Методическая копилка

Опыт работы по истории и обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotki_urokov_dlya_5_klassov.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Урок: Основание греческих колоний        

Урок: Китай в древности. Чему учил китайский мудрец Конфуций.        

Приложение № 1.        

Приложение № 2        

Урок «Финикийские мореплаватели»        

Приложение № 1.        


Урок: Основание греческих колоний

 Задачи: 

образовательные:

-актуализировать знания учащихся по теме: «Зарождение демократии в Афинах»

-выяснить причины отъезда греков из страны;  

-   систематизировать знания по теме «Древняя Греция»;

развивающие:

-продолжить работу по формированию навыков работы с картой на стр. 113, стр. 149;

- развитие аналитико-синтезирующего мышления при установлении причинно-следственных связей переселения древних греков;

- развитие умений применять знания по теме «Древняя Греция» на практике.

воспитательные:

-на примере греков-переселенцев воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любви и уважения к родной стране;

Ход урока

1.   Постановка проблемы: Если бы вы оказались в Спарте, понравилась бы вам жизнь в ней?

·     Один ученик на доске пишет определения по теме «Зарождение демократии в Афинах; другой ученик на доске – органы управления в Спарте; третий – органы управления в Афинах.

(После обсуждения проблемы – проверка работы у доски)

 2.   Физминутка. Игра с мячом.

Вопрос: Каким должен быть спартанец? (ребенок, которому учитель кидает мяч, называет качества спартанца)

3.   Вы знаете, ребята, а ведь спартанцам было запрещено путешествовать по городам, странам. Вся их жизнь была посвящена войне. Как вы думаете, отразилось ли это на самих спартанцах, на их образе жизни, быте?

     ( ответы учащихся: Да, человек, который путешествует, может любоваться красотами того места, в котором находится, на войне совсем не до этого)

      Объясните, пожалуйста, зачем люди переселяются из одного места в другое? (Ответы учащихся : в поисках счастья, богатства, из-за гонений на Родине)

      Вот так и древние греки покидали свою родину. И наша задача выяснить, почему они это делали. Найдем на карте места, которые они облюбовали.

      Но,  прежде, чем мы запишем тему урока, выберите из слов, написанных на доске, связанные со словом переселение: колония, демократия, полис, переселенец, религия, чужеземец.

(Звучит музыка «Сиртаки»)

(Проверяется задание, записывается тема урока)

  • Что такое колония? (поселение чужеземцев)
  • Кто основывал первые колонии? ( финикийцы)

- На какой вопрос отвечают причины? (почему произошло событие)

Причины переселения – Ребята покажут вам сценки, а вам нужно написать причины переселения греков.

1. (Заходит Анаксагор)

      Познакомьтесь, ребята, это Анаксагор – крупный ученый, живший в   5 веке до нашей эры.

Анаксагор. Я, Анаксагор, друг известного афинского стратега Перикла из Афин. Народное собрание объявило меня государственным преступником только потому, что я не верю в богов, но верю в то, что Солнце – это огненная масса, а Луна – необитаемая планета. Я верю в то, что космос бесконечен, в нем есть много галактик. Перикл помог мне бежать из Афин и искать убежища в другой стране.  (1. Преследование)

2. Смотрите, еще какие- то люди?

(Входит группа греков и молится богу)

Греки: О ты, Тучегонитель! Полям нужен дождь, иссохшие комья земли кричат о жажде. Дождь, дождь, подай нам дождь! Каждый из нас принес тебе в жертву подарки: один – барана, другой – козла, третий – кабана, а бедняки – по лепешке. Так подай нам дождь!

(2. Неблагоприятные климатические и природные условия)

Учитель. Какому богу молились греки и почему? Почему древние египтяне не обращались с подобными молитвами к своим богам?                            ( ответы учащихся: они молились Зевсу, египтяне жили в долине реки Нил и у них всегда была вода)

 Назовите причины, которые вы записали в тетрадях.

3. (Работа с рисунком в учебнике на стр. 148)

      Греки много плавали по морям и были искусными кораблестроителями. Для чего им нужно было заниматься мореходством? (3. Торговля)

      Занятие торговлей было опасно тем, что на море можно встретить пиратов. Поэтому иногда греки окрашивали в синий цвет корпус корабля, его паруса и снасти.

4. Давайте прочитаем  п. 1, первый и второй абзац, стр. 144 и найдем другие причины (угроза голода и долгового рабства, борьба демоса и знати).

