деятельности; в процессе организации самостоятельной деятельности.
  • Переживание неуверенности в своей профессиональной подготовке;
  • Разработка документации (планирование, конспекты и т.п.)
  • Другое_______________________________________

6. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

  • Да
  • Нет
  • Частично

7. Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?

 

8. Представляет ли для вас трудность (да/нет):

  • подбирать для детей задания различной степени трудности, ориентируясь на их индивидуальные особенности ______
  • организовывать сотрудничество между детьми _____
  • подбирать оптимальные методы и приемы для проведения занятия _____
  • мотивировать детей, активизировать их внимание в процессе совместной деятельности ______
  • создавать проблемно-поисковые ситуации в зависимости от цели деятельности ____
  • другое (допишите)_______________________________________

 

9. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение (пронумеруйте в порядке выбора):

  • самообразованию
  • семинарам-практикумам
  • курсам повышения квалификации
  • мастер-классам
  • творческим лабораториям
  • индивидуальной помощи со стороны наставника
  • школе молодого педагога
  • другое (допишите)___________________________________

Анкета  (итоговая)

для молодого специалиста по определению степени эмоциональной комфортности

Просим Вас оценить уровень Вашей эмоциональной комфортности.

1. Трудно ли Вам было привыкнуть к работе воспиталя?

1) да, процесс адаптации был трудным и долгим

2) нет, процесс адаптации был не трудным и не долгим

3) никакая адаптация не требовалась, сразу почувствовал себя педагогом

4) затрудняюсь ответить

2. Какова Ваша общая удовлетворенность профессией?

1) полностью удовлетворен

2) скорее удовлетворен, чем нет

3) затрудняюсь ответить

4) скорее не удовлетворен, чем удовлетворен

5) полностью не удовлетворен

3. Какова Ваша удовлетворенность различными сторонами педагогического труда?

Аспект педагогической деятельности

да

Не очень

нет

Набором и содержанием учебного процесса

Организацией воспитательного процесса

Своими результатами работы

Качеством преподавания предмета

Обеспеченностью учебно-методической литературой и информацией

Технической оснащенностью аудиторий

Отношением с коллегами

Отношениями с наставником

Сопровождением Вашей деятельности, оказанием своевременной помощи

Материально-техническими условиями работы

Условиями питания в образовательном учреждении

Взаимоотношениями с классом

Взаимодействием с родителями учеников

Взаимодействием с руководством образовательного учреждения

Возможностями творческой самореализации

4. Кто или что помогло адаптироваться в новой социальной роли?

1) наставник

2) коллеги

3) руководитель образовательного учреждения

4) заместители руководителя образовательного учреждения

5) руководитель методического объединения

6) мероприятия, проводимые в образовательном учреждении

7) друзья, подруги, знакомые

8) никто и ничто

9) консультации на портале «Молодому учителю»

10) другое

5. Что вызвало наибольшие проблемы в адаптационный период?

1) недостаток свободного времени

2) перегруженность учебными занятиями, не удобное расписание

3) недостаточный уровень профессиональной подготовки

4) неумение организовать себя

5) особых проблем не было

6) нехватка средств, не умение их расходовать

7) отсутствие привычного круга общения

8) невозможность найти занятие по душе, интересное дело

9) мало внимания со стороны руководства, наставника

10) низкая техническая оснащенность аудиторий

11) плохие санитарно-гигиенические условия

12) сложно привыкнуть к новой обстановке, сходиться с новыми людьми

13) невнимание родителей

14) другое

6. Как вы оцениваете отношения к Вам в коллективе?

1) коллектив доброжелателен ко мне

2) всем все равно

3) настороженное отношение

4) отношение враждебно

Дата и тема занятия________________________________________________________________________________________________________________________________________

Недовольство ситуацией

(что сейчас не нравится, не

устраивает)

дата_____

Насколько не нравится (от 1 до 10)

Насколько изменения зависят от тебя (шкала от 1 до 10)

Что осознал?

Что хочешь? Какой результат хочешь получить?

Что ты можешь сделать, чтобы изменить ситуацию?

Что думаешь?

Что чувствуешь относительно этой ситуации?

Дата и тема занятия________________________________________________________________________________________________________________________________________

Недовольство ситуацией (что сейчас не нравится, не

устраивает)

дата_____

Насколько не нравится (от 1 до 10)

Насколько изменения зависят от тебя (шкала от 1 до 10)

Что осознал?

Что хочешь? Какой результат хочешь получить?

Что ты можешь сделать, чтобы изменить ситуацию?

Что думаешь?

Что чувствуешь относительно этой картины?

Дата и тема занятия________________________________________________________________________________________________________________________________________

Недовольство ситуацией (что сейчас не нравится, не

устраивает)

дата_____

Насколько не нравится (от 1 до 10)

Насколько изменения зависят от тебя (шкала от 1 до 10)

Что осознал?

Что хочешь? Какой результат хочешь получить?

Что ты можешь сделать, чтобы изменить ситуацию?

Что думаешь?

Что чувствуешь относительно этой картины?

Дата и тема занятия________________________________________________________________________________________________________________________________________

Недовольство ситуацией (что сейчас не нравится, не

устраивает)

дата_____

Насколько не нравится (от 1 до 10)

Насколько изменения зависят от тебя (шкала от 1 до 10)

Что осознал?

