Содержание сопровождения детей в условиях инклюзивного образования
Показаны пути и направления психолого- педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования; дана примерная карта сопровождения,анализ результатов работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Копылова Алиса Михайловна
(МКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIIIвида г.Городца Нижегородской обл.»)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Программа индивидуального сопровождения ребенка с комплексными нарушениями развития в условиях инклюзивного образования.
по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
2014
План
Введение
Глава 1. Анализ литературы по проблемам психолого-педагогического сопровождения образования детей с комплексными нарушениями развития
- Содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение»
- Особые образовательные потребности детей с РАС
- Технология психолого-педагогического сопровождения детей с РАС учителя-дефектолога
Глава 2. Содержание психолого-педагогического сопровождения ребенка с комплексным нарушением развития в условиях инклюзивного образования
2.1. Содержание направлений коррекционно-педагогического сопровождения
2.2. Направления взаимодействия специалистов сопровождения и педагогов в образовании ребенка с комплексным нарушением развития
2.3. Оценка эффективности программ индивидуального сопровождения
Заключение
Список литературы
Введение
Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом. Важно еще раз подчеркнуть, что инклюзивное образование в большинстве европейских стран и в России – один из первых примеров борьбы родителей за образовательные права собственных детей, прецедент поведения родителей как подлинных субъектов образовательного процесса. (1)
Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью (3).
Инклюзивное образование ориентировано на изменение самого общего образования, условий для обучения разных детей с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. Согласно статистическим данным каждый двадцатый житель нашей страны относится к категории инвалидов. (2) В их число входит и почти полмиллиона детей, по отношению к которым по Закону Российской Федерации «Об образовании» (п.6, ст. 5) «государство обязано создавать гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». Следует отметить, что число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в нашей стране постоянно возрастает (4). Важным федеральным документом в области образования детей-инвалидов, является государственной программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175
Глава 1. Анализ литературы по проблемам психолого-педагогического сопровождения образования детей с комплексными нарушениями развития
- Содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение»
Идеи сопровождения и психолого-педагогического сопровождения, в частности, активно развиваются в работах Л.В. Байбородовой, Н.Г. Битяновой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, С.В. Дудчик, Е.И. Казаковой, Н.В. Клюевой, и др. В наиболее общем смысле сопровождение характеризуют как помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей, в поиске путей решения актуальных противоречий, встречающихся при организации образовательного процесса, как непрерывный процесс изучения, формирования и создания условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, обеспеченных командной работой специалистов различных профилей. Идеи психолого-педагогического сопровождения соответствуют прогрессивным идеям зарубежной гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Мид, М. Кун, И. Блумер), отечественной психологии (Е.В. Бондаревская, Р.Л. Кричевский, С.В. Кульневич, И.А. Якиманская и др.), педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков и др.) (приводится по Л.Н. Харавини на, 2011).
В качестве основных характеристик сопровождения, в первую очередь по отношению к сопровождению ребенка с ОВЗ, выступают его:
- процессуальность,
- пролонгированность,
- недирективность,
- погруженность в реальную ситуацию человека, особость отношений между участниками, приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта («педагогика успеха»), право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.
Базовым понятием можно считать идею О.С. Газмана, автора технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания, показавшего в своих работах, что педагогическая поддержка (мы добавим и психологическая) и сопровождение развития личности человека — есть не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, а комплексная система, особая культура поддержки и помощи человеку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации (О.С. Газман, 2007).
В целом сопровождение ребенка или группы детей с ограниченными возможностями адаптации в образовательном процессе как одно из приоритетных направлений деятельности инклюзивного образовательного учреждения, может быть определена как «…система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия.» (М.Р. Битянова, 1997).
- Особые образовательные потребности детей с РАС
Особые образовательные потребности детей с аутизмом включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ и специфические:
• в периоде индивидуализированной «подготовки» к школьному обучению;
• в наличии хотя бы минимального опыта фронтального обучения;
• в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;
• в сопровождении тьютора при наличии поведенческих нарушений;
• в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего;
• в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;
• в дозировании введения в его жизнь новизны и трудностей;
• в дозировании учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности;
• в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;
• в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;
• в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутистических расстройствах;
• в постоянной помощи ребенку на уроке в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции;
• в проведении индивидуальных и групповых занятий с психологом, а при необходимости с дефектологом и логопедом;
• в организации занятий, способствующих формированию представлений об окружающем, отработке средств коммуникации социально-бытовых навыков;
• в индивидуализации программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избирательных способностей(в составлении индивидуальной образовательной программы по разным предметным областям;
• в индивидуализированной оценке достижений ребенка с учетом его особенностей;
• в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
• в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения;
• в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения. (5)
Содержание работы с детьми с расстройствами аутистического спектра учителя дефектолога для реализации основных потребностей детей с РАС:
• организация поведения;
• развитие коммуникативной функции общения;
• сенсорное и сенсомоторное развитие;
• развитие познавательной деятельности;
• развитие пространственной ориентировки.
Формы работы:
• групповые занятия — работа с группой учащихся, объединенных общими коррекционно-образовательными потребностями, выявленными в ходе диагностического обследования;
• индивидуальные занятия — наиболее предпочтительная форма работы с учащимися, которые имеют выраженные нарушения развития. Необходимо отметить, что работа таких специалистов, как тифлопедагога и сурдопедагога, в которых в обязательном порядке будут нуждаться дети соответствующих категорий, рассматривается как привлечение образовательным учреждением внешних специалистов. В своей работе учитель-дефектолог ориентируется на дифференцированный подход внутри каждой категории детей с ОВЗ с целью определения индивидуальных методов и способов коррекционной работы. Также необходимо помнить, что успех коррекционно-педагогического воздействия основывается на комплексном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Таким образом, обязательной задачей учителя-дефектолога является привлечение к процессу коррекционно-развивающего обучения родителей, педагогов, специалистов сопровождения и администрации образовательного учреждения. (6)
- Технология психолого-педагогического сопровождения детей с комплексными нарушениями развития учителя – дефектолога
Опыт сопровождения образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включенных в общеобразовательную школу показывает, что в настоящее время большинство учеников испытывают либо огромные трудности при обучении, либо не в состоянии овладеть даже минимальными требованиями образовательной программы.
Таким образом, одним из главных направлений деятельности учителя - дефектолога в общеобразовательной школе является решение задач по вопросам обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют постоянной специализированной помощи и предоставление специальных условий. Таким образом, основная цель деятельности учителя - дефектолога: максимальная образовательная адаптация ребенка с ограниченными возможностями в школьной среде, а также обеспечение своевременной помощи учащимся, которые испытывают выраженные трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы.
Так как в образовательную среду массовой школы могут как включаться, так и интегрироваться дети с различными видами нарушений, следовательно, формы и содержание работы учителя - дефектолога будут определяться, в первую очередь, спецификой и особенностями развития категории детей.
Глава 2. Содержание психолого-педагогического сопровождения ребенка с комплексным нарушением развития в условиях инклюзивного образования
2.1. Содержание направлений коррекционно-педагогического сопровождения
Карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающегося с комплексными нарушениями
ФИО ребенка _____________________________________________________
Дата рождения ____________________________________________________
Домашний адрес, телефон __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Положительные качества ребенка, на которые можно опираться при работе (заполняется со слов родителей)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диагноз___________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1. Физическое здоровье (особенности раннего развития, наследственная предрасположенность) _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Ведущая рука ___________________________________________________
3. Медицинское обследование
Дата | Слух | Зрение | ОДА |
4. Сенсомоторное развитие
Дата | Мелкая моторика | Арт. моторика | Пространст. ориент. | Восприятие цвета | Восприятие формы | Восприятие времени | Восприятие картинок |
5. Логопедическое обследование
Дата | Характеристика речи | Логопедическое обследование | Заключение | ||||||||||
Строение арт. аппарата | Звукопроизношение | Фонематич.слух | Зв.-бук. Анализ и синтез | Слоговая структура | Гр.строй | Лексич. запас | Связанная речь | Чтение | Письмо | ||||
6. Психологическое обследование
Дата | Социометрия | Развитие высших психических функций | Сформированность эмоционально-волевой сферы | ||||||||||||||||
лидер | ведомый | изгой | Особенности внимания | Особенности памяти | Особенности мышления | Ур.шк. тревожности | Шк.адаптация | Учеб.мотивация | самооценка | ||||||||||
устойчивое | неустойчивое | аудиал. | визуал. | кинестет. | наглядно-действ. | нагляднобразн | высокий | средний | низкий | норма | низкая | дезадаптация | средняя | низкая | |||||
7. Учебная деятельность
Дата | Самостоятельная работа | Результаты учебной деятельности | |||||
Использует помощь учителя | Работает по инструкции | Работает под контролем | Высокий уровень (5) | Выше среднего (4) | Средний (3) | Низкий уровень | |
8. Сведения о семье
Члены семьи | Фамилия, имя, отчество | Дата рождения | Образование | Специальность | Место работы, учебы | Адрес, телефон, ЖБУ* | Состояние здоровья, вредные привычки | Изменения | Примечания |
* (1, 2, 3- комнатная квартира с удобствами, без удобств, комната в общежитии)
Тип семьи: полная, неполная, материнская, альтернативная (юридически не оформлены отношения). Многодетная _____________________________________________________
Материально-экономическое положение: малообеспеченная, обеспеченная
Учреждения, оказывающие помощь семье (указать вид помощи) ___________________
_____________________________________________________________________________
9. Характеристика психологического климата в семье
Дата наблюдения | |||||||||
Стиль воспитания ребенка в семье | Авторитарный | ||||||||
Демократический | |||||||||
Либеральный | |||||||||
Взаимоотношения ребенка с матерью (замещ.лицом) | Доверительные | ||||||||
Конфликтно-агрессивные | |||||||||
Формальные | |||||||||
Взаимоотношения ребенка с отцом (замещ.лицом) | Доверительные | ||||||||
Конфликтно-агрессивные | |||||||||
Формальные | |||||||||
Влияние семейного уклада на развитие ребенка | Позитивное | ||||||||
Противоречивое | |||||||||
Негативное из-за | |||||||||
*наследственных заболеваний | |||||||||
*конфликтов | |||||||||
*вредных привычек | |||||||||
*бывшей судимости | |||||||||
*наркомании | |||||||||
*алкоголизма |
10. Социальное сопровождение (заключение)
Дата | Цель сопровождения | Формы и методы сопровождения (беседы, консультации, выходы в семью, в др. организации и др. | Результаты проведенной работы (консультирование педагогическое, социальное), эмоциональная поддержка, разрешение проблемы и т.д. | Ф.И.О. и должность исполнителя | Примечания (рекомендации, заключения) |
Врач-психиатр_____________________________________
Дефектолог________________________________________
Логопед___________________________________________
Педагог-психолог__________________________________
Соц. педагог_______________________________________
Воспитатель_______________________________________
Куратор____________________________________________
Председатель службы сопровождения________________
2.2. Направления взаимодействия специалистов сопровождения и педагогов в образовании ребенка с комплексным нарушением развития
Одним из приоритетных направлений современного этапа развития системы специального (коррекционного) образования является помощь детям, ранее не охваченных ею, в том числе детям с комплексными нарушениями. Они представляют собой категорию детей, которые наряду с общим для них состоянием имеют одно или несколько системных нарушений. Для того чтобы осуществить эффективную коррекционную помощь, необходимо иметь четкое представление о структуре нарушения, то есть знать, какое нарушение является первичным, биологически обусловленным, а какое — вторичным, социально обусловленным. Согласно Л.С. Выготскому, первичное нарушение вызывает ряд вторичных отклонений, которые в неблагоприятных социальных условиях, например при отсутствии своевременной диагностики и коррекции, усугубляют первичный, так как не выполняют компенсаторную функцию. При этом психолого-педагогическое воздействие будет направлено в первую очередь на коррекцию и предупреждение вторичных дефектов. А для преодоления первичных нарушений необходимо медицинское воздействие. Однако даже использование современных достижений медицины не всегда позволяет в полном объеме компенсировать первично нарушенную функцию. Первичное нарушение контингента детей нашей школы — интеллектуальная недостаточность в той или иной степени и вторичные нарушения: ДЦП, нарушения речи, синдром Дауна, расстройства аутистического спектра.
Своеобразие психофизических особенностей ребенка обучающегося с комплексными нарушениями требует специальных условий обучения, то есть создание среды, способствующей полноценному развитию его личности. Обучение таких детей предусматривает планирование содержания работы по следующим направлениям:
• формирование представлений ребенка о себе и окружающем мире;
• развитие навыков коммуникации;
• формирование навыков самообслуживания и безопасной жизнедеятельности;
• подготовка к овладению простейшими видами учебной и трудовой деятельности;
• социальная интеграция и преодоление бытовой зависимости от ближайшего окружения.
Мы стремимся сделать обучение этой группы школьников комфортным: учитывая «зону ближайшего развития» каждого ребенка, организуем такой режим, при котором ученику даются посильные интеллектуальные и физические нагрузки, поощряется его стремление к общению с окружающими.
В программно-методических материалах предусматривается комплексная коррекционная помощь по четырем основным направлениям:
• социально-бытовая ориентировка и доступная профессионально-трудовая подготовка;
• коррекционно-психологическая помощь;
• лечебно-профилактическая и восстановительная работа;
• сотрудничество с семьей.
Эти направления имеют важное значение для формирования необходимых положительных навыков, которые будут способствовать успешной социализации обучающихся. Все программно-методические разработки применяются с учетом психофизических особенностей и компенсаторных возможностей каждого ребенка со сложными (комплексными) нарушениями развития. При этом для «тяжелого» ребенка предусматривается обучение на уровне школьного образования по компоненту «жизненной компетенции» с целью обеспечения максимально возможной социальной адаптации и подготовки к самостоятельной жизни, предусматривается постепенное, поэтапное развитие социального опыта.
Обязательным и единственно возможным для этой категории школьников является индивидуальный образовательный маршрут обучения, который реализуется в условиях комплексного сопровождения с первого года обучения в школе. Категория детей с комплексными нарушениями крайне разнообразна по своей структуре, степени и характеру проявлений, в связи с этим сложно выработать единые подхода к обучению и сопровождению с учетом всех факторов. Необходим комплексный подход, систематическая длительная коррекционная работа, организованная на всех возрастных этапах усилиями разных специалистов.
При поступлении обучающегося с комплексными нарушениями школьный психолого-медико-педагогический консилиум (далее — ПМПк) определяет направление коррекционной работы для каждого ребенка. С помощью карты ППМС-сопровождения различные специалисты, учитывая индивидуальные и психофизические особенности развития обучающегося, намечают перспективные направления работы с ним. Учителя составляют индивидуальный образовательный маршрут, намечая при этом программно - методические направления работы в соответствии с программой, где отмечается наличие конкретных навыков («отсутствие навыка», «формирование навыка» или «навык сформирован»). Направления педагогической коррекции выстраиваются с учетом последовательности развития ручной и общей моторики, коммуникативной деятельности, самообслуживания.
2.3. Оценка эффективности программ индивидуального сопровождения
По истечении первого полугодия школьный ПМПК изучает динамику развития каждого школьника, определяет в качестве приоритетного направление коррекционной помощи, социальной адаптации и развития индивидуального жизненного опыта ребенка на максимально доступном ему уровне, намечает план расширения коррекционного образовательного пространства за пределы учреждения. Так, например, наши школьники с комплексными нарушениями осваивают дополнительный профиль «Озеленитель», уже не первый год являются активными участниками проекта «Равные возможности» в музее «Город Мастеров».
В конце учебного года специалисты ППМС- сопровождения еще раз изучают динамику развития каждого школьника с комплексными нарушениями, школьный ПМПК дает соответствующие рекомендации на следующий учебный год.
Заключение
Что же нужно изменить в образовании, чтобы оно стало инклюзивным? Хорошо понимая, что массовая школа имеет границы допускаемых в ней изменений, предназначенных детей различных детей, можно назвать основные критерии соответствия:
1. наличие и исполнение в стране соответствующего законодательства, закрепляющего ИО и обеспеченность его экономической основы
2. системные преобразования учебно-воспитательного процесса, его организационных форм и ценностных установок
3. наличие индивидуальной системы поддержки и специальных образовательных условий для нуждающихся детей
4. Налаженная системы ранней комплексной помощи
5. Наличие в школах психолого-педагогических консилиумов и специалистов сопровождения, в т.ч. тьюторов
6. Методическая поддержка массового учителя со стороны коррекционных педагогов
7. И последнее- ИО сможет достичь своей цели только тогда, когда оно будет реализовано на всех ступенях образования - от детского сада до вуза
Таким образом, хорошо продуманные, скоординированные действия всех специалистов и семьи дадут положительные результаты: улучшается поведение, появляется речь у детей с расстройствами аутистического спектра, совершенствуются навыки самообслуживания, культуры поведения, улучшается коммуникативная деятельность воспитанников; полнее усваивается школьная программа.
Список литературы
- Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.)
- Ефремов А.В. Концепция управления процессами социальной адаптации и реинтеграции инвалидов в общество. Автореферат на соискание ученой степени доктора социологических наук. Новосибирск, 2001, С.1)
- Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002.С. 15-21.).
- Образование для всех? Региональный мониторинговый доклад. UNICEF. Florence. № 5. 1998. С. 58)
- Обучение детей с расстройствами аутистического спект, ра. Методические рекомендации для педагогов и специалис& тов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехи& на // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 80с.)
- Создание и апробация модели психологопедагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.)
Предварительный просмотр:
пальное казённое специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Городца Нижегородской области».
Утверждаю
Принята на педагогическом совете Директор школы 29 августа 2014г. ________(А А Кошелев)
Рабочая программа:
по трудовому профилю (швейное дело)
для 10 класса школы VIII вида
Составители
Н С Гущина учитель швейного дела
А М Копылова учитель- дефектолог
г. Городец
2015 г
Пояснительная записка
Основным предметом обучение в коррекционной школе-интернате является труд, соответственно, социальные изменения в обществе повлияли на содержания трудового обучения и вызвали на разработку программы, которая решала бы некоторые вопросы социальной и трудовой адаптации выпускников коррекционной школы-интерната VIII вида. Программа имеет 2 уровня и может меняться в зависимости от возможностей учащихся .По программе 1 уровня обучаются группы наиболее способных и сохранных детей. Изделия, подобранные для этого уровня, отличаются разнообразием операций и действий большей сложностью в конструировании.
Программа 2 уровня, по которой обучаются группы детей с выраженными проблемами в развитии, характеризуются меньшим объемом операций и действий, большей их повторяемостью. Некоторые приемы Работы данной группой не отрабатываются. Изделия отличаются простотой конструкции. Программа составлена на 1 год обучения. Таким образом, в процессе трудового обучения, обучающиеся должны получить основательную трудовую подготовку с профессиональной направленностью, способствующую их интеллектуальному и профессиональному становлению. В этих условиях овладение профессиональными знаниями и умениями уже в стенах школы станет для них большим социальным, экономическим подспорьем в дальнейшей жизни. Рабочая программа по образовательной области представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
- пояснительная записка;
- содержание тем учебного курса;
- требование к уровню подготовки обучающихся по каждому разделу программы.
Методические рекомендации по реализации программы.
При работе по настоящей программе важно придерживаться принципа доступности учащимся сложности объема учебного материала.
Большое внимание учитель должен уделять формированию и поддержанию мотива учения, выбора к выполнению изделия занимательные, значимые для учащихся задания. Необходимо расширять возможности общения подростков. Для этого всех членов группы следует вовлекать в обсуждение задания, разрешение различных проблемных ситуаций, при этом обращается особое внимание на обогащение словарного запаса. Развитие речи происходит в ходе рассказа о предстоящей работе и отчета о выполненной.
Учитывая низкий уровень общего, в том числе и речевого развития подростков, учитель должен давать им доступные для повторения образцы высказываний. Большое значение имеет обучение контролю качества выполняемых работ обращать, внимание при сравнении со своей работой. Для того, чтобы оценивать качество своих изделий, воспитанники должны иметь эталонный образец, какими приемами проводить это сравнение. Параметры качества должны носить наглядный характер, быть очевидными и ограниченными по количеству. Специальная технология изучается на образцах, закрепляется в процессе выполнения изделий. При выполнении изделий не все ученицы смогут выполнить весь комплекс необходимых операций. Таким образом, возможно введение пооперационного разделения труда, ограничив работу слабых учащихся выполнением доступных операций. Как правило, работа проводится, по готовому крою.
В рамках реализации индивидуального подхода, возможно, поручать раскрой деталей по шаблонам; более сохранным учащимся – под руководством учителя. Особое внимание следует уделить изучению тем «Конструирование одежды». Целью изучения этого учебного материала является объяснение чертежа с тем, чтобы ученики могли читать чертеж, ориентироваться в нем, пользоваться готовыми выкройками; для этого нужно научить учащихся пользоваться таблицами технологическими картами, рабочими тетрадями. Оценка успехов учащихся носит поощрительный характер. Цель оценки - повысить мотивацию, поддержать уверенность в своих силах.
Программа составлена с учётом требования ряда программ:
- «Трудовое обучение в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида (новые учебные программы) М. НЦ ЭНАС, 2001г.,
- «Технология. Трудовое обучение 1-4 классы, 5-11 классы», методических рекомендаций № 27/2932-6 от 19.06.2003г.,
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида; сборник 2.- М.; ВЛАДОС, 2000г. под редакцией В.В. Воронковой,
- Программы для учащихся 5-11класса школ-интернатов и методических рекомендаций по её реализации в помощь учителю - Научно-методический центр «Технология - Брянск 1997г. Л.В. Свиридова, М.В. Жураковская.
Программа разработана для учащихся, занимающихся в специальной (коррекционной) школе- интернате и предусматривает углубленное изучение основ швейного дела с достаточной для этого почасовой нагрузкой. Программа рассчитана на 692 часа (22 часа в неделю). Наряду с этим создаются условия развития, обучения и воспитания учащихся. Изучение дисциплины (учебного предмета) осуществляется с позиции построения предметно-развивающей среды.
Настоящая программа углубленной допрофессиональной подготовки служит базой для последующего овладения профессией. Это возможно в школьной учебной швейной мастерской. Основное внимание уделяется качеству выполнения производственных операций, условиями и наличием материала, производительности труда.
В основе программы лежит системный подход. Так, например, обучение технологии изготовления, обработки швейных изделий, происходит по трём уровням:
1. – швы,
2. – поузловая обработка изделий,
3.–проектирование и изготовление изделия, изготовление законченного швейного изделия.
При таком подходе прослеживается путь от простого к сложному. Программа предусматривает проводить в конце учебного года работу над творческим проектом. Цель проекта: способствовать самостоятельному формированию системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний и умений учащихся, вложенных в конечный продукт. В программу включен элективный курс «Художественное лоскутное шитье в интерьере помещения».
Цели данного курса:
- углубить знания по швейному делу, полученные в предыдущих классах
- познакомить учащихся с новым видом художественной обработки текстильного лоскута, тканей, бывших в употреблении;
- помочь сориентироваться в выборе дальнейшего профиля обучения – дизайнер интерьера, одежды;
- проявить себя, добиться успеха; закрепить и углубить нравственные качества воспитанников
Задачи курса:
- закрепление у учащихся интереса к рукоделию;
- развитие воображения, мышления;
- развитие творческих способностей, навыков работы в коллективе;
- формирование навыков конструирования;
- совершенствование умений по технике выполнения ручных и машинных швов;
- определение способностей и возможностей учащихся к созданию своими руками оригинальных декоративно-прикладных изделий, дизайна дома, помещений.
Программа направлена на изучение способов конструирования, моделирования и технологической обработки швейных изделий. Учащиеся могут выбрать для изготовления любое из предлагаемых учителем примерного перечня (по программе) или предложить любой другой вариант изделия, по возможности сохраняя базовый теоретический уровень.
В программе учтены требования, предъявляемые производственными предприятиями, о чем свидетельствуют такие, например, темы как, «Технология пошива простейших изделий, изготовленных на швейной фабрике» или «Правила безопасной работы на швейной фабрике».
В каждой четверти есть тема «Практическое повторение», которая предусматривает формирование навыков практического выполнения и применения различных технологий пошива не только лёгкой женской и детской одежды, но и пошиву другой продукции. А так же является одним из способов изучения динамики развития трудовых навыков обучающихся. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребёнком позволяет выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков. С целью расширения кругозора учащихся, знакомства с профессиями проводятся экскурсии на швейную фабрику. Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказываются на становлении личности, способствует их социальной компетентности. Обучающиеся должны получить основательную общетрудовую подготовку с профессиональной направленностью, способствующую их интеллектуальному и профессиональному становлению.
Освоение профессиональных умений и навыков уже в стенах школы станет для них большим социальным и экономическим подспорьем в дальнейшей жизни, выборе профессии, социальной адаптации.
Цель программы:
- расширение и углубление выработки направлений и уровня социальной компетентности воспитанников
- воспитание трудолюбия, уважения к любому виду труда;
Задачи
- формировать трудовые навыки и умения, технические и технологические знания;
- закреплять и совершенствовать технологические приемы индивидуального и промышленного пошива одежды, постельного белья;
- учить учащихся решать возможные для них творческие задачи, направленные на изготовление швейных изделий;
- обращать внимание на экономное расходование ниток, ткани, электричества, грамотное обращение с инструментами и материалами, технику безопасной работы на швейной машине и с инструментами.
- формировать доступное экономическое мышление с целью развития инициативы учащихся, их самостоятельности и самоконтроля,
- развивать мобильность у учащихся через знакомство с образцами изделий, выполняемых сверстниками, профессионалами;
- воспитывать трудолюбие, уважение к труду.
Основные идеи программы «швейное дело»:
- обобщенные сведения об индивидуальном и швейном производстве, сменная норма выработки на операциях, расценки;
- требования технической безопасности труда и пожарной безопасности;
- основные свойства и применение швейных материалов;
- наименование, назначение и способы применения швейных изделий; формы одежды, виды;
- направления современной моды,
- умение создать красивый интерьер жилища,
- изготовление одежды для новорожденных,
- пошив спецодежды
Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся:
- рационально организовывать рабочее место швеи-мотористки;
- заправлять универсальные, а также специальные машины
- проводить простейшие регулировки;
- выполнять машинные операции по пошиву и обметыванию срезов изделий;
- ориентироваться в своей работе на образец изделия,
- использовать в качестве опоры при планировании и практической работе технологическую карту,
- изготавливать образцы изделий с применением современной технологии, инструментов, приспособлений,
- снимать мерки,
- строить чертежи выкроек, раскладывать выкройки на ткани;
- производить расчеты расхода ткани на то или иное изделие;
- выполнять работы методом лоскутной мозаики,
- выполнять различные способы обработки верха и низа штор,
- осуществлять самоконтроль в процессе выполнения работы,
- выполнять отделочные и влажнотепловые работы в процессе изготовления изделия,
- соблюдать правила производственной санитарии, гигиены труда, внутреннего распорядка,
- техники безопасности, а также правила пожарной безопасности.
- работать в темпе, позволяющем приближаться к выполнению установленных норм выработки квалифицированных рабочих;
- особенности технологической среды жизнедеятельности человека;
- осмысливать технологию предпринимательской деятельности с точки зрения основ культуры труда и профессиональной этики.
Учебный план по трудовому обучению.
№ п/п | Предметы | Часов в неделю | Всего часов за курс обучения |
1. | Производственное обучение | 19 | 646 |
2. | Оборудование швейных предприятий. | 1 | 34 |
3. | Материаловедение швейного производства. | 1 | 34 |
4. | Конструирование одежды | 1 | 34 |
Итого: | 22 | 748 |
План по предмету
«Производственное обучение».
Тема | Кол-во часов |
I четверть | |
Вводное занятие | 2 |
Техника безопасности и противопожарные мероприятия в учебных мастерских | 2 |
Основы гигиены труда и производственной санитарии. Основные мероприятия гигиены труда | 2 |
Экскурсия на предприятие | 4 |
Технология пошива постельного белья | 24 |
Обработка косых срезов долевой обтачкой | 6 |
Технология пошива поясных изделий | 18 |
Технология пошива плечевых изделий | 28 |
Практическое повторение | 81 |
Контрольная работа | 4 |
Итого | 171 |
II четверть | |
Вводное занятие | 2 |
Технология пошива сорочки для мальчика | 18 |
Лоскутная техника | 109 |
Контрольная работа | 4 |
Итого | 133 |
III четверть | |
Вводное занятие | 2 |
Технология пошива рабочей одежды | 25 |
Творческий проект. | 99 |
Технология пошива одежды для новорожденного. | 30 |
Технология пошива одежды для девочки | 30 |
Контрольная работа | 4 |
Итого | 190 |
IV четверть | |
Вводное занятие | 2 |
Интерьер нашего дома | 35 |
Ремонт и обновление одежды | 15 |
Предвыпускная производственная практика на рабочем месте в цехе предприятия | 96 |
Контрольная работа | 4 |
Итого | 152 |
Программа по предмету
«Производственное обучение».
I четверть - 171 час.
Вводное занятие (2ч.).
Продукция, предполагаемая к выпуску в течение года. Демонстрация лучших работ. Ознакомление учащихся с учебно – производственными мастерскими и их оборудованием. Рабочее место учащегося. Оборудование, инструменты и приспособления, необходимые для работы. Набор инструментов для индивидуального пользования.
Техника безопасности и противопожарные мероприятия в учебных мастерских (2ч.).
Техника безопасности и ее задачи. Краткие сведения о законодательстве по охране труда. Виды травматизма, его причины и предупреждение. Меры по технике безопасности при выполнении ручных, машинных и утюжильных операций.
Вопросы электробезопасности. Виды электротравм, меры их предупреждения. Основные требования к электроустановкам для обеспечения их безопасной эксплуатации. Применение средств защиты от поражения электрическим током.
Меры пожарной безопасности. Задачи пожарной профилактики. Причины пожаров, их предупреждение. Меры пожарной безопасности при эксплуатации производственного оборудования, электрического оборудования и освещения.
Основы гигиены труда и производственной санитарии. Основные понятия гигиены труда (2ч.).
Понятие об утомлении. Рациональный режим труда и отдыха. Значение правильной рабочей позы. Роль производственной гимнастики и спорта. Режим рабочего дня. Гигиенические требования к рабочей одежде.
Санитарные требования к рабочим помещениям. Требования, предъявляемые к освещению помещений и рабочих мест. Естественная и механическая вентиляция. Уход за помещением.
Мелкие травмы на производстве. Порезы, проколы и т.п. Гнойничковые заболевания как результат мелких травм и нарушений гигиенических правил ухода за кожей. Предупреждение мелких травм.
Первая помощь при несчастных случаях – травмах, ожогах и поражениях электрическим током. Способы доврачебной помощи.
Экскурсия на предприятие (4ч.).
Ознакомление учащихся с технологическими процессами по изготовлению одежды, с устройством и оборудованием рабочих мест для ручных и машинных работ, влажно – тепловой обработки.
Технология пошива постельного белья (24 ч.)
Изделие. Декоративная или бельевая наволочка с клапаном и застежкой на пуговицы, пододеяльник.
Теоретические сведения. Назначение изделия. Ткани, применяемые для пошива наволочек. Фасоны наволочек. Отделка. Соответствие размера наволочки размеру подушки.
Понятия: чертеж, выкройка, крой. Инструменты, необходимые для построения чертежа. Основные и вспомогательные линии. Вертикальные и горизонтальные линии. Построение прямого угла. Правила раскладки выкройки на ткани и порядок раскроя.
