Методические рекомендации

Синько Елена Александровна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма

(МАОУ СОШ № 7)

Методические рекомендации наставника молодому педагогу

https://www.bizmerlin.com/wp-content/uploads/2019/11/New-Project.jpg

                             Подготовила: Синько Елена Александровна

Когалым, 2021

Методические рекомендации «Как наладить дисциплину в классе»

Трудности во время уроков возникают не только у начинающих преподавателей, но и у опытных учителей. Однако молодому педагогу сложнее справиться с детьми, найти нужный подход и правильно избрать методику установления в классе порядка. Необходимо знать разные способы налаживания контакта с учениками, уметь поддерживать здоровую обстановку на занятиях, держать детей на необходимой дистанции и создавать нужную иерархию отношений. Педагог должен быть для своих учеников авторитетом, пользоваться их уважением и доверием. Молодые учителя вынуждены делать многое опытным путём, именно поэтому иногда они успевают быстро разочароваться в профессии, либо тратят слишком много времени и усилий, чтобы наладить дисциплину в классе. При этом установить правильные отношения с учениками очень важно, поскольку только так можно проводить обучение достаточно эффективно, все силы направляя непосредственно на образовательный процесс, не отвлекаясь на вопросы, связанные с порядком, тишиной, дисциплиной. Дисциплина в классе иногда становится труднодостижимой целью. Особенно сложно её установить, когда педагог молод, а преподаёт он в средних классах. Ученики, находясь в переходном возрасте, достаточно непросто поддаются общим методикам воспитания, стремятся к самовыражению, быстро теряют интерес к занятиям и склонны высказывать своё мнение, демонстрировать личную позицию.

Для учителя в таких случаях на первый план выходит сразу несколько важнейших задач:

  • вызвать искренний интерес к предмету;
  • грамотно создать свой образ педагога, который должен вызывать уважение;
  • ни в коем случае не показывать свои слабые стороны: неуверенность, страх перед аудиторией, отсутствие готовых решений возникающих проблем и их поиск «на месте»;
  • вести урок последовательно и логично, не терять его нить и не останавливаться, не прерываться, не сбивать темп, чётко следить за временем;
  • контролировать поведение каждого ученика и всего класса в целом;
  • установить контакт с каждым ребёнком, не оказывая излишнего давления;
  • выработать собственную линию поведения, придерживаться её в любых ситуациях, даже критических.

Если педагогу удастся решить основные задачи, наладить дисциплину в классе не составит труда. Существует целый ряд нюансов, которые необходимо знать начинающему учителю. Несложные рекомендации помогут найти к детям подход, правильно организовать процесс обучения, верно выстроить отношения с ребятами.

  • В первую очередь вам понадобится ответственно подойти к организации уроков. Каждый ваш урок должен быть детально продуман. Если вы сами не сумеете грамотно проводить уроки, распределять время, правильно чередовать разные занятия, увлекать детей и заставлять их постоянно думать, отвечать, рассуждать, работать, ученики почувствуют вашу неуверенность, поймут, что у вас не хватает личной дисциплины. В итоге установить порядок в классе будет гораздо сложнее.
  • Каждый урок должен иметь чёткую структуру. Делите его на этапы, отграничивайте их друг от друга. Обязательно пишите конспекты уроков и постоянно ориентируйтесь на время. Отмечайте в ваших записях, сколько минут отводится на ту или иную работу в классе. Оставляйте всегда небольшой запас времени, но и планируйте заранее, чем вы займёте ребят, если все задания будут выполнены раньше срока.
  • Выделяйте организационный момент, объясняйте ученикам в начале урока его задачи и цели. Постарайтесь своим вступительным словом настроить детей на ответственное отношение к занятиям. Обозначайте стимулы: роль темы или предстоящей работы в общем учебном процессе, значение для дальнейших занятий, проверочных работ, итоговых контрольных.
  • Охватывайте на уроке всех учеников. Не допускайте «перекосов», когда основное внимание уделяется слабым ученикам, которых необходимо опросить, или, наоборот, отличникам, отвечающим на все вопросы.
  • Избегайте ситуаций, в которых вы не сможете сориентироваться и точно направить ход урока. Незаметно смотрите на часы и не выходите за установленные вами рамки, постоянно руководите действиями учеников, избегайте пауз. Рассчитывайте время объективно, чтобы всё успевать. Не продолжайте урок после звонка – нужно укладываться в заданный период.
  • Используйте различные средства и методы обучения на уроках, старайтесь делать их увлекательными, захватывающими. Если ваш урок действительно заинтересует учеников, дисциплину установить будет гораздо легче. Есть много способов вывести урок за рамки обычного рутинного занятия: используйте иллюстрации, музыкальные фрагменты, проводите интегрированные уроки; создавайте специально для уроков презентации; выведите учеников на экскурсию, связанную с темой урока; проводите уроки в нестандартном формате: урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие; используйте таблицы, карточки, проводите мини-соревнования между учениками.
  • Работайте над собой. Обязательно следите за своим психологическим состоянием, тщательно его контролируйте, не позволяйте эмоциям брать верх. Заранее продумайте ваш образ педагога и неуклонно ему следуйте. Даже когда вы впервые входите в класс, вас ждут совершенно незнакомые ученики, вы чувствуете страх и неуверенность, демонстрируйте всем своим видом: вы полностью контролируете ситуацию и нисколько не боитесь, не стесняетесь. Если уверенности нет – сыграйте её. Ваш настрой обязательно почувствуют ученики. Будьте внешне абсолютно спокойны. Постепенно вы ощутите, что действительно берёте ситуацию в свои руки. Главное – убедите в своих возможностях себя и учеников.
  • Настраивайтесь на занятия позитивно. Очень важно, чтобы вы действительно любили свою работу и детей. Временные сложности бывают у всех, но преодолеть их быстро и результативно поможет ваш правильный внутренний настрой. Не позволяйте себе раздражаться, расстраиваться на уроках, не паникуйте.
  • Уважайте в учениках личность. На детей не следует повышать голос – это демонстрирует слабость, не допускается использование уничижительных характеристик, пренебрежение в тоне, оценках, комментариях. Почувствовав негативный посыл, ученики моментально ответят тем же. Очень важно, чтобы ребята начали уважать молодого педагога. Сдержанный, деликатный, корректный, настойчивый, но полностью уравновешенный учитель обязательно вызовет положительное отношение. Ребята, как и все люди, всегда оценят уважение к себе
  • Когда ученики начали вам мешать вести урок, не теряйте контроль над собой. Ведите себя спокойно, не нервничайте. Пытаться продолжать говорить, перекрывая шум, чтобы наладить дисциплину в классе, не стоит. Лучше просто остановиться, сделать небольшую паузу, успокоиться, а затем, если ученики не замечают вашего молчания, привлечь их внимания. Хорошо помогает в таких случаях лёгкий, но непривычный звук. Вы можете постучать по столу ручкой, указкой, обратиться к ученикам с какой-то побудительной фразой. Важно всем своим видом продемонстрировать уверенность и твёрдость. Это всегда хорошо действует. Также вы можете встать, подойти к доске, двери. Ваши действия наверняка вызовут интерес и отвлекут детей. Ещё один хороший вариант – определить самых задорных учеников, так называемых «заводил», и подойти к ним. Таким образом вы моментально отделите их от остальных детей: другие ученики начнут затихать, следя за развитием событий и ожидая ваших дальнейших шагов. После этого достаточно строго напомнить ученикам о том, что идёт урок и есть ещё незаконченная работа, которую вам предстоит вместе с ними провести. Обратите внимание, что вам нужно не отделиться от детей, а объединить себя с ними – вы вместе трудитесь на уроках. Поэтому следите за вашими выражениями и формулируйте их тщательно, продуманно. Ученики обязательно обратят внимание на ваши слова, уловят все нюансы и оценят ваше отношение.

