Анализ современного урока

Ефименко Татьяна Геннадьевна

ДЛЯ ЧЕГО АНАЛИЗИРУЕТСЯ УРОК?

Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого - своя цель. В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и т.д. виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо. 
Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.


ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА ДЛЯ АНАЛИЗА И КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА (по Т. И. Шамовой)

 

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1. Организационный  этап

Подготовка учащихся к работе на уроке: обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на учебном занятии;

психологическая подготовка учащихся к

ОБЩЕНИЮ на учебном занятии.

Приветствие, фиксация отсутствующих.

Проверка подготовленности учащихся к

учебному занятию.

Проверка подготовленности классного

помещения к занятию;

организация внимания учащихся.

Раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

Доброжелательный настрой преподавателя и учащихся;

кратковременность этапа;

полная готовность класса к уроку;

быстрое включение учащихся в деловой ритм;

формулирование целевых установок урока и плана работы.

Собранность преподавателя;

последовательность в

предъявлении требований;

использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание учащихся к

теме урока;

спокойная и уверенная

манера держаться при

появлении в классе;

отсутствие многословия.

1.  «Добрый день,

друзья! Я рад вас видеть и очень хочу начать работу с вами! (Хорошего

вам настроения!)».

2.  «Ладошка к ладошке».

3.  Рапортичка определение отсутствующих).

4.  Приветствие учащихся, которые после

долгого отсутствия по-

явились в классе.

2. Этап проверки выполнения домашнего задания (д/з)

1. Установление правильности, полноты и осознанности выполнения д/з всеми  (боль­шинством уча­щихся).

2.  Выявление пробелов в зна­ниях и способах деятельности учащихся и определение при­чины их возникновения.

3.  Устране­ние в ходе про­верки обнаруженных пробе­лов


 

1. Выяснение степени усвоения уча­щимися задан­ного учебного материала (вы­явление зна­ний о фактах, понятиях, зако­нах, свойствах, правилах, тео­риях, следст­виях из теорий, способов действий – умений).

2.  Выясне­ние причин не­выполнения д/з отдельными учащимися.

3.  Определение типичных недостатков в
знаниях и спо­собах действий учащихся и при­чин их появле­ния.

4. Ликвида­ция обнаружен­ных недостат­ков

 

Проверка преподавателем за короткий промежуток времени знаний и способов действий учащихся, установ­ление пробелов в их усвоении (5–7 мин.).

Обнаружение причин невыполне­ния д/з отдельны­ми учащимися и принятие мер для их ликвидации;

оптимальность сочетания контро­ля преподавателя, взаимоконтроля и самоконтроля уча­щихся


 

Использование учителем системы приемов, позволяющих определить уро­вень выполнения д/з большинством учащихся;

использование различ­ных форм контроля в зави­симости от содержания, вида и  цели д/з, а также в зависимости от отноше­ния учащихся конкретного класса к выполнению д/з;

создание содержатель­ных и организационных условий формирования осознанности у школьни­ков связи выполнения их д/з с результатами своего обучения вообще;

постановка требования перед учащимися не толь­ко знаний фактов и от­дельных понятий, но и знаний способов действий, связей между отдельными компонентами структуры предметного знания (фак­ты – понятия – законы – теория – следствия – приложения)

1. Тестовые задания (задания закрытой и открытой форм, задания на соответствие и установ­ление правильной после­довательности).

2.   Выполнение учащимися заданий, подобных упражнениям.

3.   Постановка дополнительных вопросов.

4.   Проверка д/з под
копирку.

5.   Обращение к учащимся с просьбой продолжить ответ учащегося, стоящего у доски.

6.   Вызов к доске не­
скольких учащихся по
составлению планов
своего ответа и опрос
по отдельным пунктам
плана.

7.   Разноуровневые самостоятельные работы.

8.   Метод обучения с
опорой на ошибки.

9. «Торт решений»
(фиксация своих затруд­нений).

10.   «Гирлянда ассоциаций».

11.  «Кубики»

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

1. Обеспечение мотивации учения учащихся, принятие ими
целей урока.

