"Открытый урок"

Крушельницкая Марина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование функциональной грамотности на уроке обществознания в 6 классе «Экономика – основа жизни общества»

Цели и задачи урока

1. Способствовать развитию основ функциональной грамотности: финансовой, понятийной, читательской.

2. Раскрыть значение понятий:  «экономика», «потребление», «производство», «распределение», «обмен», «товар», «услуги», «рациональное поведение» и др.

3. Способствовать развитию у обучающихся универсальных учебных действий: выполнять познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека и др.

Ход урока

№ п/п

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Орг. момент 1 м

1.Добрый день ребята! Есть счастливые билетики, а я вам предлагаю выбрать счастливый пазл, который обязательно принесет вам сегодня удачу. Занимаем свои места, согласно цвету.

(слайд 1) Сегодня первое марта! Первый день весны! И в этот чудесный день я предлагаю  обменяемся улыбками с нашими гостями, одноклассниками и начать наш урок

Выбирают пазлы, рассаживаются по группам

Приветствуют друг друга, учителя и гостей

2

Мотивация 3 мин.

(слайд 2) Ребята, Вы хотели бы найти клад? А что это такое?

-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, но с годами их становится все больше. Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся. На пути нас ждут препятствия и преграды, но я уверена мы с ними обязательно справимся.

- А в дорогу мы возьмем:

глаза внимательно смотрят и все…. (видят)

наши уши внимательно слушают  и все … (слышат)

Голову кторая хорошо … (думает)

Ориентиром для нас будут баллы, которые вы запишите в оценочные листы. А пока запишем в них ваши имена!

Готовы, тогда в путь!

 

Отвечают: Клад - это богатство, деньги, золото.

3

Актуализация 8 мин.

(слайд 3) Соберем наши пазлы и  прочитаем определения, которые у вас получились

вы конечно узнали какое понятие является обобщающим?

- Почему общество можно охарактеризовать как сложную систему?

(слайд 4) -Какие сферы составляют общество как систему?

Молодцы! А сейчас вспомним, какие элементы составляют основные сферы общества.

К доске идут два человека, вы будите сегодня  техническими специалистами, задача группы определить к какой сфере  относится элемент, задача специалиста перетащить элемент в нужную ячейку.

Читают определения

- Группа людей, объединённых какой-либо целью, связанных некими отношениями;

- Исторический этап развития человечества в целом или его части;

- Все люди, которые живут на планете Земля. Человечество в целом

- Сложная динамическая система.

выпоняют задание

отгадывают загадки, оценка по критерию 2

записывают тему урока

выполняют работу в таблице зху,

называт понятия с которыми предстоит познакомиться

по очереди читают план

2.  А сейчас работа в парах, каждая пара получит загадку  (за правильный ответ 3 балла)

«Загадки». что объединяет эти понятия?  (слайд 5)

Сегодня мы будем говорить об экономической сфере общества

у каждой группы есть шифровка, вам нужно ее расшифровать

1 группа, 2,3, 4 – отлично, что получилось  «Экономика – основа жизни общества» (слайд 6) это тема нашего урока,

запишите тему урока в рабочий лист, укажите класс, фамилию и имя

(сегодня в течение урока мы будем работать с рабочими листам, работа с которым будет учитываться по критерию № 1,4  назовите этот критерий)

3. (слайд 7) ЗХУ Мы уже многому научились и многое узнали и это нам поможет в определении цели и задач урока (отметьте ! знаком то , что мы уже знаем, ? то что предстоит узнать, укажите соответсвующие номера в  таблице ЗХУ

А также научимся выполнять задания ВПР, ОГЭ по обществознанию

4. План нашего урока сегодня такой  (слайд 8)

Изучение нового материала 13

(слайд 9)1) Давайте познакомимся со значением термина «Экономика» в переводе с греческого…., что получиться если соединить два слова?

определение понятия «экономика» работа со словарем (ст. 174-175)

сегодня на уроке мы будем говорить об экономике – как хозяйственной деятельности. Внимание на слайд.  А сейчас выполним задание 2 в р.л.

выполняют задания 2 в рабочих листах

2) (слайд 10) В обществе происходит непрерывное движение товаров и услуг. Они производятся, распределяются по разным населенным пунктам и магазинам, обмениваются на деньги или другие товары и потребляются.

