ФГОС ДОО и Профстандарт
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Стандарт ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской |
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. |
ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагогов, воспитанников, их родителей (законных представителей), социальных партнеров, общественности) и направлен на достижение следующих целей: • повышение социального статуса дошкольного образования; • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. |
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО: • инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности; • способность выбирать себе род занятий; • уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим; • обладание чувством собственного достоинства; • взаимодействие со сверстниками и взрослыми; • проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества; • подчинение разным правилам и социальным нормам; • проявление творческих способностей; • способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики); • способность к волевым усилиям; • проявление любознательности; • склонность к наблюдению, экспериментированию; • способность к принятию собственных решений. Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка. Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе. |
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта Педагог"
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ “О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог», от 18 октября 2013 г. № 544нот 5 августа 2016 г. № 422н.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ “О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог"
Как внедрить профессиональные стандарты.
Компетентности педагога в условиях реализации ФГОС ДО.
Организация применения профессиональных стандартов в образовательных организациях.