2. Актуализа­ция субъектного опыта учащихся (личностных
смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных
отношений)

 

Сообщение темы учебного занятия;

формулиро­вание целей урока вместе с учащимися;

показ соци­альной и прак­тической значи­мости изучае­мого материа­ла;

постановка перед учащими­ся учебной проб­лемы;

актуализация субъектного опыта учащихся


 

Готовность уча­щихся к активной учебно-познава­тельной деятель­ности;

формулировка целей урока вмес­те с учащимися;

вариативность приемов сообще­ния темы и целей урока;

преемствен­ность и перспек­тивность в поста­новке целей урока;

формулировка целей урока в дейст­виях учащихся;

понимание уча­щимися социальной и практической ценности изучаемого материала;

сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и

целей, форм организации их деятельности

 

Предварительное обдумывание преподава­телем формулировки цели, задач, социальной и прак­тической значимости для учащихся изучаемого материала и фиксация этого в поурочном плане;

умения преподавателя формулировать цели урока в действиях учащихся;

владение преподавате­лем многообразием прие­мов актуализации личност­ного смысла учащихся, их социально-ценностных от­ношений к объектам окру­жающей действительности;

использование препо­давателем многообразных приемов актуализации знаний и способов дейст­вий, обеспечивающих вы-


деление ключевых идей ведущих принципов построения учебного предмета;

умения преподавателя

представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде разнообразных структурно-логических схем;

сформированность у

обучающихся понимания, что без четко поставленной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке;

отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить учащиеся, а прежде всего развитие их личностно-смысловой сферы, интеллектуальной, исследовательской, коммуникативной культуры, а также культуры учения;

ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой иссле­дования этих явлений и установления закономер­ностей

1. Объяснение уча­щимся целей урока одно­временно с сообщением темы.

2. Сообщение цели в
виде проблемного зада­ния.

3. Сообщение цели в
виде эвристического во­проса.

4. Указание целей на
специальном стенде

«Что сегодня на уроке?».

5. Использование технологической карты.

6. Ассоциативный ряд.

7. Использование ре­зультатов предварительного социологического опроса.

8. Постановка целей

через показ конечных

результатов.

9. Постановка целей

посредством опоры на

последовательность изучения материала.

10. Составление карт

мыследеятельности.

11. Устный счет, математический диктант.

12. Метод целесообразных задач.

13. «Нарисуй картину».

14. Мозговая атака.

15. Постановка привлекательной цели.

16. В начале урока

дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом.

17. Дополнение реальной ситуации фантастикой

 

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий

1. Обеспече­ние восприятия, осмысления и первичного за­поминания уча­щимися изучае­мого материала:

существен­ных признаков понятий, законов, теорий и др.; правил и построенных на их основе алго­ритмов.

2. Содейст­вие усвоению учащимися спо­собов, средств, которые привели к опреде­ленному выво­ду (обобщению).

3. Создание содержательных и организа­ционных усло­вий усвоения учащимися ме­тодики воспроизведения изу­чаемого мате­риала

 

Организация внимания уча­щихся;

сообщение основной идеи изучаемого ма­териала (прин­ципа, правила, закона и др.); обеспечение осмысления ме­тода исследова­ния изучаемых знаний, спосо­бов и средств, которые приве­ли к сделанным выводам;

обеспечение усвоения методики воспроиз­ведения изучае­мого материала (с чего и как начинать, из че­го исходить, к чему перехо­дить и как ар­гументировать выводы)

 

Максимальное использование самостоятельности учащихся в добы­вании знаний и овладении спосо­бами действий;

если преподава­тель использовал метод рассказа, лекции, объясне­ния, самостоятель­ной работы уча­щегося по учебнику и дополнительной литературе, то по­казателем выпол­нения дидактиче­ской задачи может служить качество (правильность, полнота, осознан­ность, действен­ность, систематич­ность) ответов уча­щихся на последую­щих этапах урока;

при использо­вании метода эв­ристической беседы, самостоятельной работы учащегося в соче­тании с методом беседы, компьюте­ров и программи­рованных учебни­ков, модулей пока­зателем эффектив­ности усвоения учащимися знаний и способов дейст­вий является пра­вильность и осоз­нанность ответов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях, а также активное участие класса в подведении ито­гов беседы или самостоятельной ра­боты

Полное и точное опре­деление ведущих призна­ков изучаемых познава­тельных объектов;

включение в содержа­ние изучаемого материала субъектного опыта учаще­гося;

учет индивидуальных способов проработки уча­щимися изучаемого мате­риала;

