Мастер-класс

Трембач Ирина Владимировна

мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Тема: «Развитие связной речи посредством моделирования литературных текстов».

Цель: 1. Распространение собственного опыта работы  по теме: «Развитие связной речи посредством моделирование литературных текстов» среди педагогического сообщества.

2. Показать значимость  приемов мнемотехники  в повседневной работе педагогов.

Здравствуйте, уважаемые педагоги. Часто можно услышать, что в группе есть дети, которые не запоминают, плохо усваивают тот или иной материал. Не могут самостоятельно запоминать стихи, составлять рассказы, пересказывать текст. Очень трудно,  что то посоветовать родителям, которые просят помощи от вас в подобной ситуации. Давайте сейчас отступим от беседы о детях. Я хочу вас спросить: «А вы сами быстро запоминаете сказанный вам текст?» Давайте проверим, сейчас я проговариваю набор слов, вы его запоминаете: (радуга, дождь, листья, счастье, птица, машина).

А сейчас вы проговорите быстро их – (идет повтор).

А сейчас я усложню задание, вы их должны проговорить  по порядку, для этого я быстро их повторяю.  Все ли справились?  Как вы думаете, почему не все справились с заданием? (Можно дать наводящие вопросы – быстро перечислили слова, не успели запомнить и т.д.)                                                                                           Есть различные методики быстрого запоминания. Одним из эффективных способов, чтобы дети лучше и быстрее запоминали, являются мнемотаблицы.  Вот сегодня я и хотела донести до вас специфику обучения детей мнемотехники. Что такое мнемотаблицы для вас не новое, многие если и не пробовали сами использовать их, то, по крайней мере, вы о них слышали.

Связная речь – показатель развития ребенка. Ведь ребенок к пяти годам уже способен самостоятельно давать описательные рассказы по игрушкам или по картинам. Однако на деле это далеко не так.

Вот сегодня я хочу вам показать некоторые приемы использования мнемотаблиц.

- 1. Раздаю картинки. Задание: «Вы должны, не задумываясь, придумать по одному предложению, относительно только вашей картинки. Но рассказ мы составляем по цепочке, и в результате у нас получается рассказ, объединенный одной темой. Я начинаю, а вы, по очереди, быстро продолжаете)

- 2. А в это время вторая команда должна зарисовать схематично наш рассказ. И в конце повторить его.

- 3. Второе задание:

 Я читаю стихотворение: «Осень», вы его должны запомнить наизусть.     …Опустел скворечник

                        Улетели птицы, листьям на деревьях тоже не сидится.

                       Целый день сегодня все летят, летят.

                       Видно тоже в Африку улететь хотят.

4. Третье задание: (Можно взять еще одно стихотворение)

5. Составление рассказа по картине, или по серии картин просто показать на готовых схемах, и наши схемы с занятий. Кто заинтересуется показать индивидуально.

Итог: Такие схемы помогают, в игровой форме очень быстро научить ребенка запоминать и хорошо способствует развитию связной речи. Мы, в группе часто с детьми играем, я что то рассказываю, и тут же выполняю рисунок – схему, чтобы детям было наглядно видно. А затем можно спросить мой рассказ, привлекая малоразговорчивых детей. Это их привлекает, и пусть он не расскажет все, но пару предложений он все- таки проговорит. А в нашей работе это уже результат. Да и на занятиях, которые мы стараемся, как то разнообразить, чтобы привлечь внимание детей Становятся интереснее, и даже самые пассивные или наоборот, самые вертлявые заинтересовываются. А после занятия эти схемы оставляю на весь день, и обязательно к ним подходят дети. В игре они вспоминают слова произведения, если где то забыли, задают вопрос, а значит идет беседа, что тоже способствует связной речи.

Эту работу в группе веду три года, начала, когда дети были в подготовительной группе.  Отслеживая результаты учебы моих воспитанников, уверена, что занятия по  мнемотаблицам не прошли зря, результативность налицо. Сейчас у меня новый набор, дети пришли домашние.  В средней группе я познакомила их с мнемотаблицами.  Дети лучше стали запоминать стихи, составлять рассказы по картинкам. Дети, нашей группы участвовали в конкурсах, которые связаны с развитием речи. (Это и конкурсы стихов, инсценировки сказок, чтение стихов на утренниках). Рекомендации по использованию  мнемотаблиц были показаны родителям нашей группы через запись занятия: «По дороге в сказку», (ноябрь 2014 г.) через родительское собрание: «Говорим правильно и красиво», (сентябрь 2015г.) А также вывешиваются схемы в день, когда на занятии было заучивание стихотворения, или был пересказ текста. Многие родители охотно используют их при заучивании стихов к утренникам. Играя, они учатся говорить правильно, четко проговаривая все слова и звуки.                                                

Считаю, что такие рекомендации и для взрослых имеют большое значение.     Спасибо за внимание.