Что хочешь? Какой результат хочешь получить?

Что ты можешь сделать, чтобы изменить ситуацию?

Что думаешь?

Что чувствуешь относительно этой картины?

Я в этом году:

Научилась

Узнала , что

Приняла участие в  

Выиграла  

Мои заметкиhttps://xn----8sboic7agvh2a.xn--p1acf/upload/iblock/c23/c23032680217d19d4f8857dc4a27efab.jpg



Предварительный просмотр:

IX муниципальные Рождественские образовательные чтения,

«Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»

Секция 3. «Педагог и наставник: взгляд в будущее».

(Название номинации)

«Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности у детей»

(Название доклада)

Багринцева Татьяна Николаевна

МДОУ детский сад №25 «Солнышко» с. Покойное

Название ОО

г. Буденновск

2024 г

Добрый день, уважаемые участники рождественских чтений.

Тема нынешних Рождественских чтений "Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего" актуальна не только для российского государства, но и для мира. Свое выступление хочу начать  со слов, которые в моем понимании являются основой  духовно нравственного воспитания :

«Нет и не может быть для русского человека ничего дороже своей истории, своих корней,  своих традиций, обычаев…»    

 Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях дошкольного образования. Вызвано это, прежде всего тем, что современное общество столкнулось с проблемой бездуховности, а иногда и циничности в поведении подрастающего поколения, утратой духовно-нравственных ориентиров среди детей и молодежи. Поэтому нравственное воспитание дошкольников - основа всех основ, матрица семейной модели воспитания детей. От того, какой багаж знаний вложил взрослый, педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в будущем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

      Для нас, работников дошкольного учреждения, основным тезисом должны быть слова великого педагога Антона Семеновича Макаренко: «…Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Поэтому всем нам необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.

     Сегодня ребёнок окружен множеством разнообразных источников сильного воздействия, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации сети ИНТЕРНЕТ, анимационные фильмы, «недетские» мультипликационные фильмы, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно только сообща, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

     Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания маленького человека, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Та атмосфера, которая царит в семье, переносится ребенком как модель деятельности и в детском саду; оказывается определяющей в формировании его внутреннего мира.

На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решать для полноценного духовно-нравственного воспитания.  Наиболее важной, на наш взгляд, проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников  является девальвация  семейных  ценностей.  Недаром существует  высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение  и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства  современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и  воспитания ребенка приводит к большим проблемам духовно-нравственного воспитания  детей  в  условиях  детского сада.  У многих родителей  отсутствует  такое  понятие,  как  «ответственность» за воспитание. Поистине вспомнишь слова В.Г. Белинского: «Как много  вокруг  родителей,  и  мало  отцов  и  матерей!».      

Как следствие этой проблемы - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

По признанию многих педагогов и психологов период от рождения до школы имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. Именно в этом возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, то есть начинается процесс осознания себя в мире. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живешь, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.

Среди основных проблем в духовно-нравственном воспитании можно выделить не соблюдение исторической преемственности поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знает, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ. Что же означает духовно-нравственное воспитание? Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс, в котором  детям и молодежи передаются духовно-нравственные нормы жизни. Создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей. Для освоения ими системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации.

Русское слово «нравственность» описывает внешнее поведение (нрав) и поступки человека.

Духовность же задается теми смыслами, внутренним содержанием, которые человек вкладывает в свои поступки.

От того, что вложил педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром. Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе.

Именно поэтому задача развития и воспитания подрастающего поколения приобретает все большее значение и становится государственной:

Разработана «Стратегия развития воспитания  в  Российской  Федерации на период до 2025 года»

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2013 № 273) воспитание определяется как «целенаправленная деятельность, направленная на создание условий для развития духовно-нравственной культуры на основе общечеловеческих и традиционных ценностей».

В соответствии с ФГОС ДО приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования. В настоящее время необходимо обеспечить объединение обучения и воспитания в единый процесс, основанный на нравственных и социокультурных ценностях, принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества.

Из психологии мы знаем, что мышление дошколят отличается предельной конкретностью,  поэтому  они  нуждаются  в  помощи взрослых и педагогов для осознания общих моральных   принципов, постоянном        сопровождении  ребенка, определяя,  правильно  ли дети воспринимают основные моральные установки и соотносят ли с ними свои и чужие действия и поступки.

При этом сам педагог должен быть всегда «на высоте»: образован, обладать эстетическим вкусом, отвечать моральным        и нравственным критериям, т.е. своим примером и делами показывать правильность действий и поступков по отношению к окружающему миру, людям.  Если дети видят формальное        отношение взрослых к своей работе или происходящему, то они чутко реагирую на фальшь, а значит, общие представления о правильном отношении к окружающим не трансформируются в конкретные поступки и   могут навредить не меньше, чем     отсутствие стройной     системы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Значит нам, воспитателям, необходимо сделать так, чтобы маленький человек стал доверять воспитателю и открылся ему. А это прямой путь к получению новых знаний; приобретение умений и навыков к познанию самого себя и окружающего мира, к русскому народному творчеству (сказаниям, сказкам, книгам о добре и зле), в основе которых лежит духовность и толерантное отношение к людям; к пониманию что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Такая работа не может ограничится одним днем или краткосрочным проектом.

