Коллегам
Скачать:
Предварительный просмотр:
Деловая игра-КВН
«Речевое развитие дошкольников»
Учитель-логопед
I квалификационной категории:
Кобылина Татьяна Сергеевна.
Жюри конкурса: заведующий ДОУ, учитель-логопед, педагог-психолог (выполнение каждого задания оценивается по 5-балльной системе).
Педагоги делятся на 2 группы (жребий) для выполнения следующих заданий:
1-е задание Разминка
«Ответь быстро»
Учитываются скорость и правильность ответов.
1. Работа органов речи — губ, языка и т.п., необходимая для образования звуков. (Артикуляция)
2. Единица речи, представляющая звуковое выражение отдельного предмета мысли. (Слово)
3. Способность выражать мысль словами, умение говорить. Один из признаков, отличающих человека от животных. (Речь)
4. Отрезок речи между двумя паузами, объединенный интонацией. (Фраза)
5. Манера говорить, произносить слова. (Произношение)
6. Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки. (слух)
7. Звучащая речь, произносимые кем-либо слова. (Голос)
2-е задание
«Произнеси правильно»
Командам раздаются карточки.
1 команда:
Аналог, апокалипсис, без умолку, бесовщина, блокирование, в обе щеки, вероисповедание, втридорога, гусеница, досыта, договор, документ, донельзя, допьяна, досуг, еретик, задолго, звонит, украинский, шарфы | Назовите существительные в множественном числе: инженер директор бухгалтер инспектор договор катер шофер доктор профессор доктор Назовите в родительном падеже, множественном числе: носки - чулки - ботинки - килограммы - яблоки - помидоры - |
2 команда
созвонимся, зуб на зуб, иначе, каталог, квартал, красивее, мельком, мастерски, начать, начала, опрометью, оптовый, процент, поверху, понизу, принудить, пуловер, разобрались, собрались, страховщик, умно | Назовите существительные в множественном числе: инженер директор бухгалтер инспектор договор катер шофер доктор профессор доктор Назовите в родительном падеже, множественном числе: носки - чулки - ботинки - килограммы - яблоки - помидоры - |
Правильные ответы:
Инженеры, бухгалтеры, договоры, договоры, шоферы,
директора, инспектора, катера, доктора, профессора, повара.
Чулок, ботинок, яблок, полотенец, носков, килограммов, апельсинов, помидоров, рельсов.
3-е задание
- Методика обучения детей пересказыванию
- Методика обучения детей составлению рассказа по картине
- Методика составления рассказа по игрушке
- Что такое грамматика, приведите примеры упражнений на словообразование, морфологию, синтаксис.
4-е задание «Конкурс с пословицами»
1 карточка:
«Переведи» пословицу на русский язык:
- Сын леопарда – тоже леопард (Африка) - Яблоня от яблони недалеко падает.
- Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) - Шила в мешке не утаишь.
- Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) - В тихом омуте черти водятся.
Назовите пословицы про дружбу.
2 карточка:
«Переведи» пословицу на русский язык:
- Молчаливый рот – золотой рот. (Германия) - Слово – серебро, а молчание – золото.
- Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) - Язык до Киева доведет.
- Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) - Обжегшись на молоке, дует на воду.
Назовите пословицы про труд.
Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Организация коррекционно-образовательного процесса в группе комбинированной направленности.
Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя.
1 Принципы и задачи построения коррекционно-образовательного процесса.
Успех коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей.
Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателей (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы, о которой мы поговорим позже).
Педагогический процесс в группе комбинированной направленности организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.
Конечная цель группы: воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.
Строится работа в группе комбинированной направленности с учетом возраста, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта При работе с детьми с ФФН речи главные задачи:
- Постановка и закрепление звуков в речи, по необходимости дифференциация по сходным признакам.
- Развитие фонематических процессов и навыков полноценного звукобуквенного анализа и синтеза.
- Подготовка к обучению грамоте.
При работе с детьми с ОНР задачи:
- Развитие лексико-грамматических средств речи.
- Формирование правильного звукопроизношения.
- Развитие фонематических процессов и навыком звукобуквенного анализа.