подача материала ло­гически завершенными частями – блоками; реализация дифферен­цированного подхода в процессе изложения но­вого материала; осуществление этапа посредством создания си­туаций, в которых учащий­ся является субъектом деятельности;

обеспечение вариативности взаимодействия преподавателя с учащими­ся (экстраактивный, интроактивный и интерактивный режимы);

ориентация в процессе изложения нового мате­риала на структуру пред­метного знания, а не на объем информации;

включение в содержа­ние проблем человека и его деятельности механиз­мов познания;

выделение и поддерж­ка тонкости жизненных наблюдений учащихся;

«сталкивание» учаще­гося с проблемами, реше­ния которых лежат за пределами изучаемого курса;

создание условий для освоения учащимися зна­ний преимущественно в форме деятельности

1. Работа с опреде­лением вводимых поня­тий (родовое слово + ви­довые признаки). 2. Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта учащегося. 3. Представление ос­новного материала одно­временно в словесной, знаково-символической формах.

4.  Представление изу­чаемого материала в сравнительных или клас­сификационных таблицах.

5.  Экстраактивный ре­жим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение).

6. Интроактивный ре­
жим (модульное обуче­ние, проблемно-модульное, программированное, компьютерное обучение как формы самостоятельной работы учащихся).

7. Интерактивный ре­
жим (проблемное обуче­ние, адаптивное обуче­ние, коллективные способы обучения, проектное обучение).

8. Построение структурно-логических схем
изучаемого материала.

9. Генетический метод
обучения (посредством
показа логики возникновения понятия в науке или практической дея­тельности).

10. Метод целесообразных задач.

11. Метод информа­ционной накачки.

12. Обучение на кон­цептуальной основе. 13. «Мудрые совы»

5. Этап первичной проверки понимания изученного

1. Установ­ление правиль­ности и осознанности изу­ченного мате­риала.

2. Выявле­ние пробелов первичного ос­мысления изу­ченного мате­риала, неверных представлений учащихся.

3. Проведе­ние коррекции выявленных пробелов в осмыслении учащимися изучен­ного материала

Проверка преподавате­лем понимания учащимся того, что является сущностью ос­новного содер­жания;

проверка полноты и осо­знанности ус­воения учащи­мися новых зна­ний и способов действий;

выявление пробелов пер­вичного осмыс­ления учащимися изученного материала; ликвидация неясностей ос­мысления уча­щимися изучен­ного материала

Правильность и осознанность ос­новного содержа­ния изученного ма­териала большинст­вом учащихся ре­продуктивного (ми­нимального) и кон­структивного (об­щего) уровней;

привлечение класса к дополне­нию и корректи­ровке ответов уча­щихся;

устранение про­белов в понима­нии учащимися нового материала или нацеливание на их устранение на последующих этапах урока

Постановка преподава­телем вопросов репродук­тивного характера, а также многофункциональных во­просов, требующих мысли­тельной активности уча­щихся;

постоянное обращение преподавателя к классу с просьбой дополнить, уточ­нить или исправить ответ учащегося

1. Ассоциативный ряд.

2. «Пчелиный улей».

3. Опорный текст.

4. Использование за­даний на узнавание уча­щимися изученных по­знавательных объектов.

5. «Опрос эксперта».

6. Подготовка учащимися своих примеров по новому материалу.

7. «Мудрые совы»

6. Этап закрепления новых знаний и способов действий

1. Обеспече­ние закрепления в памяти учащих­ся знаний и спо­собов действий, которые им необходимы для самостоятель­ной работы по новому мате­риалу.

2. Обеспече­ние в ходе за­крепления по­вышения уровня осмысления изу­ченного мате­риала, глубины его понимания

Организация деятельности учащихся по воспроизведе­нию существен­ных признаков изученных по­знавательных объектов;

организация деятельности учащихся по от­работке изучен­ных знаний и способов дейст­вий посредст­вом их приме­нения в ситуа­циях по образцу и измененных ситуациях;

закрепление методики изу­чения нового материала;

закрепление методики отве­та при очеред­ной проверке знаний;

отработка логики алго­ритма изучен­ных правил

Умение учащих­ся соотносить меж­ду собой факты, понятия, правила и идеи (структура знания);

умение учащих­ся распознавать и воспроизводить изу­ченные познава­тельные объекты; умение воспроизводить алгорит­мы и пользоваться ими в стандартных и измененных си­туациях; прочность зна­ний учащихся

Использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланирован­ная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по об­разцу и в измененной ситуации);

использование разнооб­разных методов и форм за­крепления знаний и спо­собов действий учащихся; использование вопро­сов, требующих интеллек­туальной активности, самостоятельной мысли­тельной деятельности;

обеспечение дозиро­ванной помощи учащимся

1. Использование на уроке взаимообратных задач.