Древнегреческий философ Сократ в шутку говорил, что греки напоминают ему лягушек. Согласны вы с ним? (Расселялись вокруг моря, как лягушки вокруг болота).

- Почему греки селились около моря? Назовите моря, на берегах которых селились греки.( ответы: Средиземное и Черное) Как мы называем города, основанные греками на берегах Средиземного и Черного морей? (полисы)

- Давайте прочитаем названия греческих колоний.

- Какие товары везли морскими путями из Греции в колонии (например, в Ольвию)? П. 2, абзац 2, стр. 146. РТ Зад. № 28

- Какие товары везли из колоний в Грецию?

      Но, несмотря на то, что многие греки жили далеко от дома, они не забывали о нем.

- Как вы думаете, что я подразумеваю под словами: греки не забывали о своем доме, т. е. о Родине?

Работа с выводом стр. 149: носили свою одежду (стр. 151), пели песни (Музыка «Огонь в печи»)

(В оставшееся время прочитать пункт «Греки и скифы на северных берегах Черного моря»)

 Домашнее задание: § 32. Представьте, что вы, как и греки, покинули свой дом. Напишите письмо своим родным в Грецию с Дальнего Востока.

 Рефлексия.

- Назовите тему урока.

- Назовите причины переселения греков, сходные с причинами переселения современных жителей России.

- Что нового вы узнали на уроке?

 Грекам удалось основать десятки колоний на берегах Средиземного и Черного морей. Эти колонии стали независимыми государствами со своим правительством, отрядами воинов, законами и монетой.


Урок: Китай в древности. Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Цели и задачи: формирование у учащихся представления о древнем Китае;

  • выделить основные достижения китайцев; познакомиться с древним китайским учением конфуцианством, определить, что в нем актуально и для сегодняшнего дня, а что утратило свое значение;
  • воспитание уважительного отношения к культуре Китая.

Оборудование: карта «Индия и Китай в древности», ребус, кукла «Конфуций».

1 этап подготовительный: выбираются 2 помощника и «Конфуций»

2 этап

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

а) индивидуальные задания:

1 задание – работа с карточками «Касты в Индии». Соотнести карточки с названием каст, соответствующим им цветам и категориям населения. (См. приложение № 1)

2 задание – написать на доске достижения индийцев.

3 задание – составить на доске план ответа по теме «Древняя Индия».

4 задание (письменно выполняют три ученика) – объясните смысл каждого из этих правил. Кому они были выгодны? Почему?

Из сборника правил брахманов: «Брахман и кшатрий, объединившись, процветают»; «Бог создал царя для охраны своего мира»; «Одно только занятие указал бог для шудры – служить высшим кастам со смирением»; «В рот и уши шудры, спорящего с брахманом, пусть вольют кипящее масло».

б) Задание для класса:

Рассказать легенду о Будде.

Вопросы: 

Что вас привлекает в образе легендарного Будды?

Какие качества должен воспитывать в себе человек, по мнению Будды? (милосердие, правдивость, доброжелательность, не брать чужого, не завидовать, освободиться от бесконечных желаний все новых богатств и удовольствий, почитать родителей, не убивать живые существа, поддерживать «нищих»).

 Нужны ли такие качества современному человеку?

Вывод: Будда, основатель религии буддизма, учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.

Проверка заданий, выполненных на доске

2. физминутка. Давайте попробуем сделать с вами упражнение для наполнения организма энергией света, как это делают в одной из восточных стран, где также нашел свое распространение буддизм. Данное упражнение помогает сохранению здоровья, считают жители этой страны.

На вдох – руки поднять вверх и мысленно представить, что вы кувшин, который наполняется светом. На выдох – светлая энергия изгоняет из вашего тела всю черноту, все болезни. Руки при этом опускаются вниз до упора. Нужно выдохнуть как можно больше углекислого газа из себя.

3. Новый материал.

Ребята, назовите, пожалуйста, государства Древнего Востока, с которыми мы с вами познакомились. (Египет, Междуречье, Персидская держава, Финикия, Ассирийская держава, Древнееврейское царство, Индия).

(звучит китайская музыка)

Вопрос: Какому из восточных государств принадлежала музыка, услышанная нами на уроке? (Если правильного ответа не было, учитель дает подсказку в виде ребуса – см. приложение № 2).

Мы познакомимся с вами еще с одним из древних государств, возникших во втором тысячелетии до нашей эры – Китаем.

(Запись темы урока в тетради и запись домашнего задания в дневник: § 23).