- Развитие связной речи в соответствии с возрастными нормативами.
- Подготовка к обучению грамоте.
При работе с детьми с дизартрией задачи:
1. Нормализация моторики артикуляционного аппарата.
2. Нормализация речевого дыхания. выдоха.
3. Нормализация мелкой моторики рук.
4. Выработка основных артикуляционных укладов,
5. Развитие фонематического слуха.
- Формирование правильного звукопроизношения.
- Развитие фонематических процессов и навыком звукобуквенного анализа.
- Развитие связной речи в соответствии с возрастными нормативами.
Подготовка к обучению грамоте
2. Функции логопеда и воспитателя в процессе работы.
Каковы же функции учителя-логопеда и воспитателей в процессе работы над лексическими темами:
Учитель-логопед - на подгрупповых занятиях знакомит отрабатывает с детьми лексико-грамматические категории, выявляя детей с которыми необходимо работать на индивидуальных занятиях. | Воспитатель - проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и с художественной литературой с учетом лексических тем; - пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игра); - систематически контролирует грамматически правильность речи детей в течение всего времени общения с ним. |
Работа воспитателя и учителя-логопеда при коррекции звукопроизношения
Учитель-логопед Цель: логопед исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует. | Воспитатель Цель: вос-ль под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: активизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах. |
Подготовительный этап
Учитель-логопед вырабатывает и тренирует движения артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. | Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей положения и движения органов артикуляционного аппарата. |
Этап появления звука
Учитель-логопед ставит звуки, используя специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата | Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания. |
Этап усвоения звука (правильное произношение звука)
Логопед автоматизирует поставленные звуки, дифференцирует их на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихи, связную речь) | Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный учителем- логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом. |
- Центральная позиция в коррекционно-образовательном процессе принадлежит логопеду.
Функции учителя-логопеда:
- Диагностическая
- Профилактическая
- Коррекционно-педагогическая
- Организационно-методическая (учит воспитателей, родителей)
- Консультативная
- Координирующая (координирует направления работы)
- Контрольно-оценивающая (динамику продвижения оценивает только логопед)
3. Задачи взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.
Задачи учитель- логопеда:
1. Обследование, выявление детей с нарушениями речи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного и индивидуальных особенностей детей.
- Определение основных направлений и содержания работы с каждым ребенком.
- Систематическое проведение коррекционной работы с детьми, согласно с их индивидуальными и подгрупповыми программами.
- Оценка результативности и помощи детям и определение степени их готовности к школьному обучению.
- Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к коррекционной работе. Помощь в организации полноценной речевой среды.
- Координация усилий педагогов и родителей. Контроль над качеством проводимой работы.
Задачи воспитателей:
- Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
- Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка:
- закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя-логопеда (коррекционный час)
- систематический контроль над поставленными звуками и грамматически правильной речью.
- обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики.
- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, упражнениях на бездефектном речевом материале.
3. Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции речи. Обеспечение эффективности общей и речевой подготовки к школе.
4. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье.
4. Знание индивидуальных и психических особенностей детей – залог эффективного планирования коррекционной работы воспитателем
Воспитатель, как и учитель-логопед, должен знать не только особенности речевой патологии детей, но и особенности психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
- нарушение внимания и памяти
- нарушения пальцевой и артикуляционной моторики
- недостаточная сформированность словесно-логического мышления
Нарушения внимания и памяти проявляются у детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже из 4-х предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда предметы или слова по заданному признаку. Например, это происходит в случаях, когда предложено показать на листке только квадраты (простые фигурки, круги и т.д.); хлопнуть в ладоши, если будет названа одежда (продукты и т.д.);собрать в коробочку все предметы из металла (дерева, пластмассы и т.д.)
Еще труднее сосредотачиваться и удерживать их внимание на чисто словесном материале, вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные конструкции (занятие без наглядности не эффективно)
Характерно, что запоминание на непроизвольном уровне, у детей происходит значительно лучше, чем на произвольном. Так, например, ребенок легко воспроизводит названия шести-восьми подарков на день рождения и затрудняется воспроизвести названия4-5 игрушек, спрятанных на занятии.