Работа по воспитанию нравственного человека должна быть основана на традициях ОО и системном подходе в решении задач по воспитанию в ребенке патриота своей страны,

 Несомненно, что сегодня, когда мир потрясен волной насилия, жестокости, нравственного беспредела, нашим детям нужны мудрые и благородные наставники не только в лице педагогов, но и родителей. В процессе общения с родителями, стараюсь находить индивидуальный подход, быть тактичной , вежливой, терпеливой, так же как и с детьми, говорить спокойным, доброжелательным тоном ,  так так это общение происходит на глазах у детей, тем самым показывая детям пример. И к счастью, большинство родителей понимают, что единственно правильный и способ поведения и общения, состоит в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей. С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем общие и групповые родительские собрания, консультации, а также проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, праздники) и многое другое.

Педагог своим примером в поступках, словах, должен отражать образ нравственного, духовного человека.

В МДОУ д\сад 25 «Солнышко» с. Покойного уже десятилетием исчисляются традиционные мероприятия в рамках духовно-нравственного и патриотического воспитания воспитанников. Разработана программа «Растить патриотов», работа по которой принесла свои результаты в виде полюбившихся среди родительской общественности традиционные мероприятия: «А ну-ка Бабушки», фестиваль народов Кавказа «Дружинка», «День Матери Казачки», «Дедова шашка», «Верстание в казачата»  «Зарничка» и многие другие события, которые отражены в программах и проектах ДОУ.

 Патриотическое воспитание  не будет эффективным, если не подключать в это направление и духовный, религиозный аспект. Традиционные христианские праздники с многообразием обычаев и традиций, это кладезь эстетическое своеобразности и красоты. В своей работе с детьми дошкольного возраста наши педагоги работают, как в рамках ДОУ, так и с привлечением социальных партнеров, родительской общественности.

Согласно выстроенной системе ведется работа с ДК с. Покойного и г. Буденновска по подготовке и проведению мероприятий социальной направленности: «День библиотекаря», «День села» и т.д. Воспитанники совместно с воспитателями и родителями активно участвуют в мастер-классах и выставках организованных отделами культуры.

Наш детский сад посещают дети различных национальностей, поэтому воспитание толлерантного, уважительного отношения к традициям и обычаям других народов ведется через круглые столы, фестивали, вечера встреч. Знакомя ребенка с другими вероисповеданиями, педагог не в коей мере не навязывает ребенку чьи-то ценности и морали, и понимая это родители наших воспитанников дают согласия на посещения храма или участие в православных традиционных мероприятиях (Престольный праздник Архангела Михаила, Колядки, Пасха, Рождество, Масленица).

Частым и желанным гостем для детей является наш Батюшка Иоанн. Во время своих посещений он знакомит ребят с историей Христианства, обычаями и традициями различных праздников. Такие рассказы из уст священно служителя воспринимаются детьми совсем иначе, чем со слов педагога. Православие легло в основу отечественной государственности, истории и культуры, которые, в свою очередь, сформировали характер и нравственные качества нашего народа: милосердие, сострадание, стремление помочь ближнему, самопожертвование. Федору Михайловичу Достоевскому принадлежит весьма примечательная максима: "Русский - значит православный… кто не понимает в народе нашем его православия и окончательных целей его, тот никогда не поймёт и самого народа нашего".
Церковь учит о предназначении человека и смысле его жизни, задает идеал отношений в семье и обществе. Вместо равнодушного отношения к собственной стране и её истории Церковь говорит о необходимости защиты государства, языка и культуры, духовных ценностей народа, заботится о формировании полноценной нравственно ответственной личности, закладывает стремление к созидательному труду и красоте.

Несомненно, что уроки прошлого и обращение к лучшим примерам истории и культуры Отечества могут стать фундаментом для созидания благополучного и процветающего будущего нашего народа.

Поэтому в рамках проводимой работы по воспитанию и укреплению нравственности и духовности встречи проводятся и с кадетами Казачьего кадетского  корпуса г. Буденновска, ветеранами ВОВ, спасателями, пожарными и т.д. с участниками СВО.

Непосредственное общение с людьми чья профессия подразумевает охранять, защищать и спасать не только человеческую жизнь, но и ценность понятий «милосердие», «отвага и честь», «забота и ответственность» и многое другое, что входит в понятие духовно-нравственного патриота.

Возможно кто-нибудь из приглашенных личным примером поможет определиться с будущей профессией или рассказами и поступками станет ориентиром становлении личности ребенка гражданина своей страны.

Используя сетевое взаимодействие, помогает наглядно приобщать ребенка к ценностям своего народа и этическим норма общества. Раскрытие терминов и понятий о воспитании, становлении ребенка в духовности и нравственности, перечисление методов и приемов не может дать полноценного результата в работе. Добиться успеха используя, только теорию – нельзя. Экскурсии – один из видов ознакомления с историческим прошлым, важным будущего (растить хлеб) ….

Педагог в данном направлении становится не только источником информации, но и наставником. Ведь не зря ещё Сократ говорил, что «главная задача наставника – это пробуждение мощных душевных сил ученика».

Наставник, это проводник в будущее, который должен понимать какие ориентиры он ставит для себя и для своих воспитанников.

Как бы не старался человек он не сможет разжечь «искорку» в душе ребенка, не горя этим сам. Ведь вера, не может быть по принуждению. 

 Педагог должен понимать известные строки:

 «Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть к новому принадлежим.»