Китай является нашим соседом. А своих соседей нужно знать хорошо. К тому же, 2008 год объявлен годом России в Китае, а 2007-ой был годом Китая в России. С Китаем нас связывает не только общая граница, но и торговые интересы. Наши ребята учатся в этой стране. Туда выезжают творческие коллективы из России, чтобы познакомить китайцев с нашей культурой.

Вопрос: Что представляет собой это государство?

1. Давайте определим географическое положение Китая. (Работа с картой на странице 103, ответы учеников)

Обобщение: Китай находится в Восточной Азии, его омывают на востоке Желтое, Восточно-Китайское моря, на юге- Южно-Китайское море; на северо-западе расположены горы Тибет; с Тибетских гор берут начало две главные реки – Хуанхэ и Янцзы, между которыми расположена Великая китайская равнина.

2. Ребята, кто-нибудь из вас может ответить, почему Китай относят к одному из древнейших земледельческих государств? (Ответы). А более подробно нам в этом вопросе поможет разобраться моя помощница.

1-я помощница: Великие реки Китая похожи на Тигр и Евфрат. Желтая река – Хуанхэ - на севере страны и Голубая река – Янцзы – на юге. Они очень бурные, несут много ила и песка. Берега Хуанхэ сложены из лёсса – горной породы, похожей на мелкий слежавшийся песок. Лёссовые почвы мягкие, а при хорошем поливе очень плодородны. Поэтому уже во II тысячелетии до н. э. на берегах Хуанхэ существовали поселки земледельцев и скотоводов. В то же время берега Янцзы, покрытые густыми лесами, не были заселены. Здесь водились олени, кабаны, медведи, тигры.

Вопрос: Можно ли на основании этих сведений сделать вывод о том, что в Китае сложились все условия для занятия земледелием?

Теперь мы все знаем об условиях, способствовавших развитию земледелия в Китае.

(Из-за ширмы появляется кукла «Конфуций»)

Конфуций: Постойте, вы ведь не все знаете о проблемах, с которыми сталкивались китайцы, живущие по берегам этих рек.

Учитель: Ребята, а вы знаете, кто это? И я не знаю. Давайте спросим. Доброго вам здоровья, мудрый человек, но мы не знаем, кто вы.

Конфуций: Я – учитель Кун. А в вашей стране меня называют Конфуций.

Учитель: Ребята, я слышала об этом человеке, что он очень мудрый, образованный. Он жил две с половиной тысячи лет назад. Примерно в те времена, когда к западу от Китая образовалась огромная Персидская держава. По преданию, Конфуций двадцати двух лет от роду стал учителем. К нему стали приходить люди, интересовавшиеся древней мудростью. Конфуций быстро стал известен. Случилось так, что его назначили на должность начальника города. Всего за год он превратил вверенный ему город в образцовый. Однако не всем это нравилось: злые люди побудили правителя государства нанести Конфуцию оскорбление. Мудрец поспешил покинуть родные места и пустился в странствия. Большинство правителей китайских государств ласково встречали мудреца, но он ни к кому из них так и не поступил на службу. Состарившись, Конфуций вернулся на родину и посвятил конец жизни ученым занятиям. Как говорят, у мудреца осталось семьдесят два ученика. В Китае у него была своя школа, а правители нескольких древнекитайских государств назначали его первым министром. Вот как высоко ценились его советы. Давайте выслушаем Конфуция. (Обращается к Конфуцию). Мы внимательно слушаем вас, учитель Кун.

Конфуций: Мало кто из европейцев знает, что реку Хуанхэ называют «река, надрывающая сердце» или «река тысячи бед», а также «горе Китая».

Учитель: Мы тоже об этом впервые слышим. Расскажите нам, пожалуйста, откуда такие странные названия.

Конфуций: Вообразите, что вы живете в древнем поселке на берегу Хуанхэ. Однажды ночью вы просыпаетесь от громкого крика: «Вставай, вставай скорее, случилось несчастье!» Открыв глаза, вы видите, что хижина полна воды. Где-то рядом плачут дети, голосят женщины, мычат коровы. Все выскакивают наружу: вокруг вода! Люди кидаются к лодкам или спасаются вплавь, бросив полузатопленные хижины, скот нажитое добро. А произошло следующее: река незаметно подмыла берег из мягкого лёсса. Тот обрушился и завалил русло. Началось наводнение, и на прибрежные поселки обрушилась вода.

Учитель: Спасибо, учитель Кун. Это очень полезная для нас информация.

Вопросы: 

Ребята, а в каких странах люди сталкивались с подобными явлениями? (Междуречье, Древнееврейское царство).

