Рабочие программы
Рабочие программы 2-3 класс, литературному чтению,русскому языку,математике,окружающему миру, разработаны на основе Примерной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.1: 240с) - Проект «Перспективная начальная школа», Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД, утверждённой Минобрнауки РФ (Москва, 2004 г.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Карповская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
Принята на заседании педагогического совета «_____»_________2016 г. | Утверждаю Директор школы________Е.Е. Лисовол Приказ №____ от «____»_________2016г. |
Рабочая программа
по литературному чтению
2 класс
Кохан М.П., учитель начальных классов
п.Карповский, 2016
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), и на основе авторской программы по учебным предметам 1-4 классы в 2 частях, Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская, М.: Академкнига/Учебник, 2012 год. - Проект «Перспективная начальная школа», Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД, утверждённой Минобрнауки РФ (Москва, 2004 г.)
Общие цели учебного предмета
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укорененным: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.
Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.
Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).
Идея первая. Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
• Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение.
• Миф – это способ жизни человечества в древности, в дописьменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер. Загадка – это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка – способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка – древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древнейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого – в прохождении посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.
• Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.
• Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценностей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, – главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Авторские произведения – это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты – это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.
Идея вторая. Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» – понятие художественного образа.
• Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.
Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных приемов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифологическую укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения – древнейшее представление о взаимосвязи и взаимопревращаемости всех предметов и явлений; в основе контраста – древнейший способ воспринимать мир в оппозициях. Любой художественный прием – в силу присущей его природе двуплановости – является первоклеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы – это первый шаг на пути к пониманию особенностей художественного образа.
• На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала – на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком – языком литературы или языком живописи (графики); потом – на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.
• Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах.
Идея третья. Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
• Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка – закличку; рассказ – сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.
• Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС – далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА – далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.
Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
• Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник почувствовал содержательность тех особенностей поэзии, которые принято считать формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность размера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержательность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.
• На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по литературному чтению предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 448 часов. Общий объём учебного времени во 2 классе составляет 136 часов.
Формы и методы текущего контроля
На уроках литературного чтения во 2 классе учителем осуществляются следующие виды контроля: текущий контроль в виде устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения, выразительное чтение наизусть или с листа; письменных работ: описание героя, работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением; тематический контроль после изучения определенной темы в устной или письменной форме; итоговый контроль при выполнении итоговой комплексной работы. С учетом современных требований к оценочной системе в начальной школе вводится балльная система цифровых оценок (отметок).
Формы текущего контроля
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы,
описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку".
Критерии отметки устных ответов
Чтение наизусть
Отметка | Критерии отметки |
«5» -отлично | твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно; соблюдает логические ударения и паузы; |
«4» - хорошо | знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и самостоятельно исправляет допущенные неточности). |
«3» - удовлетворительно | воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно. |
«2» - плохо | при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения, нарушает последовательность. |
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
- правильная постановка логического ударения;
- соблюдение пауз;
- правильный выбор темпа;
- соблюдение нужной интонации;
- безошибочное чтение
Отметка | Критерии отметки |
«5» -отлично | выполнены правильно все требования |
«4» - хорошо | не соблюдены 1-2 требования |
«3» - удовлетворительно | допущены ошибки по трем требованиям |
«2» - плохо | допущены ошибки более, чем по трем требованиям |
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
своевременно начинать читать свои слова;
- подбирать правильную интонацию;
- читать безошибочно;
- читать выразительно.
Отметка | Критерии отметки |
«5» -отлично | выполнены правильно все требования |
«4» - хорошо | не соблюдено одно требование |
«3» - удовлетворительно | допущены ошибки по двум требованиям |
«2» - плохо | допущены ошибки по трем требованиям |
пересказ
Отметка | Критерии отметки |
«5» -отлично | пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков |
«4» - хорошо | допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их |
«3» - удовлетворительно | пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки |
«2» - плохо | не может передать содержание прочитанного |
Нормы скорости чтения 1-4 класс
на конец I полугодия | на конец II полугодия |
не менее 10 — 15 (20 — 25) слов в минуту | на2 - менее 15 (25)слов в минуту на 3 ->15-19 (25-34) слов на4 -> 20-24 (35-40) слова на5 -> от 25 (41) слов |
на2 ->менее25 (40)слов в минуту на 3 ->25-29 (40-48) слов на4 -> 30-34 (49-54) слова на5 -> от 35 (55) слов | на2 -> менее40 (50)слов в минуту на 3 ->40-44 (50-58) слова на4 -> 45-49(59-64) слов на5 -> от50 (65) слов |
на2 ->менее40 (55)слов в минуту на 3 ->40-49 (55-64) слов на4 -> 50-59 (65-69) слов на5 ->от60 (70) слов | на2 ->менее65 (70)слов в минуту на 3 ->65-69 (70-79) слов на4 -> 70-74 (80-84) слова на5 -> от75(85) слов |
на2 ->менее65 (85)слов в минуту на 3 ->65-74 (85-99) слова на4 -> 75-84 (100-114) слова на5 -> от85 (115) слов | на2 ->менее70 (100)слов в минуту на 3 ->70-88 (100-115) слов на4 -> 89-94 (116-124) слова на5 -> от95 (125) слов |
* Количество слов может немного меняться в зависимости от учебной программы. В скобках даны повышенные нормы. ◊ 1 класс: оценка не ставится, ученик «справился» или «не справился». В I полугодии техника чтения может не проводиться.
