4.1 Одарённые дети
Одаренных детей много или мало? На этот вопрос можно ответить по- разному. Есть высокоодаренные дети, о которых говорят: «талант всегда пробьет себе дорогу». Есть очень способные от рождения, которые могут многого добиться, но при поддержке взрослых. Таких детей немало. Главное – заметить и поддержать их. Еще Сократ говорил: «В каждом человеке есть солнце, и наша задача – чтобы это солнце не погасло».
1.Сайт МО "Интеллект" ООДО "МАН "Интеллект будущего"
https://nsportal.ru/site/intellekt
2. Команда "Звёздочки Ямала".
https://www.youtube.com/watch?v=A8RTeqMhNbI
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.5 КБ |
![]() | 49.5 КБ |
![]() | 2.48 МБ |
![]() | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Гизатулина Начия Аминовна,
учитель высшей категории, Почетный работник
общего образования Российской Федерации
учитель начальных классов, методист
МБОУ СОШ № 3 г. Салехард
E-mail:gizatulina62@mail.ru
Как выявить детскую одарённость…
Одаренных детей много или мало? На этот вопрос можно ответить по- разному. Есть высокоодаренные дети, о которых говорят: «талант всегда пробьет себе дорогу». Есть очень способные от рождения, которые могут многого добиться, но при поддержке взрослых. Таких детей немало. Главное – заметить и поддержать их. Еще Сократ говорил: «В каждом человеке есть солнце, и наша задача – чтобы это солнце не погасло».
Интерес к одаренности как явлению в настоящее время очень высок, и это объясняется как общественными потребностями, так и требованиями, сформулированными во ФГОС НОО (Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования). Поэтому, выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Сегодня актуальна потребность общества в формировании неординарной творческой личности. Современная образовательная ситуация требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно одаренные люди способны внести свой значительный вклад в развитие современного общества.
Основная идея нашей школы - объединение усилий педагогов, родителей, творческой общественности, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Актуальность проблемы–в необходимости поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию их одаренности. Этому способствует отлаженная система выявления одаренных и талантливых детей, диагностика потенциальных возможностей детей, анализ особых успехов и достижений каждого такого ученика, создание банка данных по талантливым и одаренным детям, преемственность в повседневной работе с ними
Мы определили цели работы с одаренными детьми:
- Выявление одаренных детей.
- Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также
просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии из способностей
Принципами работы педагога с одаренными детьми мы считаем такие:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учителя и учащихся при минимальном участии учителя;
При этом очень важно осознавать условия успешной работы
с одаренными учащимися:
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы
работы с одаренными детьми.
Необходимо использовать различные формы внеклассной и внешкольной работы для выявление одарённых детей: олимпиады, интеллектуальные и творческие конкурсы, командные турниры «Знайка», «Мир вокруг нас», квесты, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, спортивные соревнования.
Работа с родителями одаренных детей также повышает эффективность
работы учителя. Нами используются такие её формы:
- психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
- оказание помощи в организации совместной проектной деятельности одаренного ребенка и родителей;
- поддержка и поощрение этих родителей на уровне школы.
Работа в 1 классе направлена на выявление одарённых детей. Это продолжительный, сложный процесс, направленный на выявление специальной одарённости ребёнка и основанный на следующих принципах, реализуемых в практической деятельности.
Я начинаю проводить эту работу в 1 классе. Разрабатываю план работы с одаренными детьми на учебный год, составляю базу одаренных детей, готовлю диагностические материалы (анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.), провожу родительское собрание «Роль семьи в развитии
познавательных стратегий одаренных детей». Провожу комплексный характер оценивания. Веду наблюдение за поведением и деятельностью ребёнка на уроках, во внеурочное время. Провожу беседу с родителями с целью выявления интересов обучающегося. Подключаю к данной работе психолога школы.
В начальной школе работа с учащимися, обладающими высокими
интеллектуальными способностями, ведется в трёх направлениях:
исследовательская деятельность, проектная и учебная деятельность. Выявляю группы
детей, с которыми, работаю в течение всего учебного года.
Одной из форм организации внеклассной работы являются интенсивные школы. В школе действуют две большие плошадки: «Школа проектной деятельности», «Школа юного исследователя». Целью этих школ является создание условий для зарождения интереса к исследовательской и проектной деятельности и выявление одарённых детей. Такие школы у нас проходят в дни школьных каникул.
Краткая форма Программы Интенсивной школы «Школа юного исследователя»
Тема занятия | Форма проведения |
Эврикум. Обычная стирка. История и химия. Экология. Исторические факты. | групповое исследование, мозговой штурм, исследовательская деятельность, |
Эврикум. Семь чудес звуков. Музыка, краеведение. | |
Интеллектуальная игра «Мир вокруг нас» | Игра командная |
Квест ЭРА (Экология. Активность. Развитие) | Игра командная |
Защита исследовательских работ. | Конференция |
Рефлексия. |
Цели и задачи | Цель: образовательной программы интенсивной школы «Школа юного исследователя» является создание условий для зарождения интереса к исследовательской деятельности. Задачи программы:
|
Актуальность, педагогическая целесообразность | Программа интенсивной школы ориентирована на современное содержание образования, направлена на выявление одаренных детей. Программа:
|
В марте 2016 года начала работать федеральная экспериментальная площадка ОМАН «Интеллект будущего» при участии Российской академией образования «Психолого – педагогические условий для развититя детской одарённости в общеобразовательном учреждении», а уже в апреле открыто местное отделение ДОО МАН «Интеллект будущего».
На данный момент большое место в работе с одаренными детьми
занимает составление портфолио каждого учащегося в отдельности. Это
позволяет наблюдать развитие детей во времени, корректировать
воспитательный и образовательный процесс в соответствии с особенностями развития учащихся. В конце учебного года я оформляю портфолио одаренных детей по итогам обучения.