Как вы думаете, почему уцелевшие после наводнения люди возвращались на старые места и создавали новые поселки на берегах Хуанхэ?

Исходя из всего сказанного, стоит сделать вывод, что самый древний земледельческий район в Китае возник в долине реки Хуанхэ. И лишь позже - по берегам Янцзы, потому что там росли густые леса.

В VI - V веке до н. э. китайцы освоили железо (запись в тетрадь), изобрели железную лопату, железными топорами вырубали леса, на их месте возникали поля и поселки, население быстро росло. Сейчас в Китае живет пятая часть человечества: лесов там почти не осталось, кроме горных джунглей на юге и тайги на севере. Из-за этого ухудшается экологическая обстановка. Поэтому, когда на промышленные центры опускаются смоги, людям совсем нечем дышать. Чтобы справиться с проблемой, китайцы делают искусственные посадки деревьев. Основные земледельческие культуры Китая – просо, бобы, фасоль. Из Индии китайцы привезли рис и научились его выращивать на заливных полях. Давайте обратимся к помощнице, она расскажет о выращивании риса.

2-я помощница: Разводить рис – дело хлопотное, требующее неусыпных забот и присмотра. Поле пахали деревянными плугами на буйволах: ноги крестьянина чуть ли не по колено в воде, туловище забрызгано грязью. Зерна риса не сеют непосредственно на поле, как пшеницу или ячмень. Сначала рис мочили, чтобы он пророс, потом на небольшом участке поля густо высеивали проросшие семена, а сам участок затопляли водой. Когда рассада достигала 20-25 см в высоту, она была готова для высадки. Ее осторожно выдергивали и пучками (по 5-6 ростков) пересаживали на поле параллельными рядами. Рисовое поле должно быть покрыто слоем воды в 5-10 см. Если воды будет мало,  растения засохнут, если чересчур много, они сгниют. Без искусственного орошения рис не вырастишь (вода подавалась на поля по каналам). Приблизительно через сто дней рис созревал, начиналась жатва.

Учитель: Пшеницы и ячменя китайцы не знали. В Китае произрастали редька, батат, яблоки, сливы, виноград, чай и финики.

А вот одежду китайцы первоначально шили из тканей, сделанных из волокон конопли. В VI в. до н. э. был изобретен шелк (запись в тетрадь). Изготовление шелка очень трудоемкий процесс. Что об этом знает моя помощница?

1-я помощница: В отличие от хлопка и льна шелковые нити не растительного происхождения, их изготавливают из выделений шелковичного червя. Разведение червей – трудоемкая работа. Кормят их листьями шелковичного дерева (шелковицы), которые должны быть чистыми, свежими и сухими. Червям вреден дым, сквозняк, шум, различные запахи, смена температуры. При хорошем уходе,  черви выпускают тонкую, похожую на паутинную нить, из которой вьют коконы. Внешне кокон напоминает небольшой орех продолговатой формы и свит из тончайшей шелковой нити, длина которой достигает тысячи метров. Чтобы получить из коконов шелк, их нужно опустить в горячую воду, которая размягчает клей, склеивающий шелковую нить. Взяв нити от нескольких коконов (от 4 до 18) и соединив их, китайские женщины пропускали их через кольцо и прикрепляли к небольшому колесику, как показано в учебнике на стр. 107 (работа с иллюстрацией, стр. 107). Затем колесико медленно вращали, и нити, проходя через кольцо, склеивались в одну крепкую гладкую нить. Из нитей ткачихи создавали материю. Китайцы держали в секрете способ производства шелка, который отправляли на Запад по Великому шелковому пути. Ценился шелк на вес золота.

(Учитель показывает на карте Великий шелковый путь).

Учитель: Важнейшими животными в хозяйстве китайцев были свинья и буйвол, которого использовали на пахоте. Разводить лошадей китайцы начали около 1000 г. до н. э., переняв это искусство у западных кочевников.

Древний Китай был населен множеством народов, которые говорили на разных языках. Ребята, знает ли кто из вас, откуда Китай получил свое название?

(Появляется «Конфуций»)

Конфуций: Я могу помочь вам разобраться с этим вопросом.

Учитель: Уважаемый учитель, ваша помощь нам очень кстати.

Конфуций: Слово «Китай» произошло от названия народа кидань, завоевавшего север моей страны в 10 в. н. э. А мы называем свою страну Тянь Ся. – Поднебесная, а царя – сын Неба (запись в тетрадь). К сожалению, мне уже пора возвращаться в свою страну. Я приглашаю вас обязательно посетить Китай, и познакомиться ближе с его историей и достопримечательностями. Думаю, вас удивит красота Поднебесной. Вы не пожалеете об этом путешествии и будете вновь стремиться в соседнюю загадочную страну.