не как четверостишье, а  смысл взаимосвязи между поколениями и донести это до ребенка.

Здесь взяв на себя роль наставника в духовно-нравственном становлении воспитанника, педагог становится наставником и для родителей.

       Таким образом, решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Несомненно, что сегодня, когда мир потрясен волной насилия, жестокости, нравственного беспредела, нашим детям нужны мудрые и благородные наставники не только в лице педагогов, но и родителей. В процессе общения с родителями, стараюсь находить индивидуальный подход, быть тактичной , вежливой, терпеливой, так же как и с детьми, говорить спокойным, доброжелательным тоном ,  так так это общение происходит на глазах у детей, тем самым показывая детям пример. И к счастью, большинство родителей понимают, что единственно правильный и способ поведения и общения, состоит в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.

Литература:

  1. Акинина, Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание. - М.: Перспектива, 2012г. – 248 с.
  2. Микяева, Н.А. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание. – М.: Сфера, 2013г. – 144 с.
  3. Нищева, Н.В. Растим патриотов России. – М.: Учитель, 2016. – 288 с.
  4. Пантелеева, Н.Г. Знакомим детей с малой родиной. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2016. – 128 с.



Предварительный просмотр:

Отчет о работе  Клуба молодого педагога «Академия успеха» в рамках реализации работы инновационной площадки.

Руководитель педагог-психолог наставник  Багринцева Т.Н.

В настоящее время особое место занимает вопрос о привлечении молодых грамотных специалистов в образовательные учреждения.

Для оказания помощи молодому специалисту в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности «воспитатель», выработке умения применять теоретические знания в конкретной практической работе, а также приобретения практического опыта и дальнейшее освоение разнообразных современных технологий обучения, воспитания, развития познавательно-мыслительной деятельности дошкольников, и согласно приказу заведующего, на базе МДОУ д/сад №25 «Солнышко» была организована работа в рамках наставничества и повышения компетенции педагогов ДОУ клуб для молодых педагогов «Академия успеха»

Цель:  

Создание в ДОУ условий для   профессионального роста молодых специалистов в условиях введения ФГОС ДО.

Задачи:  

  • Совершенствовать  качество воспитательно-образовательного процесса  путем повышения профессионального мастерства педагогов.
  • Обеспечить наиболее легкую адаптацию в коллективе и успешное вхождение в профессиональную деятельность молодого педагога.
  • Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности.
  • Формировать профессионально значимые качества, необходимые для эффективного         и         конструктивного         взаимодействия         со         всеми участниками образовательного процесса.
  • Создать         информационное         пространство         для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
  • Осуществлять совместное планирование образовательного процесса начинающих педагогов с наставниками.  
  • Способствовать освоению педагогами современных образовательных технологий и методов педагогической практики.
  • Приобщать         молодых         специалистов         к         корпоративной         культуре, объединять вокруг традиций ДОУ.

Занятия-тренинги, семинары-практикумы, круглые столы и мастер-классы для молодых специалистов были проведены согласно плану 2 раза в месяц. Темы занятий были сформированы на основании анкетирования и индивидуальных бесед  «Академии успеха».

Работа велась параллельно в двух направлениях: теоретико-практическая часть, выдаваемая наставником и в рабочих тетрадях, разработанных руководителем клуба в форме самостоятельной работы по теме занятия.

 Семинары и другие формы просветительской, практико-ориентированной работы велись с молодыми педагогами в количестве 8 человек.

По итогам проведенной работы четыре педагога прошли курсы повышения квалификации по различным направления.

Четыре педагога активно участвуют в конкурсах, как с воспитанниками, так и самостоятельно.

Один специалист стал призером муниципального этапа конкурса педагогического мастерства в номинации «педагогический дебют».

Существенная работа проведена и в рамках оснащения ППРС в групповых и на площадках.

 ВЫВОД:

Молодым педагогам оказана помощь в:

- приобретении теоретических знаний и практических навыков, необходимых

для педагогической работы по занимаемой должности «воспитатель»;

- выработке умения применять теоретические знания в конкретной

практической работе,

Совместно с молодыми специалистами мы анализировали профессиональные компетенции, которыми обладает специалист, отмечали

слабые и сильные стороны, искали пути и принимали решения для их

усовершенствования;

наша совместная деятельность позволила молодым педагогам реализовать

себя, развить личностные качества, коммуникативные умения, совершенствовать педагогическую базу, развить умения управлять детским коллективом, наладить эффективное сотрудничество с родителями воспитанников.

Практика введения помощи для молодых воспитателей через реализацию  программы «Академия успеха» показала положительную динамику в профессиональном росте педагогов и повышении компетентности в профессиональной деятельности.

Над чем нам нужно ещё работать;

- углублённо изучить новые нетрадиционные приемы для проведения

совместной деятельности детей и родителей;

- овладеть новыми образовательными технологиями и методами работы с

детьми в использовании предметно-пространственной среды;

создание и усовершенствование интерактивной предметно-пространственной среды в группе;

- пополнение группы картотеками игр, дидактическими игрушками,

игровыми пособиями, направленными на развитие сенсомоторной

координации детей.