Нарушения артикуляционной моторики проявляются в ограниченности ,неточности, или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти.
У значительного большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дети держат ложку в кулаке, либо с трудом берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.п.
Поскольку речь и мышление связано между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Дети затрудняются в классификации предметов, обобщений явлений и признаков. Нередко их суждения бедны, отрывочны и логически несвязанны друг с другом. Например, «Зимой дома тепло, тому (потому) что нет снега», «Авитобус едет быстрее велосипеда – он больше». К мебели могут отнести и лампу, и телевизор, потому что они стоят в комнате; с трудом решают простейшие математические задачи, не в состоянии отгадать несложные загадки.
Личностные особенности детей с речевыми нарушениями заметны любому воспитателю, отработавшему в специализированной группе хотя бы смену. Так, на занятиях одни из них очень быстро утомляются, начинают вертеться, отвлекаться, т.е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают, или отвечают невпопад, не могут повторить ответ товарища.
В процессе общения между собой некоторые дети слишком подвижны, трудно управляемы, а иные, наоборот вялы, апатичны. Встречаются дети с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности, либо ранимости, обидчивости.
Все эти особенности нужно учитывать, планируя коррекционную работу.
5. Основные направления в работе учителя-логопеда и воспитателя
В работе воспитателя и учителя-логопеда можно выделить два основных направления:
- коррекционно-воспитательное
-общеобразовательное
Воспитатель, совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении речевого нарушения, а также процессов, связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада (умственное, нравственное, эстетическое, патриотическое и др.) Однако, необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно-воспитательное – является наиболее значимым, ведущим. А второе – общеобразовательное – подчиненным.
Коррекционная работа, как мы уже отмечали, осуществляется под руководством и контролем учителя- логопеда. Его главенствующая роль объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические особенности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.
Остановимся подробнее на содержании и способах осуществления каждой из выше указанных задач в организации коррекционного процесса.
В течении первых 2-х недель учебного года логопед обследует каждого ребенка индивидуально. Устанавливает характер речевого и сопутствующего им нарушений, определяет степень выраженности всех нарушений, выбирает пути коррекции.
По окончании обследования логопед подробно сообщает воспитателю группы о результатах своей диагностики (мини-педсовет или индивидуальная беседа), в параметры которой включаются:
-произношение звуков речи
- их восприятие
- воспроизведение слоговой структуры слова
- состояние словарного запаса и грамматического строя
- сформированость связной речи
- уровень внимания, памяти, воображения (психолог)
- состояние пальцевой и артикуляционной моторики.
Опираясь на полученные от учителя-логопеда сведения, воспитатель сможет решить ряд практических задач:
а\ представит, кого из детей посадить вперед из-за ослабленного внимания, неусидчивости плохого зрения;
б\ запланировать с кем из детей потребуются дополнительные занятия по развитию пальчиковой и артикуляционной моторики;
в\ учесть чье произношение придется тщательно контролировать и т.п.
Важность контакта, преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений (н-р, как ОНР, ФФН с дизартрическим компонентом, возможно только при комплексном подходе.
Причем работа должна быть не формальной, а вдумчивой, серьезной, кропотливой, систематической. И первым, очень ответственным этапом коррекционной работы является обследование, которое проводится в первые две недели сентября. Воспитатель выявляет уровень знаний, умений по всем видам учебной деятельности. Заполняется специальный протокол обследования.
Некоторые качества дошкольника воспитатель может оценить в ходе наблюдения за детьми в режимные моменты, в совместной игре, в трудовой и бытовой деятельности.
При чем, как и у логопеда, у воспитателей, должен отдельно хранится материал по обследованию.
На основании обследования воспитатель может вывести уровни развития детей (только не для формальности), скомплектовать подгруппы для индивидуально-коррекционной работы с детьми. Результаты обследования используются при:
1\ планировании учебно-воспитательной и коррекционной работы (математика плохо, на один год назад);
2\ отборе программных и коррекционных задач;
3\ создании предметно-развивающей среды;
4\ организации подгрупповой и индивидуальной работы;
Основные направления коррекционной работы воспитателя
- Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течении дня 3-5 раз.
- Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
- Корригирующая мини гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
- Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.
- Фронтальные занятия по программе ДОУ.
- Коррекционная работа вне занятий: - во время режимных моментов
- коррекционная работа по восполнению пробе белов, выявленных в результате обследования, обязательно планируется и учитывается.
Остановимся подробнее на этих направлениях коррекционной работы.
Комплексы артикуляционной, дыхательной гимнастики подбираются логопедом и предлагаются воспитателям. Воспитатель должен хорошо знать основные движения органов артикуляционного аппарата, добиваться четкости, точности, хорошей переключаемости. Так, как основным принципом в логопедической работе с детьми является принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения, а упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают, все упражнения можно объединить в сказки и проводить во вторую половину дня.
Вечерние индивидуальные занятия по заданию учителя-логопеда проводятся во вторую половину дня, после дневного сна. Это так называемые логопедический час.
Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, которых учитель-логопед записал в специальной тетради для вечерних занятий. Такая тетрадь заполняется 2 раза в неделю.
Задания охватываю 5 направлений коррекционно-развивающей работы:
- артикуляционная и дыхательная гимнастика
- обогащение словаря и развитию связной речи, отработка лексико-грамматических категорий;
- упражнения на развитие общей и мелкой моторики
- индивидуальная работа по коррекции звукопроизжношения
Рекомендуются следующие виды упражнений:
1\ игры на развитие зрительного и слухового восприятия
2\ игры на развитие фонематических представлений
3\ лексика, грамматика
4\ речь с движениями
5\ связная речь
6\ работа по индивидуальным тетрадям.
Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия с ребенком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребенка, то такая игра одновременно дает и обучающий эффект. Например, если у ребенка трудности мелкой моторики,- ему следует предложить собрать мозаику или нанизывать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью,- сложить по образцу разрезные картинки или специальные кубики и т.п.
Занятия с детьми проводятся в специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь устанавливается зеркало, в котором могут отразиться лица ребенка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь необходимо иметь изобразительный материал для закрепления звуков.
В тетради «Взаимосвязи» в графе « Примечание» или «Отметка о выполнении», воспитатель отмечает, у кого и в связи с чем возникли трудности. Эта информация необходима логопеду, чтобы внести коррекцию в индивидуальные планы работы.
Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.
В течение года логопед отмечает в таблице «Экран звукопроизношения» различными условными знаками все изменения в звукопроизношении детей, и это наглядно показывает результаты коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя.
Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно проходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – утрировано. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие может быть продолжено лишь в том случае, если ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же о ребенка.
6.Проведение фронтальных занятий по развитию речи.
Занятия по развитию речи планируются согласно перспективно-тематическому планированию. В течение месяца на занятиях по развитию речи все виды работ в рамках 3-4- лексических тем.
Учитель-логопед и воспитатель на протяжении всего времени изучения темы работают в тесной взаимосвязи. Воспитатель осуществляет ознакомление детей с окружающим, уточняет и активизирует словарь, а также совершенствует связную речь. Учитель-логопед углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий.
Изучение выбранной темы осуществляется воспитателем через все виды занятий (ИЗО, развитие речи; сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, целевые прогулки и т.п.)
Коррекционное обучение предусматривает при определении целей занятия, указать какую именно речевую работу предполагается провести на данном занятии. Это может быть уточнение, обогащение или активизация словаря, формирование грамматического строя (особенно работа над предложением), развитие связной речи.
Работа воспитателя над любой темой будет включать обязательно:
1\ Подбор слов по одинаковым вопросам: Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Что делает?
2\ Образование уменьшительно-ласкательных названий;
3\ Употребление форм существительных во множественном числе;
4\ Образование притяжательных и относительных прилагательных;
5\ Автоматизация поставленных звуков;
6\ Составление словосочетаний с предлогами, прилагательными, числительными;
7\ Работа над предложением;
Одним из обязательных условий формирование правильной, четкой и внятной речи, как на занятиях логопеда, так и воспитателей, является воспитание активного произвольного внимания к речи. Важно с первых занятий приучать детей вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные, достигнутые для ребенка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в своей и чужой речи.