2. Составление карты мыследеятельности.

3. «Опрос эксперта». 4. «Разбери слово по буквам».

5. Вопросно-ответное общение.

6. «Высокопоставлен­ный дилетант».

7. Структурная модель.

8. «Что было бы, ес­ли... (человечество не знало...)».

9.  «Придумай свои задания».

10. Интеллектуальный марафон

7. Этап применения знаний и способов действий

1. Обеспе­чить усвоение учащимися зна­ний и способов действий на уровне приме­нения их в раз­нообразных си­туациях.

2. Обеспе­чить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания а

разнообразных ситуациях

Организация деятельности учащихся по применению знаний в изме­ненных и новых ситуациях

Правильность, полнота, осознан­ность, действен­ность знаний уча­щихся;

самостоятель­ность учащегося в выполнении зада­ний;

углубление зна­ний и способов действий учащихся

Использование системы заданий, предусматриваю­щих постепенное нарас­тание сложности упражнений и самостоятельности учащихся в их вы­полнении;

использование разно­образных методов и форм организации деятельно­сти учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях;

использование заданий

на поиск нескольких способов получения одного результата;

стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться,

получить неправильный ответ;

поощрение стремления учащегося предлагать свой способ работы (решения задачи);

применение заданий,

позволяющих учащемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

использование открытых задач

1. Разноуровневые самостоятельные рабо­ты.

2. Лабиринт действий.

3. Проектное обуче­ние.

4. Деловая игра.

5. Вопросно-ответное общение.

6. Учебные станции.

7. Рынок возможностей.

8. Двойные ассоциации.

9. Групповая работа.

10. «Дебаты "за" и

"против"».

11. Задания на самостоятельное построение алгоритма решения определенных типов задач.

12.  «Задания по кругу».

13.  «Ты – мне, я – тебе»

 

 

8. Этап обобщения и систематизации знаний

1. Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

2. Обеспечить установление учащимся

внутрипредметных и межпредметных связей.

3. Обеспечить формирование у обучающихся обобщенных понятий

Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений

Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части  в целое, классификации и систематизации знаний;

выявление учащихся внутрипредметных и межпредметных связей;

выделение мировоззренческих идей

Построение структурно-логических схем изученной темы;

использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов;

обобщение и систематизация на различных

уровнях: а) понятийном, б) межпонятийном, в) тематическом,

г) итоговом, д) межпредметном;

выделение сквозных

идей и принципов: симметрии и асимметрии, относительности, направленности природных процессов, соответствия, дополнительности и др.;

использование обобщающих таблиц

1. Метод кооперации.

2. Составление карты

мыследеятельности.

3. Моделирование.

4. Построение «дерева» темы.

5. Построение «здания» темы.

6. «Паучок».

7. Мозговая атака в

письменной форме.

8. Учебные станции.

9. «Пересечение тем»

 

 

 

9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

1. Выявление качества и уров­ня усвоения учащимися знаний и способов действий.

2. Выявление недостатков в знаниях и способах действий учащихся.

3. Установ­ление причины выявленных недостатков;

4. Обеспече­ние развития у обучающихся способности к оценочным действиям


 

Глубокая и всесторонняя проверка зна­ний и способов действий уча­щихся;

проверка об­раза мышления учащихся;

проверка сформированности общих учебных уме­ний;

комментиро­вание ответов учащихся

 

Проверка преподавателем не только объема и правильности зна­ний, но также их глубины, осознан­ности, гибкости и действенности;

активная дея­тельность всего класса в ходе про­верки знаний от­дельных учащихся;

рецензирование ответов учащихся

Использование различ­ных методов контроля зна­ний и способов действий учащихся;

постановка дополни­тельных вопросов для про­верки системности, осо­знанности, действенности и прочности знаний;

разъяснение препода­вателем своего подхода к оцениванию знаний уча­щихся;

при опросе анализиро­вать не только правиль­ность ответа, но и его самостоятельность, ориги­нальность, стремление учащегося искать и нахо­дить разнообразные спо­собы выполнения заданий

1. Разноуровневые
контрольные и само­стоятельные работы.