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский    сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 25 «Солнышко» села Покойного Буденновского района»

 «Утверждаю»

                                                                                                          Заведующий МДОУ д/с №25

                                                                                                     «Солнышко» с. Покойного

________    Овчаренко Г.В

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА 

 

 Клуба молодого педагога

«Академия Успеха»»

 в рамках реализации работы инновационной площадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Покойное

Содержание

1. Целевой раздел        3

1.1. Пояснительная записка        3

1.2. Актуальность программы        4

1.3. Цели и задачи программы        5

1.4. Предполагаемый результат        6

2. Содержательный раздел           

2.1. Содержание программы        7

2.2. Структура  реализации программы        8

3. Организационный раздел        12

3.1. Методы программы        12

3.2. Принципы программы        16

4. Материально – техническое оснащение программы        17

4.1.    Условия реализации программы        17

4.2. Материально – техническое оснащение        17

5. Критерии оценки эффективности выполнения программы        18

Литература        19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка  

Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития. Общественность  предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего дошкольника.    

В соответствии с Концепцией модернизации системы образования одним из приоритетов является подготовка педагогов нового формата - творческих, инициативных, способных не только давать знания, но и развивать способности воспитанников, используя достижения современной педагогики.  Целенаправленно управлять процессом развития личности должны люди, имеющие специальную подготовку, владеющие знаниями и умениями в области педагогики, психологии, знающие основные  образовательные программы  воспитания и обучения детей дошкольного

возраста. 

В управленческой деятельности ДОУ необходимо использовать системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов. Это позволит начинающему педагогу быстрее  адаптироваться к работе в детском саду, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса,  раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.  

Поэтому разработка и внедрение системы методической деятельности, направленной на создание условий для профессионального развития молодых педагогов  является своевременной и актуальной.

С этой целью в ДОУ  создан  клуб молодого педагога «Академия Успеха», в которой рассматриваются теоретические и практические вопросы организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками.  Возглавляет  клуб педагог-наставник, психолог  Багринцева Т.Н..  Работа осуществляется в соответствии с Положением о  клубе «Академия успеха»  молодого педагога и Планом работы на учебный год,  утвержденным  заведующей ДОУ. В состав группы входят начинающие воспитатели.

1.2. Актуальность программы

Обновление рабочего коллектива – норма успешного существования любой профессиональной группы.  В настоящее время  особое место занимает вопрос о привлечении молодых грамотных специалистов в образовательные учреждения. За последние годы  отмечается  «старение» педагогических  коллективов ДОУ.   В детских садах  трудятся  воспитатели с большим стажем работы, для части которых  наступает «эмоциональное выгорание»,                                                                                                  

характерная «усталость от профессии». Согласно статистике, лишь небольшой процент выпускников педагогических вузов и колледжей идет работать в детские сады.  Из них почти половина уходит из системы образования через  один-два года.  

Одной из причин этого является неудачная адаптация в коллективе,  трудности в организации воспитательно-образовательного процесса.    

Проблемы начинающих педагогов актуальны и реалистичны. Они заключаются в затруднении молодых специалистов перевести цели воспитания в область конкретных педагогических ситуаций и задач.  

Особенностью труда начинающих педагогов является и то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.  Молодой воспитатель часто испытывает неуверенность во взаимодействии с воспитанниками, их родителями, опасается критики администрации.  

Профессиональное становление молодого специалиста во многом зависит от оказанной ему помощи со стороны всех субъектов педагогического процесса: администрации, старшего воспитателя, коллег, родителей.  

Отсутствие такой поддержки может  привести к конфликтным ситуациям, к  сомнениям в профессиональной и личностной самостоятельности, поэтому первостепенной задачей руководителя  ДОУ является не просто привлечение молодых специалистов, но и  удержание их на педагогическом поприще.  

1.3. Цель и задачи программы                                                                                  

Цель:  

Создание в ДОУ условий для   профессионального роста молодых специалистов в условиях введения ФГОС ДО.

Задачи: 

  • Совершенствовать  качество воспитательно-образовательного процесса  путем повышения профессионального мастерства педагогов.
  • Обеспечить наиболее легкую адаптацию в коллективе  и успешное вхождение в профессиональную деятельность молодого педагога.
  • Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности.
  • Формировать профессионально значимые качества, необходимые для эффективного         и         конструктивного         взаимодействия         со         всеми участниками образовательного процесса.
  • Создать         информационное         пространство         для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
  • Осуществлять совместное планирование образовательного процесса  начинающих педагогов с наставниками.  
  • Способствовать освоению педагогами современных образовательных технологий и методов педагогической практики.
  • Приобщать         молодых         специалистов         к         корпоративной         культуре, объединять вокруг традиций ДОУ.

Корпоративная культура – это устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения стиль работы его сотрудников, принципы организации         внутренних         процессов         и         стратегии         деятельности, обеспечивающие  его стабильное функционирование и развитие.

Выстроенная система методического сопровождения, использование системного подхода  по повышению профессиональной компетентности молодых педагогов позволяет им раскрыть свою индивидуальность,  избежать момента неуверенности в собственных силах; дает возможность

«почувствовать вкус» профессиональных достижений;  формирует мотивацию к дальнейшему  самообразованию.

