Рабочая программа "Я- волонтер"
Данная программа разработана для работы ученического волонерского объединения "Зов сердца". Предназначена для обучающихся 8-17 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya-volonter_20-21.docx | 925.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Действующее на базе школы детское общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5).
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через деятельность волонтерского отряда,
- деятельность которого реализуется на основе демократических процедур добровольность, равноправие, социальная значимость и т.п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
- организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.);
- рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
- участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся.
Рабочая программа кружка «Я волонтер» составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования (далее - ФГОС ООО).
В Концепции модернизации российского образования указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования».
Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. В отечественной педагогике накоплен большой опыт детской социализации. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты - далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов детей.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого - добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально- значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребёнка навязанной извне.
Цель:
Развитие детского волонтёрского движения.
Задачи:
1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей.
3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.
5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
Правовой базой для составления программы являются:
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5);
• Конвенция ООН о правах ребенка.
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):
- в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;
- в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
- коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Данная программа основывается на принципах культуросообразности и коллективности.
Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях.
Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Срок освоения программы курса внеурочной деятельности и
объем учебного времени
Нормативный срок освоения программы курса внеурочной деятельности рассчитан на один год.
Программа курса внеурочной деятельности «Я – волонтер»» предназначена для обучения обучающихся 8-17 лет, не имеющих специальной подготовки. Рассчитана на одногодичный курс обучения. Группа разновозрастная. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Режим занятий: 1 час в неделю, 34 часа в год.
2. Формы реализации
Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.
Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.
3. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей содержания программы курса внеурочной деятельности социальной направленности «Я волонтер – я помощник». На занятиях используются общепедагогические методы, к которым относятся:
проблемно-поисковый;
исследовательский;
творческий (художественный);
метод учебного диалога;
наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);
игровой;
КТД.
III. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения программы «Я - волонтер » должны отражать:
- духовно-нравственные качества, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы являются в:
-расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Направления работы:
- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;
- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
- формирование толерантности – организация досуга учащихся
Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся:
- активность участия;
- умение планировать работу волонтёров;
- самостоятельность.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания:
Обучающиеся будут знать:
- о волонтерском движении в России;
- права и обязанности волонтеров;
- основные направления деятельности волонтеров;
- основные формы работы волонтеров.
Обучающиеся будут уметь:
- организовывать и проводить различные мероприятия для
соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
- аргументировано отстаивать свою позицию;
- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
- издавать агитационную печатную продукцию;
- принимать общечеловеческие ценности.
Отчет о работе проходит в форме массовых мероприятий, ведения электронного Дневника волонтеров, Заметок и постов на школьном сайте, фотоотчетов на сайте ВКонтакте в группах «Образование Советского района», «РДШ Советского района», «Бумеранг добра»
IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы разделено на три блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.
Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
Раздел 1. Мы – волонтеры! - 5 часов
Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Ведение электронного дневника волонтеров позволит прослеживать деятельность учащихся.
Раздел 2. Участие в различных акциях – 20 часов
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Учащиеся ухаживают и заботятся о зеленых насаждениях, птицах, занимаются уборкой территории.
Раздел 3. Пропаганда ЗОЖ - 9 часов