Умения. Ориентировка в задании по образцу готового изделия, по чертежу, по образцу раскладки выкройки на ткани. Составление плана пошива изделия в процессе беседы. Опора на предметную инструкционную карту. Пооперационный контроль и анализ качества выполненной работы под руководством учителя.
Практическая работа. Определение размера наволочки по размеру подушки. Построение чертежа наволочки в натуральную величину по определенным размерам. Расчет расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Раскрой с учетом припусков на обработку срезов.
Отделка кроя наволочки. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание кроя. Соединение боковых срезов двойным швом одновременно с образованием клапана. Выполнение машинной закрепки. Определение места петель. Выметывание петель. Пришивание пуговиц. Утюжка и складывание готового изделия.
Примечание. Сниженный уровень. Выполнение изделия по готовому крою; соединение срезов наволочки стачным швом.
Обработка косых срезов долевой обтачкой (6 ч.)
Изделие. Косынка для работы.
Теоретические сведения. Косые срезы ткани. Растяжимость и сыпучесть косых срезов и учет этих срезов при обработке.
Умения. Ориентировка по образцу изделия и по чертежу, показывающему размер изделия и направление срезов. Планирование работы.
Практическая работа. Определение размеров косынки путем измерения окружности головы с учетом припусков на завязывающиеся концы. Складывание ткани для раскроя. Определение правильности косого среза на ткани. Раскрой косынок.
Обработка поперечных и долевых срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Определение размера долевой обтачки для обработки косынки. Раскрой долевой обтачки и обработка косого среза косынки.
Примечание. Сниженный уровень. Выполнение изделия по готовому крою.
Технология пошива поясных изделий (18 ч.)
Изделие. Брюки пижамные, мужские трусы.
Теоретические сведения. Назначение изделия. Ткани, применяемые для пошива. Фасоны. Названия деталей изделия и контурных срезов. Название деталей выкройки. Анализ чертежа, названия деталей чертежа, условных и контурных линий. Ориентирные точки на фигуре и чертеже. Мерки для построения чертежа пижамных брюк. Особенности раскроя парных деталей.
Умения. Соотнесение ориентирных точек на чертеже и на фигуре человека. Выполнение чертежа по предварительному объяснению учителя.
Практическая работа. Снятие мерок, построение чертежа. Изготовление выкройки на собственный размер. Проверка и вырезание выкройки, раскладка ее на ткани. Раскрой парных деталей. Соединение боковых, шаговых и средних срезов стачным швом при пошиве пижамных брюк. Обработка нижнего и верхнего срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Продергивание эластичной тесьмы. Утюжка изделия.
Примечание. Сниженный уровень. Раскрой по готовой выкройке.
Технология пошива плечевых изделий (28 ч.)
Изделие. Халат, ночная сорочка.
Теоретические сведения. Фасоны халатов. Отделка. Обработка накладного кармана. Правила подбора ткани, ниток, фурнитуры отделки. Детали халата и контурные срезы. Норма расхода ткани при разной ее ширине.
Умения. Ориентировка в задании по рисункам и образцам. Составление плана пошива. Анализ качества работ.
Практическая работа. Раскрой по готовой выкройке:
- раскладка выкройки на ткани
- проверка раскладки с учетом направления рисунка, экономного использования ткани и припусков на швы
- проверка контрольных точек
- разметка мест расположения вытачек, рельефов и других видов отделки на деталях кроя
Обработка деталей. Раскрой. Пошив и отделка халата.
Обработка плечевых и боковых срезов.
Обработка горловины обтачкой и края борта планкой из отделочной ткани. Обработка накладного кармана, соединение его с основной деталью по контрольным точкам.
Обработка рукавов. Соединение рукавов с проймой.
Обработка низа на спецмашине.
Пришивание пуговиц. Утюжка готового изделия.
Примечание. Сниженный уровень. Определение и название основных контрольных линий и контрольных срезов; пошив по готовому крою.
Практическое повторение (81ч.).
Изделие. Детское платье, блузка, детская пижама. Выполнение заказов школы – одежда для учащихся и заказов базового предприятия.
Теоретические сведения. Ассортимент изделий фабрики. Ткани, используемые для пошива, их свойства. Последовательность обработки деталей. Виды швов, используемых при пошиве изделий. Технические условия на готовые изделия. Пооперационное разделение труда. Нормы выработки и плановые задания на пошив изделия.
Умения. Ориентировка в задании по техническим условиям. Оценка качества готового изделия. Межоперационный контроль. Подведение итогов выполнения задания.
Примечание. Сниженный уровень. Пошив по готовому крою. Выполнение половинного объема задания.
Контрольная работа (4 ч.).
Пошив халата с карманами, застежка на пуговицах. Задание выполняется по готовому крою.
Примечание. Сниженный уровень. Выполнение халата с цельнокроеными рукавами, без карманов.
II четверть - 133 часа.
Вводное занятие (2ч.).
Задачи работы на четверть. Повторение правил по технике безопасности. Подготовка рабочих мест.
Технология пошива сорочки для мальчика (18 ч.)
Изделие. Сорочки разных фасонов.
Теоретические сведения. Ткани, используемые для сорочек. Способы обработки застежек. Новейшая технология обработки воротника на стойке. Использование прокладочных материалов. Способы соединения воротника с горловиной (в зависимости от фасона).
Практическая работа. Раскрой по готовым лекалам. Обработка мелких деталей (карманов, манжетов, воротника). Соединение плечевых швов. Обработка застежки планками. Соединение воротника с горловиной. Соединение рукавов с проймами. Отделочные работы.
Умения. Втачивание рукавов в открытую пройму по контрольным знакам без предварительного вметывания.
Примечание. Сниженный уровень. Сорочка с отложным воротником и со сквозной застежкой без планки. Втачивание рукавов в открытую пройму с предварительным вметыванием.
Лоскутная техника (109 ч.).
Изделия. Прихватки, коврики, подушки, покрывала.
Теоретические сведения. История лоскутного шитья. Назначение изделий, выполненных в этой технике, в интерьерах помещений.
Отделка. Виды лоскутного шитья. Выбор ткани, цвет и композиция.
Умения. Выбор ткани, изготовление лекал, раскрой деталей, изготовление модулей.
Практическая работа. Разработать эскиз изделия. Подготовка ткани к раскрою. Изготовить шаблон для раскроя. Составить рисунок для лоскутного шитья.
Примечание. Сниженный уровень. Выполнение изделия по готовому крою и схеме.
Контрольная работа (4 ч.).
Пошив подушки в лоскутной технике.
Примечание. Сниженный уровень. Пошив прихваток.
III четверть - 190 часа.
Вводное занятие (2ч.).
Задачи работы на четверть. Повторение правил по технике безопасности. Подготовка рабочих мест. Характеристика предприятий швейной отрасли. Основные структурные подразделения швейной фабрики.
Технология пошива рабочей одежды(25 ч.)
Изделие. Фартук, нарукавники, бандана.
Теоретические сведения. Ткани, используемые для рабочей одежды. Способы обработки основных деталей изделий. Фартук, фасоны, назначение фасонов, название деталей и контурных срезов. Одинарные и парные детали. Правила экономного расходования ткани при раскрое.
Практическая работа.
Снятие мерок, изготовление выкройки в натуральную величину. Обозначение мест настрачивания карманов. Раскрой. Изготовление фартука для работы в столярных и слесарных мастерских.
Умения. Ориентировка в работе по образцу изделия. Составление плана работы. Уточнение плана в процессе работы. Анализ качества выполненного изделия при сравнении с образцом.
Примечание. Сниженный уровень. Определение названия основных контрольных линий и контрольных срезов; пошив по готовому крою.
Творческий проект ( 99 ч.)
Изделие. Подарок ветерану.
Теоретические сведения.
Характеристика проектной деятельности. Метод проектов. Сущность, виды и условия применения.
Проект включает в себя:
- Формулировку потребностей и краткую формулировку задачи.