 

1.4. Предполагаемый результат

Профессиональные умения, приобретенные молодыми специалистами           в результате реализации программы:

  • Применение  психолого-педагогических знаний  в организации воспитательно-образовательного  процесса.
  • Планирование,         подготовка                  и         осуществлениобразовательной  деятельности.
  • Проведение  педагогической диагностики.
  • Анализ индивидуальных особенностей ребенка и осуществление психолого-педагогического сопровождения  с учетом  специфики  его развития.
  • Создание комфортной,  грамотно и эстетически оформленной, развивающей предметно-пространственной среды в группе.
  • Использование в работе современных инновационных технологий.

2. Содержательный раздел

 

2.1. Содержание программы

 

Школа молодого педагога осуществляет следующие функции:

  • Изучает образовательные программы дошкольного образования, нормативные документы, методическую литературу.
  • Оказывает консультативную методическую помощь.  
  • Определяет соответствие создания предметно-развивающей среды  и   организации образовательного процесса возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, требованиям ФГОС.
  • Отслеживает итоги успешности обучения и воспитания детей.

 

                Система методической работы с молодыми кадрами

  • Методическое сопровождение деятельности молодых специалистов;
  • Обучение на рабочем месте;  
  • Осуществление практики наставничества;
  • Обучение на курсах повышения квалификации;  

 

Содержание работы с молодыми специалистами строится с учетом следующих аспектов их взаимодействия:

  • Молодой специалист – руководитель ДОУ.

Изучение нормативно-правовой базы: должностной инструкции, правил внутреннего трудового распорядка, Устава  ДОУ.

  • Молодой специалист –Зам по УВР

Выявление стартовых возможностей и потенциала педагога.                    Знакомство с методическим кабинетом,  с его программно-методическим  обеспечением.  Инструкция по ведению документации,  организации воспитательно-образовательного процесса.

  • Молодой специалист –  опытные  коллеги.

Оказание         поддержки         и         помощи         в         планировании         образовательной

деятельности, организации режимных моментов, в проведении диагностики,  в использовании разнообразных приемов и методов педагогической практики.

  • Молодой специалист – родители.

Выстраивание конструктивного и бесконфликтного взаимодействия, формирование авторитета педагога.

 

  • Молодой специалист – дети.

Выстраивание личностно-ориентированной модели взаимодействия, формирование уважения, интереса у детей.  

 

Процесс повышения профессионализма молодых специалистов предполагается строить с учётом следующих факторов:

  • Уровень  базового образования,  теоретическая подготовленность;
  • Наличие практического опыта.
  • Учет индивидуальных особенностей  педагога.

 

2.2. Структура реализации Программы

Работа клуба  молодого педагога «Академия успеха» осуществляется в три этапа:

1-й этап – адаптационный.  

На         первом         этапе         проводится         анкетирование         с         целью         определения личностных         качеств,         профессиональных         возможностей         и         трудностей педагога.

2-й этап – основной «Руководство качеством»

На         втором         этапе         осуществляется         оказание         адресной         помощи         в самоорганизации,         самоанализе         своего         развития,         повышении профессиональной компетентности.

3-й этап – контрольно-оценочный «Творческий поиск» 

На третьем этапе проводится Неделя молодого специалиста, открытые показы различных видов образовательной деятельности.

Прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

 

Занятия   клуба молодого педагога планируются в течение года 1–2 раза в месяц в соответствии с Планом работы.

Их содержание включает теоретические и практические аспекты образовательной деятельности в ДОУ.  

Перед составлением плана работы школы  проводится анкетирование , (См. Приложение) среди начинающих педагогов, чтобы определить темы занятий с учетом выявленных проблем, введены индивидуальные рабочие тетради     . К проведению теоретического блока привлекаются специалисты образования, медицины и психологии; практического блока – высококвалифицированные  педагоги, имеющие успешный опыт работы.  

 

 Приложение № 1

 

Годовой план работы  

Клуба молодого педагога «Академия Успеха» 

Цель: оказание помощи начинающим и вновь прибывшим педагогам в повышении их профессиональной компетентности.

№  п/п

 

Месяц

 

Содержание

 

Ответственный  

1.

Сентябрь

1 Анкетирование молодых специалистов по проблемам в образовательной деятельности.

2. Разработка и утверждение плана работы с молодыми педагогами

 

Педагог-наставник

2.

Октябрь

Занятия практикум по теме:

  1. « Я педагог , А это значит…»

Цель: сформировать понятие образа педагога дошкольника и его профессиональных компетентностях.

2.Работа с родителями под девизом «Под одной крышей

Цель: повысить профессиональную компетентность молодых педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Педагог-наставник

3.

Ноябрь

Занятия практикум по теме:

  1. «Просто НОД или творческий процесс»

Цель: повышать  умение правильно выстраивать ход НОД согласно возрастным особенностям, теме и учетом всех соответствующих факторов

  1. «ФОП, ФГОС и многое другое. Кошмар педагога или палочка выручалочка.»

Цель: продолжать информировать молодых специалистов по вопросам нормативной базы педагога

Педагог-наставник

Зам. по УВР

4.

Декабрь

1.Мастер         –         класс                  «Работа         с

родителями»

Цель: повышать профессионализм решения педагогических ситуаций

Консультация         «Кодекс выхода из конфликта»

2.Тренинг «Конструктивное взаимодействие с педагогами и педагогическими сообществами»

Цель: создание плодотворной атмосферы в педагогическом коллективе, через упражнения и игровые ситуации.

 

Педагог-наставник

Воспитатели  

 

Педагог-психолог

5.