В начале учебного года, пока связная речь у детей не разовьется в достаточной степени, на занятиях используются только «простые» виды работ: чтение, разбор сказок и рассказов, рассматривание объектов, сюжетных картинок, пересказ коротких текстов и т.п. Нецелесообразно в начале обучения требовать от детей пересказа объемных текстов, составления рассказов-описаний, придумывания сказок. Т.е. планирую работу по развитию речи нужно опять же учитывать результаты логопедического и педагогического обследования.
В отличии от массовой группы на занятиях в группе комбинированной направленности, все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом. Необходима постоянно зрительная опора. Наглядность должна способствовать речевой активности. Каждый ребенок должен 8 раз проявить свою речевую активность, как на логопедическом занятии, так и на занятии воспитателя – это показатель хорошей речевой активности.
Словесные инструкции должны быть четкими, не многословными. (см. «Методические принципы планирования занятий»
На любом занятии (по ИЗО, математике, физической культуре и т.д.) также должна планироваться коррекционная работа.
По математике:
1.1\ Употребление существительных единственного и множественного числа;
2\ Сочетание существительных с предлогами.
2.Глагол
1\ Изменение по временам, лицам, числам и родам;
3.Прилагательное
1\ Согласование существительного с прилагательным в роде, числа, падеже.
4.Количественные и порядковые числительные;
5.Местоимения (мой, моя, мое, мои, наш, ваш)
6.Предложения.
По изобразительной деятельности:
1.Предложения с предлогами.
2.Временные формы глагола. (я нарисовал, я вырезаю, я буду разукрашивать)
3.Спряжение глагола. (Что делаешь? Что делают?)
4.Согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.
5.Навыки связной речи (Как будешь делать?), спрашивать детей о предстоящей или выполняемой работе.
Физическая культура и музыка.
1.Предлоги (за кем, перед кем);
2.Глаголы прошедшего, будущего времени.
3.Приставочные глаголы (прыгали, перепрыгнули)
4.Падежные формы местоимений (ко мне, к ней и др.)
Может быть, эта коррекционная работа не планируется, но она проводится. И воспитатель, и учитель- логопед должны использовать все виды занятий для целенаправленной коррекционной работы.
Коррекционная работа воспитателя в повседневной жизни.
Раздевалка, умывальная комната, спальня, уголок природы, игровой уголок и другие места групповой комнаты и участка – это широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей. В течение дня воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить их введение в самостоятельную речь. Идет обогащение и активизация словаря, упражняется в грамматически правильном оформлении предложений.
Планирование коррекционно-образовательной работы.
В плане воспитатели выделяют специальную графу «Коррекционная работа», можно для облегчения представить в виде таблицы:
Направления работы | Содержание работы | Режимные моменты |
1.Артикуляционная гимнастика. 2. Дыхательная гимнастика. 3. Пальчиковая гимнастика. 4.Формирование фонетического восприятия. 5. Формирование лексико-грамматических представлений. 6. Развитие психических процессов. 7. Связная речь. 8. Формирование навыков звукового анализа. 9.Контроль за звукопроизношением. | Указать источник Игры см. картотеку Лексические темы 1, 2, 3,и т.д. Дидактические игры Игры и упражнения Игры и упражнения. Имена детей | Утром Перед обедом 2-ая половина дня |
Индивидуальная коррекционная работа
Планируется на месяц. Может быть представлена в виде таблицы. Форма может быть другой.
Дни недели Список детей | 1-ая неделя | Учет | 2-ая неделя | Учет | 3-ая неделя | Учет | 4-ая неделя | Учет |
понедельник | ||||||||
вторник | ||||||||
среда | ||||||||
четверг | ||||||||
пятница |
Здесь же указываются подгруппы детей. Состав групп может меняться.