(слайд 11) Экономика представляет собой целый комплекс процессов: производства, распределения, обмена и потребления давайте подробно узнаем об этих процессах? Что происходит в процессе производства, распределения, обмена и потребления

 (слайд 11), виды экономической деятельности (ст. 123-124) работа с учебником еще раз закрепим пример пример гот группы

а сейчас выполним задание 3 рабочий лист,

внимательно слушают

читают

выполняют задание 3 рл

физминутка

сегодня у нас производственная пауза, во время котрой мы создадим два продукта и отдохнем

1) каждая группа создаст облако тегов облако тегов (записать понятия и термины, относящиеся к экономической сфере),  

2) (рисуем глазки на цветке), а теперь обменяйтесь цветами с товарищем – это обмен, а вот в процессе потребления мы поучаствуем чуть позже. ОБМЕН

заполняют облако тэгов

рисуют глазки

обмениваются цветами

3) участники экономических отношений (слайд 12)

Какой вид экономической деятельности вы видите на изображении сверху? А какой снизу? А как мы будем называть участников экономических отношений, которые производят товары и услуги, а тех кто потребляют товары и услуги?  

открыть страницу (ст. 127 ), прочитать «производитель», «потребитель» упражнение ???  (в группе отметить каточка, подчеркнуть в каком случае Андрей выступает производителем, в каком потребителем ст. ) (слайд 13)

ЗАДАЧКИ

производитель

потребитель

записать в рл

и выполнить задание 4

оценка по критерию 1

выполняют задание в группе

(слайд 14) у нас осталась еще одна задача, давайте прочитаем условие, что нужно знать, чтобы выполнить это задание

Задача : Мама отправила Мишу за покупками в магазин. Она дала ему с собой 500 руб. и список необходимых покупок. Самому Мише хотелось выкроить из этой суммы денег, чтобы купить сестре шоколадку. Поблизости находилось два магазина, с необходимыми товарами.

Вопросы:

1. Предложите, как лучше всего поступить Мише? Ответ обоснуйте.

Что мы должны знать, чтобы правильно ответить на вопросы? (ЗХУ)

 (ст. 127 последний абзац) 4) рациональное поведение (ст. 127, последний абзац)

Какое поведение мы называем рациональным? (слайд 15) (слайд 16)

Знать правила рационального поведения

отвечают на вопросы задачи

Подведение итогов, рефлексия 5 мин.

(слайд 18) Вернемся к нашей таблице ЗХУ, что узнали на уроке? Молодцы!

 Ребята, какая же экономика без расчетов, выставляем оценку по критерию 3 и считаем общий балл. Оценки!!!3,4,5

наши знания и есть наш бесценный клад, этот клад поможет достичь успехов в жизни, реализовать свои мечты и планы, а сегодня они помогли нам построить ДОМ – ВЕДЬ МЫ МОЖЕМ СРАВНИТЬ ДОМ С ОБЩЕСТВОМ В КОТОРОМ КАЖДАЯ СФЕРА ЗАНИМАЕТ СВОЕ МЕСТО, предлагаю каждой группе поместить название сферы на нашем доме.

, посмотрите какое место в нашем доме занимает экономическая сфера – фундамент, вот  мы и пришли к выводу – «Экономика – это основа жизни общества», а также научились выполнять задания в формате ВПР и даже ОГЭ

дз ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ В ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ВПР ОГЭ (слайд 18)

Предлагаю украсть небо над домом облаками тэгов и нашими цветами. Добавим им настроения, если вы все поняли на уроке нарисуйте веселый цветок, если остались вопросы – грустный.

Прикрепите ваши цветы на доску. Вот мы и построили наш дом на прочном фундаменте.

Спасибо за урок

Д.З. вывести на экран – записать основные понятия темы , параграф (слайд 19)

отвечают



Подписи к слайдам:

Слайд 2

На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё ….. На уроке наши уши внимательно слушают и всё ….. На уроке голова хорошо …..

Слайд 3

Общество - это - Группа людей, объединённых какой-либо целью, связанных некими отношениями; - Исторический этап развития человечества в целом или его части; - Население какой-либо страны - Все люди, которые живут на планете Земля. Человечество в целом - Сложная динамическая система

Слайд 4

https:// learningapps.org/display?v=pnv76z12524

Слайд 5

ЦЕНА ПРОДАВЦЫ НАЛОГИ БИЗНЕСМЕН БАНКИР БАНК ТОВАР ЗАРПЛАТА ДЕНЬГИ УСЛУГИ ФИРМА

Слайд 6

Экономика – основа жизни общества

Слайд 7

«ЗХУ» 1. Общение 4. Общество 7. Социальные конфликты 2. Рациональное потребление 5. Виды экономической деятельности 8. Потребности 3. «Экономика» 6. Производство 9. Обмен ЗХУ «знаю» ! «хочу узнать» ? «узнал новое»

Слайд 8

План Что такое экономика? Виды экономической деятельности? Участники экономической деятельности? Рациональное поведение?