Обучающиеся участвуют в спортивных соревнованиях «Веселые старты», проводят утреннюю зарядку, зарядки-пятиминутки для младших ребят (зарядка для осанки, глаз), организуют школьные Недели Здоровья, радиопередачи о правильном питании, готовят выступление агит отряда, тем самым пропагандируют ЗОЖ среди сверстников.
V. Структура работы ДОО «ШАР»
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности.
М.: Просвещение, 2011
3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011
Сайты Интернет
ВКонтакте группа «Пионерская школа» https://vk.com/public201113890 ,
группа «Волонтеры Пионерской школы» https://vk.com/club201114656
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( 1 группа)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
Раздел «Мы- волонтеры!» | 5 | ||||
1 | Кто такие волонтеры? | 1 | 01.09 | 01.09 | |
2 | Презентация «Чем занимаются волонтеры» | 1 | 08.09 | 08.09 | |
3 | Анкетирование «Какие добрые дела лично я смогу совершить» | 1 | 15.09 | 15.09 | Д/о пр.№ 256 от 11.09.2020 |
4 | Практическая работа Регистрация на сайте «Добро РФ» | 1 | 22.09 | 22.09 | Входной контроль |
5 | Практическая работа. Обучение в школе волонтеров | 1 | 29.09 | 29.09 | Д/о пр.№ 261 от 15.09.2020 |
Раздел «Участие в акциях» | 20 | ||||
1 2 | Посвящение в пятиклассники | 2 | 06.10 13.10 | 06.10 13.10 | |
3 | Акция «День рождение РДШ» | 1 | 20.10 | 20.10 | |
4 | Конкурс «Дерево дружбы» | 1 | 10.11 | 10.11 | Д\о пр.№ 340 от 07.11.2020 по 30.11.2020 |
5 | Флешмоб «День матери» | 1 | 17.11 | 17.11 | |
6 | Акция «Защитим пернатых друзей» | 1 | 24.11 | 24.11 | |
7 | День народного единства | 1 | 01.12 | 01.12 | |
8 | Акция «Югра – Земля Моя!» | 1 | 08.12 | 08.12 | |
9 | Конкурс кабинетов «Зимняя сказка» | 1 | 15.12 | 15.12 | Промежуточный контроль |
10 11 | Акция «Приключения Бабы Яги» | 2 | 22.12 29.12 | 22.12 29.12 | |
12 | Акция «Спасем мир вместе» | 1 | 12.01 | 12.01 | Д/о пр.№ 05 от 12.01.2021 |
13 | Акция «День добрых дел» | 1 | 19.01 | 19.01 | Д/о пр. № 30 от 19.01.2021 |
14 | Акция «Осторожно, огонь!» | 1 | 26.01 | 26.01 | |
15 | Фестиваль национальных культур | 1 | 02.02 | 02.02 | |
16 | Сбор Ассоциации детских и молодежных объединений Фото Квест «Назад в будущее» | 1 | 09.02 | 09.02 | |
17 | День единых действий. День пионерии Советского района. | 1 | 16.03 | 16.03 | Д/о пр.№ 100 от 15.02.2021 |
18 | Акция к 23 февраля «Мой папа –герой» | 1 | 02.03 | 02.03 | |
19 | Акция «Ярче всех бриллиантов мира» | 1 | 09.03 | 09.03 | |
20 | Конкурс творческих работ «Масленица» | 1 | 16.03 | 16.03 | |
Раздел «Пропаганда ЗОЖ» | 9 | ||||
1 | Декада инвалидов Слет волонтеров | 1 | 30.03 | 30.03 | |
2 | Классный час «Уроки РДШ» | 1 | 06.04 | 06.04 | |
3 | Конкурс видеороликов «Твой выбор» | 1 | 13.04 | 13.04 | |
4 | День единых действий «День космонавтики» | 1 | 20.04 | 20.04 | |
5 | Акция «Я выбираю ЗОЖ» | 1 | 27.04 | 27.04 | |
6 | Акция «Будь бдителен!» | 1 | 04.05 | 04.05 | |
7 | Акция «Мы против наркотиков» | 1 | 11.05 | 11.05 | |
8 | Акция «Звезда памяти»» | 1 | 18.05 | 18.05 | Итоговый контроль |
9 | Последний звонок | 1 | 25.05 | 25.05 | |
ИТОГО | 34 часа |
Приложение 2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 группа 2020)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
Раздел «Мы- волонтеры!» | 5 | ||||
1 | Кто такие волонтеры? | 1 | 03.09 | 03.09 | |
2 | Презентация «Чем занимаются волонтеры» | 1 | 10.09 | 10.09 | |
3 | Анкетирование «Какие добрые дела лично я смогу совершить» | 1 | 17.09 | 17.09 | Д/о пр.№ 256 от 11.09.2020 |
4 | Практическая работа Регистрация на сайте «Добро РФ» | 1 | 24.09 | 24.09 | Входной контроль |
5 | Практическая работа. Обучение в школе волонтеров | 1 | 01.10 | 01.10 | Д/о пр.№ 261 от 15.09.2020 |
Раздел «Участие в акциях» | 20 | ||||
1 2 | Посвящение в пятиклассники | 2 | 08.10 15.10 | 08.10 15.10 | |
3 | Акция «День рождение РДШ» | 1 | 12.11 | 12.11 | Д\о пр.№ 340 от 07.11.2020 по 30.09.2020 |
4 | Конкурс «Дерево дружбы» | 1 | 19.11 | 19.11 | |
5 | Флешмоб «День матери» | 1 | 26.11 | 26.11 | |
6 | Акция «Защитим пернатых друзей» | 1 | 03.12 | 03.12 | |
7 | День народного единства | 1 | 10.12 | 10.12 | |
8 | Акция «Югра – Земля Моя!» | 1 | 17.12 | 17.12 | |
9 | Конкурс кабинетов «Зимняя сказка» | 1 | 24.12 | 24.12 | Промежуточный контроль |
10 11 | Акция «Приключения Бабы Яги» | 2 | 14.01 21.01 | 14.01 21.01 | Д/о пр.№ 05 от 12.01.2021 |
12 | Акция «Спасем мир вместе» | 1 | 28.01 | 28.01 | Д/о пр. № 30 от 19.01.2021 |
13 | Акция «День добрых дел» | 1 | 04.02 | 04.02 | |
14 | Акция «Осторожно, огонь!» | 1 | 11.02 | 11.02 | |
15 | Фестиваль национальных культур | 1 | 18.02 | 18.02 | Д/о пр.№ 100 от 15.02.2021 |
16 | Сбор Ассоциации детских и молодежных объединений Фото Квест «Назад в будущее» | 1 | 25.02 | 25.02 | |
17 | День единых действий. День пионерии Советского района. | 1 | 04.03 | 04.03 | |
18 | Акция к 23 февраля «Мой папа –герой» | 1 | 11.03 | 11.03 | |
19 | Акция «Ярче всех бриллиантов мира» | 1 | 18.03 | 18.03 | |
20 | Конкурс творческих работ «Масленица» | 1 | 30.03 | 30.03 | |
Раздел «Пропаганда ЗОЖ» | 9 | ||||
1 | Декада инвалидов Слет волонтеров | 1 | 01.04 | 01.04 | |
2 | Классный час «Уроки РДШ» | 1 | 08.04 | 08.04 | |
3 | Конкурс видеороликов «Твой выбор» | 1 | 15.04 | 15.04 | |
4 | День единых действий «День космонавтики» | 1 | 22.04 | 22.04 | |
5 | Акция «Я выбираю ЗОЖ» | 1 | 29.04 | 29.04 | |
6 | Акция «Будь бдителен!» | 1 | 06.05 | 06.05 | |
7 | Акция «Мы против наркотиков» | 1 | 13.05 | 13.05 | |
8 | Акция «Звезда памяти»» | 1 | 20.05 | 20.05 | Итоговый контроль |
9 | Последний звонок | 1 | 27.05 | 27.05 | |
ИТОГО | 34 часа |