Планируются виды работ по восполнению имеющихся пробелов:
1\ по сенсорике (цвет, форма, величина, количество)
2\ развитию общей моторики
3\ развитию мелкой моторики (шнуровка, мозаика, плетение и т.д.)
4\ развитие графических навыков (обводка, штриховка)
5\ формирование пространственных представлений (право, лево, узкий - широкий…..)
6\ работа по коррекции лексико-грамматических категорий.
В конце учебного года логопед проводит итоговое занятие. Воспитатель – итоговое комплексное занятие с приглашением родителей, администрации, коллег воспитателей логопедических групп или руководителя МО.
Заучивание стихотворение
Особенности:
1\ предварительная словарная работа (как в массовой группе);
2\ воспитатель читает наизусть с наглядностью;
3\ беседа;
4\ чтение стихотворения;
5\ заучивание по четверостишию и по строчке;
К праздникам отрабатывают вместе с учителем- логопедом весь речевой материал. Не должно быть неправильной речи!
В подготовительной логопедической группе проводятся занятия по подготовке детей к письму, одно занятие в неделю ( с октября месяца по апрель включительно, 30 занятий)
Каждое занятие включает:
- письмо тех или иных элементов;
- зрительный или слуховой диктанты;
- зарисовка каемочек, чередующаяся с зарисовкой или обводкой с последующей штриховкой узоров, включенных в слуховой или зрительный диктант.
За 30 занятий осваивают 6 элементов, проводится 20 зрительных и 5 слуховых диктантов.
Предварительный просмотр:
Ребенок на пороге школы. Каким он должен быть, этот ребенок? Какими качествами обладать? Какой объем знаний должен иметь при поступлении в школу и должен ли?Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. Он – ученик, и это значимо! К обучению в 1-ом классе необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7–летнего возраста владели, прежде всего, нормативным звукопроизношением, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольного учреждения. Группа ведущих ученых (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. В. Спирова, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова) доказали: существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Анализ письменных работ по русскому языку неуспевающих учеников позволил им выделить 4 группы специфических ошибок. Это такие ошибки, как замены букв, нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов, нарушения употребления лексико-грамматических категорий, ошибки в построении предложений. В исследованиях отечественных ученых вышеперечисленные нарушения письма рассматриваются как результат недостаточной подготовки ранних ступеней речевого развития к переходу на последующие его ступени, т.е. как результат недоразвития устной речи ребенка. Характер ошибок обусловлен, прежде всего, двумя причинами:
а) недостаточным уровнем сформированности фонематического слуха;
б) проблемами в развитии лексического и грамматического компонентов языка.
И в этом месте напрашивается вопрос о недоработках логопеда детского сада, так как ранняя ступень речевого развития сформирована недостаточно. Мы, практики, знаем, какими дети по состоянию здоровья приходят к нам на обучение. По данным врачей-педиатров нашего региона известно, что 60% детей поступают в школу, не соответствуя биологическому возрасту, наблюдается отчетливый рост отклонений в нервно-психической сфере (до 54%), нарушений зрения (45%), осанки и стопы (38%), заболевания органов пищеварения (до 30%), нарушений слуха (до 5%). В основном у ребят 2-я и 3-я группы здоровья. Вот те причины, на фоне которых нарушение речи является вторичным. Достижение качественного образования во многом зависит от правильного построения преемственности его уровней: дошкольного и начального общего образования; начального и основного общего образования. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена 17 июня 2003 года Федеральным координационным советом по общему образованию. Преемственность ДОУ и школы специалисты школы рассматривают как непрерывный, двусторонний процесс, где школа – преемник, опирающийся на достижения ребенка, школа – инициатор координации взаимодействия. Ребенок из детского сада пришел в школу, и перед школьной командой сопровождения возникла проблема, как обучать детей с особыми педагогическими потребностями? Посовещавшись, решили, что необходимо выстроить преемственность в работе ДОУ – школа. Руководствуясь целью успешного обучения ребенка в школе и определенными в связи выявленными проблемами задачами, был составлен план работы по осуществлению преемственности работы ДОУ и школы.
План работы по осуществлению преемственности ДОУ–школа
- Составление координационного плана совместной работы логопедов, учителей и воспитателей.