Слайд 9

Понятие экономики Экономика (от гр. oikos - дом, хозяйство и nomos – правило, закон) - это общественные отношения, связанные с хозяйственной деятельностью страны наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг правила ведения хозяйства

Слайд 10

Виды экономической деятельности

Слайд 11

Виды экономической деятельности ПРОИЗВОДСТВО РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБМЕН ПОТРЕБЛЕНИЕ Процесс создания товаров и услуг, необходимых для существования человека и удовлетворения его потребностей Это деятельность, связанная с разделением товаров и услуг от производителя к потребимтелю Стадия экономической деятельности, на которой результаты производства используются для удовлетворения потребностей Процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт

Слайд 12

«Производитель» «Потребитель»

Слайд 13

Задача Андрей – выпускник инженерно-строительного института. Он создал с друзьями фирму. Молодые люди строят красивые и удобные дачные дома. После работы Андрей отдыхает с друзьями в культурно досуговом центре: играет в бильярд, занимается в тренажерном зале, ужинает в уютном кафе. Задание: найдите в тексте слова, где Андрей является А) потребителем Б) производителем

Слайд 14

Как правильно делать покупки? Задача. Мама отправила Мишу за покупками в магазин. Она дала ему с собой 500 руб. и список необходимых покупок. Самому Мише хотелось выкроить из этой суммы денег, чтобы купить сестре шоколадку. Поблизости находилось два магазина, с необходимыми товарами. Вопросы: 1. Предложите, как лучше всего поступить Мише? Ответ обоснуйте.

Слайд 15

Рациональное поведение Извлечение максимальной пользы от потребления товаров и услуг; Удовлетворение своих потребностей с наименьшими затратами; Сокращение расходов и сбережение доходов.

Слайд 16

Как правильно делать покупки? Задача. Мама отправила Мишу за покупками в магазин. Она дала ему с собой 500 руб. и список необходимых покупок. Самому Мише хотелось выкроить из этой суммы денег, чтобы купить сестре шоколадку. Поблизости находилось два магазина, с необходимыми товарами. Вопросы: 1. Предложите, как лучше всего поступить Мише? Ответ обоснуйте. Ответ: 1) выяснить стоимость товаров в одном из магазинов; 2) купить во втором магазине товары, которые будут дешевле; 3) вернуться в первый магазин и докупить товары из списка.

Слайд 17

«ЗХУ» 1. Общение 4. Общество 7. Социальные конфликты 2. Рациональное потребление 5. Виды экономической деятельности 8. Потребности 3. «Экономика» 6. Производство 9. Обмен ЗХУ «знаю» ! «хочу узнать» ? «узнал новое»

Слайд 18

Домашнее задание Р. Параграф 15, прочитать, выписать в тетрадь определения понятий К. Выполнить индивидуальные задания по карточкам (подготовка к ВПР) Т. Составить памятку «правила рационального потребителя»

Слайд 19

Проверяем I вариант II вариант III вариант IV вариант А- 3 Б – 1 В – 1 Г - 2 А- 2 Б – 1 В – 1 Г - 3 А- 3 Б – 1 В – 1 Г - 2 А- 3 Б – 2 В – 2 Г - 1 1 2 5 1 3 5 1 4 5 1 3 5

Слайд 20

Готовимся к ВПР… 3. Экономическая сфера общества помимо производства, обмена, потребления материальных благ включает 1) создание духовных ценностей 2) обмен культурными достижениями 3) распределение материальных благ 4) сохранение традиций и обычаев

Слайд 21

Готовимся к ВПР… 5. Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества? А. Экономическая сфера помимо производства, обмена, распределения материальных благ включает и их потребление. Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны



Предварительный просмотр:

Группа людей, объединённых какой-либо целью, связанных некими отношениями;

Исторический этап развития человечества в целом или его части;

Все люди, которые живут на планете Земля. Человечество в целом.

Сложная динамическая система.