Помните, что даже опытные педагоги не всегда способны разрешить конфликт, справиться с конкретными учениками, успешно наладить дисциплину в классе. Иногда обстоятельства настолько серьёзны, что без вмешательства психолога, социального педагога, администрации школы и родителей не обойтись. Не торопитесь с выводами, снимая ответственность с себя, но и не снижайте объективность, анализируя положение в классе. В некоторых случаях помогают только экстренные и жёсткие меры. Если вы чувствуете, что столкнулись именно с такой ситуацией, посоветуйтесь с другими учителями, школьным социальным педагогом.


Методические рекомендации  молодому специалисту при подготовке к уроку

І.  Вчитывайтесь в раздел программы, который надо изучать на уроке.

  1. Изучите материал этого раздела.
  2. Проанализируйте учебный материал.
  3. Сформулируйте цель урока. Ответьте на вопрос, чего бы Вы хотели достичь в результате урока.
  4. Представьте коллектив данного класса, отдельных учеников, постарайтесь наметить их путь к реализации задач урока.
  5. Выберите самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся.
  6. Соразмерьте выбранные приемы со своими возможностями, определите свои действия на уроке.
  7. Продумайте структуру урока, его ход.
  8. Зафиксируйте все подготовленное в плане или конспекте.
  9. Повторите про себя или вслух основные моменты плана.
  10. Проверьте себя:
  • какие факты, общие понятия или признаки, причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке;
  • какое умение формируется на данном уроке;
  • какие мировоззренческие понятия, политические, нравственные или эстетические оценки необходимо сформировать на данном уроке;
  • какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.

ІІ. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли наглядные пособия, ТСО. Входите в класс последним. Добиваетесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

  1. Начните урок энергично. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик с начала и до конца урока был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
  2. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, умственным напряжением, контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво, кто увлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
  3. Обращайтесь немного чаще с просьбами, вопросами к тем, кто может заняться на уроке другим делом.
  4. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Дайте указания ученику, над чем следует работать, проверьте выполнение данного задания. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
  5. Объективно оценивайте знания ученика, для оценки поведения пользуйтесь отметками за поведение и прилежание.
  6. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытывают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных учеников, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
  7. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
  8. Удерживайтесь от излишних замечаний.
  9. Обходитесь без помощи других. Помните: налаживание дисциплины, может быть, единственная область педагогической практики, где помощь на уроке идет не на пользу учителю. Обратитесь за помощью к самим ученикам. С нарушителем, которого класс не поддерживает, легче справиться.
  10. Помните слова Н.А. Добролюбова: «Справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников».

Методические рекомендации молодому специалисту

  1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.
  2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.
  3. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.
  4. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
  5. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы.
  6. Дальше доклад. Сначала - черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.
  7. Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики.
  8. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
  9. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
  10. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.)
  11. Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.


Методические рекомендации  «В помощь молодому классному руководителю»

Вам поручили классное руководство. Хорошо это или плохо? Отвечу так: это ответственно. Классный руководитель – школьная мама, причем многодетная. Каждому ребенку надо уделить внимание, уметь выслушать, понять, помочь при необходимости. Очень важен стиль отношений с воспитанниками, определяемый, прежде всего личностью самого классного руководителя, системой его педагогических приемов и способов взаимодействия с учениками.

Хороший контакт с родителями учащихся и активное привлечение их к участию в воспитательном процессе будет способствовать развитию классного коллектива (его сплоченности, желанию вместе общаться в свободное время и т.д.), повышению учебной мотивации, росту уровня воспитанности учащихся.

Быть хорошим классным руководителем – это призвание. Ваша трудовая деятельность только начинается. Поэтому позвольте мне как учителю-наставнику рассказать о том, какие обязанности имеет классный руководитель.