Критерии оценивания метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе итоговых проверочных работ по предмету или в ходе комплексной работы на межпредметной основе, в оценивании проектных работ, выполненных учащимися. Оценивается (в баллах) сформированность большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также ряда коммуникативных и регулятивных действий.
Уровень сформированности метопредметных результатов | Коэффициент успешности (в %) | Количество учащихся соответствующих каждому уровню в % |
Высокий | 90-100 % (выполняет режим учебной деятельности, самостоятельно определяет цель и соответствующий ей результат деятельности, вносит корректировку в деятельность в соответствии с изменяющимися условиями этой деятельности, успешно воспроизводит предложенный алгоритм, может действовать творческим способом, способен дать развернутый ответ, аргументировать свою позицию, может дать объективную оценку результату своей работы) | Кол-во уч-ся на высокий уровень: на общее кол- во уч-ся х на 100 |
Средний | 89-50 % (имеет незначительные нарушения режима учебной деятельности, самостоятельно планирует деятельность, но не способен мобильно реагировать на ее изменившиеся условия, испытывает некоторые затруднения при изложении своих мыслей в связи с ограниченным словарным запасом) | Кол-во уч-ся на средний уровень: на общее кол- во уч-ся х на 100 |
Низкий | Ниже 50 % (не соблюдает большинство режимных моментов, испытывает трудности при определении цели учебной и внеучебной деятельности, при взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы) | Кол-во уч-ся на низкий уровень: на общее кол- во уч-ся х на 100 |
УМК
● Чуракова, Н. А. Литературное чтение: 2 класс: учебник : в 2 ч. / Н. А. Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
● Малаховская, О. В. Литературное чтение: 2 класс: хрестоматия / О. В. Малаховская ; под ред. Н. А. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
● Малаховская, О. В. Литературное чтение: 2 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2016.
● Чуракова, Н. А. Литературное чтение : 3 класс : метод. пособие для учителя / Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2008.
Планируемые результаты образования
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающие научатся:
- читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
- читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
- строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
- слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
- называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
- называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
- перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
- определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
- оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
- анализировать смысл названия произведения;
- пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
- развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
- писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
- устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
- читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
- пересказывать текст небольшого объёма;
- использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
- привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
- задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).
Обучающие научатся:
- различать сказку о животных и волшебную сказку;
- определять особенности волшебной сказки;
- различать сказку и рассказ;
- уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
- обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора;
- понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
- обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающие научатся:
- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
читать художественные произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
- эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой.
- Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
- читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
- рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
- устно делиться своими впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий
Обучающие научатся:
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
- ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
- работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий
Обучающие научатся: В рамках коммуникации как сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы выполнять работу по цепочке. В рамках коммуникации как взаимодействия:
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий
Обучающиеся получат возможность научиться:
- подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
- понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Тематическое поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. В гостях у Ученого Кота 15ч. | ||
1 | Вступление к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья.» | 1 |
2 | Вступление к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья.» | 1 |
3 | Авторская сказка А. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 |
4 | Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 |
5 | Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 |
6 | Русские народные сказки о животных «Петушок - золотой гребешок». Анализ структуры сказки | 1 |
7 | Сравнительный анализ русских народных сказок о животных. Сказки «Лисичка - сестричка» и «Кот и лиса» | 1 |
8 | Зарубежные сказки о животных. Дж. Харрис. Братец Лис и Братец Кролик | 1 |
9 | Характеристика главных героев сказки. Дж. Харрис. Почему у Братца Опоссума голый хвост | 1 |
10 | Китайская волшебная сказка «Как Собака с Кошкой враждовать стали». Приметы волшебной сказки | 1 |
11 | Характеристика героев сказки «Как собака с кошкой враждовать стали» | 1 |
12 | Главные герои русской волшебной сказки «Волшебное кольцо» | 1 |
13 | Роль волшебных предметов в сказке «Волшебное кольцо» | 1 |
14 | Современные поэтические тексты. И. Пивоварова «Жила-была собака», «Мост и сом» | 1 |
15 | Жанр произведения. Г. Лагздынь Утренняя кричалка». Поход в «Музейный дом» | 1 |
Раздел 2. В гостях у Незнайки 11 ч | ||
16 | Выдумка и фантазия в произведении Н. Носова «Фантазеры» | 1 |
17-18 | Характеристика героя в произведении Н. Носова «Фантазеры» | 2 |
19 | Детские игры и небылицы.«Фантастический язык».Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!» | 1 |
20 | Анализ поступков главного героя. Э. Мошковская «А травка не знает», «Ноги и уроки», «Язык и уши». | 1 |
21 | Анализ поступков главного героя. Э. Мошковская «Если грачи закричали» | 1 |
22-24 | Сравнительный анализ построения современной авторской сказки и построения русской народной сказки. Б. Окуджава «Прелестные приключения» | 3 |
25-26 | Произведения зарубежной литературы. Герой произведения Д. Биссета «Хочешь, хочешь, хочешь» | 2 |
Раздел 3.В гостях у Барсука 21 ч. | ||
27 | Секреты чайного домика. Исса. Хокку | 1 |
28 | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. С. Козлов «Ежик в тумане» | 1 |
29 | Иллюстрация в книге и ее роль С. Козлов «Ежик в тумане». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Т. Мавриной «Полумесяц» | 1 |
30-31 | Различие жанров произведений. Японская сказка «Барсук- любитель стихов | 2 |
32 | Сравнение героев японских сказок. Японская сказка «Луна на ветке» | 1 |
33 | Поход в «Музейный дом». Секреты японского свитка. Фрагмент «Тростник под снегом и дикая утка» | 1 |
34 | Иллюстрация в книге и ее роль. С. Козлов «Красота». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А. Дюрера «Травы» | 1 |
35 | Секрет коротких стихотворений. Японское хокку Хиросиге. | 1 |
36 | Иллюстрация в книге и ее роль. Японское хокку Иссё, Бусон. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А. Веницианова «Жнецы» | 1 |
37 | Японское хокку Тиё, Оницура. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Ван Гога «Комната в Арле» | 1 |
38 | Герой произведения. Восприятие и понимание их переживаний. В. Драгунский « Что я люблю». | 1 |
39 | Герой произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Герой стихотворения С. Махотина «Воскресенье» | 1 |
40 | Герой произведения. Восприятие и понимание их переживаний. В. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 |
41 | Анализ поведения героя произведенияС. Махотина «Груша». | 1 |
41 | Анализ поведения героя произведенияС. Махотина «Груша». | 1 |
42 | Характеристика героя М.Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат» | |
43-45 | Сказка Дж. Родари «Приезжает дядюшка белый медведь». Богатство настоящее и ненастоящее | 3 |
46-47 | «О настоящем и ненастоящем богатстве». В. Драгунский«Гусиное горло» | 2 |
Раздел 4.В гостях у Ёжика и Медвежонка 11 ч | ||
48 | Различие позиций автора и героя стихотворения. И. Тургенев «Воробей».М. Карем «Ослик» | 1 |
49 | Различие позиций автора и героя стихотворения. М. Бородицкая «Котенок».Э. Мошковская «Кому хорошо» | 1 |
50 | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. В. Драгунский «Друг детства» | 1 |
51 | Грань между выдумкой и обманомВ. Лунин «Кукла». Р. Сеф «Я сделал крылья и летал» | 1 |
52-53 | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Л. Толстой «Прыжок» | 2 |
54-55 | Характеристика героя произведения Л. Толстого «Акула» | 2 |
56 | Характеристика героя- рассказчика.Э. Мошковская «Если такой закат». | 1 |
57 | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация П. Брейгеля «Охотники на снегу» | 1 |
58 | Обобщение по теме«В гостях у Ёжика и Медвежонка» | 1 |
Раздел 5. Точка зрения 36 ч | ||
59 | Поэтический текст. А. Кушнер «Что я узнал!». Поход в «Музейный дом». Портреты итальянского художника Арчимбольдо | 1 |
60 | Поход в «Музейный дом». ИллюстрацияГога «Церковь в Овере».Махотин «Фотограф» | 1 |
61 | Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Лентулова «Василий Блаженный».И. Пивоварова «Картина». | 1 |
62 | Анализ состояния главного героя. О. Дриз «Игра» | 1 |
63 | С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно». Сила воображения. | 1 |
64 | Сила воображения. О Дриз «Стеклышки». | 1 |
65 | Лирический герой произведения М. Бородицкой «Лесное болотце» | 1 |
66 | Точка зрения.В. Берестов «Картинки в лужах». | 1 |
67 | Точка зрения. А. Ахундова «Окно» | 1 |
68 | Точка зрения. А. Усачев «Бинокль» | 1 |
69 | Тема, идея произведения.Т. Белозерова «Хомяк».М. Яснов «Хомячок» | 1 |
70 | Точка зрения. Художественные образы. Г. Цыферов «Жил на свете слоненок» | 1 |
71 | Характеристика героя. Е. Чеповецкий «В тихой речке». | 1 |
72 | Характеристика героя. А. Гиваргизов «Что ты, Сережа, сегодня не в духе?» | 1 |
73 | Характеристика героя. М. Бородицкая «Вот такой воробей». С. Махотин «Местный кот» | 1 |
74 | Сравнительный анализ произведения.М. Бородицкая «Булочная песенка». | 1 |
75 | Переживания героев стихотворения. П. Синявский «Федина конфетина», А. Усачев «Эх!» | |
76 | Разные точки зрения на один и тот же предмет. Г. Сапгир «У прохожих на виду». | 1 |
77 | Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Н. Крылова «Зимний пейзаж». О. Ургузов «Сухопутный или морской?». | 1 |
78 | Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М. Добужинского «Кукла».О. Дриз «Кончилось лето». | 1 |
79 | Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М. Шагала «Синий дом». О.Дриз «Синий дом» | 1 |
80 | А.Пушкин «Уж небо осенью дышало»… | 1 |
81 | Л.Лермонтов «Осень» | 1 |
82 | О.дриз «Кто я?» | 1 |
83 | Эмоционально- нравственные переживания героя. А. Гиваргизов «Мой бедный Шарик, ты не знаешь...» | 1 |
84 | Разные точки зрения героев стихотворения. М. Карем «Повезло!» | 1 |
85 | Анализ характера героя произведения.Р. Сеф «Лучше всех» | 1 |
86 | Грань между выдумкой и обманом. Сила воображения. Л. Яхнин «Моя ловушка» | 1 |
87 | Грань между выдумкой и обманом. Сила воображения.Г. Юдин «В снегу бананы зацвели» | 1 |
88 | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Г. Юдин «Скучный Женя». | 1 |
89 | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. О. Дриз «Теленок» | 1 |
90 | Анализ характера и мотивов поведения героев.А. Усачев «Обои» | 1 |
91 | Сила воображения. В. Лунин «Что я вижу» | 1 |
92 | Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Д. Арчимбольдо «Лето», «Осень». Ю. Мориц «Хвостики», «Букет» | 1 |
93 | Работа по хрестоматии «Точка зрения». В. Берестов «Как найти дорожку». | 1 |
94 | Работа по хрестоматии «Точка зрения». Б. Заходер «Собачкины огорчения». | 1 |
Раздел 6. Детские журналы 8 ч | ||
95 | Детская периодика. С. Михалков «А что у вас?». | 1 |
96 | Что такое новости? Кто рассказывает новости? | 1 |
97 | Детская периодика. Журналы для детей | 1 |
98 | Детская периодика. Журналы для детей | 1 |
99 | По страницам детского журнала «Мурзилка» | 1 |
100 | По страницам детского журнала «Веселые картинки» | 1 |
101 | Развивающие задания журнала «Мурзилка» | 1 |
102 | Обобщение по теме «Детские журналы» | 1 |
Раздел:7.Природа для поэта – любимая и живая 17 ч | ||
103 | Сравнительный анализ темы и названия стихотворения.Л. Яхнин «Музыка леса» | 1 |
104 | Неповторимая красота авторского языка. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А. Дюрера «Заяц». Ю. Коваль «Три сойки» | 1 |
105 | Анализ характера и мотивов поведения героев произведений Р. Сефа «Добрый человек» и Л. Яхнина «Пустяки» | 1 |
106 | Две точки зрения на одну проблему. Е. Чарушин «Томка испугался» | 1 |
107 | Две точки зрения на одну проблему. Е. Чарушин «Томкины сны» | 1 |
108 | Две точки зрения на одну проблему.Г. Юдин «Вытри лапы и входи» | 1 |
109 | Особый взгляд на природу. М. Пришвин «Разговор деревьев» | 1 |
110 | Особый взгляд на природу.Ф. Тютчев «Зима недаром злится» | 1 |
111 | Особый взгляд на природу.Д. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето» | 1 |
112 | Мир природы и человеческих отношений в поэзии.Поход в «Музейный дом». Иллюстрация В. Гога Подсолнухи». М Пришвин «Золотой луг» | 1 |
113 | Особый поэтический взгляд на природу и природные явления. С. Козлов «Желудь» | 1 |
113 | Особый поэтический взгляд на природу и природные явления. С. Козлов «Желудь» | 1 |
114 | М. Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Н. Рериха «Стражи ночи» | 1 |
115 | Особый взгляд на природу М. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк» | 1 |
116 | Особый взгляд на природу. Д. Биссет «Ух!» | 1 |
117 | Особый поэтический слух.А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец Тишина» | 1 |
118 | Беседа «Для поэта Природа - живая». Э. Мошковская «Дедушка Дерево», «Здравствуй, Лес!» | 1 |
119 | Беседа «Для поэта Природа - живая».Л. Яхнин «Листья» | 1 |
Раздел 8. Почему нам бывает смешно 17 ч | ||
120 | Секреты «смешного». К. Чуковский «Федотка» | 1 |
121 | Секреты «смешного».О. Дриз «Доктор»,«Обида» | 1 |
122-123 | Секреты «смешного».В. Драгунский «Сверху,вниз, наискосок!» | 2 |
124 | М. Тахистова «Редкий тип», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает» | 1 |
125 | Л. Квитко «Способный мальчик», С. Махотин «Вот так встреча!» | 1 |
126 | Литературная сказка.С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» | 1 |
127 | Литературная сказка. С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» | 1 |
128 | Литературная сказка.С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» | 1 |
129 | Литературная сказка. С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» | 1 |
130 | Приемы смешного в литературных произведениях. П. Синявский «Такса едет на такси», П. Коран «По дорожке босиком» | 1 |
131 | Л. Яхнин «Зеркальце», П. Синявский «Ириски и редиски» | 1 |
132 | Сравнительный анализ построения стихотворения с построением народной сказки. А. Усачев «Жужжащие стихи» | 1 |
133 | П. Синявский «Хрюпельсин и хрюмидор» | 1 |
134 | «Тайны смешного». Н. Матвеева «Было тихо...», А.Усачев «Жучок» | 1 |
135 | «Тайны смешного». В. Драгунский «Шляпа гроссмейстера» | 1 |
