Программа по здоровому образу жизни

Программа составлена в соответствии с нормативными документами , расчитана на 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа "Путь к здоровью"121.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Большие Боры

Старорусского района Новгородской области

Программа конкурса

«Образовательное учреждение – школа здорового образа жизни»

«Путь к здоровью»

Разработчик:

Павлова Т.Е.

ответств. за проф. работу.

д. Большие Боры

20.. год

Программа «Путь к здоровью»

МАОУ СОШ д. Большие Боры

«Забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детейзависит

их духовная жизнь, мировоззрение,  умственное развитие, прочность знаний,вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

Образовательная среда- понятие комплексное. В него входит все, что окружает ребенка в школе: здание, оборудование, рабочая мебель, освещенность, режим обучения, учебные программы и способы их реализации, объем дневной и недельной учебной нагрузки, взаимоотношения с учителями и сверстниками.

Образование - необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Воспитание у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни невозможно без  работы, в процессе которой решается важнейшая задача по сохранению здоровья подростков и молодежи, в  частности по недопущению их приобщения к алкоголю, наркотикам.

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье -  у нас не будет будущего. Будущее нашей страны - счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми - сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем. Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для  реализации себя во всех сферах жизни.

Методом формирования здоровья ребенка является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Но школа, без помощи родителей и медицинских учреждений, не сможет решить проблемы сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни. Мы сможем решить эту проблему только сообща.

Основная задача современной школы - обеспечить комфортную среду для всех участников образовательного процесса, которая способствует сохранению и укреплению здоровья.

В связи с этим основной целью программы стало  воспитание у всех участников образовательного процесса  культуры здорового образа жизни, а именно:

-поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышение качества их жизни;

-формирование отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха;

-развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами.

В соответствии с поставленной целью, можно определить следующие задачи:

- создание уклада жизни школы, сохраняющего здоровье детей и учителей;

-  повышение уровня профилактической работы;

- осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека для всех участников образовательного процесса;

- охрана  и укрепление физического и психологического здоровья детей;

- формирование у учащихся отрицательного отношения к «первой  пробе»;

- разработка эффективных механизмов совместной деятельности школы, родительского комитета, ученического самоуправления;

- создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы;

- расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;

- просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья учащихся;

- формирование морально-волевых качеств подрастающего поколения;

- развитие осознания имеющихся личных ресурсов, способствующих формированию здорового образа жизни.

Основания для разработки программы:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Конституция Российской Федерации;

- Устав школы.

Методы реализации программы:

Групповые и индивидуальные  развивающие занятия, психологические тренинги, дискуссии, беседы, лекции, ролевые игры, «круглые столы», педагогические совещания,  родительские собрания, тестирование, анкетирование, использование Интернет-ресурсов, уроки профилактической направленности, выпуск газет и листовок, медицинские обследования участников образовательного процесса, экскурсии, спортивные мероприятия.

Основными принципами   реализации программы являются:

- дифференцированность: учет возрастных особенностей и специфики работы с детьми «группы риска»;

-аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, что является одним из основных моральных барьеров на пути формирования асоциальных форм поведения;

- многоаспектность: сочетание различных направлений (социального, психологического, образовательного) работы;

-последовательность;

-преемственность.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 20..-20..  года.

Информационно-подготовительный, обучающий этап:20..-20..   учебный год.

         Этап реализации программы: 20..-20.. учебный год.

Этап оценивания результата программы: 20..-20.. учебный год.

Кадровое обеспечение программы:

-директор школы;

-ответственный за профилактическую работу в школе;

-учитель физкультуры;

-фельдшер ООВП д. Большие Боры;

-школьный психолог;

-классные руководители;

-учителя-предметники.

Финансовое обеспечение реализации программы:

Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: бюджет учреждения и внебюджетные средства (спонсорские средства, добровольные пожертвования).

Прогнозируемый результат:

-воспитание и развитие у подростков потребностей в здоровом образе жизни;

-активное участие учащихся в различных интеллектуальных и творческих проектах;

-уменьшение числа «трудных» подростков в школе посредством привлечения их к различным видам деятельности;

-разработка совместных видов деятельности воспитательной системы школы, родителей и учащихся;

-создание школьной модели профилактики социальных вредностей (табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании).

Система организации контроля над выполнением программы:

Контроль над ходом реализации Программы осуществляет администрация школы.

Администрация школы:

-анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы, вносит предложения по его коррекции;

-осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации Программы;

-координирует взаимодействие заинтересованных общественных организаций по развитию системы оздоровления детей и подростков;

-ежегодно информирует комитет по образованию об этапах выполнения Программы.


                                                   Схема управления реализацией программы:

        


Описание программы.

Программа предполагает пропаганду медицинских, правовых и психологических знаний путем активного вовлечения подростков в работу, связанную с заботой как о своем собственном физическом, эмоциональном здоровье и благополучии и пропаганде здорового образа жизни, так и о здоровье и благополучии своей семьи, близких и друзей.

В программе семь разделов: формирование системы ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности школы;разработка и реализация мер, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и других вредных привычек; нормализация учебной нагрузки;повышение грамотности  родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей;

организация питания школьников;основы личной безопасности и профилактика травматизма;  организация летнего отдыха детей и подростков.

          В разделе о формировании системы ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности школы включены темы, включающие совместные действия медицинских работников,  педагогов и родителей (законных представителей); изучение факторов, положительно влияющих на здоровье, основ профилактики заболеваний; проведение классных часов, «Дней здоровья», «Зарница», проведение массовых спортивных праздников и т. д.