Учитель: Спасибо, учитель Кун, за ваше участие в уроке. Счастливого пути, будем ждать новой встречи с вами.

Вопросы: 

Ребята, как называется письмо в Китае? (Иероглифы).

Можете ли вы сказать, как оно возникло? (Из рисунков, так же как в Египте.).

Произошло это более 3000 лет назад. Постепенно начертание иероглифов изменилось, они перестали походить на изображаемый предмет. Иероглифов насчитывалось до нескольких тысяч. При династии Хань их число возросло до 18 тысяч, поэтому выучить китайскую грамоту сейчас еще сложнее, чем научиться говорить. Но современные китайцы не стремятся перейти от иероглифов к алфавиту по двум причинам: во-первых, пришлось бы заново переписать всю огромную китайскую литературу, во-вторых, произношение многих слов в разных районах Китая очень отличается, хотя записываются они одинаково. Один иероглиф читается на севере «ча», а на юге «те». Поэтому в русском языке появилось слово «чай», а в языках Западной Европы это слово произносится «те» или «ти».

Первые китайские надписи, дошедшие до нас, были выцарапаны на костях животных около 1500 г. до н. э. Эти надписи обращены к богам и содержат вопросы об успехе или неудаче правителя во всех его делах: надо ли строить новый канал, хороший ли будет урожай, не случится ли наводнение, успешным ли будет военный поход и т. д. Однако писать на костях неудобно. Что же вместо этого придумали китайцы? (Работа с учебником стр. 104, п. 2, 3 абзац). Бамбуковые книги.

Более 3000 лет назад китайцы стали использовать для письма растение бамбук (работа с иллюстрацией стр. 104-105). Бамбук раскалывали на длинные дощечки, которые гладко выстругивали, писали на них кисточкой из тонкого мягкого волоса. Кисточку макали в тушь, которую приготовляли из угля или сажи. Для подчистки ошибок в написанном употребляли нож. Поэтому образованные люди просили положить им в гроб нож и кисть. На узких длинных дощечках можно было писать только столбиком. Привыкнув к этому, китайцы вплоть до недавнего времени располагали письмо не горизонтально, а узкими вертикальными строчками. На одной дощечке не уместится поэма или описание военного похода. Их записывали на нескольких дощечках. В верхней части бамбуковых планок просверливали отверстия, продевали сквозь них шнурок и связывали вместе. Связка бамбуковых дощечек и была древнейшей китайской книгой. Наряду с бамбуком стали использовать и шелк. Книга из шелка представляла собой широкую ленту, которую прикрепляли к деревянной палочке. Готовую книгу наворачивали на эту палочку в виде свитка, а свиток завязывали. Шелковые книги было удобнее читать и хранить, они легки и красивы, но очень дороги.

В 105 г. до н. э. Цай Лунь изобрел самый удобный материал для письма – бумагу (запись в тетрадь).

Вопросы:

Вспомните, пожалуйста, какой народ создал первый в истории материал, специально предназначенный для письма и как он назывался? (Египтяне изобрели папирус).

(Работа с иллюстрацией на стр. 109). Обратите внимание: на рисунке изображен китаец, подбрасывающий в печь дрова. Весело пылает огонь под большим котлом, в котором варится бумажная масса. Как ее готовили? Молодой бамбук, кору деревьев, льняные и шерстяные тряпки измельчали, тщательно растирали в ступках и варили с водой. Затем волокнистую массу переливали в прямоугольный бассейн. На рисунке видно, как китаец зачерпывает эту массу прямоугольной рамкой, на которой натянута густая сетка из шелковых нитей. Покачивая раму, он добивается того, что бумажная масса равномерно растекается по сетке. Вода стекает, а на сетке остается слой бумаги. Влажный лист снимали с сетки, прессовали и сушили.

Давайте сравним книги из бумаги и папируса. Какая из них удобнее? (Бумага прочнее папируса, не такая ломкая, ее можно сгибать вдвое, вчетверо, изготавливать из нее тетради, кроме того, сырье для бумаги – тряпье, древесина – имелось в любой стране).

Какая книга лучше: глиняная или бумажная? (Глиняные книги не боятся огня, но в остальном они сильно уступают бумажным: намного тяжелее их и неудобны для переноски).

