Праздник русского сарафана
Предварительный просмотр:
Праздник русского сарафана
Сценарий устного журнала
На сцене - 3 девушки под нарисованным окном: одна прядет на пряхе, другая держит пяльцы в руках с вышивкой. Третья вяжет что-то.
Чтец
На горе-то стоит елочка,
Под горой стоит светелочка,
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой лавочке,
Тут сидела красна девица.
Во левой руке держала пяличко,
Во правой руке – иголочку.
Она шила красна девица
И по плису и по бархату,
По белому комнокорчику.
Она шила, красна девица, шила себе сарафан.
Ведущий. После петровских преобразований, запрещавших всем, кроме податного населения, носить сарафаны, отношение к национальной одежде изменилось при Екатерине II. Был издан указ.
Глашатай.
Слушайте! Слушайте! Слушайте! Указ императрицы Всея Руси Екатерины II.
Указ. В особо важных случаях, будь-то свадьба или Новый год, дамы должны появляться при дворе в русских платьях.
Ведущий. А написан был этот указ под впечатлением посещения Белгорода императрицей. Послушайте, как об этом событии рассказывает «Белгородский численник» (1993г.)
Чтец. «Ваше величество! Народ приветствует вас!» Гофмейстер поклонился и вышел.
Императрица Екатерина II вышла на балкон дома, отведенного в Белгороде для нее. Многочисленная толпа белгородцев, заполнившая площадь, пала ниц, а потом восторженно приветствовала молодую царицу. Ее внимание привлекли молодые девушки, одетые в красивые русские костюмы. Императрица была прежде всего молодой женщиной и своим наметанным глазом сразу же увидела, что несмотря на то, что во время своей дальней поездки не мало повидала русских, украинских, татарских женщин в национальных костюмах, такого красивого, что был на белгородке, она еще не видела. Поманив пальцем гофмейстера, она шепнула: «Вот эту женщину пригласи ко мне». Когда статная молодица, потупив глаза, стала перед императрицей, та поняла, что вблизи костюм оказался еще красивее. Сказав несколько слов и одарив ее, Екатерина II отпустила гостью. И тут же отдала распоряжение пошить ей такое же платье. Платье срочно сшили и отослали в Санкт-Петербург гонцом. Надевала ли на какой-нибудь маскарад белгородское платье Екатерина неизвестно, но не раз любовалась наверняка.
Ведущий. В старинной русской одежде видны языческие традиции обожествления природы. Они перешли в христианское время спокойно, так как не было в этой традиции никакого зла. Христианство боролось в язычестве с теми понятиями, которые ставили в зависимое положение человека от природы. Например, поклонению стихиям как богам, принесению людей в жертву якобы богам. Ношение одежды осталось прежним, и это передавалось из поколения в поколение. Цвета и рисунки по прежнему символизировали солнце и огонь, небо и землю, но это скорее уже была дань традиции и поэтизация природы, так как русские почитали уже единого Бога, поклонялись Ему одному.
Девушка в сарафане встает: Народная одежда делилась на женскую, мужскую, детскую. Детская одежда в Староосколье была одинаковой:длинная, до пят, холщовая рубаха с пояском. Ворот (ожарелок), обшлага рукавов и подол орнаментировались скромной вышивкой. Мальчики и девочки-подростки донашивали одежду старших братьев и сестер – рубахи, порты, зипуны или перешитую одежду отца и матери. Первую «взрослую» одежду получали тогда, когда уже имели право жениться и выходить замуж. Юноши получали штаны, девушки – сарафан или юбку и поневу. На голове у девочки была повязана ленточка, она носила дешевые украшения: серьги, бусы, низанные из сухих ягод, гороха, косточек.
2 девушка в сарафане выходит на сцену: Женская одежда была более разнообразной: поневный комплекс, с юбкой-андараком, с сарафаном и «парочка» (кофта-юбка).
Основу сарафанного костюма составляла рубаха, служившая в конце XIX века нательной и одновременно выходной одеждой. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом у горловины, застегивающимся на пуговицу. Самым любимым цветом в русском народном искусстве был красный цвет. Это был цвет солнца и огня. Когда добавлялся черный цвет, он символизировал союз солнца с землей.
Символ славянского рода – зеленый цвет - символизировал растительный мир. Желтый цвет был символом кратковременной разлуки; ультрамариновый – воды и неба, верности и целомудрия. Белый – символ горя и смерти. Излюбленным был черный цвет, он символизировал землю и вечный покой. Черными были девичий сарафан и даже подвенечная одежда.
Чтец:
Домотканый и древний,
в сундуках
Сохранил мой край тебя,
сарафан.
Как к лицу тебе
этот старинный наряд -
И сорока, и в блестках
жемчужин понева.
3 девушка в сарафане (тоже стоя): Сорока – это головной убор, который делался из красного холста с налобником, шитым золотыми нитками и блестками с шелковыми и шерстяными махрами, с бисерной подзатыльней.
Понева – поясная набедренная одежда славян.
1 девушка в сарафане: Основу мужского костюма составляли рубаха, штаны, пояс.
В нашей местности бытовала вот такая верхняя одежда: жилет, кафтан, поддевка, зипун, тулуп, шуба, полушубок, армяк, халат и другие.
А вот обувь на селе вплоть до XIX века у всех была одинаковая – лапти.
Девушки поют частушки по очереди слегка обыгрывая текст:
Пляши, Андрей,
Не жалей лаптей,
Сходим лыка надерем,
Лапти новые сплетем.
Эх, лапти мои,
Лапоточки мои,
Растопталися,
Расшаталися.
Были новые,
Все кленовые,
А лохмотья на них
Все шелковые.[3]
2 девушка в сарафане
А давайте, девочки, споем мою любимую.
3 девушка в сарафане.
Ведущая.
У нас в школьном музее, в городском краеведческом музее вы подробно можете узнать названия деталей женской одежды, мужской, представить жизнь прародителей. Это история нашего края, родина, а значит, и наша биография.
А мы вам предлагаем посмотреть некоторые наряды наших местных красавиц и послушать в их исполнении народную песню: «Порушка-Параня».
Между нарисованных крупным планом нарядов из книги «Живые родники Староосколья» ведут девушки хоровод и поют. В центре – Параня и Иван.