Доклад "Здоровье сберегающие технологии для детей с ОВЗ"

Терентьева Наталья Юрьевна

Доклад1.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Казенное Общеобразовательное Учреждение Московской Области

«Истринская Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

(ГКОУ «Истринская школа-интернат)

Доклад

На тему: «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ»

Выполнила:                        

Воспитатель гр. 4 Терентьева Н.Ю.

д. Сокольники

2022 год


Оглавление

Введение        3

Глава 1. Здоровье сберегающие технологии.        4

1.1. Здоровье сберегающие технологии: понятие, цель, задачи, типы        4

1.2. Принципы организации образовательного процесса        6

1.3. Анализ проведения урока с позиций здоровье сбережения        9

Глава 2. Реализация здоровье сберегающих технологий (ЗОТ) при обучении детей с ОВЗ (из опыта работы)        11

Заключение        14

Список литературы        15


Введение

При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Одна из задач ФГОС НОО для детей с ОВЗ – это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия. Выделяется несколько компонентов здоровья:

  1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
  2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
  3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей.

Дети с ОВЗ имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности.

Следовательно, одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно - образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепление здоровья ребенка. Мероприятия выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды деятельности. Это здоровье сберегающие технологии.

Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья обучающихся, я целенаправленно работаю над созданием благоприятного здоровье сберегающего пространства, ищу методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с нарушением интеллекта.


Глава 1. Здоровье сберегающие технологии.

1.1. Здоровье сберегающие технологии: понятие, цель, задачи, типы

Прежде чем начать говорить о здоровье сберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. (Данное определение предлагается Деркунской В.А.-канд. пед. наук)

Что такое здоровье сберегающие технологии?

Сам по себе термин здоровье сберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его ученикам. А также здоровье сберегающие технологии ставят своей задачей достижение эффективного взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса.

На уроках применяются как хорошо известные и распространенные виды, так и нетрадиционные варианты здоровье сберегающих технологий. Остановимся подробней на их видах.

Приведу классификацию по Н.К. Смирнову.

  1. Медико-гигиенические технологии.

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фито баров и т.п. - тоже элементы этой технологии.

  1. Физкультурно-оздоровительные технологии.

Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового.  тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

  1. Экологические здоровье сберегающие технологии.

Направленность этих технологий - создание природ сообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

  1. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи - сохранение жизни, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровье сберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов - курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

  1. Здоровье сберегающие образовательные технологии подразделяются на 3 три подгруппы:
  • Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
  • Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
  • Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

  • Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к   участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
  • Лечебно-оздоровительные технологии составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Здоровье сберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровье сбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его само регуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Здоровье сберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровье сберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

  • Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Типы технологий

  • Здоровье сберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
  • Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
  • Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
  • Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).

1.2. Принципы организации образовательного процесса

Можно выделить следующие принципы организации образовательного процесса, предотвращающего формирование у ребёнка дезаптационных состояний.

  1. Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка.

Этот известный принцип, который был сформулирован еще А.С. Макаренко, требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в ребенке прежде всего лучшее. Это лучшее и является тем зерном, которое, прорастая, формирует у ребенка позитивные качества, формирует веру в себя, позволяет по- новому взглянуть на свое поведение.

Условиями реализации данного принципа являются:

  • стимулирование самопознания ребенком своих положительных черт;
  • формирование нравственных чувств при самооценке своего поведения;
  • постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;
  • доверие к ребенку;
  • формирование у ребенка веры в возможность достижения поставленных задач;
  • оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;
  • учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.

В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

  • Преобладание позитивных оценок в анализе поведения ребенка;
  • Доминирование в общении с ребенком уважительного отношения к нему;
  • Приобщение педагогом ребенка к добру и доброте;
  • Защита педагогом интересов ребенка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;
  • Постоянный поиск педагогом вариантов решения воспитательных задач, которые принесут пользу каждому ребенку;
  • Защита ребенка как приоритетная задача педагогической деятельности;
  • Формирование педагогом в классе, школе, группе и других объединениях учащихся гуманистических отношений, которые не допускают унижения достоинства детей.
  1. Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание ребенка.

Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

Условиями реализации данного принципа являются:

  • Учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач;
  • Координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка;
  • Обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;
  • Учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенности учебного заведения и т.д.);
  • Коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций.

В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:

  • Воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений ребенка;
  • Школа не должна ограничиваться воспитанием ребенка в своих стенах, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
  • Педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;
  • Все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.
  1. Принцип индивидуализации воспитания детей предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, как-то: выявление причин дезадаптации, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во вне учебной работы, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

  • Мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка;
  • Определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;
  • Выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
  • Учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;
  • Предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во вне учебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования.

В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

  • Работа с трудными детьми должна ориентироваться на развитие каждого из них;
  • Успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;
  • Выбор воспитательного средства необходимо соотносить только с информацией об индивидуальных качествах;
  • Поиск педагогом способов коррекции поведения ученика должен вестись только на основе взаимодействия с ним;
  • Постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка должно определять совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.
  1. Принцип социального закаливания трудных детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Условиями реализации принципа социального закаливания являются:

  • Включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
  • Диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
  • Стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
  • Оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

  • Проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
  • Ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху - залог успешной жизни в дальнейшем;
  • Не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
  • Волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;
  • Нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

Основной формой организации учебного процесса является урок. Рассмотрим анализ проведения урока с позиций здоровья сбережения.

1.3. Анализ проведения урока с позиций здоровье сбережения

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

  1. Обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
  2. Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
  3. Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
  4. Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
  5. Чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
  6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
  7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
  8. Позы учащихся, чередование поз;
  9. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
  10. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
  11. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
  12. Психологический климат на уроке;
  13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

  1. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
  2. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
  3. Темп и особенности окончания урока:
  • Быстрый темп, «скомканость», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
  • Спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
  • Задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Вместе с тем, основной задачей остается такая организация учебной деятельности, при которой снимается проблема перегрузки учащихся. Необходимо становится определение комплекса мер направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья учащихся. Наблюдения показывают, что использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, культивировать здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни:

  • Благоприятное социальное окружение;
  • Духовно-нравственное благополучие;
  • Оптимальный двигательный режим (культура движений);
  • Закаливание организма;
  • Рациональное питание;
  • Личная гигиена;
  • Отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
  • Положительные эмоции.

Выбор здоровье сберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. Здоровье сберегающие технологии эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.


Глава 2. Реализация здоровье сберегающих технологий (ЗОТ) при обучении детей с ОВЗ (из опыта работы)

В своей работе использую следующие здоровье сберегающие технологии:

Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты. Динамические паузы способствуют снижению утомляемости у детей между двумя видами непосредственной образовательной деятельности. В результате активизируется мышление и повышается умственная работоспособность. Можно использовать с элементами дыхательной гимнастики. Физкультминутки провожу во время организованной образовательной деятельности, их длительность составляет 3-5 минуты, в форме разнообразных комплексов физических упражнений (6-8 упражнений) с выходом из-за столов.

Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук. Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка. Рекомендуются детям с речевыми проблемами.

Выделяют следующие виды пальчиковой гимнастики.

  1. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
  2. Игры с природным, бросовым материалом (горох, фасоль и т.д.).
  3. Игры с пособиями (игры-шнуровки, игрушки с прищепками, пальчиковый театр). Развитие мелкой моторики проводятся ежедневно.

Гимнастика для глаз. Время — 2-3 минуты. Упражнения для глаз проводятся с целью:

  • Укрепления глазных мышц нарушений зрения, переутомления;
  • Снятия напряжения;
  • Общего оздоровления зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя, при выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).

Детям с нарушением зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы. Провожу в ходе интеллектуальных занятий, а также также в любое свободное время для снятия зрительной нагрузки.

Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания. Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

  • Насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;
  • Повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;
  • Нормализации и улучшение психоэмоционального состояния организма;
  • Развитие силы, плавности и длительности выдоха. В работе с детьми использую дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом и вдохом через нос. Оборудование для развития дыхания, является частью развивающей предметно-пространственной среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры).

Артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трехлетнего возраста. Желательно проводить на каждом уроке. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Игры. Игры призваны решать не только учебные задачи. Подвижные и спортивные игры являются важнейшим ежедневным занятием с детьми с ОВЗ. Предусмотренные планированием игры провожу на уроках, ГПД. Игры способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья детей. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

Релаксация – специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Способствует снятию напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с музыкальным и словесным сопровождением. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

Проводятся в любом подходящем, проветриваемом помещении. Длительность зависит от индивидуальных особенностей нервной системы детей. Релаксация проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

Физкультурные занятия проводятся в соответствии с программными требованиями и помогают:

  • Усилить глубину и устойчивость чувств;
  • Разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.

Музыкотерапия и звукотерапия (лечение звуками природы). Технология музыкального воздействия позволяет корректировать эмоциональный фон ребенка. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей и влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). При использовании музыки необходимо помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей.

Сказкотерапия. Многие игровые технологии, применяемые на занятиях, сопровождаю сказками, которые придумываю сама и дети, дополняя фантазии друг друга. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти. Учитель должен создать такие условия, при которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, учится находить решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.

Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровье сберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.

Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровье сберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоровье сберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.


Заключение

Понятие «здоровье сберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровье сберегающая технология – это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

В современной литературе и практике системы образования здоровье сберегающие технологии понимаются как совокупность методов, которые направлены на решение таких задач, как: охрана и укрепление здоровья учащихся; создание оптимальных моделей планирования образовательного процесса, основанных на пропорциональном сочетании учебной нагрузки и различных видов отдыха, в том числе, активных его форм; формирование в сознании учащихся и педагогов ценностей здорового образа жизни.

Для достижения целей здоровье сберегающих образовательных технологий обучения необходимо определить основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительно-гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

В работе особое внимание следует обратить на дозирование зрительных нагрузок и состоянием зрения детей.

Важным направлением здоровье сберегающих мероприятий в работе является развитие мелкой пальцевой моторики учащихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках при помощи пальчиковой гимнастики.

Таким образом, подводя итоги выше сказанного, можно подчеркнуть, что применение здоровье сберегающих технологий в процессе обучения детей с нарушением интеллекта приводят к следующим результатам:

  • Повышению работоспособности, выносливости детей;
  • Развитию психических процессов;
  • Формированию, развитию двигательных умений и навыков;
  • Развитию общей и мелкой моторики;
  • Способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справляться с теми большими целями, которые определяет для него государство.


Список литературы

1.                 Антропова, М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М.: 1974. – 136 с.

2.                 Базарный, В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям! / В.Ф. Базарный // «Советская Россия», №136 (12607), 23 октября 2004 г.

3.                 Всероссийский съезд «здоровое поколение – здоровая Россия». Здоровьесберегающее образование. Анализ проведения урока с позиций здоровье сбережения. http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4169.html

4.                 Калинова, Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997.

5.                 Ковалько, В.И. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. – 1–4 классы. – М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.

6.                 Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н.Н. Куинджи: методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 139 с.

7.                 Лядова Н.В. Здоровье сбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы http://forumpoipkro.forum24.ru/

8.                 Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005.

9.                 Смирнов, Н.К. Здоровье сберегающие технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.

Интернет-ресурсы:

10. 1. http:// nsportal.ru (Здоровье сберегающие технологии Леукина И.А.)

11. 2. http:// festival.1september.ru. (Теоретический семинар «Использование здоровье сберегающих технологий в работе педагога» Чеботарева О.В.)