           В разделе разработки и реализации мер, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и других вредных привычек включены мероприятия, направленные на профилактику вредных привычек, ведение здорового образа жизни.

            В следующем  разделе нормализации  учебной нагрузки включены мероприятия,  направленные на составление учебных программ и расписания с учетом требований СанПина.

  В разделе «Повышение грамотности  родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей», включены мероприятия, направленные  на воспитание детей, ответственного родительства; в борьбе с вредными привычками.

Чтобы вырастить здорового ребенка необходимо создать условия для его полноценного воспитания и развития. Один из основных факторов, определяющих состояние здоровья ребенка, его физическое и умственное развитие – организация качественного питания подрастающего поколения.  «Организация  питания школьников» включает в себя мероприятия с учетом всех возможных форм финансирования (родительской платы, бесплатного питания); проведение работы по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди учащихся и родителей через систему классных часов, родительских собраний.

 Раздел « Основы личной безопасности и профилактики травматизма» включает в себя мероприятия, направленные на совместные действия по профилактике безопасности дорожного движения с  приглашением работников ГИБДД;участие в операции «Внимание дети!»; проведение родительских собраний, направленных на соблюдение детьми правил дорожного движения.

В «Организацию летнего отдыха детей и подростков» включены мероприятия по охвату летним отдыхом детей различных категорий.

                            Основные направления деятельности.

Раздел 1. Формирование системы ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности школы.

Внутришкольный контроль за совместной работой медицинских работников, педагогического коллектива, учащихся и их родителей по охране здоровья и гигиеническому воспитанию учащихся; выработка у учащихся начальной школы навыков самоконтроля за своим здоровьем, а также по организации двигательного режима школьников; разработка совместной деятельности учителей, медработника в работе с семьей по пропаганде здорового образа жизни;в гигиеническом воспитании школьников шире использовать возможности учебных программ по различны предметам, в том числе по физическому воспитанию, трудовому обучению, ОБЖ, обществознанию, биологии; разработка конкретных мероприятий по охране здоровья детей, предусматривая в них формирование у учащихся прочных навыков самоконтроля за осанкой и соблюдением зрительного режима, гигиенических требований к учебному труду;информирование учителей о состоянии здоровья учащихся на основании данных медосмотра и о конкретных медико - педагогических рекомендациях по профилактике заболеваемости; вовлечение в работу по охране здоровья школьников, общественные организации, родителей; организация и проведение подвижных игр на переменах, «Дней здоровья»; проведение массовых спортивных мероприятий с привлечением родителей; проведение мероприятий с приглашением медицинских работников; организация спортивных секций, обучение спортивным играм и т.д..

п/п

Мероприятия

Сроки

выполнения

Исполнители

1

Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление статистических отчетов о состоянии здоровья, заполнение листков здоровья.

Начало и конец года

Фельдшер ООВП д. Большие Боры,

администрация школы

2.

Раздел 2. Разработка и реализация мер, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и других вредных привычек.

Разработка плана совместных мероприятий работы школы, семьи, специалистов здравоохранения, ОВД; организация тематических стендов, выпуск листовок, газет, рисунков по профилактике ЗОЖ; проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни.

п/п

Срок реализации

Мероприятие

Исполнители

1

сентябрь-май

Реализация превентивных общеобразовательных  программ

Отв. за профилактическую работу, классные руководители

2

Раздел 3. Нормализация учебной нагрузки.

Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью адаптации к новым условиям; валеологический анализ расписания уроков; валеологический анализ урока; структурирование учебных программ на основе валеологических принципов.

п/п

Сроки выполнения

Мероприятия

Исполнители

1

В течение года

Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью адаптации к новым условиям

Ответственный за учебную работу

2

Раздел 4.  Повышение грамотности  родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

Проведение курса лекций по возрастным особенностям детей, ответственному родительству и воспитанию детей; родительские собрания.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Общешкольные родительские собрания

по вопросам здоровья детей

2 раза в год

Администрация школы

2

Раздел 5. Организация питания школьников.

Организация питания детей с учетом всех возможных форм финансирования (родительской платы, бесплатного питания); осуществление ежедневного контроля за работой школьной столовой; улучшение материально- технической базы столовой (приобретение и ремонт инвентаря, оборудования).

п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1

Организация питания детей с учетом всех возможных форм финансирования (родительской платы, бесплатного питания)

Постоянно

Директор, классные руководители

2

Раздел 6. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

Составление плана совместных действий по профилактике безопасности дорожного травматизма; приглашение работников ГИБДД   для бесед со школьниками; тестирование учащихся начальной школы; составление схемы безопасного передвижения учащихся; поведение в экстремальных ситуациях.

п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

1

Выполнение приказа комитета образования Новгородской области УВД Новгородской области от 20. 07.2007 № 335/368 «Об организации и проведении работы по профилактике и предупреждению ДДТП»

В течение года

Администрация ОУ,

Отв. за работу по безопасности дорожного движения, ОГИБДД

2

Раздел 7. Организация летнего отдыха детей и подростков.

Определение смены пришкольного лагеря «Радуга»; организация полноценного питания; охват летним отдыхом детей различных категорий.

п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1

Определение смены пришкольного лагеря «Радуга»

май

Начальник лагеря

2

Реализация программы даст возможность сформировать у учащихся устойчивую мотивацию здоровой жизнедеятельности, воспитать навыки физической, психической и нравственной деятельности в повседневной жизни.