Анализ современного урока
ДЛЯ ЧЕГО АНАЛИЗИРУЕТСЯ УРОК?
Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого - своя цель. В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и т.д. виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо.
Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.
ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА ДЛЯ АНАЛИЗА И КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА (по Т. И. Шамовой)
Образовательные задачи этапа учебного занятия | Содержание этапа учебного занятия | Показатели выполнения образовательных задач этапа | Условия выполнения образовательных задач этапа | Возможные методы и приемы обучения |
1. Организационный этап | ||||
Подготовка учащихся к работе на уроке: обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на учебном занятии; психологическая подготовка учащихся к ОБЩЕНИЮ на учебном занятии. | Приветствие, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности учащихся к учебному занятию. Проверка подготовленности классного помещения к занятию; организация внимания учащихся. Раскрытие общей цели урока и плана его проведения. | Доброжелательный настрой преподавателя и учащихся; кратковременность этапа; полная готовность класса к уроку; быстрое включение учащихся в деловой ритм; формулирование целевых установок урока и плана работы. | Собранность преподавателя; последовательность в предъявлении требований; использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание учащихся к теме урока; спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе; отсутствие многословия. | 1. «Добрый день, друзья! Я рад вас видеть и очень хочу начать работу с вами! (Хорошего вам настроения!)». 2. «Ладошка к ладошке». 3. Рапортичка определение отсутствующих). 4. Приветствие учащихся, которые после долгого отсутствия по- явились в классе. |
2. Этап проверки выполнения домашнего задания (д/з) | ||||
1. Установление правильности, полноты и осознанности выполнения д/з всеми (большинством учащихся). 2. Выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся и определение причины их возникновения. 3. Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов
| 1. Выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала (выявление знаний о фактах, понятиях, законах, свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий – умений). 2. Выяснение причин невыполнения д/з отдельными учащимися. 3. Определение типичных недостатков в 4. Ликвидация обнаруженных недостатков
| Проверка преподавателем за короткий промежуток времени знаний и способов действий учащихся, установление пробелов в их усвоении (5–7 мин.). Обнаружение причин невыполнения д/з отдельными учащимися и принятие мер для их ликвидации; оптимальность сочетания контроля преподавателя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся
| Использование учителем системы приемов, позволяющих определить уровень выполнения д/з большинством учащихся; использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели д/з, а также в зависимости от отношения учащихся конкретного класса к выполнению д/з; создание содержательных и организационных условий формирования осознанности у школьников связи выполнения их д/з с результатами своего обучения вообще; постановка требования перед учащимися не только знаний фактов и отдельных понятий, но и знаний способов действий, связей между отдельными компонентами структуры предметного знания (факты – понятия – законы – теория – следствия – приложения) | 1. Тестовые задания (задания закрытой и открытой форм, задания на соответствие и установление правильной последовательности). 2. Выполнение учащимися заданий, подобных упражнениям. 3. Постановка дополнительных вопросов. 4. Проверка д/з под 5. Обращение к учащимся с просьбой продолжить ответ учащегося, стоящего у доски. 6. Вызов к доске не 7. Разноуровневые самостоятельные работы. 8. Метод обучения с 9. «Торт решений» 10. «Гирлянда ассоциаций». 11. «Кубики» |
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе | ||||
1. Обеспечение мотивации учения учащихся, принятие ими 2. Актуализация субъектного опыта учащихся (личностных
| Сообщение темы учебного занятия; формулирование целей урока вместе с учащимися; показ социальной и практической значимости изучаемого материала; постановка перед учащимися учебной проблемы; актуализация субъектного опыта учащихся
| Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности; формулировка целей урока вместе с учащимися; вариативность приемов сообщения темы и целей урока; преемственность и перспективность в постановке целей урока; формулировка целей урока в действиях учащихся; понимание учащимися социальной и практической ценности изучаемого материала; сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности
| Предварительное обдумывание преподавателем формулировки цели, задач, социальной и практической значимости для учащихся изучаемого материала и фиксация этого в поурочном плане; умения преподавателя формулировать цели урока в действиях учащихся; владение преподавателем многообразием приемов актуализации личностного смысла учащихся, их социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности; использование преподавателем многообразных приемов актуализации знаний и способов действий, обеспечивающих вы- деление ключевых идей ведущих принципов построения учебного предмета; умения преподавателя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде разнообразных структурно-логических схем; сформированность у обучающихся понимания, что без четко поставленной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке; отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить учащиеся, а прежде всего развитие их личностно-смысловой сферы, интеллектуальной, исследовательской, коммуникативной культуры, а также культуры учения; ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой исследования этих явлений и установления закономерностей | 1. Объяснение учащимся целей урока одновременно с сообщением темы. 2. Сообщение цели в 3. Сообщение цели в 4. Указание целей на «Что сегодня на уроке?». 5. Использование технологической карты. 6. Ассоциативный ряд. 7. Использование результатов предварительного социологического опроса. 8. Постановка целей через показ конечных результатов. 9. Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала. 10. Составление карт мыследеятельности. 11. Устный счет, математический диктант. 12. Метод целесообразных задач. 13. «Нарисуй картину». 14. Мозговая атака. 15. Постановка привлекательной цели. 16. В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом. 17. Дополнение реальной ситуации фантастикой
|
