Новые конспекты уроков
Данная страница содержит конспекты уроков, сообщения, выступления, фотографии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt_uroka_po_teme_borodino.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Передериева Галина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ Щедровская ООШ,
Чертковского района,
Ростовской области
Конспект урока по теме «М.Ю. Лермонтов «Бордино»
Цели урока:
- познакомить с биографией автора, с сюжетом и с героями произведения;
- показать особенности повествования;
- воспитывать уважение к великому прошлому России, чувство гордости за страну и народ, выстоявший в трудной ситуации;
- воспитывать патриотические чувства в ходе выявления художественной идеи произведения;
- выявить художественную идею стихотворения;
- формировать навыки выразительного чтения;
- учиться работать с учебником и иллюстрациями;
- учиться проводить исследовательскую работу с текстом;
- учиться работать с презентацией.
Оборудование: Мультимедийная презентация.
Ход урока.
- Фаза 1. «Начало образовательного мероприятия»
- Инициация. Приветствие.
- Фаза 2. «Работа над темой»
- Интерактивная лекция. Работа с презентацией «Славный год войны народной»
- Слово учителя.
В презентации рассказывается о сражении под Бородино с помощью слайдов, где помещены картины художников-баталистов о героях войны 1812 года. Каждый слайд описан и подписан.
- Составьте, пожалуйста, вопросы по презентации.
- Задайте свои вопросы соседу (в группе).
- Оцените ответы товарища.
- Расскажите всему классу о проделанной работе.
Слово учителя.
- В процессе этой работы мы увидели и узнали героев, сражавшихся на поле брани, почувствовали трагизм событий, увидели пылающую Москву, поняли, что русские люди умеют отражать натиски врагов. Наш народ победил в Отечественной войне 1812 года.
Слово учителя
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением известного русского
поэта и писателя М. Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814
году в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны,
урожденной Арсеньевой. Невеселым был детство этого мальчика. Плохо
помнил он ласковые руки и голосок матери, напевавшей ему грустную
песню. Мать умерла, когда ему не исполнилось и трех лет. Воспитанием
маленького Миши занималась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньевна.
Детские годы проходили в усадьбе Тарханы, Пензенской губернии.
Здесь наблюдал он жизнь барской усадьбы, учился народной речи, слушая
предания и песни об Иване Грозном, Разине, Пугачеве, войне 1812 года.
В 1830 году был зачислен в Московский университет, затем поступил в школу
гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. Все это
время Лермонтов занимался литературной работой, писал стихи. После
окончания школы служил в лейб – гвардии Гусарского полка, затем в драгунском
полку, располагавшемся на Кавказе.
В 1841 году в возрасте 27 лет М. Ю. Лермонтов погиб на дуэли.
За свою короткую жизнь М.Ю. Лермонтов создал огромное количество
замечательных произведений. С одним из них мы сегодня
познакомимся
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» было откликом на 25 – летнюю
годовщину Бородинской битвы.
1.Выразительное чтение стихотворения «Бородино»
2. Эвристическая беседа.
- О каком событии рассказывается в этом стихотворении?
- Какое произведение, посвященное Отечественной войне 1812 года?
- Кто рассказывает о сражении?
(Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Дядя – это
распространенное в нашей стране обращение к незнакомому старшему
человеку).
- Когда происходит разговор: сразу после сражения, через год или много лет?
(Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу
молодым, а заканчивал ее уже пожилым человеком. И сейчас, спустя 25 лет, в
1837 году он служит последний год).
- С чего начинает свой рассказ старый солдат? О чем он сожалеет?
- Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»?
- О каких событиях говорится в строке: «Мы долго молча отступали…»?
- Что означает фраза: «ворчали старики»? Что такое «зимние квартиры»?
(По правилам, принятым в то время в Европе, зимой не воевали: войска
располагались на зимних квартирах).
- Чем были возмущены «старики»? Что такое штык?
- «И вот нашли большое поле…»Что это за поле? (Это Бородинское поле, в селе
Бородино).
- Работа с текстом
Словарная работа.(Лексическая работа)
Сеча – сражение, битва.
Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.
Бивак – стоянка под открытым небом.
Кивер – высокий круглый военный головной убор из твердой кожи.
Булат – сталь, обладающая высокой прочностью и упругостью. Из булата
изготовляли холодное оружие исключительной стойкости и остроты. Слова «сражен булатом» говорят о том, что полковника убила не пуля: он участвовал в сражении вместе с солдатами, подавая пример своей храбростью, и был убит в ближнем бою холодным оружием.)
- Нахождение художественных выразительных средств языка с доказательством из текста
Аллитерация – Повторение одинаковых согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность.
Ассонанс – Повторение в тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи.
Риторическое восклицание – Восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.
Сравнение – Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается значение первого предмета. В сравнении обязательно есть союзы «как», «словно», «будто» и др. (Французы двинулись, как тучи).
Метафора – Это слово или выражение, употреблённое в переносном значении. В основе такого переносного значения лежит сходство предметов или явлений по какому-нибудь признаку. В результате создаётся художественный образ. (Небо засветилось).
Метафора – скрытое сравнение, то есть в метафоре отсутствую сравнительные союзы.
- Фаза 3. «Завершение образовательного мероприятия»
- Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)
Домашнее задание: выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова