Статья на тему: "Типы семейного воспитания у детей с ОВЗ"
Многие родители не знают, как правильно вести себя с такими детьми или наоборот думают, что правильно воспитывают, но в итоге у них возникают определенные трудности и они обращаются к специалистам. Кто же такие «дети с ограниченными возможностями здоровья» и что такое «типы семейного воспитания?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_semeynogo_vospitaniya_u_detey_s_ovz.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Игнатьева Н. Г.
ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Данная тема весьма актуальна в настоящее время. Одним из самых значимых факторов развития характера ребенка дошкольного возраста при формировании базовых черт его личности, первичных форм связей и отношений с внешним миром, воспринимаемых преимущественно через отношения с близкими взрослыми, является его семья. Все чаще мы сталкиваемся с семьями, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Многие родители не знают, как правильно вести себя с такими детьми или наоборот думают, что правильно воспитывают, но в итоге у них возникают определенные трудности и они обращаются к специалистам. Кто же такие «дети с ограниченными возможностями здоровья» и что такое «типы семейного воспитания?»
Ограниченные возможности здоровья - это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды. [3]
Из числа детей, признанных инвалидами, более 50% составляют дети с врожденными аномалиями развития, психическими расстройствами. Среди детей, признанных инвалидами в связи с психическими заболеваниями, около 70% - дети с умственной отсталостью.
Из общего количества детей инвалидов:
- с нарушением опорно-двигательного аппарата 1998 чел., в том числе инвалидов-колясочников - 868 чел.;
- нарушением сенсорных функций (инвалидов по слуху и зрению) – 1105 чел.;
- с нарушением психических функций – 475 чел.
Тип семейного воспитания - валовая, интегративная характеристика внутрисемейных отношений, отношения родителей к своему родительскому долгу, разного рода ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребёнку, уровня родительской компетентности. [1]
Характер семейного воспитания во многом является следствием родительской позиции. Обычно выделяют три критерия оценки родительских позиций – адекватность, динамичность и прогностичность. Адекватность характеризует ориентировку родителей в индивидуально-психологических особенностях ребёнка, его возрастных чертах, а также меру осознания этих особенностей. Динамичность - мера подвижности родительских позиций, изменчивость форм и способов общения и взаимодействия с ребёнком (восприятие ребёнка как личности, степень гибкости общения с ребёнком в различных ситуациях, изменчивость форм и способов воздействия на ребёнка в зависимости от возраста).[1] Прогностичность - способность родителей к предвидению перспектив развития ребёнка и к перестройке взаимодействия с ребёнком. [1]
В качестве основания классификации семейного воспитания по видам и типам обычно выделяют следующие конкретные параметры:
1)степень эмоционального принятия родителями ребёнка, заинтересованность в нём
2) степень проявления заботы
3) требовательность
4) последовательность в реализации стиля воспитания
5) аффективная устойчивость родителей
6) тревожность
7) характер системы управления в семье в целом
В соответствии с представлениями о семье как системе выделяются следующие семейные подсистемы: супружеская (муж – жена), родительская (родитель – ребенок), сибсовая (брат – сестра), расширенная (экстрасемейная) – взаимодействие с друзьями, профессионалами и пр. Подсистемы описывают, кто и с кем взаимодействует в семье.[1]
По исследованиям Ю. А. Блинкова, Т. Г. Богдановой, Т. Н. Волковской, С. А. Игнатьевой, М. В. Ипполитовой, Е. М. Мастюковой, Г. А. Мишиной, А. Г. Московкиной, Е. И. Морозовой, М. М. Семаго, В. В. Ткачевой и др., при наличии в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья нарушаются все четыре подсистемы. При этом нарушение хотя бы одной из подсистем вызывает изменения и во всех остальных. Так, семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями, может испытывать сильный страх перед самостоятельными действиями ребенка, что мешает развитию у него способности действовать и жить самостоятельно. В данном случае наблюдается нарушение детско-родительских отношений по типу гиперопеки. Наличие ребенка с отклонениями в развитии может влиять и на другие подсистемы: супружеские, сибсовые, экстрасемейные. Вовлеченность некоторых членов семьи в жизнь больного ребенка и тех, кто его окружает, может быть сведена до минимума (например, отец, который избегает супружеских и родительских взаимодействий из-за отклонений в развитии ребенка; мать, поглощенная заботами о больном ребенке, не уделяющая должного внимания мужу и другим детям, и др.).
Итак, в современной специальной психологии и педагогике семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, рассматривается в контексте системного подхода. Дополнением и развитием теории семейных систем, как указывают Е. М. Мастюкова и А. Г. Московкина, является социально-экологическая модель семьи. Данная модель включает биологические, физические, психосоциальные характеристики семьи и ее окружения как единой системы. Главная идея социально-экологической модели состоит в том, что качество взаимодействия человека с его непосредственным окружением (семьей, близкими людьми, специалистами) самым тесным образом зависит от того, каким способом происходит опосредование этого взаимодействия с участием более широкого социального окружения. Понимание семьи как системы обусловливает необходимость применения комплексного подхода к организации социальной, медицинской, психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии и всей семье в целом.
В настоящее время становится популярным инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. [2]
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.
Для исследования данной темы, подобраны следующие методики диагностики:
- Опросник «Стиля родительского воспитания» (АСВ) (анализ семейного взаимоотношения)Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса.;
- Опросник « Взаимодействие родителя с ребенком» ( ВРР) Вариант для родителей дошкольников и младших школьников.
- Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики три дерева.
- Методика рисунок семьи.
- Наблюдение за взаимодействием: «родитель-ребенок»
Данное исследование будет полезно для семей в которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Полученные результаты позволят увидеть стиль родительского воспитания, взаимоотношение родителя с ребенком, а также внутрисемейные отношения.
Список используемой литературы:
- Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2004
- Сагдуллаев А. А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. №. 4. 1990.