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий | ||||
1. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала: существенных признаков понятий, законов, теорий и др.; правил и построенных на их основе алгоритмов. 2. Содействие усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению). 3. Создание содержательных и организационных условий усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала
| Организация внимания учащихся; сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.); обеспечение осмысления метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам; обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить и как аргументировать выводы)
| Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами действий; если преподаватель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы учащегося по учебнику и дополнительной литературе, то показателем выполнения дидактической задачи может служить качество (правильность, полнота, осознанность, действенность, систематичность) ответов учащихся на последующих этапах урока; при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащегося в сочетании с методом беседы, компьютеров и программированных учебников, модулей показателем эффективности усвоения учащимися знаний и способов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях, а также активное участие класса в подведении итогов беседы или самостоятельной работы | Полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов; включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащегося; учет индивидуальных способов проработки учащимися изучаемого материала; подача материала логически завершенными частями – блоками; реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала; осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых учащийся является субъектом деятельности; обеспечение вариативности взаимодействия преподавателя с учащимися (экстраактивный, интроактивный и интерактивный режимы); ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации; включение в содержание проблем человека и его деятельности механизмов познания; выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений учащихся; «сталкивание» учащегося с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса; создание условий для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности | 1. Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки). 2. Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта учащегося. 3. Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символической формах. 4. Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационных таблицах. 5. Экстраактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение). 6. Интроактивный ре 7. Интерактивный ре 8. Построение структурно-логических схем 9. Генетический метод 10. Метод целесообразных задач. 11. Метод информационной накачки. 12. Обучение на концептуальной основе. 13. «Мудрые совы» |
5. Этап первичной проверки понимания изученного | ||||
1. Установление правильности и осознанности изученного материала. 2. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся. 3. Проведение коррекции выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала | Проверка преподавателем понимания учащимся того, что является сущностью основного содержания; проверка полноты и осознанности усвоения учащимися новых знаний и способов действий; выявление пробелов первичного осмысления учащимися изученного материала; ликвидация неясностей осмысления учащимися изученного материала | Правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством учащихся репродуктивного (минимального) и конструктивного (общего) уровней; привлечение класса к дополнению и корректировке ответов учащихся; устранение пробелов в понимании учащимися нового материала или нацеливание на их устранение на последующих этапах урока | Постановка преподавателем вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности учащихся; постоянное обращение преподавателя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ учащегося | 1. Ассоциативный ряд. 2. «Пчелиный улей». 3. Опорный текст. 4. Использование заданий на узнавание учащимися изученных познавательных объектов. 5. «Опрос эксперта». 6. Подготовка учащимися своих примеров по новому материалу. 7. «Мудрые совы» |
6. Этап закрепления новых знаний и способов действий | ||||
1. Обеспечение закрепления в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. 2. Обеспечение в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания | Организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов; организация деятельности учащихся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики ответа при очередной проверке знаний; отработка логики алгоритма изученных правил | Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура знания); умение учащихся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты; умение воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях; прочность знаний учащихся | Использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации); использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий учащихся; использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности; обеспечение дозированной помощи учащимся | 1. Использование на уроке взаимообратных задач. 2. Составление карты мыследеятельности. 3. «Опрос эксперта». 4. «Разбери слово по буквам». 5. Вопросно-ответное общение. 6. «Высокопоставленный дилетант». 7. Структурная модель. 8. «Что было бы, если... (человечество не знало...)». 9. «Придумай свои задания». 10. Интеллектуальный марафон |
7. Этап применения знаний и способов действий | ||||
1. Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. 2. Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания а разнообразных ситуациях | Организация деятельности учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях | Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся; самостоятельность учащегося в выполнении заданий; углубление знаний и способов действий учащихся | Использование системы заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельности учащихся в их выполнении; использование разнообразных методов и форм организации деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях; использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата; стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; поощрение стремления учащегося предлагать свой способ работы (решения задачи); применение заданий, позволяющих учащемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); использование открытых задач | 1. Разноуровневые самостоятельные работы. 2. Лабиринт действий. 3. Проектное обучение. 4. Деловая игра. 5. Вопросно-ответное общение. 6. Учебные станции. 7. Рынок возможностей. 8. Двойные ассоциации. 9. Групповая работа. 10. «Дебаты "за" и "против"». 11. Задания на самостоятельное построение алгоритма решения определенных типов задач. 12. «Задания по кругу». 13. «Ты – мне, я – тебе»
|
8. Этап обобщения и систематизации знаний | ||||
1. Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. 2. Обеспечить установление учащимся внутрипредметных и межпредметных связей. 3. Обеспечить формирование у обучающихся обобщенных понятий | Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений | Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации знаний; выявление учащихся внутрипредметных и межпредметных связей; выделение мировоззренческих идей | Построение структурно-логических схем изученной темы; использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов; обобщение и систематизация на различных уровнях: а) понятийном, б) межпонятийном, в) тематическом, г) итоговом, д) межпредметном; выделение сквозных идей и принципов: симметрии и асимметрии, относительности, направленности природных процессов, соответствия, дополнительности и др.; использование обобщающих таблиц | 1. Метод кооперации. 2. Составление карты мыследеятельности. 3. Моделирование. 4. Построение «дерева» темы. 5. Построение «здания» темы. 6. «Паучок». 7. Мозговая атака в письменной форме. 8. Учебные станции. 9. «Пересечение тем»
|
9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий | ||||
1. Выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий. 2. Выявление недостатков в знаниях и способах действий учащихся. 3. Установление причины выявленных недостатков; 4. Обеспечение развития у обучающихся способности к оценочным действиям
| Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий учащихся; проверка образа мышления учащихся; проверка сформированности общих учебных умений; комментирование ответов учащихся
| Проверка преподавателем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и действенности; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся; рецензирование ответов учащихся | Использование различных методов контроля знаний и способов действий учащихся; постановка дополнительных вопросов для проверки системности, осознанности, действенности и прочности знаний; разъяснение преподавателем своего подхода к оцениванию знаний учащихся; при опросе анализировать не только правильность ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление учащегося искать и находить разнообразные способы выполнения заданий | 1. Разноуровневые 2. Тестовые задания. 3. Задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний). 4. Задания на выделение существенных признаков (глубина). 5. Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость). 6. Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям) |
10. Этап коррекции знаний и способов действий | ||||
Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы | Организация деятельности учащихся по коррекции своих выявленных недостатков | Динамика перехода учащихся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний | Организация деятельности учащихся: а) минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению своих ошибок на основе поставленной преподавателем оценки и их коррекции; б) вариативного (творческого) уровня усвоения знаний по решению нестандартных заданий или оказанию помощи другим учащимся в поиске и коррекции своих ошибок | 1. Использование специально разделенных на мелкие этапы и звенья управлений. 2. Применение развернутых инструкций с регулярным контролем. 3. Тестовые задания. 4. Задания «с пропусками». 5. Структурно-логические схемы «с пропусками» |
11. Этап информации о домашнем задании | ||||
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения д/з | Информация о д/з; мотивирование выполнения д/з; инструктаж по выполнению д/з; проверка понимания учащимися содержания и способов выполнения д/з | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития; наличие индивидуальных заданий (по интересам или по степени сложности); наличие возможностей выбора д/з | Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; соответствие содержания д/работы уровню обученности учащихся (актуальному уровню развития, репродуктивному, конструктивному или вариативному); создание условий для выбора учащимися д/заданий; подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение д/з | 1. Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях. 2. Три уровня д/з. 3. Задание массивом. 4. Особое задание. 5. «Необычная обычность». 6. Идеальное задание |
12. Этап подведения итогов занятия | ||||
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Подведение итогов учебного занятия | Четкость и краткость этапа | Умение преподавателя давать качественную характеристику работы класса | 1. Сообщение преподавателя. 2. Подведение итогов самими учащимися |
13. Этап рефлексии | ||||
1. Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с преподавателем и одноклассниками. 2. Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества | Развитие способностей учащихся к рефлексии; стимулирование учащихся к осмыслению того, как другие (учащиеся, преподаватели) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления; реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «ДЕЛО» (достигли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы) | 1. Ассоциативный ряд. 2. Незаконченные предложения. 3. «Разговор на бумаге». 4. «Солнышко». 5. «Лист обратной связи». 6. «Заключительная дискуссия». 7. Интерпретация изображений на открытках. 8. «Письмо самому себе». 9. «Ну что, как прошло занятие?». 10. Барометр настроения. 11. «Памятки». 12. «Пейзаж – зеркало настроения» |
Схема анализа урока
(по Т. И. Шамовой и Ю. И. Конаржевскому)
Характеристика урока Баллы
1. Обозначена цель урока. 2
2. Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности. 2
3. Соответствие содержания учебного материала ТДЦ. 2
4. МО обеспечили: мотивацию деятельности. 2
5. Сотрудничество учащихся и учителя. 2
6. Контроль и самоконтроль. 2
7. Соответствие методов обучения (МО) СУМ и ТДЦ. 2
8. ФОПД обеспечили: сотрудничество между обучающимися. 2
9. Включение каждого ученика в деятельность по обеспечению ТДЦ. 2
10. ФОПД отобраны в соответствии с МО, СУМ, ТДЦ. 2
11. Уровень достижения ТДЦ: образовательный аспект. 2
12. Воспитательный аспект. 2
13. Развивающий аспект. 2
Условные обозначения:
Триединая дидактическая цель ТДЦ
Методы обучения МО
Содержание учебного материала СУМ
Формы организации познавательной деятельности ФОПД
Балльные оценки:
2 – реализовано полностью;
1 – реализовано частично;
0 – не реализовано.