Благодаря дошедшим до нас книгам, связанным с историей Древнего Китая, стало известно о мудреце Кун Цю (Конфуции), основавшем около 500 г. до н. э. первый университет в Китае, создавшем учение о государственном управлении. Основные положения Конфуция вам нужно выписать в тетрадь. А также, поработав с § 23, подготовить вопросы для ребят по карте на стр. 103 учебника, к рисункам и дополнительным текстам на стр. 104-105 и записать их в тетрадь.

Давайте подведем итог нашему уроку и сделаем вывод о достижениях китайцев. (Ответы). Что вы узнали на уроке? Свой ответ начинайте словами: «Я знаю, что…»


Приложение № 1.

Карточки «Касты в Индии»

Ребус

                                                


Приложение № 2

Ребус

АЙ


Урок «Финикийские мореплаватели»

Цели и задачи: знакомство с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры;

  • продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать легенду карты, самостоятельно строить рассказ на основе одного - двух источников знаний.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»; кроссворд; рисунки или слайды с изображением финикийского корабля и раковины, из которой добывали пурпур; плакат с темой урока, написанной финикийскими буквами справа налево λﻼ λ γ λ ч; схема, которую нужно заполнить в течение урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

а) Индивидуальные задания:

Задание № 1 (устно): Подготовь развернутый ответ на вопрос: «О чем рассказывают законы Хаммурапи?» по плану:

  • Кто такой Хаммурапи?
  • Где были высечены законы этого царя?
  • О чем заботился Хаммурапи в своих законах?
  • Какое самое распространенное наказание было написано в законах? Почему?
  • Какое отношение в законах было к рабам и свободным гражданам в этой стране?
  • Сделай вывод.

Задание № 2 (письменно): Дай определение словам: клинопись, закон, раб, иероглиф, фараон.

Задание № 3 (письменно): Что объединяет понятия:

  • Шамаш - Сина – Иштар (боги Месопотамии)
  • Ур – Урук – Вавилон (главные города Месопотамии)
  • Столб – Шамаш – закон (царь Хаммурапи)

б) Задания для класса: Г. И. Годер. Рабочая тетрадь по истории древнего мира, выпуск № 1, задание № 61. Найдите ошибки. (См. Приложение № 1).

Какие исторические ошибки содержит рассказ ученика?

Проверка индивидуальной работы.

  1. Изучение новой темы.
  1. Актуализация новой темы.

Вопрос: Ребята, вы заметили что-нибудь необычное на нашем уроке?

- Да, тема урока записана странно.

- Это одна из загадок, ответ на которую мы найдем в течение урока. Для начала решим кроссворд, который поможет перевести слово, записанное на доске на русский язык. Отгадав слова по горизонтали, можно будет открыть слово по вертикали. За каждое угаданное слово – 1 балл.

1. Главная река Двуречья.

2. Мера веса в Двуречье, равная 8,4 г.

3. Правила поведения, которым все обязаны подчиняться.

4. Столица Месопотамии.

5. Древний город Междуречья.

6. Материал, из которого, по мнению жителей Двуречья, бог сделал первого человека.

7. Часть света, в которой расположено Двуречье.

         1 Е в Ф р а т

           2  С и к л ь

    3 З а к о н

       4 В а в и л о н

      5 У р у к

         6 Г л и н а

      7 А з и я

Вопросы:

Ребята, какое слово зашифровано на доске? (Ответы)

То есть сегодня мы познакомимся на уроке с новым государством под названием Финикия.

        Давайте найдем на карте это государство (работа с картой стр. 72) и опишем его географическое положение.

        Где расположена Финикия? (На восточном побережье Средиземного моря).

        В какой части света расположена Финикия? (В Западной Азии).

        Какие моря омывают Финикию? (На западе омывает Средиземное море).

        Можно ли попасть из Финикии в Мемфис? Покажите как. (Работа с настенной картой). А в Красное море? (В то время существовал канал, соединявший Нил и Красное море).

        Назовите финикийские города (Библ, Сидон, Тир).

Учитель: В древности Финикия и соседние с ней области носили название Ханаан.

        Название Финикия этой стране дали греки. «Фойникес» по-гречески означает «красноватые». Вот вам еще одна загадка. Язык финикийцев был родственным вавилонскому языку и ивриту. Но образ жизни был совершенно другим, чем у египтян или вавилонян, этому во многом способствовали природные условия. На узкой полоске земли между морем и цепью ливанских гор не было крупных рек и долин с плодородными почвами. Да и места здесь мало для полей и пастбищ. Но зато в Финикию выходили торговые пути из Двуречья. Но ослах и верблюдах прибывали торговые караваны в города финикийцев. А из этих городов можно было плыть дальше – и в Египет, и в Грецию, и в самые далекие земли.