136 | Представление о поэтическом восприятии мира. Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств | Количество | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты по литературному чтению УМК 1..Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник в 2-х частях. — М.: Академкнига/Учебник, 2012 год. 2.Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2012 год. 3.Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы в 2-х частях. — М.: Академкнига/Учебник, 2013 год. 4.Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2007 год. 5. Лободина Н. В. Литературное чтение. 2 класс: поурочные планы по учебнику Н. А. Чураковой. - Волгоград: Учитель, 2011 год. Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради на печатной основе) Примерная программа начального общего образования по литературному чтению | К Д | Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ. |
Печатные пособия | ||
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме) Словари по русскому языку: толковый, фразеологический, орфоэпический, этимологический и словообразовательный Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях Детские книги разного типа из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей | Д Ф Д/К Д/К/П Д | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Электронные справочники, электронные пособия | П | При наличии необходимых технических условий |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска.
Персональный компьютер Мультимедийный проектор. Сканер, принтер, | Д Д
Д Д |
По возможности |
Экранно-звуковые пособия | ||
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса литературное чтение Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Видеофильмы соответствующего содержания Слайды соответствующего содержания Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | Д Д Д Д Д | |
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные стенды
| К Д Д
|
Лист внесения изменений в программу
№ | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующее мероприятие | Дата проведения по факту |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Карповская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
Принята на заседании педагогического совета «_____»_________2016 г. | Утверждаю Директор школы________Е.Е. Лисовол Приказ №____ от «____»_________2016г. |
Рабочая программа
по литературному чтению
3 класс
Кохан М.П., учитель начальных классов
п.Карповский, 2016
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), и на основе авторской программы по учебным предметам 1-4 классы в 2 частях, Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская, М.: Академкнига/Учебник, 2012 год. - Проект «Перспективная начальная школа», Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД, утверждённой Минобрнауки РФ (Москва, 2004 г)
Общие цели учебного предмета
Цель курса «Литературное чтение» – сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.
Основная цель выражается в главных идеях:
– сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы;
– познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и контрастом;
– на материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве;
– на музыкальном материале показать особенности художественного образа в музыкальном искусстве.
Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведениях.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по литературному чтению предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 448 часов. Общий объём учебного времени в 3 классе составляет 136 часов.
Формы и методы текущего контроля
На уроках литературного чтения во 2 классе учителем осуществляются следующие виды контроля: текущий контроль в виде устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения, выразительное чтение наизусть или с листа; письменных работ: описание героя, работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением; тематический контроль после изучения определенной темы в устной или письменной форме; итоговый контроль при выполнении итоговой комплексной работы. С учетом современных требований к оценочной системе в начальной школе вводится балльная система цифровых оценок (отметок).
Формы текущего контроля
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы,
описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку".
Критерии отметки устных ответов
Чтение наизусть
Отметка | Критерии отметки |
«5» -отлично | твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно; соблюдает логические ударения и паузы; |
«4» - хорошо | знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и самостоятельно исправляет допущенные неточности). |
«3» - удовлетворительно | воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно. |
«2» - плохо | при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения, нарушает последовательность. |
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
- правильная постановка логического ударения;
- соблюдение пауз;
- правильный выбор темпа;
- соблюдение нужной интонации;
- безошибочное чтение
Отметка | Критерии отметки |
«5» -отлично | выполнены правильно все требования |
«4» - хорошо | не соблюдены 1-2 требования |
«3» - удовлетворительно | допущены ошибки по трем требованиям |
«2» - плохо | допущены ошибки более, чем по трем требованиям |
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
своевременно начинать читать свои слова;
- подбирать правильную интонацию;
- читать безошибочно;
- читать выразительно.