Организуя эту работу, мы сформулировали предполагаемые ожидаемые результаты:
- Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
- Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей,
создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
- Использование системы диагностики для выявления и
отслеживания различных типов одаренности.
- Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической
практики.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/05/17/20180328_103507_-_kopiya.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/05/17/img-9c62afd37da1ee7d506a244a16433c53-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/05/17/intellekt.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/05/17/intellektualnyy_festival_umka.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/05/17/nou_intellekt.jpg)
Предварительный просмотр:
Местное отделение " "Интеллект"
как условие для развития детской одарённости
Гизатулина Начия Аминовна,
МБОУ СОШ № 3, Г. Салехард
учитель начальных классов
высшей категории
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Это важно, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и таланта каждого ребенка значимо не только для него самого, но и для общества в целом. Именно талантливые дети и молодежь обеспечивают тот потенциал страны, который позволяет ей делать качественный скачок в экономической и социальной сфере.
Актуальность проблемы заключается в необходимости поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию их одаренности.
В рамках реализации Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» с 1 марта 2016 года по заключению Экспертного совета по экспериментальной работе Малой академией наук «Интеллект будущего» (Москва-Обнинск) муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №3» г. Салехард присвоен статус федеральной экспериментальной площадки второй модели общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» при участии Российской академии образования по теме: «Психолого – педагогические условия для развития детской одарённости в общеобразовательном учреждении».
Для эффективной работы экспериментальной площадки были разработаны основные направления деятельности:
- Создание информационной базы современных передовых технологий обучения одаренных школьников;
- Создание системы работы с одаренными и способными детьми;
- Разработка новых форм и приемов обучения одаренных детей;
С 1 апреля 2016 года в школе функционирует местное отделение «Интеллект» Общероссийской детской общественной организации «Малая академия наук «Интеллект будущего», членами которого являются педагоги школы, обучающиеся 1 -11 классов и их родители.
Цель работы местного отделения «Интеллект» - организация и координация научной, творческой, образовательной и культурной деятельности в интересах творческого, интеллектуального и духовного развития детей.
Освоение детьми и подростками навыков проектного мышления и деятельности обеспечивается через включение в современные образовательные практики – интенсивные каникулярные профильные школы («Школа юного исследователя «Совёнок»», «Школа проектной деятельности»), направленные на получение основ проектной деятельности, практического освоения методов исследовательской деятельности, получение навыков взаимодействия с группой и т.д.
Ежегодной традицией школы является проведение региональной научно – исследовательской конференции обучающихся «Шаги в науку», в которой принимают участие юные интеллектуалы городов Салехарда, Лабытнанги, Тарко –Сале, с. Яр-Сале, п. Белоярск и г. Омска.. За три года в работе конференции приняли участие 242 обучающихся 1-11 классов.
Результатом совместного сотрудничества с Малой Академией наук, реализации экспериментальной деятельности являются положительные результаты участия обучающихся в научно – исследовательских конференциях, так в 2018, 2019 годах:
- городская конференция «Ступень в будущее»: 4 победителя, 7 призёров;
- муниципальный этап олимпиады по краеведению и родным языкам: 2 победителя, 1 призёр;
- VII Ямало-Ненецкий окружной тур Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского – 1 победитель, 1 лауреат 2 степени;
- Окружная конференция «Ступень в будущее» -1 победитель, «Юниор» - 2 призёра;
- Всероссийская очная конференция «Юный исследователь» (г. Обнинск)- 2019: победитель – 1 чел., лауреат 1 степени – 6 чел., лауреат 2 степени – 7 чел.
С 2017 года на базе МБОУ СОШ №3 для обучающихся школ города проводится городской интеллектуальный фестиваль «УМКА». Данное мероприятие это: возможность окунуться в увлекательный мир науки и приобрести бесценный опыт интеллектуальных состязаний для учеников начальной школы. В программе фестиваля - командные игры, тест – рейтинговые олимпиады, командообразующие квесты, мастер классы для учащихся и педагогов. Фестиваль способствует качественному скачку в развитии ребят. И этот опыт вносит ценный вклад в формирование личности младших школьников, способствует их интеллектуальной активности, готовности к самоизменению и творческой деятельности.
Педагоги школы представляют опыт своей работы на страницах электронных и печатных изданий, в рамках межмуниципального сотрудничества с городом Лабытнанги, на педагогических семинарах в г. Обнинск, на Всероссийском форуме «Педагогический олимп».
Сложившаяся практика создаёт устойчивые условия для поддержки и развития одарённых детей, оказывает положительное влияние на формирование активной жизненной позиции, положительного имиджа обучающихся в молодёжной и родительской среде.
Этапы развития и обучения одаренных школьников в рамках эксперимента:
Школа 1 ступени обучения – уроки творчества, работа в кружках (интеллектуальных, художественных, технического творчества), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др. Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.
Школа 2 ступени обучения (V – VIII классы) – расширяется тематика кружков и секций при школе, проводятся факультативы, значительную роль играет обучение по интегрированным и индивидуальным программам.
Школа 3 ступени обучения (XI – XI классы) – акцент работы с одаренными детьми смещается в сторону работы по индивидуальным программам. Формируются профильные классы, элективные курсы. Основную роль внешкольного обучения и развития одаренных детей выполняют научное общество, кружки, проектные группы.
Куратор образовательной практики: Гизатулина Начия Аминовна, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»
Контактная информация:
Адрес: 629008, Ямало–Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Титова, д.19.
Телефон: 8 (349 22) 33722
E–mail: sh3@edu.shd.ru
Официальный сайт: http://shd3school.ru
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/05/17/image_2_0.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/05/17/i_2.jpg)