Самообразование 2023-2024

Пыхалова Юлия Алексеевна

Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка» с. Становое

отчет по самообразованию

Учитель-логопед:

Пыхалова Ю.А.

С. Становое

апрель , 2024 год

Тема: «Нейропсихологические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ»

Слайд 1

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии.

Слайд 2

 Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик.

Слайд 3

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику.

Слайд 4

В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми. Их эффективность доказана наукой и практикой в решение задач преодоления отставаний в психическом развитии, профилактики и преодолении возникающих трудностей в обучении детей дошкольного возраста.

Слайд 5

 Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность детей и способствуют повышению эффективности, оптимизации всех видов коррекционных занятий. Наблюдая за детьми во время работы по речевому развитию, я сделала вывод, что детям более интересны нетрадиционные методы развития, и решила использовать в своей работе нейропсихологические приемы, которые я использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Слайд 6

Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка.

СЛАЙД 7

При этом воздействие нейропсихологических упражнений-игр имеет как быстрый, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.

Слайд 8

Цель: способствовать развитию речи дошкольников посредством нейропсихологических приёмов.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме и отобрать нужную информацию.

2. Уточнить понятие речевой функции с точки зрения нейропсихологии;

3.Создать картотеку нейропсихологических игр для индивидуальных и подгрупповых занятий.

Развитие психических функций у ребенка – длительный процесс; одни функции формируются раньше, другие – позже. В том случае, когда эта неравномерность развития выражена сильно, когда ребенок не может за счет своих сильных звеньев скомпенсировать слабые, он начинает испытывать трудности в обучении, в частности, ошибки на письме зачастую происходят из-за особенностей нейропсихологического развития, характерных для современных детей.

Слайд 9

Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может допускать ошибки из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, не внимательности. Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ, скажем, какого-либо предмета или слова, а левое – за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано. Именно поэтому довольно часто можно встретить активных детей с ярким воображением, но абсолютно неграмотных.

Слайд 10

Нейропсихологические приёмы, которые я использую в   работе

  1. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
  • Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

«Мы, конечно, любим лето:

Летом все теплом согрето,

 Но за ним приходит осень,

 Хоть ее мы и не просим,

А потом идет зима –

И бела, и холодна.

За зимой идет весна –

 Вновь тепло несет она»

  • Кулак-ребо-ладонь.

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро-ладонь).

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону. Кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

  1. Дыхательные упражнения.

Свеча”Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек.

 Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

3. Глазодвигательные упражнения.

“Взгляд влево вверх” Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять влевую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в  45градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают
делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

“Горизонтальная восьмерка” Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.

4 . Карточки – помощники

На индивидуальных занятиях использую карточки - помощники для автоматизации и дифференциации звуков, которые помогают более интересно отрабатывать поставленные звуки

Слайд 11

В течении года проводила консультации, семинары, представляла свой опыт работы для педагогов по данной теме.

  • «Коррекция звукопроизношения у дошкольников посредством нейропсихологических приемов» консультация октябрь
  • «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста» консультация ноябрь

  • «Использование нейропсихологических подходов в работе с детьми с речевыми нарушениями семинар-практикум декабрь
  • «Использование современных здоровьесберегающих

технологий в системе коррекционно – развивающей среды, как инновационной формы работы в ДОУ» Консультация январь

  • Из опыта работы «Автоматизация звуков с приемами нейростимуляции: тактильно-кинестетическая нейростимуляция, нейростимуляция с помощью биоэнергопластики, модульная система нейростимуляции и автоматизации звуков» февраль

  • «Общаться позитивно – что это значит».практикум для педагогов март

В апреле провела открытое занятие  по развитию лексико-грамматического строя речи с применением нейропсихологических приемов « Книга Знаний от Мудрой совы»

Для родителей разработала буклеты

  • Умные игры или нейрогимнастика
  • Нейроигры –эффективный инструмент в развитии речи
  • Нейропсихологические методы и приемы в работе учителя-логопеда со старшими дошкольниками»

Таким образом, использование нейропсихологических приёмов повышает уровень развития детей

У детей повысился интерес к логопедическим занятиям, общение и взаимодействие детей с помощью речи стало более разнообразным эмоционально выразительным, личностно окрашенным.

Нашла подтверждение гипотеза о том, что использование нейропсихологических игр положительно влияет и повышает интерес к коррекционно-логопедической работе, проводимой с детьми с ОНР.

Слайд 12

Заключение

        

Подводя итог своей работы, можно сделать следующие выводы: все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверено на практике. Да и когда используешь в своей работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам и соответственно увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.

В результате использования нейропсихологических методов в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений, у детей отмечается повышение концентрации внимания и его устойчивости, формирование усидчивости, совершенствование графомоторных навыков, повышение произвольности и самостоятельности, улучшение поведения.