Отметка | Критерии отметки |
«5» -отлично | выполнены правильно все требования |
«4» - хорошо | не соблюдено одно требование |
«3» - удовлетворительно | допущены ошибки по двум требованиям |
«2» - плохо | допущены ошибки по трем требованиям |
пересказ
Отметка | Критерии отметки |
«5» -отлично | пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков |
«4» - хорошо | допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их |
«3» - удовлетворительно | пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки |
«2» - плохо | не может передать содержание прочитанного |
Нормы скорости чтения 1-4 класс
на конец I полугодия | на конец II полугодия |
не менее 10 — 15 (20 — 25) слов в минуту | на2 - менее 15 (25)слов в минуту на 3 ->15-19 (25-34) слов на4 -> 20-24 (35-40) слова на5 -> от 25 (41) слов |
на2 ->менее25 (40)слов в минуту на 3 ->25-29 (40-48) слов на4 -> 30-34 (49-54) слова на5 -> от 35 (55) слов | на2 -> менее40 (50)слов в минуту на 3 ->40-44 (50-58) слова на4 -> 45-49(59-64) слов на5 -> от50 (65) слов |
на2 ->менее40 (55)слов в минуту на 3 ->40-49 (55-64) слов на4 -> 50-59 (65-69) слов на5 ->от60 (70) слов | на2 ->менее65 (70)слов в минуту на 3 ->65-69 (70-79) слов на4 -> 70-74 (80-84) слова на5 -> от75(85) слов |
на2 ->менее65 (85)слов в минуту на 3 ->65-74 (85-99) слова на4 -> 75-84 (100-114) слова на5 -> от85 (115) слов | на2 ->менее70 (100)слов в минуту на 3 ->70-88 (100-115) слов на4 -> 89-94 (116-124) слова на5 -> от95 (125) слов |
Количество слов может немного меняться в зависимости от учебной программы. В скобках даны повышенные нормы. ◊ 1 класс: оценка не ставится, ученик «справился» или «не справился». В I полугодии техника чтения может не проводиться.
Критерии оценивания метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе итоговых проверочных работ по предмету или в ходе комплексной работы на межпредметной основе, в оценивании проектных работ, выполненных учащимися. Оценивается (в баллах) сформированность большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также ряда коммуникативных и регулятивных действий.
Уровень сформированности метопредметных результатов | Коэффициент успешности (в %) | Количество учащихся соответствующих каждому уровню в % |
Высокий | 90-100 % (выполняет режим учебной деятельности, самостоятельно определяет цель и соответствующий ей результат деятельности, вносит корректировку в деятельность в соответствии с изменяющимися условиями этой деятельности, успешно воспроизводит предложенный алгоритм, может действовать творческим способом, способен дать развернутый ответ, аргументировать свою позицию, может дать объективную оценку результату своей работы) | Кол-во уч-ся на высокий уровень: на общее кол- во уч-ся х на 100 |
Средний | 89-50 % (имеет незначительные нарушения режима учебной деятельности, самостоятельно планирует деятельность, но не способен мобильно реагировать на ее изменившиеся условия, испытывает некоторые затруднения при изложении своих мыслей в связи с ограниченным словарным запасом) | Кол-во уч-ся на средний уровень: на общее кол- во уч-ся х на 100 |
Низкий | Ниже 50 % (не соблюдает большинство режимных моментов, испытывает трудности при определении цели учебной и внеучебной деятельности, при взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы) | Кол-во уч-ся на низкий уровень: на общее кол- во уч-ся х на 100 |
УМК
Чуракова, Н. А. Литературное чтение: 3 класс: учебник : в 2 ч. / Н. А. Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
Малаховская, О. В. Литературное чтение: 3 класс: хрестоматия / О. В. Малаховская ; под ред. Н. А. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
Малаховская, О. В. Литературное чтение: 3 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
Чуракова, Н. А. Литературное чтение : 3 класс : метод. пособие для учителя / Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2008.
