Игры по ЗОЖ

Ковалёва Татьяна Александровна

Тема: «Ребенок и здоровье»

Кому что нужно

            Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

           Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

          Ход игры:   воспитатель предлагает ребёнку найти предмет,  необходимый для работы врачу (повару, продавцу).

            

Разложи картинки по порядку

          Цель:  систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

          Материал:  картинки с изображением моментов распорядка дня

          Ход игры:   воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки  по порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

 

Оденем куклу на прогулку

            Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

           Материал: бумажная кукла с различной одеждой

          Ход игры:   воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

          Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

 

Валеология

             Цель:  познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

            Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.

            Ход игры:   1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям  предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»

            2-ой вариант.  Показ  картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.

             3-ий вариант Воспитатель предлагает выбрать картинки, которые понравились им больше всего, и попросите объяснить, почему они сделали такой выбор.  Или воспитатель предлагает выбрать картинки, которые не понравились им, и попросите объяснить, почему.

       

Азбука здоровья

              Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

            Материал: иллюстрации

           Ход игры:   играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

 

Тема: «Полезные продукты»

Чудесный мешочек

            Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.

           Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов

           Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.

- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?

           Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?

           Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.

 

Угадай на вкус

           Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.

          Материал:  тарелка с нарезанными овощами, фруктами
          Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то  овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?»,  «Какой на вкус?», «Кислый, как что?», «Сладкий, как что?»
 

Узнай и назови овощи

Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя

Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ (фрукт).

    

Полезные и вредные продукты

Цель:  систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье

Материал:  картинки с изображением различных продуктов, два обруча

Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.

Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.

 

 

Тема: «Личная гигиена»

Таня простудилась

              Цель: способствовать  формированию навыка пользования носовым плат-ком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

             Материал:  носовой платок

             Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

            - Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

 

Сделаем куклам разные прически

             Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необхо-
димых для этого предметов, формировать  понятие «опрятный внешний вид»

             Материал:  куклы, расчёски, заколки.

             Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

 

Вымоем куклу

             Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умыва-ния, последовательность  действий, способствовать форми­рованию привычки к опрятности.

           Материал:  различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

           Ход игры: играют 2 человека.  Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые  «помогают»  вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

 

Правила гигиены

              Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движе-ния при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

            Ход игры: Воспитатель просит  детей при помощи мимики и жестов пока-зать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последователь-ность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

 

Подбери картинки

              Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, форми-ровать навыки здорового образа жизни

              Материал:  картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены

Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

 

 

Тема: «Тело человека»

Запомни движение

              Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроиз-водить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.

             Ход игры: воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.

 

Посылка от обезьянки

              Цель: продолжать формировать представление о своем организ-     ме; зак­репить знания о том, что предметы можно узнать по внешнему ви­ду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.

           Материал: посылка с овощами, фруктами

           Ход игры: играют 4 человека. Воспитатель говорит, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт.  Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке.  Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт). Выигрывает тот, кто угадает.

 

Угадай по звуку

                Цель: формировать представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

                Материал:  музыкальные инструменты
                Ход игры:  воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их

- Что помогло вам услышать разные звуки?


Угадай по запаху

                Цель: формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

               Материал:  баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло …)
               Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:

               - Что помогло вам почувствовать этот запах?

               – Где можно почувствовать такой запах?


Игра с микрофоном

                Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга

                Материал:  микрофон

                Ход игры:  воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.

     Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.

    

     Я – нога, я умею …  ходить, но не умею рисовать.

     Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т.д.

 

Ты – моя частичка

                  Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.

                 Материал:  мяч

                 Ход игры:   воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

 Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т.д.)

 Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши …)

 Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот ...)

 

Кто я такой?

                Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.

                  Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки.

                  Ход игры:   воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку.

 

Моё тело (шутка-игра)

                 Цель: Воспитатель предлагает детям подойти к зеркалу, увидеть в нём самое «дорогое», что есть на свете, и рассмотреть себя, произнося слова, сопровождаемые соответствующими движениями:

