Главные вкладки
Ильина Марина Петровна. Щеткова Ирина Владимировна
Пояснительная записка:
Вашему вниманию, мы хотим предложить опыт нашей совместной работы в логопедической группе, проект «Музей одного героя». Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, по срокам проведения: долгосрочный (в течение всего учебного года.)
Количество участников проекта: дети группы, педагоги, родители. Организация мини-музеев проходит в помещении группы, на территории детского сада: холл, музыкальный зал. Эта работа соответствует новым требованиям образовательной программы в дошкольных учреждениях по ФГОС. « Если сегодня мы будем учить так, как вчера, мы украдём у наших детей завтра» (Джон Дьюи - американский педагог, психолог.)
Интерес к окружающему миру пробуждается у ребенка в раннем возрасте и далее только крепнет. Дошкольник каждый день открывает для себя окружающий мир, делая первые шаги на пути познания себя и другого, близкого и далекого.
Моя задача - зародившийся огонек любопытства развить и усилить. Расширяя рамки действительности - ограниченные стенами детского сада мы совместно с ребенком задаем вопросы и ищем пути их решения. Порой важнее поставить вопрос, чем дать на него ответ. И тут на помощь взрослым наставникам приходит музейная педагогика со своими методами, средствами. Но, чтобы воспользоваться ее помощью, необходимо следовать неким правилам.
Для этого создаются условия, в которых проявляется активность детей. Реализуется принцип полифункциональности - приобретение личного опыта через соприкосновении с реальностью, с историей и культурой через предметный мир, развитию способностей к эстетическому восприятию окружающей действительности и сути искусства. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. Что позволит ребенку искать пути социализации его в незнакомом мире.
Педагогу в музейной педагогике отводится роль проводника в этот мир. Вооружившись знаниями, методами и практическими умениями, он ведет начинающих следопытов дорогами знаний к бесчисленным открытиям. Работа строится на базе создания совместных образовательных проектов, в которые вовлекаются родители. Они помогают организовывать музей: экспонаты родители делают совместно с детьми, что-то приносят из дома.
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста социальных контактов и развитие личных способностей через совместную деятельность со сверстниками и взрослыми.
Если ребенка научить в простом, обыденном видеть важное, интересное, он сумеет распознать скрытые смыслы в отдаленных и сложных явлениях и фактах культуры.
Задачи мини-музея:
1.Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
2Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
3.Расширение кругозора дошкольников.
4.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
5.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
6.Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
7.Развитие творческого и логического мышления и воображения.
8.Формирование активной жизненной позиции.
9.Развитие творческих способностей и детских интересов;
10. Формирование и развитие качеств личности, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.
11. Формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству.
Промежуточные результаты работы:
1.Сформировались отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи;
2.Дети стали самостоятельными, ответственными, коммуникативными, появилось чувство собственного достоинства;
3. Обеспечена сменяемость предметно-развивающей среды под каждого ребенка;
4. Повысился уровень педагогической культуры родителей;
5.Дети получили представление о себе, семье, обществе, государстве, природе.
Ожидаемые конечные результаты:
- Способен управлять своим поведением.
- Владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Толерантен к людям другой национальности.
- Развиты художественно-творческие способности.
Этапы работы:
Работу по социально-личностному развитию детей проводим поэтапно:
1.Сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
2. Перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
3. Систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
4. Коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
План работы музея по лексическим темам: Старший возраст: Октябрь, лексическая тема: «Игрушки» - музей «Моя любимая игрушка». Ноябрь, лексическая тема: «Домашние животные» - музей «Почему кошка умывается?». Декабрь, лексическая тема: «Мебель» - музей «В стране лилипутов». Январь, лексическая тема: «Транспорт» - музей «помоги Винтику и Шпуньтику». Февраль, лексическая тема: «Животные жарких стран» - музей « Почему у черепахи панцирь из кусочков?». Март, лексическая тема: «Комнатные растения» - музей «Почему вечнозелёные?». Апрель, лексическая тема: «Космос» - музей «Полетели в космос».
