Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_literaturnoe_chtenie.pdf | 515.68 КБ |
matematika.pdf | 779.94 КБ |
russkiy_yazyk.pdf | 770.39 КБ |
okruzhayushchiy_mir.pdf | 821.4 КБ |
izobrazitelnoe_iskusstvo.pdf | 681.59 КБ |
Программа по робототехнике 1 класс | 439.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Островского района Костромской области
«Островская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей начальных классов ___________Потошина Е.В. Протокол № 1 от «23» августа 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы МКОУ «Островская СОШ» ___________ Макарова В.В. «____»___________2017 г. | «Утверждаю» Директор: _________ Смирнова Н.М. от «___»___________2017г. |
Программа по внеурочной деятельности
«Занимательная робототехника».
Срок реализации: 2017 – 2018 учебный год
Составила: Макарова В.В.
Островское, 2017 г.
Пояснительная записка
Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать.
Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого в школе должно быть обеспечено
- изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем,
- обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования.
Таким требованиям отвечает робототехника.
Образовательные конструкторы LEGO Education WeDo представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка «игрушку». Причем, в процессе игры и обучения ученики собирают своими руками игрушки, представляющие собой предметы, механизмы из окружающего их мира. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно пригодится им в течении всей будущей жизни.
Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Работая индивидуально, парами или в командах, учащиеся могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Целью использования «Робототехники» является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.
Актуальность данной программы состоит в том, что робототехника способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.
Реализация этой программы в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Цели работы курса:
- Организация занятости школьников во внеурочное время.
- Всестороннее развитие личности учащегося:
- Развитие навыков конструирования
- Развитие логического мышления
- Мотивация к изучению наук естественно – научного цикла: окружающего мира, краеведения, физики, информатики, математики.
- Познакомить детей со способами взаимодействия при работе над совместным проектом в группах.
- Развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их конструирования через создание простейших моделей и управления готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ. Вырабатывается навык работы в группе.
Основными задачами занятий являются:
• обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;
• развивать творческие способности и логическое мышление детей;
• развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
• развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
• развивать умения творчески подходить к решению задачи;
• развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений младшие школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.
Обучающая среда позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия помогают в усвоении математических и логических задач, связанных с объемом и площадью, а так же в усвоении других математических знаний, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты и сделать чертежи. У учащихся, занимающихся конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится более логической.
Категория слушателей, для которых предназначена программа
Настоящая программа учебного курса предназначена для учащихся 1 классов образовательных учреждений, которые впервые будут знакомиться с LEGO – технологиями. Занятия проводятся в группах (5-6человек) 1 раз в неделю по 35 минут.
Формы организации занятий
Основными формами учебного процесса являются:
- групповые учебно-практические и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);
- участие в соревнованиях между группами;
- комбинированные занятия.
Основные этапы разработки Лего-проекта:
- Обозначение темы проекта.
- Цель и задачи представляемого проекта.
- Разработка механизма на основе конструктора Лего.
- Составление программы для работы механизма в среде Lego Education WeDo.
Формы подведения итога реализации программы
- защита итоговых проектов;
- участие в конкурсах на лучший сценарий и презентацию к созданному проекту.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
К личностным результатам освоения курса можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; - развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
- формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
- разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
По окончании обучения учащиеся должны
Знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- основные принципы механики;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- конструктивные особенности различных роботов, как использовать созданные программы;
Уметь:
- уметь классифицировать материал для создания модели;
- использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;
- конструировать различные модели; использовать созданные программы;
применять полученные знания в практической деятельности;
- творчески подходить к решению задач;
- довести решение до работающей модели;
- излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Владеть:
- навыками работы с роботами;
- навыками работы в среде ПервоРобот LEGO WeDo.
Учебно-методические средства обучения
1.Учебно-наглядные пособия:
- схемы, образцы и модели;
- иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;
- мультимедиаобъекты по темам курса;
- фотографии.
2. Оборудование:
- тематические наборы конструктора Лего;
- компьютер;
Электронно-программное обеспечение:
- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор, DVD-плееры, МРЗ-плеер;
- компьютер с учебным программным обеспечением;
- демонстрационный экран;
- магнитная доска;
- цифровой фотоаппарат;
- сканер, ксерокс и цветной принтер;
- интерактивная доска.
Список использованной литературы
Интернет-ресурсы:
Методическое обеспечение программы:
- http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego
- http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs
- http://www.lego.com/education/
- http://www.wroboto.org/
- http://www.roboclub.ru/
- http://robosport.ru/
- http://lego.rkc-74.ru/
- http://legoclab.pbwiki.com/
- http://www.int-edu.ru/
Информационное обеспечение:
- http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17
- http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13
- http://robotclubchel.blogspot.com/
- http://legomet.blogspot.com/
- http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/
Структура и содержание программы
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
Знакомство с Lego (5 ч)
Забавные механизмы (10 ч) Звери (6 ч)
1. Танцующие птицы 1.Голодный аллигатор
2. Умная вертушка 2. Рычащий лев
3. Обезьянка-барабанщица 3. Порхающая птица
4. Катер
5. Волчок
Футбол (4 ч) Приключения (2 ч)
1.Нападающий 1. Непотопляемый парусник
2. Вратарь
LEGO и сказки (7ч)
Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере и с конструктором.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | дата | Тема занятия | Виды деятельности | ||||
план | факт | ||||||
личностные | познавательные | регулятивные | коммуникативные | ||||
1 | Введение. Знакомство с конструктором ЛЕГО. Организация рабочего места. Техника безопасности. | пространственно-графическое моделирование (рисование) | соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; | взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; | |||
2-3 | Роботы в нашей жизни. Что такое робототехника. | Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности. | пространственно-графическое моделирование (моделирование) | соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; | взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; | ||
Виды роботов, применяемые в современном мире. | |||||||
4-5 | Путешествие по ЛЕГО-стране. Изучение механизмов. | Индивидуальные наклонности, | пространственно-графическое моделирование (рисование) | соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; | взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; | ||
Как работать с инструкцией. Проектирование моделей-роботов. | |||||||
6-7 | Знакомство с проектом «Танцующие птицы» (установление связей). Забавные механизмы. Танцующие птицы. Конструирование (сборка). | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов | Решение поставленной задачи через общение в группе | ||||
8-9 | Забавные механизмы. Умная вертушка. Знакомство с проектом (установление связей). | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов | Решение поставленной задачи через общение в группе | ||||
Забавные механизмы. Умная вертушка. Конструирование (сборка). | |||||||
10-11 | Модель « Вратарь» | Решение поставленной задачи через общение в группе | |||||
12-13 | Модель « Забиватель голов» | Решение поставленной задачи через общение в группе | |||||
14-15 | Забавные механизмы. Обезьянка-барабанщица. Знакомство с проектом (установление связей). | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов | Установление отношений между данными и вопросом | Решение поставленной задачи через общение в группе | |||
16-17 | Устойчивость LEGO моделей. « Катер» | Установление отношений между данными и вопросом | Решение поставленной задачи через общение в группе | ||||
18-19 | Модель «Волчок» | Решение поставленной задачи через общение в группе | |||||
20-21 | Звери. Голодный аллигатор (установление связей). | Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. | Решение поставленной задачи через общение в группе | ||||
Звери. Голодный аллигатор. Конструирование (сборка). | |||||||
22-23 | Непотопляемый парусник (установление связей). | Решение поставленной задачи через общение в группе | |||||
Непотопляемый парусник. Конструирование (сборка). | |||||||
24-25 | Моделирование сюжета из LEGO VEDO/ Порхающая птица. Знакомство с проектом (установление связей). | Решение поставленной задачи через общение в группе | |||||
Звери. Порхающая птица. Конструирование (сборка) | |||||||
26-27 | Звери. Рычащий лев. Конструирование (сборка). | Решение поставленной задачи через общение в группе | |||||
28-29 | Любимый сказочный герой. Моделирование из LEGO VEDO | взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; | |||||
30-31 | Проект «LEGO и сказки». | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов | Решение поставленной задачи через общение в группе | ||||
32-33 | Конкурс конструкторских идей. Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора Лего. | Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. | взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач | ||||
34 | Итоговое занятие. Лего-фестиваль. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов |
Приложение 1
Диагностическое обследование обучающихся проводится в начале и в конце учебного года с использованием аналогичных заданий.
Диагностическая карта 1 класс
Фамилия, имя ребенка
В- высокий уровень Ср - средний уровень Н - низкий уровень
Показатели | Начало года | Конец | |||||
В | С | Н | В | С | Н | ||
1 | Называет детали Лего | ||||||
2 | Создает модель по образцу | ||||||
3 | Моделирует фигуру человека | ||||||
4 | Моделирует туловище животного (передает характерные особенности животного) | ||||||
5 | Планирует работу с помощью рассказа о задуманном предмете | ||||||
6 | Конструирует по замыслу | ||||||
7 | Координирует работу рук | ||||||
8 | Создает сюжетную композицию | ||||||
9 | Использует понятие устойчивости и прочности конструкции | ||||||
10 | Работа с партнером |