Слова взрослого

Движения детей

Головушка-соловушка

Гладят голову

Лобик-бобик

Выставляют лоб вперёд, как бычки

Носик-абрикосик

С закрытыми глазами дотрагиваются до кончика носа

Щёчки-комочки

Осторожно мнут щёки и трут их ладошками

Губки-голубки

Вытягивают губы в трубочку

Зубочки-дубочки

Тихонько постукивают зубами

Бородушка-молодушка

Гладят подбородок

Глазки-краски

Широко открывают глаза

Реснички-сестрички

Моргают глазами

Ушки-непослушки

Трут пальцами уши

Шейка-индейка

Вытягивают шею

Плечики-кузнечики

Поднимают и опускают плечи

Ручки-хватучки

Обхватывают себя обоими руками

Пальчики-мальчики

Шевелят пальчиками

Грудочки-уточки

Выгибают грудь вперёд

Пузик-арбузик

Надувают живот

Спинка-остинка

Выпрямляют спину, поднимаясь на носки

Коленки-поленки

Поочередно сгибают ноги в колене и прижимают к животу

Ножки-сапожки

Топают ногами

 

 

Тема: «Витамины и

                             здоровый организм»

 

Узнай на вкус

               Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу.

             Материал:  тарелка с нарезанными овощами, фруктами
             Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то  овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?»,  «Какой на вкус?»

 

Назови правильно

               Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое

 

описание.

             Материал:  картинки с изображением овощей, фруктов

             Ход игры:   воспитатель предлагает ребёнку выбрать  картинку с овощем, фруктом и описать его.

           - У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?

           Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какой по запаху?

 

 

Тема: «Ребенок на улицах города»

 

О чем говорит светофор

              Цель:  закреплять знания о значении цветов светофора и правила пове­дения на улице.

             Материал:  цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора.

             Ход игры: воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответству-ющие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

                            

 

 

Тема: «Будем спортом заниматься»

 

Назови вид спорта

             Цель: закрепить знание названий видов спорта, умение узнавать их по картинке.

             Материал: картинки с изображением видов спорта

              Ход игры:  играют от 2 до … человек.  Ребёнок выбирает  картинку и называет вид спорта. Если он назвал вид спорта правильно, то картинку он забирает себе. Выигрывает тот,  кто  больше всего соберёт картинок.

 

Угадай вид спорта по показу

            Цель:  формировать умения выполнять движения, характерные для некоторых видов  спорта, и узнавать их по показу.

           Ход игры:   воспитатель или ребёнок показывает при помощи мимики и жестов какой- либо вид спорта, а дети отгадывают его.

 

Я умею

              Цель: закрепить знание видов  спорта и спортсменов

              Материал:  микрофон

              Ход игры: воспитатель говорит:

             - Чтобы быть здоровым, нужно заниматься спортом. Однако есть люди, для которых спорт – профессия. И сейчас мы вспомним их.

             Воспитатель начинает игру, передавая микрофон по кругу.

            Я – лыжник, я умею кататься на лыжах, но не умею кататься на коньках,

            а ты?

Я – фигурист, я умею кататься на коньках, но не умею плавать, а ты?

Я – пловец, я умею плавать, но не умею кататься на велосипеде, а ты?

Я – велосипедист, я умею кататься на велосипеде, но не умею забивать мяч, а ты?

Я – футболист, я умею забивать мяч, но не умею играть в хоккей, а ты?

 

Узнай движение (лото)

         Игра предназначена для групповых и инди­видуальных занятий с детьми.

          Цель: выявить знания детей о простых движениях, закрепить умение их выполнять, развивать память, внимание.

         Дидактический материал: 5 больших карт с изображениями различных видов движений, которые отделены друг от друга сплошной линией; 5 больших карт с изображениями этих же движений, которые отделены пунктирными линиями.

         Ход игры:

         Вариант 1. В игре могут участвовать до 5 детей. Взрослый раздает детям большие карты, а маленькие карточки с рисунками переме­шивает и складывает на столе перед собой в стопку изображени­ями вниз. Затем он берет из стопки по одной карточке и, показы­вая детям, спрашивает, у кого из них на большой карте есть та­кой же рисунок, например: «У кого на карте мальчик перешаги­вает кубик?». Тот, у кого  есть такой рисунок, говорит: «У меня на карте мальчик перешагивает кубик». Если

ответ верный, ребенок забирает карточку у взрослого и закрыва­ет ею такой же рисунок на большой карте. Ребенок, который закрыл свою большую карту первым, выполняет по желанию 1-2 движения.  Взрослый хвалит детей за старание.

         Вариант 2. В игре могут участвовать до 5 детей. Взрослый или ребенок-ведущий раздает детям большие карты, а маленькие карточки с изображениями движений перемешивает и складывает на сто­ле перед собой в стопку изображениями вниз. Затем он берет из стопки по одной карточке и, показывая детям карточку, спра­шивает, у кого из них на большой карте есть такой же рисунок. Тот, у кого есть такой рисунок, сначала называет движение, а затем самостоятельно выполняет его. После этого ребёнок забирает карточку у взрослого и закрывает ею рисунок на большой карте.