Подготовительный возраст: Октябрь – музей «насекомые»; ноябрь – музей «Дикие животные»; декабрь – музей «Головные уборы»; январь – музей «Животные Севера»; февраль - музей «День защитника Отечества»; март – музей «Детские писатели»; апрель – музей «Школьные принадлежности».
Хочу привести практический пример проведения: лексическая тема «Домашние животные». Лексическая тема в коррекционной группе длится неделю. Пятница: пополнение предметно-пространственной развивающей среды материалами, которые помогают разрабатывать тему и поддерживать её новыми идеями и ресурсами в рамках проекта (рисунки, поделки, информационный материал: дети совместно с родителями) Понедельник: Вовлечение детей в НОД «Корзинка с сюрпризом» (интерактивная доска Мимио), НОД «Познавательное развитие» с использованием презентации «Rower Point» «Как спят домашние животные», продукт: Интерактивная мнемотаблицы «Волшебное ударение», + рефлексия. Вторник: НОД ОО «Познавательное развитие» - «Занимательная математика» с использованием Мимио; НОД ОО «Речевое развитие» Презентация: «Домашние животные и правила русского языка»; Продукт: карта местности «Где, чей дом?» + рефлексия. Среда: Совместная деятельность «Дидактические игры» с использованием презентации «Rower Point»; продукт: Драматизация сказки: «Три котёнка» В. Сутеев + рефлексия. Четверг: Порционное использование в непрерывной образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие» (проект МИМИО «В гости к домашним животным»); Непрерывная образовательная деятельность «Художественно-эстетическое развитие» с использованием презентации «Rower Point» - «Домашние животные в картинах русских художников». Продукт: Составление рассказа по рисункам детей с использованием интерактивной доски. Пятница: Итоговая викторина с использованием презентации «Rower Point» - «Знатоки домашних животных»; порционное использование в непрерывной образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие» (проект МИМИО «В гости к домашним животным») Полученная предметно-игровая среда позволяет детям её трансформировать в соответствии с замыслами и развитием сюжета при проведении сюжетно-ролевой игры «Экскурсовод». Обсуждение проблемной ситуации, возникшей у детей в игре, позволяет принимать правильные решения. Повышается уровень проявления самостоятельности: знание правил, умения организовать обстановку для игры, умения распределять роли и выполнять их, умения подчиняться установленным правилам; умения разрешать конфликтные ситуации и умения согласовывать свои действия с другими детьми. Вся работа ведётся совместно и при поддержке родителей. Социально – личностное развитие в музейной педагогике осуществляется через трудовую деятельность-это получение новых навыков (изготовление экспонатов), игру, в которой происходит развитие коммуникативной компетентности ребёнка (сюжетно-ролевая игра «Экскурсовод»); а также через наблюдения, художественное слово, беседа – всё это помогает устанавливать причинно-следственные связи. Результат – свободное, непринуждённое общение уверенной в себе личности с окружающим миром и чувство востребованности в создании того или иного музея. У каждого ребенка в той или иной степени формируются умения вести практически-исследовательские действия на базе полученных знаний и навыков. Накопленные знания позволяют решить практические задачи. Дети приобретают уверенность в себе, так как сами является соавторами, творцами экспозиций. Музейная педагогика даёт ему в руки новый инструмент познания мира и общение с ним. К ребенку приходит понимание, что нечего невозможного нет. Из любого лабиринта можно найти выход. Только надо знать, кто и что может помочь. Что он сам умеет, знает – может!!!!
Список используемой литературы:
1.Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» Москва 2016 г.
2. Л. М. Ванюшина, Л. Ю. Копылова, А. А. Соколова, программа «Кругозор», Просвещение 2007г.
3.Стребелева Е.А., Мишина Г.А, «Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста», Мозаика – Синтез 2016г.