- Что за изделие?
- Для чего предназначено (его функции)
- Кто будет использовать?
- Исследование и анализ.
- Каковы потребности конечного пользователя создаваемого продукта.
- Изучить решение сходных проблем в прошлом.
- Изучить изделия-аналоги.
- Оценить возможные способы изготовления изделия.
- Оценить доступность материалов и оборудования.
- Осуществить выбор материалов с учетом их свойств.
- Дизайн-спецификации.
- Каков будет результат проекта.
- Для кого предназначен.
- Единичный экземпляр или массового производства.
- Какие функции будет выполнять.
- Эстетическая характеристика.
- Размеры.
- Материалы-компоненты.
- Методы изготовления.
- Отделка.
- Стоимость.
- Банк идей.
- Широкий спектр эскизов с комментариями.
- Анализ и выбор лучшей идеи.
- Проработка идеи, планирование и отражение этого процесса на дизайн-листах.
- Технологическая карта изготовления изделия.
- Этапы работы.
- Способы выполнения.
- Материалы и инструменты.
- Оценка проекта.
- Фотографии изделия.
- Анализ работы и оценка.
Практическая работа.
Оформление дизайн-папки. Изготовление подарка ветерану по технологическим картам. Оформление изделия. Защита проекта.
Умения.
- ставить перед собой задачу; рационально организовывать свое рабочее место, оборудование, инструменты с учетом технологических, эргономических, эстетических и санитарно-гигиенических требований; производить анализ изделия, составлять дизайн-папку, планировать последовательность изготовления изделия; качественно выполнять работу, выполнять творческие задания.
Примечание. Сниженный уровень. Работать над творческим проектом с помощью учителя.
Технология пошива изделия для новорожденного. ( 30ч.)
Изделие. Распашонка, ползунки, чепчик.
Теоретические сведения. Фасоны. Ткани, используемые для пошива, их свойства.
Последовательность обработки деталей. Виды швов, используемых при пошиве изделий. Технические условия на готовые изделия. Пооперационное разделение труда. Нормы выработки и плановые задания на пошив изделия.
Практическая работа. Прокладывание контрольных линий, стачивание основных деталей, обработка застёжки. Разметка и обмётывание петли. Утюжка и складывание изделий.
Умения. Работа на краеобмёточной швейной машине.
Примечание. Сниженный уровень. Пошив по готовому крою. Выполнение половинного объема задания.
Технология пошива костюма для девочки (30 ч.).
Изделия. Юбка, блузка.
Теоретические сведения. Ткани, используемые для изготовления костюма: виды (х/б с добавлением искусственных, синтетических волокон, шерстяные), свойства ткани. Лекала, используемые для раскроя. Производственный способ обработки деталей. Новейшая технология обработки. Использование прокладочных материалов при обработке верхнего среза юбки; подбортов, воротника, манжет блузки. Выбор модели, подбор ткани и отделочных материалов. Подбор лекал, внесение необходимых изменений в выкройку деталей изделия.
Умения. Работа без предварительного сметывания по техническим условиям. Ориентир по контрольным знакам.
Практическая работа. Раскрой костюма по предварительным лекалам: раскладка выкроек на ткани; проверка раскладки с учетом экономного использования ткани; проверка контрольных точек. Обмеловка деталей. Раскрой. Пошив и отделка костюма. Стачивание вытачек, плечевых и боковых швов. Обработка срезов на спецмашине. Влажно – тепловая обработка швов. Обработка карманов из отделочной ткани. Обработка воротника, манжет, подбортов с клеевой прокладкой. Соединение воротника с горловиной и обработка края борта подбортами. Обработка рукавов и соединение их с проймами. Обработка низа швом в подгибку с открытым или закрытым срезом на универсальной или специальной машинах. Обработка петлей на спецмашине. Пришивание пуговиц. У юбки застежка обрабатывается в боковом шве тесьмой «Молния» с клеевой кромкой (по производственной технологии). Обработка и соединение притачного пояса с прокладкой. Разметка и обметывание петли. Пришивание пуговицы. Утюжка и складывание по стандарту.
Примечание. Сниженный уровень. Пошив по готовому крою. Выполнение половинного объема задания.
Контрольная работа (4 ч.).
Пошив фартука.
Примечание. Сниженный уровень. Пошив нарукавников.
IV четверть - 152 часа.
Вводное занятие (2ч.).
Задачи работы на четверть. Повторение правил по технике безопасности. Подготовка рабочих мест. Организация труда на предприятиях швейной отрасли.
Интерьер нашего дома (35ч.).
Изделие. Раздвижные шторы и портьеры.
Теоретические сведения. Понятие об интерьере, сведения о шитье занавесок, портьер, чехлов для подушек и покрывал, и интересные идеи, которые помогут украсить дом. Виды штор и правила расчета расхода ткани для них. Виды обработки верха и низа штор.
Умения. Выбор ткани и отделочных материалов. Раскрой. Работа с опарой на инструкционную карту.
Практическая работа. Расчет расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой с учетом припусков на обработку срезов. Подбор ниток в зависимости от цвета и ткани.
Примечание. Сниженный уровень. Выполнение изделия по готовому крою.
Ремонт и обновление одежды. (15ч.)
Теоретические сведения. Значение выполнения ремонта, обновления и ухода за одеждой. Износостойкость одежды. Ремонт заплатами. Ремонт распоровшихся швов. Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей.
Умения. Выполнять ремонт одежды.
Практическая работа. Выполнение ремонта накладной заплатой- аппликацией. Замена молнии. Удаление пятен с одежды.
Примечание. Сниженный уровень. Выполнение накладной заплаты.
Предварительная производственная практика на рабочем месте в цехе предприятия (96 ч.).
Изготовление изделий по разделению труда в производственном процессе с применением передовых приемов и способов труда. Инструменты, приспособления, применяемые передовиками производства. Выполнение рабочих операций на основе технической документации, используемой на предприятии по нормам квалифицированных рабочих соответствующего разряда. Подготовка к выпускным квалификационным экзаменам. Самостоятельное выполнение работ на универсальных и специальных машинах.
Умения. Обработка деталей по производственной технологии женских и детских блузок, юбок, жилетов из х/б, шелковых и шерстяных тканей. Выполнение отделочных и влажно – тепловых работ в процессе изготовления. Наименование деталей изделий. Способы предупреждения дефектов. Осуществление самоконтроля и оценки качества выпускаемой продукции. Ориентирование в задании по техническим условиям. Выполнение работы в темпе, позволяющем приближаться к выполнению установленных норм выработки квалифицированных рабочих соответствующего разряда.
Примечание. Сниженный уровень. Ручные работы. Подноска изделий. Упаковка изделий. Пошив технических салфеток, постельного белья.
Контрольная работа (4 ч.).
Самостоятельный пошив изделия.
План по предмету
«Оборудование швейных предприятий».
Тема | Кол-во | часов |
Всего | В том числе лаборат.работы | |
Введение | 1 | |
Организация рабочего места и приемы работы на машинах | 2 | 1 |
Универсальные швейные машины 97 класса, 22 класса | 4 | 2 |
Устройство и работа механизмов стачивающих машин | 5 | 3 |
Наладка швейных машин | 9 | 7 |
Машины обметочные и стачивающе-обметочные | 2 | 1 |
Петельные машины | 2 | 1 |
Пуговичные машины | 1 | |
Прессы и оборудования для влажно-тепловой обработки изделий | 4 | 2 |
Оборудование подготовительного цеха | 1 | |
Оборудование раскройного цеха | 1 | |
Контрольная работа | 2 | |
Всего | 34 | 17 |
Программа по предмету
«Оборудование швейных предприятий».
Введение (1ч.).
Теоретические сведения. Значение изучения предмета «Оборудование швейных предприятий».
Организация рабочего места и приемы работы на машине (2ч.).
Теоретические сведения. Правила безопасной работы на промышленной швейной машине. Санитарно – гигиенические требования. Правильность посадки во время работы: положение рук, ног, корпуса. Установка стула (напротив игловодителя).
