Новые конспекты уроков

Передериева Галина Анатольевна

Данная страница содержит конспекты уроков, сообщения, выступления, фотографии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_konspekt_uroka_po_teme_borodino.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Передериева Галина Анатольевна,  

                                                                              учитель русского языка и литературы,

                                                                                      МБОУ Щедровская ООШ,

                                                                                           Чертковского района,

                                                                                               Ростовской области

                         Конспект урока по теме «М.Ю. Лермонтов «Бордино»

Цели урока:

  •  познакомить с биографией автора, с сюжетом и с героями произведения;
  •  показать особенности повествования;
  •  воспитывать уважение к великому прошлому России, чувство гордости за страну и народ, выстоявший в трудной ситуации;
  • воспитывать патриотические чувства в ходе выявления художественной идеи произведения;
  • выявить художественную идею стихотворения;
  • формировать навыки выразительного чтения;
  • учиться  работать с учебником и иллюстрациями;
  • учиться проводить исследовательскую  работу с текстом;
  • учиться работать с презентацией.

Оборудование: Мультимедийная презентация.

                                               Ход урока.

  1. Фаза 1. «Начало образовательного мероприятия»

  1. Инициация. Приветствие.

  1. Фаза 2. «Работа над темой»
  1. Интерактивная лекция. Работа с презентацией «Славный год войны народной»
  2. Слово учителя.

В презентации рассказывается о сражении под Бородино с помощью слайдов, где помещены картины художников-баталистов о героях войны 1812 года. Каждый слайд описан и подписан.

  1. Составьте, пожалуйста, вопросы по презентации.
  2. Задайте свои вопросы соседу (в группе).
  3. Оцените ответы товарища.
  4. Расскажите всему классу о проделанной работе.

 Слово учителя.

- В процессе этой работы мы увидели и узнали героев, сражавшихся на поле брани, почувствовали трагизм событий, увидели пылающую Москву, поняли, что русские люди умеют отражать натиски врагов. Наш народ победил в Отечественной войне 1812 года.

Слово учителя

               Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением известного русского

          поэта и писателя М. Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814

          году в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны,

          урожденной Арсеньевой. Невеселым был детство этого мальчика. Плохо

          помнил он ласковые руки и  голосок матери, напевавшей ему грустную

          песню. Мать умерла, когда ему не исполнилось и трех лет. Воспитанием

          маленького Миши занималась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньевна.

          Детские   годы проходили в усадьбе Тарханы, Пензенской губернии.

          Здесь наблюдал он жизнь барской усадьбы, учился народной речи, слушая

          предания и песни об Иване Грозном, Разине, Пугачеве, войне 1812 года.

             В 1830 году был зачислен в Московский университет, затем поступил в школу

       гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. Все это

       время Лермонтов занимался литературной работой, писал стихи. После

       окончания школы служил в лейб – гвардии Гусарского полка, затем в драгунском

       полку, располагавшемся на Кавказе.

           В 1841 году в возрасте 27 лет М. Ю. Лермонтов погиб на дуэли.

           За свою короткую жизнь М.Ю. Лермонтов создал огромное количество

      замечательных произведений. С одним из них мы сегодня

      познакомимся

            Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» было откликом на 25 – летнюю

       годовщину Бородинской битвы.

    1.Выразительное чтение стихотворения «Бородино»

     2. Эвристическая беседа.

         - О каком событии рассказывается в этом стихотворении?

         - Какое произведение, посвященное Отечественной войне 1812 года?

         - Кто рассказывает о сражении?

           (Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Дядя – это

            распространенное  в нашей стране обращение к незнакомому старшему

           человеку).

        - Когда происходит разговор: сразу после сражения, через год или много лет?

          (Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу

           молодым, а заканчивал ее уже пожилым человеком. И сейчас, спустя 25 лет, в

          1837 году он служит последний год).

        - С чего начинает свой рассказ старый солдат? О чем он сожалеет?

        - Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»?

        - О каких событиях говорится в строке: «Мы долго молча отступали…»?

        - Что означает фраза: «ворчали старики»? Что такое «зимние квартиры»?

          (По правилам, принятым в то время в Европе, зимой не воевали: войска

           располагались на зимних квартирах).  

        - Чем были возмущены «старики»? Что такое штык?

        - «И вот нашли большое поле…»Что это за поле? (Это Бородинское поле, в селе

          Бородино).

  1. Работа с текстом

Словарная работа.(Лексическая работа)

    Сеча – сражение, битва.

   Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.

  Бивак – стоянка под открытым небом.

  Кивер – высокий круглый военный головной убор из твердой кожи.

Булат – сталь, обладающая высокой прочностью и упругостью. Из булата      

      изготовляли холодное оружие исключительной стойкости и остроты. Слова «сражен булатом» говорят о том, что полковника убила не пуля: он участвовал в сражении вместе с солдатами, подавая пример своей храбростью, и был убит в ближнем бою холодным оружием.)

  1. Нахождение художественных выразительных средств языка с доказательством из текста

 Аллитерация – Повторение одинаковых согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность.

Ассонанс – Повторение в тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи.

Риторическое восклицание – Восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.

Сравнение – Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается значение первого предмета. В сравнении обязательно есть союзы «как», «словно», «будто» и др. (Французы двинулись, как тучи).

Метафора – Это слово или выражение, употреблённое в переносном значении. В основе такого переносного значения лежит сходство предметов или явлений по какому-нибудь признаку. В результате создаётся художественный образ. (Небо засветилось).

Метафора – скрытое сравнение, то есть в метафоре отсутствую сравнительные союзы.

  1. Фаза 3. «Завершение образовательного мероприятия»
  1. Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)

Домашнее задание: выразительное чтение наизусть стихотворения  «Бородино» М.Ю. Лермонтова