- Целеполагание и постановка задач на данный учебный год (согласно выявленному контингенту).
- Выбор педагогических технологий обучения и успешного сопровождения учащихся-логопатов.
- Проведение родительского собрания для будущих первоклассников (март).
- Открытые уроки, занятия, консультации для будущих первоклассников (март).
- Посещение занятий в ДОУ учителями, логопедами школы.
- Проведение совещания-“круглого стола” по передаче детей в школу (май).
- Посещение уроков в школе воспитателями, логопедами в рамках программы “Адаптация первоклассников” (октябрь).
- Проведение совещания -“круглого стола” в рамках программы “Я – первоклассник” (октябрь).
Взаимодействие учителей-логопедов ДОУ и школы осуществляется в:
- ознакомлении со списочным составом детей-логопатов;
- ознакомлении с дефектами речи у детей-логопатов согласно списку;
- составлении плана работы по устранению речевых нарушений;
- посещении занятий в ДОУ логопедами школы;
- участии в проведении родительского собрания, проведении занятий, консультировании будущих первоклассников (март);
- составлении подробной характеристики детей-логопатов в ходе работы совещания-“круглого стола” (май);
- передаче речевых карт воспитанников ДОУ (май);
- ознакомлении с анамнезом детей-логопатов (сентябрь);
- проведении совместного логопедического обследования (сентябрь);
- коллегиальной постановке речевых заключений;
- ознакомлении с планом сопровождения учеников-логопатов;
- посещении занятий в школе логопедами ДОУ в рамках программы “Адаптация” (октябрь);
- участии в работе совещания-“круглого стола” в рамках программы
“Я – первоклассник” (октябрь).
Что дает такое взаимодействие?
- Четкое представление о психофизических особенностях будущего первоклассника.
- Целостное видение проблем будущего ученика.
- Экономию времени в диагностировании ребенка.
- Постановку и формулирование грамотного речевого заключения.
- Выбор действенных педагогических технологий обучения и успешного сопровождения детей-логопатов.
- Осуществление планирования коррекционного воздействия с целью успешного усвоения учебного материала учащимися.
Взаимодействие участников сопровождения в МОУ СОШ осуществляется интегрировано:
Учитель, воспитатель – контроль речи детей на занятиях и во время режимных моментов; развитие мелкой моторики.
Музыкальный руководитель – работа над темпоритмической стороной речи; автоматизация звуков в распевках.
Педагог-психолог – коррекция основных психических процессов; снятие тревожности при негативном настрое на занятие (особые случаи).
Учитель физической культуры – обучение упражнениям по осуществлению мышечной релаксации и их практическое применение; развитие общей моторики и координации движений.
Руководитель театральной студии – мотивационная установка на чистую речь; автоматизация звуков в спонтанной речи; работа над интонационной и мимической выразительностью.
Учитель-логопед – определение структуры и степени выраженности дефекта; осуществление мониторинга успешности учащихся; автоматизация звуков; коррекционная и профилактическая работа по устранению нарушений письменной и устной речи; оказание консультативной помощи учителям, родителям.
Результатом совместной работы учителей-логопедов ДОУ–школы является:
- более мягкое прохождение периода адаптации у ребенка;
- успешное выполнение работы по постановке звуков в стенах ДОУ;
- стопроцентный охват детей, нуждающихся в помощи логопеда;
- коррекция к окончанию второго класса школы такого вида речевого нарушения, как ФНР;
- отсутствие разночтений в речевых заключениях у логопедов ДОУ и школы;
- возможность отслеживания логопедами ДОУ результатов обучения в школе в течение четырех лет с целью совершенствования коррекционной работы;
- прогноз уровня усвоения учебного материала учениками-логопатами по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с особыми педагогическими потребностями в области логопедии.