Январь

Занятия практикум по теме:

1.«Окружающая ППС- как фактор развития творческих и мыслительных процессов у детей»

Цель: продолжать акцентировать на нормы и требования по построению ППРС

«Уравнения успеха»

Цель : повышать компетентность в вопросах самообразования, саморазвития, как составляющих роста педагогического мастерства

  Педагог-наставник

 Зам. по УВР

6.

Февраль

Занятия практикум по теме:

  1. «Режимные моменты или ювелирная работа»

Цель: повысить уровень знания специфики выстраивания режимных моментов согласно возрастным особенностям

 

 Педагог-наставник

 

Круглый стол:

«Коррекционная работа с воспитанниками. Что и как?»

Цель: обмен опытом по вопросом построения коррекционной и индивидуальной работы с дошкольниками

Воспитатели

7.

Март

Семинар-практикум  

1.«Речевое развитие дошкольников»

(Пальчиковая гимнастика», «Дыхательная гимнастика»,

дидактические игры)

Цель: продолжать обогащать копилку методик для молодого педагога.

  1. Калейдоскоп занимательных форм работы с родителями «радуга идей»

Цель: подведение контрольного среза полученных навыков по работе с родительской общественностью.

Педагог-наставник

Молодые педагоги

8.

Апрель

Неделя молодого специалиста  

Цель: повысить компетентность педагогов через форму взаимопосещений

других , как фактор подведения итогов по теме ППРС

Педагоги

наставники

педагоги

 

9.

Май

1. Круглый стол

«Анализ педагогических ситуаций» 2.Анкетирование «Оценка собственного квалификационного уровня молодым воспитателем и педагогом

наставником»

3.Подведение итогов работы клуба  молодого педагога.

педагоги наставники 

Зам по УВР

 

 

 

 

 

                            3.Организационный раздел 

 

3.1.Методы программы

 

  • Дискуссии  

Большим успехом пользуются дискуссии, в рамках которых педагоги делятся своими трудностями и проблемами, а коллеги  совместно ищут  пути их решения.  Обсуждаются спорные вопросы педагогической теории и практики. Каждый воспитатель высказывает свое мнение, при необходимости отстаивает его.

 

  • Кейс-метод – метод  активного проблемного анализа  и решения конкретных задач-ситуаций. 
  •  Метод заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации. Необходимо выработать практическое решение и дать оценку  предложенных алгоритмов и сделать выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Метод предназначен для получения знаний по определенному виду деятельности, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько решений, которые могут соперничать по степени истинности.  Использование этого метода дает возможность молодым педагогам овладеть эффективными способами решения  различных ситуаций,  

По продолжительности этот метод занимает значительную часть от общего времени заседания Клуба   (до 20 мин.).

Активно применяются аудио- и видео- ресурсы.  

  • Метод имитации рабочего дня воспитателя

При использовании этого метода педагоги характеризуют возрастную группу детей, формулируют цель и задачи, которые  необходимо выполнить.

Предлагается в течение определенного времени смоделировать свой рабочий день. В заключение руководитель Школы организует обсуждение и анализ  всех предложенных моделей.

  • Решение педагогических кроссвордов и перфокарт  

Этот метод целесообразно использовать как на групповых, так и на индивидуальных  консультациях. Этот метод помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает  педагогический кругозор.

  • Метод «Педагогический бой»  («Мозговой штурм»)

Применяется так же, как составная часть при любой форме методического мероприятия не более 10 минут.  

Участники разбиваются на 2 группы. Руководитель заранее готовит вопросы, каждый из которых адресуется сразу обеим группам. На обдумывание вопроса предоставляется 1 мин., после чего поочередно выслушиваются и оцениваются ответы по 5-балльной системе.

При этом учитывается:

  • быстрота при подготовке ответа;
  • правильность, краткость и оригинальность; - умение дать обоснование.

По наибольшему количеству баллов определяется группа победителей. Метод развивает профессионально важное умение четко формулировать свою точку зрения, аргументировано ее обосновывать, соблюдать культуру коллективного обсуждения вопросов.

  • Работа с инструктивно-директивными документами

Воспитателям заранее предлагается ознакомиться с каждым из них, соотнести весь изложенный материал со своей работой и, выделив одно из направлений, продумать план по устранению недостатков.  Эту работу каждый проделывает сначала самостоятельно, а затем обговариваются разные подходы к решению одной и той же проблемы,          в результате чего  развивается умение  работать с документами.

  • Анализ  высказываний,   творческих работ и поведения  детей.

Руководитель готовит материал: магнитофонные записи, подборку рисунков или поделок детей, видеозаписи их поведения.  

Молодые воспитатели знакомятся с материалом, анализируют его, дают оценку умениям, навыкам, развитию, воспитанности детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю, работающему     с этими детьми. Метод развивает умение анализировать детскую  деятельность.

  • Метод игрового моделирования

В целом игры с их многосторонним анализом конкретных ситуаций позволяют связывать теорию с практическим опытом воспитателей. Данный метод повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

  • Самообразование

Отсутствие практического  опыта  заставляет новичка заниматься самообразованием. На основе появившихся проблем каждый воспитатель определяет  для себя тему и составляет план работы. План включает в себя: изучение литературы, передового опыта, перечень практических мероприятий по оснащению   развивающей предметно – пространственной среды, изготовлению пособий, картотек, папок-передвижек и др. В конце учебного года  на педагогическом совете проводится отчет о работе над темой самообразования.