Функциональные обязанности классного руководителя

В процессе организации воспитательной работы в классе классный руководитель осуществляет следующие функции:

​ изучение личности учащихся;

​ анализ, координация и коррекция образовательного процесса и взаимоотношений в классе (учащихся между собой в классе и с учащимися других классов, учащихся и учителей и др.);

​ координация образовательной (обучающей и воспитывающей) деятельности педагогов, работающих с учащимися класса;

​ организация планирования, подготовки, проведения и подведения итогов периодов жизнедеятельности классного коллектива и классных мероприятий: классных часов, минут информации и общения, коллективных творческих дел, «огоньков», конкурсов, экскурсий и т.д.;

​ социальная защита учащихся (совместно с социальным педагогом);

​ активная работа с родителями учащихся;

​ педагогическое обеспечение деятельности ученического самоуправления в классе;

​ организация ведения классного журнала и дневников учащихся.

Осуществляя свои функции, классный руководитель

в начале учебного года:

​ составляет список класса и оформляет классный журнал (в начале первой учебной недели);

​ организовывает получение учебников в школьной библиотеке (в течение первого – второго учебных дней);

​ изучает условия семейного воспитания учащихся (в течение первой учебной четверти);

​ уточняет или составляет социальный паспорт класса и сдает его социальному педагогу (в течение первой учебной четверти);

​ собирает и имеет полную информацию об участии учащихся класса в учреждениях дополнительного образования (в течение октября);

​ проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность, в том числе в деятельность объединений дополнительного образования, в целях развития их способностей (в течение первой четверти);

​ организовывает коллективное планирование жизнедеятельности класса на год (в течение сентября);

​ составляет план воспитательной работы класса, согласовывает его с руководителем методического объединения классных руководителей и сдает на утверждение заместителю директора по воспитательной работе (в течение сентября)

ежедневно:

​ отмечает в классном журнале отсутствующих учащихся;

​ осуществляет педагогическую помощь органам ученического самоуправления класса и представителям школьного самоуправления в классе;

​ осуществляет контроль за внешним видом учащихся и наличием у них сменной обуви;

​ осуществляет контроль за питанием и культурой поведения учащихся класса в столовой;

​ осуществляет контроль за дежурством по классу

еженедельно:

​ проверяет дневники учащихся;

​ осуществляет контроль за ведением классного журнала учителями-предметниками;

​ проводит классный час и (или) полчаса информации и общения;

​ осуществляет контроль за санитарным состоянием закрепленных за классом участков школы

ежемесячно:

​ организовывает коллектив класса на участие в школьных делах;

​ помогает органам ученического самоуправления организовывать подведение итогов жизнедеятельности классного коллектива;

​ проводит занятия по правилам дорожного движения и плановой инструктаж по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности;

​ дежурит на общешкольных вечерах и других мероприятиях (согласно графику дежурства);

​ контролирует участие в кружках, секциях, клубах, других объединениях учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы

в течение четверти:

​ организовывает выполнение рекомендаций медицинских работников по охране здоровья учащихся;

​ помогает органам ученического самоуправления в организации жизнедеятельности классного руководителя (текущее коллективное планирование, организация дел и коллективный анализ);

​ организовывает дежурство класса по школе (согласно графику дежурств);

​ оперативно информирует социального педагога, заместителя директора школы по воспитательной работе или директора школы о девиантном поведении учащихся, о случаях грубого нарушения учащимися класса устава школы; о необходимости социальной защиты своих учащихся, и вместе с ними принимает необходимые педагогические меры;

​ организовывает контроль за состоянием школьных учебников;

​ уточняет информацию об участии учащихся класса в деятельности объединений дополнительного образования;

​ проводит родительские собрания;

​ организовывает работу родительского комитета класса (согласно плану работы комитета);

​ посещает методические объединения классных руководителей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы, другие мероприятия, связанные с повышением педагогического мастерства классного руководителя

в конце четверти:

​ организовывает подведение итогов учебы учащихся и жизнедеятельности классного коллектива в прошедшей четверти;

​ сдает заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал;

​ организовывает генеральную уборку кабинета и закрепленных за классом участков территории

во время каникул:

​ организует каникулярные мероприятия своего класса (вариант: совместно с другими классами)

в конце учебного года:

​ организовывает подведение итогов жизнедеятельности класса в учебном году и вместе с активом (организаторами самоуправления) класса отчетно-выборную кампанию в классе;

​ проводит педагогический анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса в классе и сдает его (в форме отчета об учебно-воспитательной работе в классе в прошедшем году) заместителю директора школы по воспитательной работе;

​ организовывает сдачу школьных учебников в библиотеку;

​ сдает заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал;

​ организовывает генеральную уборку кабинета и закрепленных за классом участков территории;

​ получает от родителей учащихся данные о летнем отдыхе детей.



Методические рекомендации молодому учителю

по подготовке и проведению родительского собрания

А.С.Макаренко утверждал, что «каждая семья представляет явление особое, индивидуальное, и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой».

Родительское собрание – одна из основных форм связи школы с семьями учащихся и пропаганды педагогических знаний среди родителей, это школа воспитания родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

В подготовке и проведении родительского собрания рекомендую учесть следующие моменты:

1. За 2-3 недели до проведения родительского собрания следует объявить о нем учащимся, подчеркнув необходимость посещения родителями этого собрания, сообщив тему собрания, и проверить, сделал ли ученик запись об этом в дневнике. Такой срок позволит родителям заранее спланировать своё время и освободить вечер для посещения собрания, а за 3-4 дня в дневниках делается повторная запись-напоминание.

2. К подготовке собрания, как правило, привлекаются члены родительского комитета или родителей. Необходимо продумать, кто из родителей сможет выступить по теме собрания. С каждым выступающим нужно поговорить, отметив положительные моменты в воспитании детей и подчеркнув основные направления сообщения.

К собранию готовится выставка работ учащихся, отражающая их классную или внеклассную деятельность (тетради, рефераты, конспекты, рисунки, поделки и т.д.).

Большим успехом пользуются выставки ученических стенных газет, из которых родители узнают об общественной жизни класса. К итоговому собранию можно подготовить концерт учащихся или выступление агитбригады. До начала собрания родители могут ознакомиться с выставкой педагогической литературы по теме собрания.

З. Выступление классного руководителя на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным и обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни класса. Выступление может содержать и анализ отрицательных явлений, если таковые имеют место в классе, тогда классному руководителю необходимо включать реальные предложения, которые создали бы у родителей установку на возможность исправления настоящего неблагоприятного положения. Ни в коем случае в выступлении классного руководителя не должно быть высказано сомнение в неисправимости положения в классе в целом и отдельных учащихся. На собрании можно доводить до сведения всех родителей только такие факты (положительные и отрицательные) поведения учащихся, в отношении которых у классного руководителя существует полная ясность. Нельзя постоянно упоминать одни и те же фамилии учащихся в положительном и отрицательном плане.

Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.

Совершенно недопустимо «отчитывать» родителя за промахи его ребенка или зачитывать оценки того или иного слабого ученика. Такое поведение учителя приводит к тому, что родители слабо успевающего ученика перестают посещать собрания. Тем не менее, необходимо сообщать родителям о недочетах в работе их ребенка, подсказывать пути их преодоления. Конкретную информацию об успехах и особенно недостатках своего ребенка родители получают от учителя здесь же, на собрании, в письменном виде.

Каждому родителю дается свернутый вдвое лист бумаги, на внутренней стороне которого сделаны записи только для этого родителя. Например: «Саша стал заниматься лучше. Однако прошу усилить внимание к занятиям математикой. Прошу прийти на консультацию в среду в 16.00 ч.», «Серёжа стал рассеянным, невнимательным. Почему бы это? Прошу Вас остаться после собрания для беседы».

4. Классный руководитель может практиковать лекции – выступления родителей, педагогов, юристов, медиков. После выступления классного руководителя можно организовать обсуждение возникшей проблемы, практикум, обменятся опытом семейного воспитания. По ряду вопросов, обсуждаемых на собрании, принимается решение, которое доводится до всех родителей.

Периодически родительский комитет отчитывается о выполнении принятых ранее решений.

5. Чем больше родителей будет участвовать в подготовке родительского собрания (даже в качестве только сообщающих о нем другим), тем активнее они будут себя вести на самом собрании.

На родительском собрании следует обязательно поблагодарить и тех родителей, кто его готовил, и тех, кто оказывал помощь школе в проведении других мероприятий.

В подготовке и проведении собраний очень помогает анкетирование родителей. В анкетах родители пишут о том, какие вопросы воспитания их волнуют, какую информацию хотели бы получить, какую помощь в воспитании детей могут оказать.

Такие формы взаимодействия с родителями позволяют привлечь их к активному участию в мероприятиях класса, больше жить интересами своих детей.

Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации

Первый этап называется "СТОП". Чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним, осознайте собственные эмоции: "Что я сейчас чувствую?", "Что я хочу сделать?"

Второй этап – "ПОЧЕМУ?". Важно понять мотивы и причины поступка ребенка, почему он так ведет себя, чего хочет добиться.

Третий этап – "ЧТО?". Поставим перед собой педагогическую цель в виде вопроса: "Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия?" (чувства страха у ребенка, осознанного чувства вины или еще чего-то). Действие учителя направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет.

Четвертый этап – "КАК?". Как прекратить плохое поведение ребенка, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия? Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использовать?

Пятый этап – "ДЕЙСТВУЮ". Успех практического действия учителя зависит от того, насколько он смог понять мотивы поступка ученика и подобрать верные способы воздействия исходя из особенностей личности ребенка.

Шестой этап – "АНАЛИЗ". Учитель оценивает эффективность своего взаимодействия с учеником и, если это необходимо, что-то меняет в предложенном алгоритме решения конфликтной ситуации.

Педагогическая практика показывает, что использование подобного алгоритма дает огромные возможности для творчества педагога и делает работу с ребенком радостной и плодотворной.

Каждый учитель довольно часто попадает в напряженные педагогические ситуации. Поэтому необходимо знать и уметь пользоваться способами саморегуляции своего эмоционального состояния. Регулярное использование упражнений по саморегуляции будет способствовать развитию эмоциональной гибкости и устойчивости, что поможет снизить психоэмоциональное напряжение и сохранить свое здоровье. Психорегуляция включает в себя занятия спортом, методы релаксации, аутогенную тренировку (самовнушение в состоянии релаксации), которая получила широкое распространение во многих профессиональных сферах.

Вот, например, две примерные программы самовнушения для учителей.

  • · Для оптимизации настроения:

"Я собран и уравновешен, у меня приподнятое и радостное настроение, я хочу быть активным и бодрым; я могу быть активным и бодрым; я активен и бодр; я хочу (могу, буду) чувствовать энергию и бодрость; я жизнерадостен и полон сил".

  • · Для настройки на сложный урок:

"Я совершенно спокоен; я вхожу в класс уверенно; я чувствую себя на уроке свободно и раскованно; хорошо владею собой; мой голос звучит ровно и уверенно; я могу хорошо провести урок; мне самому интересно на уроке; мне интересно учить ребят, я спокоен и уверен в себе".

Самовнушение предполагает многократное повторение формул, лучше всего их произносить утром после сна или по дороге в школу.

Самая же распространенная формула аутогенной тренировки следующая:

"Я спокоен. Я уверенно веду урок. Ребята слушают меня. Чувствую себя на уроке раскованно. Я хорошо подготовлен к уроку. Урок интересный. Детям интересно со мной. Я уверен и полон сил. Настроение бодрое, хорошее. Мне нравится работать на уроке. Я – учитель".

Ну а если учитель испытал стресс? Как он может помочь себе? Для этого можно использовать следующие приемы:

  • · Смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
  • Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Мысленно описывать один предмет за другим: "Коричневый письменный стол, белые занавески...".
  • Посмотреть в окно на небо. Сосредоточиться на том, что видите.
  • Набрав воды в стакан, медленно выпить ее. Сконцентрироваться на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
  • Представить себя в приятной обстановке – в саду, на даче...
  • Не блокировать эмоции – найти место, где можно вслух поговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться.

По мере того как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида станут постепенно уходить.

  • Вспомните приятные события из собственной жизни. Вспомните состояние радости. Сделайте такое же лицо, улыбку, почувствуйте это состояние всем телом.
  • Используйте свою логику. Это поможет скорректировать эмоциональные реакции.
  • Помните, что при сильном эмоциональном возбуждении мы можем неадекватно оценить ситуацию. Успокойтесь, а затем все обдумайте по принципу: "Подумаю об этом завтра".


В помощь молодому классному руководителю

по изучению отношения слабоуспевающих учащихся к учебе:

1. По «личному делу» ученика проследить его успеваемость за предыдущие годы, сделать вывод о динамике успеваемости.

2. По классному журналу проследить систему проверки знаний учащихся, выявить динамику успеваемости.

3. Получить от каждого учителя отзыв об учебной деятельности ученика в классе, об отношениях его к учебному предмету.

4. Добиться контакта с учеником, выявить мотивы его учения, отношение к отдельным учебным предметам, учителям.

5. Просмотреть тетради ученика, изучить результаты его труда.

6. Изучить отношение к учению в процессе наблюдения за учебной деятельности ученика при посещении уроков (посетить с этой целью не менее 10- 15 уроков).

7. Главное при посещении уроков обратить внимание на следующее:

- Был ли ученик на месте к началу урока, подготовил ли все необходимое, как вел себя при появлении учителя, сразу ли включился в работу.

- Какое участие он принимал в проверке знаний, как реагировал на оценку своих знаний, как вел себя при опросе других, слушал ответы, дополнял, не слушал, отвлекался, мешал другим, как реагировал на оценки других учащихся.

- Слушал или не слушал объяснения учителя, проявлял внимание ли невнимательность, устойчиво ли внимание ученика, если отвлекался, то...

- Владеет ли ученик навыками учебного труда, умеет ли работать самостоятельно, проявляет ли логичность, сознательность и самостоятельность суждений, какова культура речи, насколько активен ученик.

- Записал ли задание на дом.

- Как вел себя ученик после звонка с урока.

 В результате наблюдений за учеником на уроках постараться сделать выводы:

1. Имеет или не имеет заинтересованность к приобретению знаний (судя по степени активности на уроках, качество выполнения домашних заданий, читательским интересам)

2. Имеет или не имеет устойчивый интерес к какому-нибудь одному или нескольким предметам, к тому или иному виду учебной деятельности.

3. Обладает или не обладает устойчивым вниманием к урокам, к выполнению заданий, к слову учителя.

4. Проявляет и настойчивость, стремление к овладению знаниями на уроках.

5. Живо или безразлично относиться к тому, что делается на уроках, что говорит учитель, что отвечает учащийся.

6. Проявляет ли любознательность к чему- либо.

7. Как относится к выполнению домашних заданий (выполняет, не выполняет, выполняет частично).

8. Как управляет своим поведением на уроках.

9. Как относится к положительным и отрицательным оценкам его знаний учителями (какова реакция: безразличие, радость, возмущение, громкий протест).


Методические рекомендации молодому педагогу «Работа  с гиперактивными детьми»

1. Игнорируйте  истерические  реакции.

2.Предупредите  класс,  чтобы  он  не  обращал  внимание  на  ребёнка  в  момент  истерики.

3.Хвалите  позитивные  поступки  такого  ребёнка  для  закрепления  нового  стиля  поведения.

4. Не  стремитесь  угодить.

5. Не  обращайте  постоянно  внимание  на  его  плохое  настроение. Это его подсознательная цель.

6.Чаще  давайте  понять,  что  он  вправе  сам  решать  и  нести  ответственность  за  свои  решения  и  поступки.

7.Займите  такого  ребёнка  таким  видом  деятельности,  чтобы  он  смог  своим  трудом  выделиться  среди  сверстников,  а  не  своим  поведением,  т.к. он  жаждет  признания.

8.Если  у  ребёнка  высокий  уровень  притязаний,  определите  круг  доступных  притязаний.

9. Не  попадайте  под  его  влияние  и  не  позволяйте манипулировать  собой,  т.к.  он  лжив  и  способен   входить  в  доверие.

10. Критикуйте  поступки  ребёнка,  а  не  его  личность. Позволяйте  ему проявлять  эмоции  бурно, но  не  грубо,  в  рамках  дозволенного.

11.Усильте  систему  поощрений  и  наказаний (наказание  неподвижностью)

12. Если  ребёнок  осознал свой проступок,  то  побеседуйте  с  ним.  Беседа  должна  быть  запоминающейся.

13.Устраните  влияние  всепрощающих  взрослых,  требования  должны  быть  едины.

14. Ужесточить  режим,  пресекать  бесцельное  времяпровождение.

15.Ребёнок  должен  нести  ответственность  за  помощь  по  дому,  за  выполнение  уроков.  Контроль  не  должен  быть  постоянным.

16. Не  позволять  выполнять  другое  дело,  пока  не  завершит  первое.

17. Чётко  ориентировать  ребёнка  в  понятиях  «хорошо»,  «плохо»,  «надо».

18. Повышайте  самооценку  ребёнка,  уверенность  в  себе.


Методические рекомендации «Работа с застенчивыми детьми»

Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого. Низкая адаптивность. В школьном возрасте- ипохондрики- за свое здоровье, родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к суициду. Внушаемы.

1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.

2. Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.

3. Включать в посильные общественные дела.

4. Хвалить самостоятельность.

5. Стимулировать личную ответственность.

6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен принимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расставаться с Вами, успокоившись.

7. Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный.

8. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса- это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен.
9. Можно на время освободить от работы- дать время упокоиться.

10. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.

11. Как правило, эти дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное- ошибиться или кого- то подвести. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.


Рекомендации молодому педагогу по созданию хорошей атмосферы в классе

1.    С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрируйте детям свое полное к  ним доверие.

2.    Помогайте учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед группами, так и перед каждым учеником в отдельности.

3.    Всегда исходите из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

4.     Выступайте для учащихся в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

5.       Выступайте в такой роли для каждого ученика.

6.  Развивайте в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы (класса) и принимайте его (соизмеряйте свои действия с этим настроем).

7.    Будьте активным участником группового взаимодействия.

8.    Открыто выражайте в классе свои чувства.

9.  Стремитесь к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

10.    Хорошо знайте самого себя.

11.   Свои взаимоотношения с учащимися осуществляйте главным образом с помощью словесных воздействий, которые можно разделить на три вида:

- организующие (инструктирование, наставление, совет, предупреждение от ошибок в работе);

- оценочные (похвала, критические замечания, осуждение и др.);

- дисциплинирующие (замечание-утверждение, замечание-вопрос, повышение интонации)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектирование урока по ФГОС

Слайд 2

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И , наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?

Слайд 3

Технологический процесс подготовки урока определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы учащихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока.

Слайд 4

И зменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия

Слайд 5

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная

Слайд 6

Основные этапы организации учебной деятельности 1. Постановка учебных задач 2. Совместное исследование проблемы 3. Моделирование 4. Конструирование нового способа действия. 5. Переход к этапу решения частных задач. 6. Применение общего способа действия для решения частных задач. 7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Слайд 7

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС ООО Первое: четко определить и сформулировать для себя тему урока; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности .

Слайд 8

Второе Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

Слайд 9

Цель урока - достичь образовательных результатов: Личностный результат – осознавать трагедию монголо-татарского нашествия для русского народа, губительность политической раздробленности перед лицом внешней опасности. Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи. Предметный результат – знать основные события, связанные с монголо-татарским нашествием на Русь, понимать причины поражения русских княжеств, уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий, извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.

Слайд 10

Задачи урока: На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи. На основе работы с текстом учебника и летописи, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с монголо-татарским нашествием на Русь, установить логические связи между этими событиями. В ходе коллективного обсуждения осознать роль монголо-татарского нашествия в истории России, определить причины поражения русских княжеств.

Слайд 11

Слова-ориентиры для определения целей урока Традиционный (« знаниевый ») подход Компетентностный подход Понимать требования Научить формулировать цели Знать (сформировать знание о…) Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы) Научить работать с различными источниками знаний Научить выбирать источники знаний Систематизировать Научить систематизировать Обобщать Научить выявлять общее и особенное Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) при решении задачи Научит выбирать способы решения задачи Оценить Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке Закрепить Модифицировать, перегруппировать, научит применять Проверить Научить приемам самоконтроля Проанализировать (ошибки, достижения учащихся) Сформировать способность к самооценке

Слайд 12

Третье. 1. Спланировать учебный материал 2. Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям. 3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". 4.Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.

Слайд 13

Четвертое. Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные , коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.

Слайд 14

Таблица формирования универсальных учебных действий на каждом этапе урока Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Слайд 15

Пятое . Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Шестое. Разработать структуру урока

Слайд 16

Седьмое. Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать : что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на ряд вопросов: « Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Слайд 17

Восьмое. Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Слайд 18

Девятое . Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

Слайд 19

Системно- деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся личностные и метапредметные результаты . Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Слайд 20

Обобщенная оценка эффективности урока в соответствии с ФГОС Блоки анализа урока в соответствии с ФГОС Блок 1. Целеполагание 1.1. Определение планируемого результата 1.2. Постановка цели на уроке 1.3. Мотивация учащихся Итого по блоку 1 Блок 2. Технологизация 2.1. Структура урока 2.2. Содержание учебного материала 2.3. Формы, приемы, методы, использованные учителем 2.4. Применение современных образовательных технологий Итого по блоку 2 Блок 3. Познавательная деятельность 3.1. Деятельность учащихся под руководством учителя 3.2. Самостоятельная работа учащихся 3.3. Домашнее задание Итого по блоку 3 Блок 4. Результативность урока 4.1. Оценивание 4.2. Рефлексия 4.3. Результат урока Итого по блоку 4 Итого по блокам (средняя величина) Эффективность урока

Слайд 21

Приняты следующие цифровые выражения: 4 – критерий ярко выражен; 3 – критерий заметно выражен; 2 – критерий выражен, но проявляется не всегда (редко); 0 – критерий не проявляется. Формула эффективности урока Эф. = P 1 + P 2 + P 3 + P , 4 От 3,3 до 4 высокий уровень; От 2,7 до 3,29 хороший уровень; От 2 до 2,69 удовлетворительный уровень; До 1,99 низкий уровень.

Слайд 22

План самоанализа урока в соответствии с ФГОС: 1. Особенность, характеристика класса. 2. Место урока в системе уроков по теме, тип урока. 3. Формулировка цели урока. На формирование каких компетенций, УУД был ориентирован урок? Была ли достигнута цель урока? 4. Стратегия достижения поставленной цели по цепочке «цель – деятельность – компетенция». 5. Формы, методы, приемы формирования и оценивания УУД/компетенций. 6. Оценка работы учащихся на уроке, результативность урока. 7. Оценка своей деятельности, акцентирование внимания на собственных педагогических находках. 8. Индикаторы, по которым можно проследить, достигнута ли цель/задачи этапа урока и каким способом. 9. Отклонение от технологической карты (конспекта урока), причины, обоснование. 10. Что получилось из запланированного? Если не получилось, то почему? Чтобы вы сейчас изменили в уроке?

Слайд 23

Оценка эффективности урока в соответствии с ФГОС Критерии анализа 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла Блок 1. Целеполагание 1.1. Определение планируемого результата Учитель не ставит целью формирование компетенций, УУД на данном уроке (традиционный подход) Учитель определил формируемые компетенции, УУД лишь номинально, не определил способы их достижения и (или) при анализе урока не смог их обосновать Учитель определил на уровне плана урока формируемые компетенции, УУД, разработал способы их достижения, но не обосновал или недостаточно обосновал Учитель определил компетенции, УУД, на формирование которых рассчитано занятие, разработал способы их достижения, определил результаты обучения (что должно быть получено в итоге)

Слайд 24

Оценка эффективности классного часа (мероприятия) в соответствии с ФГОС Критерии анализа 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла Блок 1. Целеполагание 1.1. Определен планируемый результат Классный руководитель не ставит целью формирование компетенциий , УУД на данном классном часе (традиционный подход) Классный руководитель номинально прописал планируемый результат на языке компетенций (УУД), и (или) при анализе не может обосновать стратегию достижения планируемого результата Классный руководитель определил (описал) формируемые компетенции (УУД), при анализе испытывает затруднения в обосновании стратегии их достижения Классный руководитель определил компетенции, УУД на формирование которых рассчитан классный час, разработал стратегию их достижения (определен планируемый результат) 1.2. Определены цели и задачи мероприятия Цель и задачи указаны в технологической карте, при этом цель мероприятия заменена темой Цель сформулирована нечетко (недиагностична, неизмерима) и (или) не учтены возрастные особенности учащихся Цель поставлена, конкретна, диагностична, измерима, соответствует возрастным особенностям учащихся Классный руководитель вовлек учащихся в процесс постановки цели, организовал деятельность по приёму цели учащимися

Слайд 25

Запрос aln14@mail.ru



Предварительный просмотр:

Анализ урока по ФГОС

Учитель:

Дата

Предмет:

Класс

Тема урока:

Целеполагание

Отсутствует

Цель формулирует учитель

Совместно с учащимися

0

1

2

Цели урока

Нельзя измерить, продиагностировать

Диагностичны, измеряемы

1

2

Организация урока:

тип урока

Урок  «открытия» нового знания

Урок  рефлексии

Урок общеметодологической направленности

Урок  развивающего контроля

Не соответствует ФГОС

1

1

1

1

0

структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели

Отсутствует

Соответствует частично

Соответствует

0

1

2

Создание мотивационного поля

Отсутствует

На этапе целеполагания

На отдельных этапах урока

0

1

1

Содержание урока

Нет связи с жизнью, практической деятельностью

Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью

Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью, имеется интеграция содержания, связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи

0

1

2

Формы организации деятельности учащихся на уроке

Неактивные

Активные

Интерактивные

0

1

1

Фронтальные

Групповые

Парные

Индивидуальные

1

1

1

1

Использование методов, приемов

Использование не оправдано, методы и приемы – репродуктивные («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомните»)

Выбор оправдан,  соответствует целям урока, используются методы и приемы репродуктивные и продуктивные (поисковый, исследователской деятельности («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)

Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на некоторых этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный

Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на всех этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный

0

1

2

3

Использование технологий (за каждую 1 балл, max.4) перечислить

1.

2.

3.

4.

Деятельность обучающихся

0-не соответствует; 1-частично соответствует;  2-соответствует

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

0

1

2

0

1

2

0

1

2

Рефлексивность

Отсутствует

Эмоциональная рефлексия

Оценка деятельности

Оценка результата

Рефлексия учителя

0

1

1

1

1

Результативность урока

Результат не достигнут или достигнут учителем

Сформирована направленность на предметные компетентности (указать какие); наличие продукта. Результат достигнут отдельными учащимися.

Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности (указать какие); наличие продукта деятельности, знаний о его практическом применении. Большая часть класса достигла результата.

Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности, развивались ключевые компетентности  (указать, какие);

Результат достигнут каждым учащимся.

0

1

2

3

Домашнее задание

Объем, характер материала, его посильность

Наличие и характер инструктажа

Дифференцированность задания

0

1

2

0

1

2

0

1

2

Оценивание

Целеполага

ние

Цели урока

Тип урока

Организация урока

Мотивация

Содержание

Формы работы

Методы, приемы

Технологии

Деятельность обучающихся

Рефлексив

ность

Результатив

ность

Домашнее задание

Общая оценка

Выводы и рекомендации: _______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

Эффективность урока:

Максимальное количество баллов- 43         

Набранное количество баллов разделить на максимальное и умножить на 100% это и есть % эффективности урока.

Ниже 50%

≤ 21 б

урок  не эффективен

от 50% до 64%

22-27 б

урок мало эффективен

от 65% до 74%

28-32 б

урок  удовлетворителен

75% и выше

33-43 б

урок проведён на высоком методическом уровне

Урок посетил___________________ _______________________________________________


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ № 7

_________Т.А.Наливайкина

«________»__________2020

Проект в рамках национального проекта «Образование»

«Внедрение целевой модели наставничества в образовательной организации»

Реализация целевой модели наставничества в образовательной организации. Этапы программы

Дорожная карта

реализации целевой модели наставничества в МАОУ СОШ № 7

на 2020 – 2021 учебный год

Этап

Мероприятия

Деятельность

Сроки

Ответственные

1

Подготовка  

запуска

программы

наставничества

Изучение и систематизация имеющихся материалов по проблеме наставничества

1. Изучение Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

2. Ознакомление с шаблонами документов для реализации целевой модели.

3. Обучение на КПК «Организационно-методические условия внедрения методологии (целевой модели)

наставничества в образовательной организации»

Сентябрь 2020 года

Наливайкина Т.А., директор школы, администрация школы

Подготовка нормативной базы реализации целевой модели наставничества  

1. Издание приказа «Внедрение целевой модели наставничества в МАОУ СОШ № 7».

2. Назначение куратора внедрения Целевой модели наставничества

 3. Разработка и утверждение Положения о наставничестве в МАОУ СОШ № 7.

4. Разработка и утверждение Целевой модели наставничества.