2. Тестовые задания.

3. Задания на выде­ление всех признаков понятия и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний).

4. Задания на выделе­ние существенных признаков (глубина).

5. Задания на конст­руирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гиб­кость).

6. Задания с избыточ­ными данными, с проти­воречивыми данными (способность к оценоч­ным действиям)

 

 

10. Этап коррекции знаний и способов действий

Откорректи­ровать выявленные пробелы в знаниях и спо­собах действий учащихся в рамках изучен­ной темы

Организация деятельности учащихся по коррекции  сво­их выявленных недостатков

Динамика пере­хода учащихся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний

Организация деятель­ности учащихся:

а) минимального и об­щего уровня усвоения зна­ний по выявлению своих ошибок на основе постав­ленной преподавателем оценки и их коррекции;

б) вариативного (твор­ческого) уровня усвоения знаний по решению нестан­дартных заданий или ока­занию помощи другим уча­щимся в поиске и коррек­ции своих ошибок

1. Использование специально разделенных на мелкие этапы и звенья управлений.

2. Применение развернутых инструкций с регулярным контролем.

3. Тестовые задания.

4. Задания  «с пропус­ками».

5. Структурно-логиче­ские схемы «с пропуска­ми»

11. Этап информации о домашнем задании

Обеспече­ние понимания учащимися цели, содержания и способов вы­полнения д/з

Информация о д/з;

мотивирова­ние выполнения д/з;

инструктаж по выполнению д/з;

проверка по­нимания учащи­мися содержания и способов вы­полнения д/з

Реализация необходимых и до­статочных условий для успешного вы­полнения д/з все­ми учащимися в соответствии с актуальным уров­нем их развития; наличие индивидуальных зада­ний (по интересам или по степени сложности);

наличие возможностей выбора д/з

Обязательное и систе­матическое выполнение этапа в границах урока;

соответствие содержа­ния д/работы уровню обученности учащихся (акту­альному уровню развития, репродуктивному, конструктивному или вариатив­ному);

создание условий для выбора учащимися д/заданий; подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей

выполнение д/з

1. Интересная поста­новка учебной проблемы, если речь идет о позна­вательных заданиях.

2. Три уровня д/з.

3. Задание массивом. 4. Особое задание.

5. «Необычная обыч­ность».

6. Идеальное задание

12. Этап подведения итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и

отдельных учащихся

Подведение итогов учебного занятия

Четкость и краткость этапа

Умение преподавателя

давать качественную характеристику работы

класса

1. Сообщение преподавателя.

2. Подведение итогов

самими учащимися

 

13. Этап рефлексии

1. Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и

взаимодействия с преподавателем и одноклассниками.

2. Обеспе­чить усвоение учащимися принципов са­морегуляции и сотрудничества

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке;

прогнозирование способов саморегуляции и

сотрудничества

Развитие способностей

учащихся к рефлексии;

стимулирование учащихся к  осмыслению того, как другие (учащиеся, преподаватели) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления;

реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой),  «МЫ» (комфортно ли было рабо­тать в малой группе, какие затруднения были в обще­нии), «ДЕЛО» (достигли цели учения, какие затруд­нения возникли, как пре­одолеть свои учебные проблемы)

1. Ассоциативный ряд.

2. Незаконченные

предложения.

3. «Разговор на бумаге».

4. «Солнышко».

5. «Лист обратной связи».

6. «Заключительная

дискуссия».

7. Интерпретация

изображений на открытках.

8. «Письмо самому себе».

9. «Ну что, как прош­ло занятие?».

10. Барометр настроения.

11. «Памятки».