         Побеждает ребёнок, первым закрывший маленькими карточками все рисунки на большой карте.

 

Физкультура на кубиках

        Игра предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми.

       Цель: развивать у детей внимание, зрительное восприятие, мышление, учить различать и классифицировать разные виды движений, правильно их выполнять.

       Дидактический материал: 6 кубиков.

        На одном кубике представлены картинки по одному из 6 видов физических упражнений:

· ходьба (ходьба широким шагом, ходьба на носках, ходьба по ребристой доске, ходьба змейкой, ходьба с переступанием через рейки приподнятой лестницы, ходьба по извилистой веревке);

· бег (бег обычный, бег вдвоем, бег друг за другом, бег за мя­чом, бег за обручем, бег с воздушным змеем);

· прыжки (прыжок на двух ногах, продвигаясь вперед; пры­жок на двух ногах через лежащую на полу веревку; прыжок на одной ноге вокруг расставленных предметов; спрыгивание с пенька; подпрыгивание на месте, пытаясь достать под­вешенный предмет; прыжки с короткой скакалкой);

· ползанье, лазанье (подлезание под стул, пролезание в обруч, ползанье по наклонной доске, лазанье по наклонной лестнице, ползанье по скамейке, подлезание под горизонтальное бревно);

· катание, бросание (бросание мяча в коробку, подбрасывание и ловля мяча, отбивание мяча от пола одной рукой, перебра­сывание мяча друг другу, перебрасывание мяча через сетку, бросание мяча в вертикальную цель);

· упражнения с сохранением равновесия (стоя на одной ноге, согнув вторую ногу в колене; стоя на одной ноге, отведя назад вторую ногу; ходьба по разложенным кубикам; ходьба с предметом на голове; ходьба по скамейке; ходьба по скамей­ке с предметом на голове).

        Ход игры:

       Вариант 1. Игра проводится индивидуально или с подгруппами из 2-3 че­ловек. У каждой подгруппы - набор кубиков. Детям можно предложить рассмотреть кубики и найти рисунки, на которых мальчи­ки и девочки ходят (бегают, прыгают и т.д.)- Затем они строят «до­рожки» из кубиков: первая «дорожка» - дети бегают,

 

вторая - прыгают и т.д.

                Детей хвалят за старание.

          

            Вариант 2 . Игра проводится индивидуально или с подгруппами из 2-3 че­

ловек. У каждой подгруппы - набор кубиков. Выкладывая «дорожку» («башенку») из 6 кубиков в определенной, заданной взрослым последовательности (сначала кубик, где дети бегают, затем - где ползают, и т.д.), дети отвечают на вопросы: «Как на­зывается движение?», «Как ребенок на картинке его выполня­ет?», «Какое движение нравится тебе больше всего?». При этом взрослый рассказывает о пользе движений для здоровья чело­век/

         Выигрывает подгруппа детей, первыми выполнивших задание и правильно ответивших на вопросы.

 

Четвертый лишний

          Игра  предназначена для групповых и инди­видуальных занятий с детьми в детском саду и дома.

          Цель: развивать память, логическое мышление, учить сравни­вать и обобщать, закрепить знания о разных видах физиче­ских упражнений, учить классифицировать их.

         Дидактический материал: 10 карт, на кото­рых изображены дети, выполня-ющие разные виды движений; 10 фишек, которые нужно вырезать из бумаги перед началом иг­ры.

         Ход игры:

         Вариант 1 

Игра проводится индивидуально или с подгруппами из 2-3 че­ловек. Взрослый раздает играющим по 2-3 карты и просит рас­смотреть картинки на картах и сказать, что на них нарисовано. Детей хвалят за старание.

         Вариант 2

         Игра проводится индивидуально или с подгруппами из 2-3 че­ловек. Взрослый или ребенок-ведущий раздает играющим по 2-3 карты. Он предлагает внимательно рассмотреть их, найти на кар­те упражнение, которое не подходит к остальным, и объяснить, почему оно лишнее, например: «Лишний - мальчик, который ла­зает по лесенке, потому что на других картинках дети выполняют упражнение с мячом». Затем участник игры закрывает лиш­нюю картинку фишкой и выполняет изображен-ное на ней упраж­нение.