5. Разработка и утверждение дорожной карты внедрения системы наставничества в МАОУ СОШ № 7

Сентябрь 2020 года

Наливайкина Т.А., директор школы, администрация школы

Выбор форм и программ наставничества исходя из потребностей школы

1. Выявление предварительных запросов от потенциальных наставляемых и о заинтересованных в наставничестве среди коллектива школы.

2. Проведение административного совещания по вопросам реализации целевой модели наставничества. Выбор форм и программ наставничества.

3. Формирование банка программ по трем формам наставничества «Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Учитель – ученик», «Родитель – ученик», «Выпускник-ученик».

Сентябрь 2020 года

Куратор-заместитель директора по УВР

Информирование родителей, педагогов и обучающихся о целевой модели наставничества. Популяризация.

1. Проведение заседания совета «Наставничество 3.0. Кто? Зачем? Как?»

2. Проведение родительских собраний.

3. Проведение ученической конференции.

4. Проведение классных часов.

5. Информирование на сайте школы.

6. Информирование внешней среды.

7. Создание логотипа, определение миссии.

8. Создание YOUTUBE канала

Сентябрь 2020 года

Наливайкина Т.А., директор школы, администрация школы,

классные руководители, учителя

2

Формирование

базы

наставляемых

Сбор данных о наставляемых

1. Проведение анкетирования среди обучающихся/педагогов, желающих принять участие в программе наставничества.

2. Сбор согласий на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых.

Сентябрь 2020 года

Заместители директора

Формирование базы наставляемых

1. Формирование базы данных наставляемых из числа педагогов.

2. Формирование базы данных наставляемых из числа обучающихся.

3

Формирование

базы

наставников

Сбор данных о наставниках

1. Проведение анкетирования среди потенциальных наставников, желающих принять участие в программе наставничества.

2. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных.

3. Проведение мероприятия «Наставничество: быть или не быть?» (бизнес-ланч) для информирования и вовлечения потенциальных наставников.

Сентябрь 2020 года

Рослова Н.В., куратор целевой модели наставничества, Станкевич Т.Л., учитель-практик

Формирование базы наставников

1.Формирование базы данных наставников из числа педагогов.

2. Формирование базы данных наставников из числа обучающихся.

4

Отбор и обучение наставников

Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников

1. Анализ базы наставников с целью отбора для программы.

Сентябрь 2020 года

Заместители директора

2. Индивидуальное собеседование с наставниками

Рослова Н.В., куратор целевой модели наставничества, Станкевич Т.Л., учитель-практик

3. Проведение групповой коуч-сессии для наставников

Станкевич Т.Л., коуч

Обучение наставников для работы с наставляемыми

1.Подготовка методических материалов для сопровождения наставнической деятельности.

2. Разработка программы обучения наставников:

- воркшоп «Персональная эффективность наставника»;

- акселерации «School executive»;

- тренинг «Основы кураторской методики»;

- мастер майнд группы;

- психологические тренинги;

- КПК вне образовательного учреждения.

3. Издание приказа об организации «Клуба наставников» с утверждением программы и графиком обучения наставников.

4. Организация «Клуба наставников» и его запуск

 

Сентябрь 2020 года

Рослова Н.В., куратор целевой модели наставничества, Станкевич Т.Л., учитель-практик, психологи

5

Формирование

наставнических пар / групп

Отбор наставников и наставляемых

1.Анализ заполненных анкет потенциальных наставников и сопоставление данных с анкетами наставляемых.

2. Организация групповой встречи наставников и наставляемых (встреча без галстуков).

3. Проведение анкетирования на предмет предпочитаемого наставника/наставляемого после завершения групповой встречи.

4. Анализ анкет групповой встречи и соединение наставников и наставляемых в пары/ группы.

Сентябрь 2020 года

Рослова Н.В., куратор целевой модели наставничества, Станкевич Т.Л., учитель-практик

Закрепление

наставнических пар /

групп  

1. Издание приказа «Об утверждении наставнических пар/групп».

2. Составление планов индивидуального развития наставляемых, индивидуальные траектории обучения.

Сентябрь 2020 года

Наливайкина Т.А., директор школы,

наставники

6

Организация и

осуществление работы

наставнических пар /

групп

Организация комплекса встреч

наставников и наставляемых

1.Проведение организационной встречи наставника и наставляемого.

2. Проведение пробной рабочей встречи наставника и наставляемого.

3. Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым.

4. Регулярные встречи наставника и наставляемого.

5. Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.

2020- 2021учебный год

Рослова Н.В., куратор целевой модели наставничества, Станкевич Т.Л., учитель-практик, наставники

Организация текущего и итогового контроля достижения планируемых результатов наставниками

1.Анкетирование. Формы анкет обратной связи для промежуточной и итоговой оценки.

2. Анализ «Дневников рефлексии» участников программы

Январь 2021 года, май 2021года

Рослова Н.В., куратор целевой модели наставничества,

Трансляция опыта работы

1. TED Talks (школьный уровень)

2. Конференция по наставничеству: «Наставничество в образовании: инновации в практике» (муниципальный уровень)

Один раз в три месяца

Февраль 2021

Рослова Н.В., куратор целевой модели наставничества, Станкевич Т.Л., учитель-практик, наставники

7

Завершение

наставничества

Отчеты по итогам наставнической

программы

1. Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества.

2. Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества.

3. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников.

Январь 2021 года, май 2021года

Рослова Н.В., куратор целевой модели наставничества

Мотивация и поощрения наставников

1. Издание приказа о поощрении участников наставнической деятельности.

2. Проведение конкурса профессионального мастерства "Наставник года" для педагогов, конкурса общественного признания «Лучший молодой наставник» для обучающихся, "Лучшая пара " (школьный уровень).

3. Публикация результатов программы наставничества, лучших наставников, информации на сайтах школы и в СМИ.

4. Итогового мероприятие «Наставничество: уйти нельзя остаться» (деловой завтрак)

май 2021года

Наливайкина Т.А., директор школы,

Рослова Н.В., куратор целевой модели наставничества, Станкевич Т.Л., учитель-практик