Календарно-тематическое планирование

Макарова Валентина Викторовна

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС для 2 класса

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Островского района Костромской области

«Островская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО                    учителей начальных классов

___________Потошина Е.В.

Протокол № 1

от «23» августа 2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы МКОУ «Островская СОШ»

___________  Макарова В.В.

  «____»___________2017 г.

«Утверждаю»

Директор:     _________ Смирнова Н.М.

 от  «___»___________2017г.

Программа по внеурочной деятельности

«Занимательная робототехника».

Срок реализации: 2017 – 2018 учебный год

Составила: Макарова В.В.

lego_wed.jpg

Островское, 2017 г.

Пояснительная записка

Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать.

Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого в школе должно быть обеспечено

  • изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем,
  • обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования.

Таким требованиям отвечает робототехника.

         Образовательные конструкторы LEGO Education WeDo представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка «игрушку». Причем, в процессе игры и обучения ученики собирают своими руками игрушки, представляющие собой предметы, механизмы из окружающего их мира. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно пригодится им в течении всей будущей жизни.

Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Работая индивидуально, парами или в командах, учащиеся  могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Целью использования «Робототехники» является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.

Актуальность данной программы состоит в том, что робототехника способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.

Реализация этой программы в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой         проектной         деятельности.

Цели работы курса: 

  1. Организация занятости школьников во внеурочное время.
  2. Всестороннее развитие личности учащегося:
  • Развитие навыков конструирования
  • Развитие логического мышления
  • Мотивация к изучению наук естественно – научного цикла: окружающего мира, краеведения,  физики, информатики, математики.
  1. Познакомить детей со способами взаимодействия при работе над совместным проектом в группах.
  2.  Развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их конструирования через создание простейших моделей и управления готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ. Вырабатывается навык работы в группе.

Основными задачами занятий   являются:

• обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;

• развивать творческие способности и логическое мышление детей;

• развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;

• развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;

• развивать умения творчески подходить к решению задачи;

• развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений младшие школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.

Обучающая среда  позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия  помогают в усвоении математических и логических задач, связанных с объемом и площадью, а так же в усвоении других математических знаний, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты и сделать чертежи. У учащихся, занимающихся конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится более логической.

Категория слушателей, для которых предназначена программа

Настоящая программа учебного курса предназначена для учащихся 1 классов образовательных учреждений, которые впервые будут знакомиться с LEGO – технологиями. Занятия проводятся в группах (5-6человек) 1 раз в неделю по 35 минут.

Формы организации занятий

Основными формами учебного процесса являются:

  • групповые учебно-практические и теоретические занятия;
  •  работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);
  •  участие в соревнованиях между группами;
  • комбинированные занятия.

Основные этапы разработки Лего-проекта:

  • Обозначение темы проекта.
  • Цель и задачи представляемого проекта.
  • Разработка механизма на основе конструктора Лего.
  • Составление программы для работы механизма в среде Lego Education WeDo.

Формы подведения итога реализации программы

  • защита итоговых проектов;
  • участие в конкурсах на лучший сценарий и презентацию к созданному проекту.

        

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

К личностным результатам освоения курса можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
    развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
  • формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения;
  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
  • моделировать,  преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • синтезировать,  составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  •  аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивать собеседника и вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты


По окончании обучения учащиеся должны

Знать:

  • правила безопасной работы;
  • основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
  • основные принципы механики;
  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
  • конструктивные особенности различных роботов, как использовать созданные программы;

Уметь:

  • уметь классифицировать материал для создания модели;
  • использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;
  • конструировать различные модели; использовать созданные программы;
    применять полученные знания в практической деятельности;
  • творчески подходить к решению задач;
  • довести решение до работающей модели;
  • излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  • работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Владеть:
- навыками работы с роботами;
- навыками работы в среде ПервоРобот LEGO WeDo.

Учебно-методические средства обучения

1.Учебно-наглядные пособия:

  • схемы, образцы и модели;
  • иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;
  • мультимедиаобъекты по темам курса;
  • фотографии.

2. Оборудование:

  • тематические наборы конструктора Лего;
  • компьютер;

Электронно-программное обеспечение:

  • специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор, DVD-плееры, МРЗ-плеер;
  • компьютер с учебным программным обеспечением;
  • демонстрационный экран;
  • магнитная доска;
  • цифровой фотоаппарат;
  • сканер, ксерокс и цветной принтер;
  • интерактивная доска.