              Выигрывает тот, кто правильно выполнил задания.

 

У всех своя зарядка  (лото)

            Игра «У всех своя зарядка» (лото) предназначена для группо­вых и индивидуальных занятий с детьми.

           Цель: расширить кругозор ребенка, уточнить его представле­ния о предметах, с которыми выполняются упражнения, обога­тить двигательный опыт детей.

          Дидактический материал: 5 больших карт, на которых изображены физкультурные предметы или физкуль­турный инвентарь; 20 маленьких карточек с картинками, на ко­торых изображены дети, выполняющие упражнения с использо­ванием этих предметов и инвентаря.

            К карте с изображением, например, мяча следует подобрать карточки, на которых нарисован ребенок, выполняющий подбра­сывание мяча вверх, прокатывание мяча в ворота, отбивание мя­ча ногой, бросание мяча вдаль.

            

 

Ход игры:

Вариант 1

           Игра проводится индивидуально или с подгруппой из 2-3 че­ловек. Взрослый раздает играющим по одной большой карте. Ма­ленькие карточки он предварительно сортирует и отбирает для каждого ребенка необходимые для использования на розданных картах, добавляя 2-3 лишние. Маленькие карточки выкладыва­ются рисунками вверх. Играющему предлагается:

·     назвать предмет, нарисованный на большой карте;

·     рассмотреть маленькие карточки и сказать, что делают изоб­раженные на них дети;

·     отобрать и разложить маленькие карточки на большой карте в соответствии с изображенным на ней предметом;

·     выполнить упражнение с выбранным по желанию ребенка физкультурным предметом.

         Детей хвалят за старание.

Вариант 2

        Игра проводится индивидуально или с подгруппами из 2-4 человек. Взрослый или ребенок-ведущий раздает играющим по 2 большие карты, маленькие карточки перемешивает и кла­дет стопкой рисунками вниз. Снимая карточки по одной, он по­казывает их детям. Тот, у кого есть соответствующая карта: называет движение, изображенное на карточке, рассказы­вает, как его правильно выполнить; за правильный ответ он получает карточку и размещает ее на одной из больших карт;

называет движение и рассказывает, какие еще упражнения можно выполнить с изображенным физкультурным предме­том или физкультурным инвентарем и также получает кар­точку, которую размещает на одной из больших карт.

Побеждает игрок, первым закрывший маленькими карточка­ми таблицу на большой карте и давший правильные пояснения.

 

 

Тема: «Врачи - наши помощники»

 

Если кто-то заболел

             Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача

Материал: телефон

 Ход игры:  Если мы сами не можем  справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.

                   Детям предлагается  вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:

                      фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы

 

Если малыш поранился

Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.

Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи

             Ход игры:   Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить  стерильную повязку, вызвать врача)

 

 

Тема: «Опасные предметы»

 

Источники опасности

             Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества

            Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

            Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)

            Ход игры: воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

 

Игра - дело серьёзное

           Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.

           Материал: картинки с изображением различных  предметов (опасных и неопасных), два обруча

           Ход игры:   Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.

        

Что мы знаем о вещах

           Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества

          Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.

           Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.

 

Убери на место

             Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества

            Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

            Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.

            Ход игры:  на макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.

 

Так или не так

                Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

               Материал: 2 карточки – с красным и с зелёным кружком,

               картинки с изображением опасных и безопасных действий детей;

               Правила: под красную  карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни ребёнка ситуаций, под зелёную – неопасных (разрешённых).

               Варианты: индивидуально с воспитателем;

                                     несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

 

Сто бед

               Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правиль-ных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему

              Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации

              Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней  изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.

 

Мы – спасатели

                Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правиль-ных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

               Материал:  картинки, на которых  изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

              Ход игры: воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

 

 

Тема: «Опасности вокруг нас»

 

На прогулке

             Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными

действиями при встрече с животными

             Материал: иллюстрации, 2 обруча

             Ход игры:   несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней  изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.

             Или  в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.

            

Что где растёт

              Цель: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения

              Материал:  мяч

              Ход игры:   воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:

                          - Где растёт подорожник?  (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)

                          - Где растёт ромашка? и т.д.

 

По грибы

             Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.

            Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов

           Ход игры:   картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы

 

Определи растение по запаху

              Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.              

              Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

              Ход игры:   воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)            

o   Что помогло вам почувствовать этот запах?

o    Где можно почувствовать такой запах?