Планируемые результаты образования
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Обучающиеся научатся:
• читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;
• писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
• называть имена писателей и поэтов - авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
• рассказывать о любимом литературном герое;
• выявлять авторское отношение к герою;
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
• читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;
• делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;
• самостоятельно читать выбранные книги;
• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
• самостоятельно работать со словарями.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
•различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
•понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;
• обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
•эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
•интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);
•принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям ) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
•рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
•устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей,
быстро находить нужную словарную статью;
• свободно ориентироваться в учебной книге: смогут читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины — определения сборников — не используются).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
Тематическое поурочное планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Учимся наблюдать и копим впечатления (20 часов) | ||
1 | С. Козлов «Июль». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Александра Герасимова «После дождя». | 1 |
2 | Ю. Коваль «Березовый пирожок». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Марка Шагала «Окно в сад». | 1 |
3 | В. Маяковский «Тучкины штучки». С. Козлов «Мимо белого…» | 1 |
4 | С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». | 1 |
5 | Сравнение. А. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…» | 1 |
6 | Олицетворение. Хокку Дзёсо и Басё. Вадим Шефнер «Середина марта» | 1 |
7 | Контраст. Хокку Басё. Поход в Музейный дом. Иллюстрация Игоря Грабаря «Мартовский снег». Новелла Матвеева «Гуси на снегу». | 1 |
8 | Эмма Мошковская «Где тихий-тихий пруд…» Поход в Музейный дом. Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд» | 1 |
9 | С. Козлов «Сентябрь». «Как оттенить тишину» | 1 |
10 | И. Бунин «Листопад» | 1 |
11 | Записная книжка Кости Погодина | 1 |
12 | Очередное заседание клуба «Учимся переживать красоту вместе». А. Пушкин «Зимнее утро» | 1 |
13 | В. Берестов «Большой мороз» | 1 |
14 | В. Берестов «Плащ». Поход в Музейный дом. Иллюстрации Винсента Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы» | 1 |
15 | С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать» | 1 |
1 6 | Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами». | 1 |
17 | Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами». Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд». | 1 |
18 | А.Иванов «Как хома картины собирал» | 1 |
19 | А.Иванов «Как хома картины собирал» | 1 |
20 | Настроение героя. Хокку Ранран. Обобщение по теме: «Учимся наблюдать и копим впечатления» | 1 |
Постигаем секреты сравнения (16 часов) | ||
21 | Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства» | 1 |
22 | Африканская сказка «Гиена и черепаха» | 1 |
23 | Алтайская сказка «Нарядный бурундук» | 1 |
24 | Самые древние сказочные истории «Отчего цикада потеряла свои рожки» Бирманская сказка | 1 |
25 | «По заслугам расчет» Шведская сказка | 1 |
26 | Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» | 1 |
27 | Корейская сказка «Как барсук и куница судились» | 1 |
28 | Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне» | 1 |
29 | Бродячие сказочные истории в сказках о животных. Бродячие волшебные истории | 1 |
30 | Индийская сказка «Золотая рыбка». | 1 |
31 | Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» | 1 |
32 | Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» | 1 |
33 | Индийская сказка «Хитрый шакал» | 1 |
34 | Сборник «Сказки народов мира» | 1 |
35 | Бурятская сказка «Снег и заяц».Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали» | 1 |
36 | Обобщение по теме: «Постигаем секреты сравнения» | 1 |
Пытаемся понять, почему люди фантазируют (14 часов) | ||
37 | Фантазия. Новелла Матвеева «Картофельные олени» | 1 |
38 | Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде, о корове и т. п.» | 1 |
39 | Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Я один» «Осенний кавардак» | 1 |
40 | Очередное заседание клуба «Почему люди фантазируют». Т. Пономарева «Автобус» | 1 |
41 | Т. Пономарева «В шкафу».Э. Мошковская «Вода в колодце». | 1 |
42 | Герой-выдумщик. Б. Житков «Как я ловил человечков» | 1 |
43 | Изобретальность главного героя. Б. Житков «Как я ловил человечков» | 1 |
44 | Тим Собакин «Игра в птиц» | 1 |
45 | К. Бальмонт «Гномы». | 1 |
46 | М. Яснов «Мы и птицы» Э. Мошковская «Мотылек» «Осенняя вода….» | 1 |
47 | С.Козлов «Звуки и голоса» | 1 |
48 | Олег Кургузов «Мальчик-папа» | 1 |
49-50 | Обобщение по теме: «Пытаемся понять, почему люди фантазируют» | 2 |
Учимся любить (13 часов) | ||
51 | Т. Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике». | 1 |
52 | Маша Вайсман «Лучший друг медуз» | 1 |
53 | А. Куприн «Слон» | 1 |
54 | А. Куприн «Слон» | 1 |
55 | А. Куприн «Слон» | 1 |
56 | К. Паустовский «Заячьи лапы» | 1 |
