Как научить аутичного ребенка самостоятельности (визуальное расписание)
Многие дети с аутизмом довольно быстро приобретают различные навыки в четкой структуральной обучающей обстановке - выполняют инструкции, различают и наименуют предметы, складывают паззлы и мозаику, и т.д. Но, чаще всего, применение данных навыков спонтанно, без инструкций или подсказок взрослых практически не происходит. Для того, чтобы аутичный ребенок научился проводить свободное время более функционально -взрослый обязательно должен его направлять - либо говорить словами ("Возьми паззл и поиграй"), или отвести физически или указать на игрушки. Но и тогда ребенок может заняться игрой лишь короткое время, а все остальное время ходить из угла в угол и махать руками или веревочками. Одной из самых эффективных поведенческих процедур для обучения самостоятельно выполнять последовательность действий является использование визуального расписания заданий - Picture Activity Schedule. Визуальное расписание заданий - это набор карточек либо написанных слов / подписей, на которые ориентируется ребенок во время самостоятельного выполнения задания. Визуальное расписание может быть различного вида, но на начальном этапе это папка, на каждой странице которой расположена картинка или название той деятельности, которую ребенок должен выполнить. Визуальное расписание может быть детальным, в котором расписано каждое действие, или более общим, включающее обозначения отдельных заданий. Основной целью визуального расписания заданий является выполнение ребенком последовательных действий без прямых инструкций или подсказок со стороны учителей или родителей. Самостоятельно выполнять задания по расписанию может научится даже маленький ребенок - 2-2,5 года. Для маленьких детей расписание может содержать такие задания, как складывание паззла, пирамидки, наклейки и сортеры. Более взрослые дети могут научиться выполнять такие задания, как сделать задание в учебнике, помыть посуду, приготовить салат, развесить полотенца и собрать портфель.
Использование визуального расписания позволяет:
1. Научить аутичного ребенка быть более самостоятельным, и не зависеть от подсказок и инструкций окружающих.
2. Уменьшить нежелательное поведение и улучшить сотрудничество, т.к. визуальное расписание может включать также те задания, которые ребенок любит выполнять, и может быть организовано таким способом, чтобы ребенок смог перемежать выполнение более сложных заданий с более легкими и мотивационными.
3. Работать над навыками социального взаимодействия. В визуальное расписание можно включить не только такие задания, которые ребенок может выполнить самостоятельно, но и те, которые потребуют от него проявить инициативу и обратиться к окружающим с просьбой или с предложение совместной деятельности. Например, ребенок в расписании может увидеть задание, в котором он должен позвать брата и показать ему нарисованным им рисунок, или поиграть вместе с другом в мяч.
4. Организовать досуг и направить ребенка на более функциональную и эффективную деятельность. Мы все ориентируемся на то или иное расписание в течение жизни - расписание уроков, список невыполненных дел или заданий. Таким же образом визуальное расписание помогает ребенку, у которого затруднения в понимании речи и социального взаимодействия, структурировать собственных досуг и ориентироваться в постоянно изменяющемся мире.
Read more: http://autism-aba.blogspot.com/2011/12/picture-act...