Лабораторная работа. Подготовка машины к работе: наружный осмотр, наматывание нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток.
Умения. Правильно выполнять приемы работы. Одновременная работа обеими руками.
Примечание. Сниженный уровень.
Умения. Нажим на педаль, пуск и установка машины, заправка верхней и нижней ниток. Строчка по прямым линиям.
Универсальные швейные машины 97-А класса, 22-А класса (4ч.).
Теоретические сведения. Характеристика швейных машин: скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы. Приспособления к универсальным машинам: направляющие линейки для подшивки низа и выполнения окантовочного шва.
Лабораторная работа. Ознакомление с конструкцией и приемами работы на машинах 97-А класса, 22-А класса.
Примечание. Сниженный уровень. Ознакомление с конструкцией машины 97-А класса.
Умения. Заправлять нитки, регулировать их натяжение.
Устройство и работа механизмов стачивающих машин (5ч.).
Теоретические сведения. Устройство и работа механизмов: иглы, нитеводителя, чеснока, двигателя ткани, регулятора стежка, обратного хода, лапки, регулятора натяжения верхней нити. Места смазки механизмов.
Лабораторная работа. Практическое изучение устройства, работы, регулировок и смазки механизмов.
Примечание. Сниженный уровень. Практическое изучение устройства и смазки механизмов
Умения. Выполнять основные регулировки.
Наладка швейных машин (9ч.).
Теоретические сведения. Виды неполадок. Причины их возникновения и способы устранения. Предупреждение неполадок.
Лабораторная работа. Выявление и устранение неполадок. Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Умения. Выявлять и устранять разные виды неполадок.
Машины обметочные и стачивающе – обметочные (2ч.).
Теоретические сведения. Назначение и характеристика 51 – А кл. ПМЗ. Заправка нитей, смазка, управление.
Лабораторная работа. Ознакомление с заправкой ниток, управлением машины, чисткой и смазкой.
Примечание. Сниженный уровень. Ознакомление с заправкой ниток, чисткой и смазкой.
Умения. Заправлять нитки, регулировать их натяжение. Смазывать механизмы машины.
Петельные машины (2ч.).
Теоретические сведения. Характеристика машин 25 – А класса. Процесс изготовления петли. Заправка и регулировка ниток.
Лабораторная работа. Приобретение навыков по заправке ниток, регулировке натяжения ниток, управление машиной, по уходу за машиной 25 – А кл.
Примечание. Сниженный уровень. Приобретение навыков по заправке ниток, регулировке натяжения ниток, управление машиной 97 – А кл.
Умения. Заправлять и регулировать нитки. Изготавливать петли на машине. Смазывать механизмы машины.
Пуговичные машины (1ч.).
Теоретические сведения. Характеристики и особенности машин 27 – А класса и 95 – А класса ПМЗ. Заправка ниток. Процесс пришивки пуговиц. Правила безопасности труда.
Экскурсия. Ознакомление на швейном предприятии с приемами работы на пуговичных машинах.
Прессы и оборудование для влажно – тепловой обработки изделий (4ч.).
Теоретические сведения. Общая характеристика и технологическая классификация прессов для влажно – тепловой обработки. Ознакомление с организацией рабочего места и техникой безопасности работы с утюгами, на прессах и отпаривателях. Утюжильные работы как окончательная отделка различных изделий.
Лабораторная работа. Обработка деталей утюгом.
Экскурсия. Ознакомление с оборудованием отделочного цеха швейной фабрики.
Умения. Пользоваться утюгами при влажно – тепловой обработке.
Оборудование подготовительного цеха (1ч.).
Теоретические сведения. Процесс разбраковки и промерки тканей. Столы для промера длины и ширины тканей. Разбраковочные столы для широких и узких тканей. Устройство и работа браковочных и промерочных машин, их эксплуатация.
Экскурсия. Ознакомление с оборудованием подготовительного цеха швейной фабрики.
Оборудование раскройного цеха (1ч.).
Теоретические сведения. Процесс настилания тканей, технический условия, требования к настилам. Машины и приспособления для обрезания концов настила. Передвижные раскройные машины. Техника безопасности.
Экскурсия. Ознакомление с оборудованием раскройного цеха швейной фабрики.
Контрольная работа (2 ч.)
Неполадки в работе швейных машин.
1. Виды неполадок.
2. Причины их возникновения, способы устранения.
Примечание. Сниженный уровень. Виды неполадок в работе швейных машин.
План по предмету
«Материаловедение швейного производства».
Тема | Кол-во | часов |
Всего | В том числе лабор.работы | |
Введение | 1 | |
Классификация волокон | 1 | |
Хлопчатобумажные ткани | 4 | 1 |
Льняные ткани | 3 | 1 |
Натуральный шелк | 3 | 1 |
Шерсть | 2 | 1 |
Химические волокна | 2 | 1 |
Синтетические волокна | 2 | 1 |
Свойства тканей | 3 | 2 |
Ассортимент тканей | 5 | 2 |
Разные швейные материалы | 3 | 1 |
Чистка швейных изделий | 3 | 2 |
Контрольная работа | 2 | |
Всего | 34 | 13 |
Программа по предмету
«Материаловедение швейного производства».
Введение (1ч.).
Теоретические сведения. Значение текстильной промышленности - основной сырьевой базы швейной промышленности. Значение изучения предмета «Материаловедение швейного производства».
Классификация волокон (1ч.).
Теоретические сведения. Понятие о волокне. Классификация волокон по происхождению. Применение волокон в текстильной промышленности.
Умения. Определять волокна по происхождению.
Хлопчатобумажные ткани (4ч.).
Теоретические сведения. Хлопчатобумажные ткани. Сырье для получения, простейшие сведения о производстве хлопчатобумажных тканей.
Кромка. Долевая и поперечные нити, их определение. Долевые и поперечные срезы.
Переплетения: виды, свойства. Лицевая и изнаночная стороны ткани, их определение.
Свойства хлопчатобумажных тканей.
Лабораторная работа. Определение хлопчатобумажных тканей по внешнему виду, на ощупь, по особенностям горения хлопчатобумажной нити.
Примечание. Сниженный уровень. Источники сырья для получения хлопчатобумажной ткани, ее определение среди образцов тканей.
Умения. Определять долевую и поперечную нити в ткани. Определять лицевую и изнаночные стороны ткани.
Льняные ткани (3ч.).
Теоретические сведения. Ткани растительного происхождения - льняные. Обработка стеблей льна и получение льняного волокна. Получение пряжи из льняного волокна. Простейшие сведения о прядильном производстве. Профессии прядильного производства. Простейшие сведения о ткацком производстве. Профессии ткацкого производства.
Лабораторная работа. Изучение свойств льняных тканей. Определение льняных тканей по внешнему виду, на ощупь, по виду оборванной нити.
Примечание. Сниженный уровень. Источники сырья для получения льняной ткани, ее определение среди образцов тканей.
Умения. Отличать хлопчатобумажные и льняные ткани от других видов ткани.
Натуральный шелк (3ч.).
Теоретические сведения. Простейшие сведения о получении волокон натурального шелка. Свойства тканей из натурального шелка: прочность, сминаемость, гигроскопичность, воздухопроницаемость, скольжение, осыпаемость. Технологические свойства натурального шелка.
Лабораторная работа. Определение тканей из натурального шелка в соответствии с изученными свойствами.
Примечание. Сниженный уровень. Источники сырья для получения натурального шелка, определение среди образцов тканей.
Умения. Распознавать натуральный шелк.
Шерсть (2ч.).
Теоретические сведения. Получение пряжи из синтетического волокна. Получение ткани из шерстяной пряжи. Свойства чистошерстяных тканей: прочность, способность к окраске, усадка, воздухопроницаемость, теплозащитные свойства. Действие воды, тепла и щелочей на шерсть. Правила утюжки шерстяных тканей.
Лабораторная работа. Распознавание шерстяных тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения.
Умения. Отличать шелковые и шерстяные ткани от других видов ткани.
Примечание. Сниженный уровень. Источники сырья для получения шерстят» ткани, ее определение среди образцов тканей.