12. «Пейзаж – зер­кало настроения»

 

Схема анализа урока

(по  Т. И.  Шамовой  и  Ю. И. Конаржевскому)

 


Характеристика урока                                                                                Баллы

 


1.     Обозначена цель урока.                                                                                 2

2.     Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности.                  2

3.     Соответствие содержания учебного материала ТДЦ.                                  2

4.     МО обеспечили: мотивацию деятельности.                                                  2

5.     Сотрудничество учащихся и учителя.                                                                    2

6.     Контроль и самоконтроль.                                                                                     2

7.     Соответствие методов обучения (МО) СУМ и ТДЦ.                                    2

8.     ФОПД обеспечили: сотрудничество между обучающимися.                       2

9.     Включение каждого ученика в деятельность по обеспечению ТДЦ.                    2

10.            ФОПД отобраны в соответствии с МО, СУМ, ТДЦ.                                        2

11.            Уровень достижения ТДЦ: образовательный аспект.                                      2

12.           Воспитательный аспект.                                                                                      2   

13.           Развивающий аспект.                                                                                 2   


 

Условные  обозначения:

 

Триединая дидактическая цель                                                                       ТДЦ

Методы обучения                                                                                            МО

Содержание учебного материала                                                                   СУМ

Формы организации познавательной деятельности                                                ФОПД

 

         Балльные оценки:

2 – реализовано полностью;

1 – реализовано частично;

0 – не реализовано.

 

Эффективность урока: сложить все баллы, разделить на 26 и умножить на

                                       100.

85% – отлично, 84–65% – хорошо, 64–45% – удовлетворительно.

 

Схема анализа компетентностно-ориентированного урока

Учитель

Предмет, класс

Тема урока

Целеполагание

Отсутствует

Цель формулирует учитель

Совместное с учащимися

 

 

 

Цели урока

Нельзя измерить, продиагностировать

Диагностичны, измеряемы

 

 

Создание мотивационного поля

Отсутствует

На этапе целеполагания

На отдельных этапах урока

 

 

 

Содержание урока

Нет связи с жизнью, практической деятельностью.

Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью.

Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Имеется интеграция содержания.

 

 

 

Формы организации деятельности учащихся на уроке

Неактивные  

 Активные

Интерактивные

 

 

 

Фронтальные

Групповые

Парные

Индивидуальные

 

 

 

 

Использование методов, приемов

Использование не оправдано, методы и приемы - репродуктивные 

 Выбор оправдан,  соответствует целям урока, используются методы и приемы репродуктивные и продуктивные

 

Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на некоторых этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный

Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на всех этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный

 

 

 

 

Использование технологий

 

Рефлексивность 

Отсутствует

Эмоциональная рефлексия

Оценка деятельности

Оценка результата

Рефлексия учителя

 

 

 

 

 

            

 

Результативность урока

Результат не достигнут или достигнут учителем

Сформирована направленность на предметные компетентности (указать какие); наличие продукта. Результат достигнут отдельными учащимися.

Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности (указать какие); наличие продукта деятельности, знаний о его практическом применении. Большая часть класса достигла результата.

Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности, развивались ключевые компетентности  (указать, какие);

Результат достигнут каждым учащимся.

 

 

 

 

Оценивание

Традиционное, по 5-бальной шкале

Качественная, словесная оценка деятельности

Другие виды оценивания

 

 

 

Выводы: Принципы деятельностно-компетентностного подхода в обучении

не реализуются

реализуются частично

реализуются

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

«Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» (А.А. Леонтьев).

Исходя из этого, набор позиций определен следующим образом:

· ученик сам ставит цель (участвует в постановке цели, а, следовательно, учитель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной учебной задачи. Обязательной частью компетентностно-ориентированного урока становится работа учителя с мотивацией, интересом учащихся);

·ученик сам проектирует или выбирает средства;

· сам оценивает результат и корректирует свои действия.

Еще один важный принцип компетентностного подхода – диагностичность (измеримость) целей урока, что предполагает ответ на вопросы: «Что должен научиться делать ученик?» и «Как я, учитель, делаю это сам?».

 

 

 

 

СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА

 

1.     Какова характеристика реальных учебных возможностей обучающихся? Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного урока?

2.     Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущим, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чём специфика этого урока? Каков его тип?

3.     Какие задачи решались на уроке: образовательные,  воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

4.     Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. д.? Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между всеми этапами урока?

5.     На каких понятиях, идеях, положениях фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?

6.     Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

7.     Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

8.     Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

9.     Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения. Почему?

10.           За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

11.           За счёт чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

12.           Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?

13.           Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

14.           Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Как учитель планирует восполнение нереализованного?