57 | К. Паустовский «Заячьи лапы» | 1 |
58 | С. Козлов «Если меня совсем нет» | 1 |
59 | Э.Мошковская «Когда я уезжаю» «Нужен он…» | 1 |
60 | В.Драгунский «Кот в сапогах» | 1 |
61 | В.Драгунский Рассказы | 1 |
62 | Тим Собакин «Самая большая драгоценность» | 1 |
63 | Обобщение по теме: «Учимся любить». Заседания для членов клуба | 1 |
Набираемся житейской мудрости (11 часов) | ||
64 | Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб». | 1 |
65 | Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев» | 1 |
66 | Лента времени литературных произведений | 1 |
67 | Эзоп «Ворон и Лисица». И. Крылов «Ворона и лисица» | 1 |
68 | Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лисица и виноград». | 1 |
69 | И. Крылов «Квартет». Иллюстрация В. Серова | 1 |
70 | И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» | 1 |
71 | И. Крылов «Волк и журавль» | 1 |
72 | Жан де Лафонтен «Волк и журавль» | 1 |
73 | Жан де Лафонтен«Ворона в павлиньих перьях» | 1 |
74 | Обобщение по теме: «Набираемся житейской мудрости» | 1 |
Продолжаем разгадывать секреты смешного (16 часов) | ||
75 | Л. Каминский Сочинение « Как я помогаю маме » | 1 |
76 | И. Пивоварова «Сочинение». Отрывок из книги «О чем думает моя голова». | 1 |
77 | М. Бородицкая «На контрольной». | 1 |
78 | Л. Яковлев «Для Лены». М. Яснов «Подходящий угол» | 1 |
79-81 | Н. Тэффи «Преступник» | 3 |
82 | К. Чуковский «От двух до пяти» | 1 |
83 | Г. Остер «Вредные советы». Т. Пономарева «Помощь» | 1 |
84 | В. Драгунский «Ровно 25 кило» | 1 |
85-86 | В. Драгунский «Ровно 25 кило» | 2 |
87 | Н.Носов«Мишкина каша» | 1 |
88 | Н.Носов«Мишкина каша» | 1 |
89 | М.Вайсман «Приставочка моя любимая» | 1 |
90 | Обобщение по теме: «Продолжаем разгадывать секреты смешного» | 1 |
Как рождается герой (23 часа) | ||
91 | Что характерно для сказочного героя. Б. Заходер «История гусеницы» | 1 |
92 | Б. Заходер «История гусеницы». Юнна Мориц «Жора Кошкин» | 1 |
93 | Б. Заходер «История гусеницы». Л. Яхнин «Лесные жуки» | 1 |
94 | Б. Заходер «История гусеницы» | 1 |
95 | Б. Заходер «История гусеницы» | 1 |
96-97 | М. Яснов «Гусеница – бабочке». | 2 |
98 | Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы» | 1 |
99 | Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы» | 1 |
100 | Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы» | 1 |
101-103 | Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы» | 3 |
104 | Л. Пантелеев «Честное слово» | 1 |
105 | Л. Пантелеев «Честное слово» | 1 |
106 | Л. Пантелеев «Честное слово». | 1 |
107 | Н. Некрасов «На Волге» | 1 |
108 | Н. Некрасов «На Волге».. | 1 |
109 | С.Махотин «Самый маленький» | 1 |
110 | Л.Муур «Крошка Енот и тот, то сидит в пруду» | 1 |
111-112 | А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 2 |
113 | Обобщение по теме: «Как рождается герой» | 1 |
Сравниваем прошлое и настоящее (23 часа) | ||
114 | Поход в Музейный дом. Иллюстрация Бориса Кустодиева «Масленица». | 1 |
115 | К. Паустовский «Растрепанный воробей» | 1 |
116 | К. Паустовский «Растрепанный воробей» | 1 |
117 | К. Паустовский «Растрепанный воробей» | 1 |
118 | К. Паустовский «Растрепанный воробей». | 1 |
119-120 | К. Паустовский«Стальное колечко» | 2 |
121-122 | Ю.Коваль «Под соснами» | 2 |
123 | А. Пушкин «Цветок» | 1 |
124 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма») | 1 |
125 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма») | 1 |
126 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Дорога к отцу») | 1 |
127 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот и приехали») | 1 |
128 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке») | 1 |
129 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке») | 1 |
130 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот оно – счастье!») | 1 |
131 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот оно – счастье!»). | 1 |
132-134 | Обобщение по теме: «Сравниваем прошлое и настоящее» | |
135-136 | Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» | 2 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств | Количество | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты по литературному чтению УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради на печатной основе) Примерная программа начального общего образования по литературному чтению | К Д | Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ. |
Печатные пособия | ||
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме) Словари по русскому языку: толковый, фразеологический, орфоэпический, этимологический и словообразовательный Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях Детские книги разного типа из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей | Д Ф Д/К Д/К/П Д | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Электронные справочники, электронные пособия | П | При наличии необходимых технических условий |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Персональный компьютер Мультимедийный проектор. Сканер, принтер, | Д
Д Д |
По возможности |
Экранно-звуковые пособия | ||
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса литературное чтение Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Видеофильмы соответствующего содержания Слайды соответствующего содержания Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | Д Д Д Д Д | |
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные стенды | К Д Д
|
Лист внесения изменений в программу
№ | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующее мероприятие | Дата проведения по факту |