Химические волокна (2ч.).
Теоретические сведения. Технические сведения. Ткани химического происхождения Простейшие сведения о получении искусственных волокон. Свойства тканей и; искусственных волокон. Применение тканей из искусственных волокон. Особенности эксплуатации изделий из искусственных тканей.
Лабораторная работа. Определение тканей из искусственных волокон. Различение тканей из натурального шелка и искусственных волокон.
Примечание. Сниженный уровень. Источники сырья для получения искусственных тканей.
Умения. Распознавать химические волокна.
Синтетические волокна (2ч.).
Теоретические сведения. Синтетические волокна: капрон, лавсан, нитрон. Простейшие сведения о получении синтетических волокон. Получение пряжи из синтетических волокон и нитей. Синтетические ткани, их основные свойства: стойкость к износу, малая гигроскопичность, легкая воспламеняемость. Применение синтетических тканей Особенности эксплуатации изделий из синтетических тканей.
Лабораторная работа. Изучение физико-механических и технологических свойств синтетических тканей. Распознавание синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения.
Примечание. Сниженный уровень. Источники сырья для получения синтетических тканей.
Умения. Распознавать синтетические волокна.
Свойства тканей (3ч.).
Теоретические сведения. Толщина ткани, ее влияние на разработку конструкции одежды и процесс изготовления. Прочность на разрыв и удлинение. Факторы, влияющие на прочность и удлинение.
Сминаемость, ее причины. Износостойкость тканей. Гигиенические свойства тканей Основные технологические свойства: усадка, осыпаемость, раздвижка в швах, прорубаемость тканей иглой. Причины и меры их предупреждения.
Лабораторная работа. Определение строения и технологических свойств ткани.
Примечание. Сниженный уровень. Технологические свойства ткани.
Умения. Определять свойства, влияющие на пошив одежды.
Ассортимент тканей (5ч.).
Теоретические сведения. Характеристика тканей по назначению в швейной промыленности. Бельевые ткани. Требования к бельевым тканям. Гигиенические свойства. Ткани для платьев. Требования к плательным тканям. Технологические и гигиенические свойства.
Лабораторная работа. Изучение ассортимента плательных тканей по окраске, плотности, технологическим свойствам.
Примечание. Сниженный уровень. Распознать ткани по назначению.
Умения. Распознавать ткани по назначению и составу волокон. Дать краткую характеристику ткани.
Разные швейные материалы (3ч.).
Теоретические сведения. Швейные нитки. Виды ниток, требования, предъявляемые к ним. Свойства и применение хлопчатобумажных и шелковых ниток. Разновидности пуговиц, их характеристика по материалу, применению.
Отделочные материалы.
Лабораторная работа. Изучение ассортимента швейных ниток и отделочных материалов.
Примечание. Сниженный уровень. Подобрать отделку, пуговицы, нитки в зависимости от толщины и назначения ткани.
Умения. Правильно подобрать отделку, пуговицы, нитки в зависимости от толщины состава и назначения тканей.
Чистка швейных изделий (3ч.).
Теоретические сведения. Способы выведения пятен на тканях.
Умения. Удалить пятна на ткани, полученные при раскрое и пошиве одежды.
Контрольная работа (2ч.).
Простейшие способы удаления пятен, полученных во время раскроя и шитья одежды.
План по предмету
«Конструирование женской и детской одежды».
Тема | Кол - во | Часов |
Всего | В том числе лаборат.работы | |
Введение | 1 | |
Изготовление выкройки с чертежей из приложений к журналам мод | 6 | 5 |
Снятие мерок и определение своего размера | 5 | 4 |
Построение чертежей отделочных деталей | 6 | 4 |
Конструирование выкройки халата на основе выкройки сорочки | 4 | 3 |
Особенности конструирования детской легкой одежды | 4 | 3 |
Разработка конструкций лекал | 5 | 4 |
Контрольная работа | 3 | 3 |
Всего | 34 | 26 |
Программа по предмету
«Конструирование женской и детской легкой одежды».
Введение (1ч.).
Теоретические сведения. Роль конструирования одежды в швейном производстве. Значение изучения данного курса.
Изготовление выкройки с чертежей из приложений к журналам мод (6ч.)
Теоретические сведения. Особенности готовых выкроек. Название деталей и контурных срезов в готовых выкройках. Условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину в приложениях к журналам мод. Цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе. Подбор и использование выкроек из журналов мод. Способы переведения выкройки. Использование инструкций по изготовлению выкроек. Значение рисунка.
Умения. Описание фасона изделия по рисунку с использованием инструкции к выкройке. Использование резца и кальки.
Лабораторная работа. На лист выкроек положить кальку или прозрачную пленку, зафиксировать ее, чтобы она не сдвигалась и обвести контур переснимаемой детали, все условные обозначения и надписи. Карманы подборта, обтачки, планки переснимаются как отдельные детали. Второй способ перевода выкройки с чертежа при помощи резца. Для этого под лист супер выкройки или чертежа подложить бумагу и перевести с помощью колесика все линии и условные обозначения. Вырезать детали выкройки по линиям. Выкройки изготовлены без припусков на швы.
Прибавки на обработку. На боковые, плечевые, средние и по линиям стачивания рукавов – 1,5 – 2см. На швы по вырезу горловины, проймам, окатам рукавов, воротнику, карманам и т.д. – 1см. На подгибку – 2-5 см.
Примечание. Снятие мерок и определение своего размера.
Примечание. Сниженный уровень. Изготовить выкройку по первому способу.
Снятие мерок и определение своего размера (5ч.).
Теоретические сведения. Выбор модели на страницах журнала. Снятие мерок и сравнение их с теми, что приведены в таблице размеров. Определение в соответствии с ними своего размера.
Умения. По снятым меркам определить свой размер.
Лабораторная работа. Снять мерки. По таблице найти свой размер.
Примечание. Сниженный уровень. Правильно снять мерки.
Построение чертежей отдельных деталей (6ч.).
Теоретические сведения. Виды отделочных деталей. Оформление линий. Характеристика деталей, их размеры и построение.
Умения. Оформление линий отделочных деталей.
Лабораторная работа. Построение поясов, манжет, хлястиков по заданным размерам.
Примечание. Сниженный уровень. Построение поясов по заданным размерам.
Конструирование выкройки халата по основе выкройки сорочки (4ч.).
Теоретические сведения. Фасоны халатов, описание фасонов. Виды выреза горловины (круглый, углом). Название деталей и контурных срезов выкройки.
Умения. Изменение выкройки сорочки. Нанесение линий халата. Моделирование.
Лабораторная работа. Снятие мерки длины халата. Конструирование и моделирование выкройки халата. Изменение выкройки основы сорочки, моделирование выкройки горловины. По форме выреза горловины вычертить выкройку подкройной обтачки.
Примечание. Сниженный уровень. Снятие мерки длины халата. Изменение выкройки основы сорочки, моделирование выреза горловины.
Особенности конструирования детской легкой одежды (4ч.).
Теоретические сведения. Виды и фасоны детской легкой одежды. Основные различия в конструкции детского легкого платья. Особенности построения чертежа для дошкольного и школьного возраста. Прибавки для детской одежды.
Умения. Особенности конструирования детской легкой одежды.
Лабораторная работа. Построение чертежа по меркам в таблице размеров.
Примечание. Сниженный уровень. Работа с готовыми выкройками.
Разработка конструкций лекал (5ч.).
Теоретические сведения. Виды лекал. Материал для использования лекал. Назначение лекал при массовом изготовлении одежды. Какие линии наносятся на лекала (долевая нить, линия полузаноса и др.). Величина основных припусков на швы и обработки. Правила расстановки контрольных знаков.
Умения. Пользоваться техническими условиями на изделие.
Лабораторная работа. Нанесение линий на лекала (долевая нить, линии надбавок, полузаноса и др.). Размножение лекал.
Примечание. Сниженный уровень. Нанесение линий на лекала.
Контрольная работа (3ч.).
По выбору учителя.