Эффективность урока: сложить все баллы, разделить на 26 и умножить на
100.
85% – отлично, 84–65% – хорошо, 64–45% – удовлетворительно.
Схема анализа компетентностно-ориентированного урока
Учитель | |||||||||||
Предмет, класс | |||||||||||
Тема урока | |||||||||||
Целеполагание | |||||||||||
Отсутствует | Цель формулирует учитель | Совместное с учащимися | |||||||||
|
|
| |||||||||
Цели урока | |||||||||||
Нельзя измерить, продиагностировать | Диагностичны, измеряемы | ||||||||||
|
| ||||||||||
Создание мотивационного поля | |||||||||||
Отсутствует | На этапе целеполагания | На отдельных этапах урока | |||||||||
|
|
| |||||||||
Содержание урока | |||||||||||
Нет связи с жизнью, практической деятельностью. | Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. | Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Имеется интеграция содержания. | |||||||||
|
|
| |||||||||
Формы организации деятельности учащихся на уроке | |||||||||||
Неактивные | Активные | Интерактивные | |||||||||
|
|
| |||||||||
Фронтальные | Групповые | Парные | Индивидуальные | ||||||||
|
|
|
| ||||||||
Использование методов, приемов | |||||||||||
Использование не оправдано, методы и приемы - репродуктивные | Выбор оправдан, соответствует целям урока, используются методы и приемы репродуктивные и продуктивные
| Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на некоторых этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный | Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на всех этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный | ||||||||
|
|
|
| ||||||||
Использование технологий | |||||||||||
| |||||||||||
Рефлексивность | |||||||||||
Отсутствует | Эмоциональная рефлексия | Оценка деятельности | Оценка результата | Рефлексия учителя | |||||||
|
|
|
|
| |||||||
Результативность урока | ||||||||||||||||
Результат не достигнут или достигнут учителем | Сформирована направленность на предметные компетентности (указать какие); наличие продукта. Результат достигнут отдельными учащимися. | Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности (указать какие); наличие продукта деятельности, знаний о его практическом применении. Большая часть класса достигла результата. | Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности, развивались ключевые компетентности (указать, какие); Результат достигнут каждым учащимся. | |||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||
Оценивание | ||||||||||||||||
Традиционное, по 5-бальной шкале | Качественная, словесная оценка деятельности | Другие виды оценивания | ||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||
Выводы: Принципы деятельностно-компетентностного подхода в обучении | ||||||||||||||||
не реализуются | реализуются частично | реализуются | ||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
«Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» (А.А. Леонтьев).
Исходя из этого, набор позиций определен следующим образом:
· ученик сам ставит цель (участвует в постановке цели, а, следовательно, учитель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной учебной задачи. Обязательной частью компетентностно-ориентированного урока становится работа учителя с мотивацией, интересом учащихся);
·ученик сам проектирует или выбирает средства;
· сам оценивает результат и корректирует свои действия.
Еще один важный принцип компетентностного подхода – диагностичность (измеримость) целей урока, что предполагает ответ на вопросы: «Что должен научиться делать ученик?» и «Как я, учитель, делаю это сам?».
СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА
1. Какова характеристика реальных учебных возможностей обучающихся? Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного урока?
2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущим, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чём специфика этого урока? Каков его тип?
3. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?
4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. д.? Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между всеми этапами урока?
5. На каких понятиях, идеях, положениях фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?
6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения. Почему?
10. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?
11. За счёт чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
12. Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?
13. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.
14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Как учитель планирует восполнение нереализованного?