        Из прочного дерева строили финикийцы свои быстроходные корабли (работа с рисунком стр. 71). Финикийские плотники научились укреплять борта изогнутыми ребрами – шпангоутами, а мачту делать из цельного ствола дерева – так удобнее управлять парусом. А еще у самой воды на носу они укрепляли заостренное, окованное бронзой бревно – таран. В бою им пробивали борт вражеского судна, и оно тонуло. Вдоль бортов сидели прикованные к скамьям гребцы – рабы. Хозяин приказывал доверху загружать судно товаром.

Ни один народ в старину не объехал столько стран, как финикийцы. Им хорошо были известны извилины берегов Средиземного моря, проливы его, стоянки на островах, удобные гавани и опасные скалы и мели. Они открыли для народов Востока большую часть южно-европейских стран. От двух названий, которые они дали своей родине и новооткрытым землям – асу (восход) и эреб (закат) – произошли имена двух материков Азия и Европа. По договору с правителем Египта фараоном Нехо финикийцы проплыли вокруг Африки еще в 600 г. до н. э. Кораблям, которые управлялись гребцами, потребовалось около двух-трех лет, чтобы завершить путешествие. Однако после их возвращения правитель Египта не извлек никакой пользы от их открытий.

Физминутка.

Ребята, давайте попробуем на время превратиться в финикийских моряков. Вам нужно повторять за мной слова и изображать то, о чем говорится в стихотворении.

В моряков мы превратимся,

На корабль сейчас садимся (взбираемся по трапу).

Нужный нам товар возьмем

И в Египет с Междуречьем

Побыстрее поплывем.

Повезем туда мы: бревна,

Масло, краску и вино,

И пурпурное такое 

Драгоценное сукно.

Вот стеклянные сосуды –

Нет изящнее посуды.

Свой корабль мы снарядили,

Все товары погрузили.

Весла в руки дружно взяли,

И корабль наш отчалил.

Делай взмах рукою правой,

Делай взмах рукою левой,

И тогда ты станешь бравый,

И тогда ты станешь первый.

Мышцы наши укрепились,

И мы к знаньям устремились.

Задание: В стихотворении прозвучали названия товаров, которые финикийцы везли в другие страны. Попробуйте вспомнить, что вывозили из Финикии и заполните схему. За выполнение задания – 3 балла. Время на работу – 2 минуты.

(Проверка задания). Давайте подробнее остановимся на вывозимых товарах.

Вопросы: В какие страны финикийцы везли бревна (Египет, Междуречье). Почему? (Там не хватало строительного леса).

Учитель: Финикия славилась рощами знаменитого ливанского кедра. Прочная смолистая древесина кедра была отличным материалом для постройки крепких морских судов.

        Масло изготавливали из олив (другое название – маслины), а вино из винограда. Вино и масло финикийцы могли обменивать на пшеницу, т. к. на узком побережье, расположенном между Средиземным морем и Ливанскими горами, мало было простора для земледельцев. Своего хлеба не хватало, его приходилось ввозить из соседних стран.

        Финикийцы первыми научились окрашивать ткань в пурпурный цвет. Она не выгорала на солнце и не линяла при стирке. Такие ткани считались царской роскошью. Пурпур – вещество, которое добывали из морских моллюсков (демонстрация рисунка или слайда). Моллюск давал несколько капель этого вещества, поэтому оно стоило очень дорого. Древняя легенда гласит, что однажды не берегу моря один мельник увидел, как бог Мелькарт окрасил белый хитон нимфы в кроваво-красную краску. Когда они удалились, крестьянин увидел на берегу раздавленные раковины и понял, что именно из них можно добыть необычную краску. Он собрал их и смолол на мельнице, перепугав при этом жену и детей (они думали, что мельник сошел с ума), затем взял одежду и выкрасил ее.

        С тех пор опытные ныряльщики погружались на дно моря и, рискуя жизнью, добывали маленькие раковины с улитками. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Цена на пурпурные ткани была огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы и военачальники.

        Прекрасный сбыт имели также стеклянные изделия финикийских мастеров. Однажды финикийский торговый корабль, рассказывается в древнем предании, везший груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость была стеклом. Причудливые сосуды для благовоний были в то время дорогим удовольствием и прибыльным товаром. (Работа с иллюстрацией стр. 7 – стеклянные маски).