Список использованной литературы

Интернет-ресурсы:

Методическое обеспечение программы:

  1. http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego
  2. http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs
  3. http://www.lego.com/education/
  4. http://www.wroboto.org/
  5. http://www.roboclub.ru/
  6. http://robosport.ru/
  7. http://lego.rkc-74.ru/ 
  8. http://legoclab.pbwiki.com/
  9. http://www.int-edu.ru/

Информационное обеспечение:

  1. http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17
  2. http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13
  3. http://robotclubchel.blogspot.com/ 
  4. http://legomet.blogspot.com/ 
  5. http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/

Структура и содержание программы

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

Знакомство с Lego (5 ч)

Забавные механизмы (10 ч)                                                        Звери (6 ч)

1. Танцующие птицы                                                     1.Голодный аллигатор

2. Умная вертушка                                                          2. Рычащий лев

3. Обезьянка-барабанщица                                            3. Порхающая птица

4. Катер

5. Волчок

Футбол  (4 ч)                                                                            Приключения (2 ч)

1.Нападающий                                                           1. Непотопляемый парусник

2. Вратарь                                                              

LEGO и сказки  (7ч)

Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические  умения и навыки работы на компьютере и с конструктором.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

дата

Тема занятия

Виды деятельности

план

факт

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

1

Введение. Знакомство с конструктором ЛЕГО. Организация рабочего места. Техника безопасности.

пространственно-графическое моделирование

(рисование)

соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;

сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся;

взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;

2-3

Роботы в нашей жизни. Что такое робототехника.

Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности.

пространственно-графическое моделирование

(моделирование)

соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;

сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся;

взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;

Виды роботов, применяемые в современном мире.

4-5

Путешествие по ЛЕГО-стране. Изучение механизмов.

Индивидуальные наклонности,

пространственно-графическое моделирование

(рисование)

соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;

сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся;

взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;

Как работать с инструкцией. Проектирование моделей-роботов.

6-7

Знакомство с проектом «Танцующие птицы» (установление связей).

Забавные механизмы. Танцующие птицы. Конструирование (сборка).

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов

Решение поставленной задачи через общение в группе

8-9

Забавные механизмы. Умная вертушка. Знакомство с проектом (установление связей).

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов

Решение поставленной задачи через общение в группе

Забавные механизмы. Умная вертушка. Конструирование (сборка).

10-11

Модель « Вратарь»

Решение поставленной задачи через общение в группе

12-13

Модель « Забиватель голов»

Решение поставленной задачи через общение в группе

14-15

Забавные механизмы. Обезьянка-барабанщица. Знакомство с проектом (установление связей).

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов

Установление отношений между данными и вопросом

Решение поставленной задачи через общение в группе

16-17

Устойчивость LEGO моделей.

« Катер»

Установление отношений между данными и вопросом

Решение поставленной задачи через общение в группе

18-19

Модель «Волчок»

Решение поставленной задачи через общение в группе

20-21

 Звери. Голодный аллигатор (установление связей).

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Решение поставленной задачи через общение в группе

Звери. Голодный аллигатор. Конструирование (сборка).

22-23

Непотопляемый парусник (установление связей).

Решение поставленной задачи через общение в группе

Непотопляемый парусник. Конструирование (сборка).

24-25

Моделирование сюжета из  LEGO VEDO/ Порхающая птица. Знакомство с проектом (установление связей).

Решение поставленной задачи через общение в группе

Звери. Порхающая птица.  Конструирование (сборка)

26-27

Звери. Рычащий лев. Конструирование (сборка).

Решение поставленной задачи через общение в группе

28-29

Любимый сказочный герой. Моделирование из  LEGO VEDO

взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;

30-31

Проект «LEGO и сказки».

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов

Решение поставленной задачи через общение в группе

32-33

Конкурс конструкторских идей. Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора Лего.

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач

34

Итоговое занятие. Лего-фестиваль.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов

        

Приложение 1

        

Диагностическое обследование обучающихся проводится в начале и в конце учебного года с использованием аналогичных заданий.

Диагностическая карта 1 класс

Фамилия, имя ребенка        

В- высокий уровень Ср - средний уровень Н - низкий уровень

Показатели

Начало года

Конец

В

С

Н

В

С

Н

1

Называет детали Лего

2

Создает модель по образцу

3

Моделирует фигуру человека

4

Моделирует туловище животного (передает характерные особенности животного)

5

Планирует работу с помощью рассказа о задуманном предмете

6

Конструирует по замыслу

7

Координирует работу рук

8

Создает сюжетную композицию

9

Использует понятие устойчивости и прочности конструкции

10

Работа с партнером