  • Интернет-консультирование                                           

Инновационная технология, посредством которой осуществляется взаимодействие старшего воспитателя и педагогов по различным вопросам воспитательно-образовательного процесса  (в электронном виде).  

 Наставничество

Организованная в детском саду система наставничества   позволяет молодому специалисту получить практическую и теоретическую поддержку опытного профессионала.  Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и администрации ДОУ.  Наставник  демонстрирует на личном примере методически  правильное проведение  занятия, прогулки, любого режимного момента;  совместно с молодым специалистом планируют  будущий рабочий день, оказывает помощь при составлении конспекта ООД, помогает выбрать оптимальные методы и приемы, подводит итоги  предыдущего дня, дает необходимые советы, рекомендации, отвечает  на возникающие вопросы.   Как показывает практика, воспитатель добивается существенных успехов в том случае, если напарник по стилю деятельности похож на него. Когда есть большие стилевые различия, молодой воспитатель оказывается не в состоянии успешно заимствовать приемы работы опытного коллеги даже при высоком уровне его педагогического мастерства. Поэтому необходимо обращать  внимание на  личностные качества, темп работы начинающего воспитателя, чтобы определить ему напарника.  «Новичок» может сближаться  с опытными педагогами по собственной инициативе, посещать их занятия, обращаться за советом.  Опыт показывает, что лучшая форма наставничества  должна выступать как форма  сотрудничества.  

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет молодому педагогу успешно применять на практике  усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы  образовательной деятельности, освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива.

  • Портфолио воспитателя – сбор и оформление материалов, достижений педагога в профессиональной деятельности. 

Интерактивные формы работы  Клуба молодого педагога

  • Консультация
  • Мастер-класс
  • Семинар-практикум
  • Круглый стол
  • Методическая минутка
  • Брифинг
  • Школа передового опыта
  • Открытый  просмотр  
  • Деловая игра
  • Эвристическая беседа
  • Аукцион педагогических идей  
  • Посвящение в воспитатели
  • Фестиваль «Воспитатель детского сада «Радуга»
  • Районные методические объединения, семинары, конференции  

3.2. Принципы Программы

  • Принцип сотрудничества и диалога – создание  атмосферы доброжелательности, эмоциональной  раскрепощенности  между начинающими  и опытными  специалистами.
  • Принцип системности – непрерывность образования, накопления опыта.
  • Принцип  многоуровневой  дифференциации – организация подгрупп  для занятий по стажу работы, по уровню квалификационной категории педагогов, по выявленным проблемам в работе.  

 

 

 

4. Материально – техническое оснащение программы

4.1. Условия реализации программы

Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если: 

  • Трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными

факторами при поступлении педагога на работу;                                                        

  • Адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и отмечается в методической работе ДОУ;  

-В организации педагогической деятельности имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка  профессионального роста воспитателя.  

4.2. Материально – техническое оснащение

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса ДОУ «Солнышко» соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные технологии.  

  • Проектор
  • Компьютер
  • Экран
  • Интерактивная доска
  • Выход в Интернет
  • Принтер для печати и копирования
  • Комплект нормативно-правовых документов ДОУ
  • Методическая литература по дошкольному воспитанию
  • Подборка методического материала «Педагогическая мозаика»

 

5. Критерии оценки эффективности выполнения программы

При определении уровня профессиональной компетентности педагога

используется система оценки, состоящая  из следующих блоков:                                 

  • Проявление профессиональных качеств педагогов.                                                       
  • Проявление организационно-методических умений.                                                   - Проявление личностных качеств.                                                                       

Оценка деятельности  специалиста проводится  по двум направлениям:             

  • аттестация на квалификационную категорию                                                                - материальное стимулирование.                                                                                     

В ходе этой оценки учитывается  отношение к своим обязанностям, выполнение инструкций, выполнение индивидуальных планов работы, вклад в реализацию задач учреждения. Данный вид оценки регулируется Положением  ДОУ.  

Система мониторинга

В процессе реализации Программы  предусмотрено наблюдение за         профессиональной         деятельностью         молодого         специалиста,         которое позволяет проследить за уровнем  его профессионального роста. На каждого педагога создан банк профессиональных достижений, позволяющий осуществлять мониторинг его деятельности. Данный материал даёт возможность увидеть потребности педагога, динамику  профессионального роста, скорректировать дальнейшую стратегию сопровождения, определить перспективы         профессионального         развития         и         создания         наиболее благоприятных         условий         для         его         творческой         деятельности.         Система мониторинга профессионального роста педагогов включает анкеты и опросники.                  Данный         мониторинг         проводится         в         течение         всего педагогического пути начинающего специалиста. По окончании реализации программы с педагогами планируется собеседование. С учетом возникающих затруднений –  в план работы ШМП  вносятся необходимые коррективы.

Литература 

  1. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ [Текст]: Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 289 с.  
  2. Вершинина, Н.Б. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду [Текст]: справочно-методические материалы / Н.Б. Вершинина, Т.И.Суханова – Волгоград: Учитель, 2008. – 198 с.  
  3. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В.Микляева – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007.

– 176 с.  

  1. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст] /  Л.М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 231 с.  
  2. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду [Текст] / Н.В. Микляева– М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.  

 

 

 

.