Задание (самостоятельная работа с учебником): найдите в учебнике, какие товары ввозили в свою страну финикийцы. Заполните схему до конца.

        Купцам, воинам, ремесленникам часто необходимо было сделать деловые записи или что-то прочесть. Пользоваться иероглифами было очень нелегко.

Вопрос: Вспомните, в чем трудности египетского письма и вавилонского?

        Постепенно письменность стала упрощаться. В разных странах стали употреблять один значок для обозначения одного звука. Так появились буквы и алфавит. Самый первый алфавит создали финикийцы. В нем было 22 буквы, они просты, писать их легко. Писали финикийцы справа налево, а не слева направо, как мы. Буквы означали только согласные звуки, а гласные при письме пропускали. (Демонстрация образца финикийского алфавита). Финикийский алфавит оказался таким простым и удобным, что постепенно распространился по всему побережью Средиземного моря. Сначала им пользовались все народы, а потом на его основе появились еще два новых алфавита: арамейский (им писало племя арамеев) и греческий. Первым стали пользоваться в странах Востока. От него произошли еврейский, иранский и арабский алфавиты. У них буквами обозначают только согласные звуки, гласные обозначают специальными значками и пишут справа налево. Греческий алфавит сначала был очень похож на финикийский (демонстрация образца греческого алфавита). Но скоро греки придумали буквы для гласных звуков. Теперь на письме слово передавалось целиком. Сначала они писали справа налево. Затем одну строку справа налево, другую – слева направо. И, наконец, перешли к письму слева направо. На основе греческого алфавита монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. На ее основе был создан и русский алфавит. Кстати, сами названия греческих букв тоже взяты у финикийцев: финикийская буква «алеф» - греческая «альфа» (а), финикийская «бет» - греческая «бета» (б).

Вопрос: Какое всемирное значение имело изобретение финикийцев?

(ответы…)

Однако финикийцы пользовались дурной славой жадных и хитрых работорговцев.

Задание: Давайте познакомимся с текстом «Как финикийцы похитили женщин, составленным по рассказу Геродота (учебник стр. 72).

Рабов финикийцы использовали в качестве гребцов, чернорабочих, грузчиков. Продавали этот товар в другие страны.

4. Закрепление.

Вопросы: Чем природа Финикии отличается от природы Междуречья, Египта?

Сравнительные линии: 1) реки (моря); 2) горы; 3) климат; 4) полезные ископаемые.

Основные занятия жителей Финикии, Египта, Междуречья.

Какие достижения финикийцев обогатили мировую культуру? (Изобретения, письменность, военное дело).

Почему финикийцев назвали «красноватые»? (Или более точно «красящие в багряный цвет»).

Задание: Рабочая тетрадь. Выпуск 1. Задание 62, стр. 50.

Итог урока.

  1. Домашнее задание: 1) Прочитать § 15 учебника Вигасина. 2) Подготовить развернутый ответ на вопрос «Какие открытия были сделаны финикийцами?» 3) Рабочая тетрадь. Выпуск 1. Задание 63, 65, стр. 51-52.

Приложение № 1.

        Однажды учитель дал задание придумать рассказ от имени мальчика, живущего в Вавилоне. Этот учитель часто не слушал отвечающего на уроке ученика. Если тот говорил без запинки, то получал пятерку. В классе многие этим пользовались. Судите сами: вот как начал выполнять задание один не слишком прилежный ученик:

- Мы живем на набережной Тигра. Это красивейшее место Вавилона! Все дома здесь построены из обожженного кирпича или белого камня, добываемого поблизости. В то утро меня разбудил Пирхум, который еще до моего рождения попал в наш дом, где работает как раб. Некогда его отец взял в долг у моего отца серебро, а отдать в срок не сумел. Теперь Пирхум совсем старый и уже не мечтает, что ему простят долг и вернут свободу… Путь в школу лежал мимо пристани, где готовился к отплытию торговый корабль. Он был загружен слитками меди и бревнами. То и другое вавилонские купцы рассчитывали выгодно продать в чужих краях. Еще один корабль прибыл издалека: носильщики выгружали мешки с зерном, в котором так нуждались вавилоняне. Засмотревшись на корабли, я едва не опоздал в школу. Сел на свое обычное место рядом с девочками, рассчитывая на их подсказки.

- Ну и рассказ! Жаль, что никого не нашлось, кто подсказал бы тебе самому! – прервал отвечающего учитель. На этот раз он слушал внимательно.


Приложение № 2.