Для нас преемственность – это непрерывность в развитии и обучении детей, а именно: школа, как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал. Проблема преемственности в работе детского сада и школы продолжает оставаться актуальной, и для ее разрешения необходимо тесное сотрудничество в логопедическом сообществе детских садов и школ. Такое сотрудничество между учителями-логопедами детского сада №66 для детей с тяжелыми нарушениями речи и школы № 99 уже налажено и благополучно осуществляется на протяжении 12-ти лет. Мы готовы поделиться опытом работы в решении данной проблемы со всеми желающими
Предварительный просмотр:
10 ошибок и 10 правил автоматизации звуков:
Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка, произносящего тот или иной звук неправильно сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный.
1 Ошибка. Звук начинают автоматизировать, когда ребенок его изолировано его произносит нечетко.
Правило 1: Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолировано четко при много кратном повторении.
2 Ошибка. Звук автоматизируют без подготовительных упражнений.
Правило 2: Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику . Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.
3 Ошибка. Автоматизируют несколько звуков, которые ребенок путает в речи.
Правило 3: Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи, а так же звуки, принадлежащие к одной группе. Так, как у таких детей нарушен фонематический (речевой) слух. Работу по автоматизации звука у ребенка с нарушенным фонематическим слухом необходимо разделить иначе ребенок постоянно будет пытаться произнести один звук вместо другого.
Нельзя у ребенка с нарушенным фонематическим слухом автоматизировать одновременно:
звуки из групп шипящих и свистящих (С, З, Ц, Ш, Щ, Ч);
губно-зубные звуки (В, Ф);
сонорные звуки (Р, Л);
заднеязычные звуки (К, Г, Х).
При нарушенном речевом слухе можно автоматизировать одновременно:
звуки из группы свистящих и звуки из группы заднеязычных;
звуки из группы шипящих и звуки из группы сонорных;
звуки Д, Т и сонорные звуки.
4 Ошибка. Звук автоматизируют в словах, скороговорках и предложениях, а так же используются сложные слова (например: трансформатор, эквилибрист).
Правило 4: В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой последовательности, сначала звук автоматизируется в более легких артикуляционных позициях, затем - в более сложных.
Последовательность автоматизации звуков:
Автоматизация звука в слогах:
открытых слогах (ША, ШО, ШУ);
закрытых слогах (АШ, ОШ, УШ);
в интервокальной позиции (АША, ОШО, УШУ).
Автоматизация звука в словах:
в начале слова (шапка, шея);
в конце слова (камыш, финиш);
с средине слова (ошибка, машина);
в словах со стечением согласных (бабушка, матрешка).
Автоматизация звука в предложениях (Малыши шагают в школу).
Автоматизация звука в стихотворениях.
Автоматизация звука в скороговорках.
Автоматизация звука в самостоятельной речи.
5 Ошибка. Ребенка просят повторять слова, слоги и предложения без показа артикуляции.
Правило 5: Автоматизировать звук по подражанию. В работе над автоматизацией звука, а особенно в самом начале необходимо чтобы ребенок повторял следом за взрослым, и смотрел как ему показывают правильную артикуляцию. Для того чтобы ребенок научился сам контролировать свое произношение автоматизируйте звук перед зеркалом. А так же на начальных порах необходимо, утрированно выделять звук (например: Ш-Ш-Ш-Ша, Ш-Ш-Ш-Шапка).
6 Ошибка. Звук автоматизируется на одном и том же материале.
Правило 6: Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более сложному. Особенно никогда не следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к автоматизации звука. Работа над изолированным произношением не должна превышать 4 занятий.
7 Ошибка. Звук автоматизируется при неправильном речевом выдохе.
Правило 7: Перед тем как автоматизировать звук необходимо поставить правильный речевой выдох. При нарушенном речевом выдохе, никакие звуки вы ребенку не автоматизируете.
8 Ошибка. Звук автоматизируют без показа наглядного материала.
Правило 8: Для автоматизации звука использовать наглядность. Чтобы процесс автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком.
9 Ошибка. Звук автоматизируется от времени к времени, периодически.
Правило 9: Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность. Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.
10 Ошибка. Звуки в речи автоматизируется, но не проводиться работа над их дифференциацией.
Правило 10: У многих детей нарушен фонематический слух, поэтому работая над автоматизацией звуков необходимо работать над их различением в речи (дифференциацией).