Конкурс "Воспитатель года 2020"

Аксёнова Наталья Павловна

Здесь представлены материалы для заочного муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса  "Воспитатель года 2020".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад» Обобщение опыта работы на тему: «Дошкольникам о русском платке через призму времен» Лысково 2020 Воспитатель: Аксёнова Наталья Павловна Образование: высшее профессиональное Квалификационная категория: первая Педагогический стаж: 18 лет

Слайд 2

«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…» «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» . К.Д. Ушинский

Слайд 3

Условия возникновения опыта Ситуация, возникшая при проведении Дня открытых дверей. Проведение «Уроков истории» сотрудниками Лысковского краеведческого музея. Бесконечные вопросы детей о русском быте. Реализация задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры в соответствии с ООП ДО. Знакомство с опытом коллег из других дошкольных учреждений. Взаимодействие с МБУК « Лысковский государственный краеведческий музей» «Урок истории»

Слайд 4

Актуальность Обусловленность современными тенденциями развития российской системы дошкольного образования. Отсутствие интереса детей и родителей к русской народной культуре, преобладание во многих семьях материальных ценностей над духовными. Низкий показатель сформированности у дошкольников причастности и заинтересованности детей к наследию прошлого. Деформация у подрастающего поколения нравственных идеалов. Стихийно скла дывающееся понимание «свободы» как «вседозволенности». Слабая взаимосвязь в деятельности разных субъектов образовательного процесса о традициях, быте русского народа (педагоги, родители, социум). Отсутствие системы работы в ДОО с дошкольниками в вопросах приобщения к русской культуре, быту. Возникает противоречие между объективной необходимостью и востребованностью приобщения дошкольников к истокам русской культуры, быту, их духовно-нравственному развитию. , Б. М. Кустодиев «Купчиха» Ф. В. Сычков «Тройка»

Слайд 5

Теоретическое обоснование Исследования, посвященные особенностям воспитания детей дошкольного возраста на основе русской народной культуры (Г. И Батурина, Т.Ф. Кузина, Г.Н. Волков, В.М. Григорьев и др.) Исследования, посвященные изучению приобщения детей к истокам русской народной культуры (О. П. Князева, М.Д. Маханева , И.Г. Гаврилова, В. А. Сухомлинский, А.В. Терещенко и др.) Исследования, посвященные значимости приобщения детей к традициям русской народной культуры (М. М. Бахтин, К.Д. Ушинский, И.С. Сахаров, Г.Н. Волков и др.). Образовательная программа ДОО. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, п.1. 6). Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой . Учебно-методическое пособие «Духовно-нравственное развитие дошкольников на основе народного художественного творчества» Г.Г. Григорьевой. Пособие «Что было до…» О.В. Дыбиной .

Слайд 6

Цель: Приобщение дошкольников к национальной культуре, через знакомство с историей русского платка. Задачи: 1. Создать условия в ДОО для социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. 2. Формировать у детей доступные системные представления о быте и традициях русского народа. 3. Формировать становление самосознания ребенка, зарождение основ рефлексивных способностей. 4.Содействовать развитию у детей эмоциональной сферы, как основы развития патриотических чувств. 5. Установление партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса. 6.Способствовать возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию национальной культуры, традициям. 7. Воспитывать у детей активную деятельностную позицию к истокам русского быта. Девочки в платках из домашней коллекции

Слайд 7

Ведущая педагогическая идея « Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом…. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ , а не только передачей знаний». Д.С. Лихачев «Музейный предмет является подлинником, его образ – символ определенной эпохи, культуры. В условиях музейно-педагогической деятельности его можно «брать в руки», рассматривать, манипулировать им. Таким образом, воспитанники активно познают, проживают описанную эпоху, исследуют и открывают». Е.Б. Медведева, М.Ю. Юхневич Д. С. Лихачев Экспонаты мини-музея группы

Слайд 8

Развивающая предметно-пространственная среда Музей«Русская изба» в макросреде. Мини-музей русских платков в группе (от старинных, до современных). Альбомы: « Элементы павлопосадского платка » , « Оренбургский пуховый платок » , « Нижегородская головка » , « Как завязать платок » , « Изготовление павлопосадского платка » , « Русский платок в живописи », «Русский костюм». Авторские дидактические пособия: пазлы «Платки», «Для чего это нужно?», лото «Эх, платочки», домино «Русские платки», «История русского платка» и другие. Книги о традициях русского народа. Коллекция фотографий «Русский платок». В музее ДОО «Русская изба» ОД в мини-музее платков Альбомы о прошлом и настоящем русского платка Лото «Эх, платочки»

Слайд 9

Деятельностный аспект ОО «Познавательное развитие» Проведение ОД с использованием ТРИЗ, технологии музейной педагогики: «Как жили на Руси», «Прошлое и настоящее», «Традиции русского народа», «История русского платка» и др. Использование ИКТ в работе с детьми (презентации «Художники – мастера росписи», «Русский национальный костюм» и др.). Экскурсии по улицам города, достопримечательностям, в городской парк. Использование дидактических игр в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детьми «Составь узор», «Определи цвет, форму, сосчитай», «Найди сходство и отличие» и др. Цель: обогащение представлений детей о традициях, быте русского народа. Экскурсия в городской парк ОД «Подумай и сложи» ОД «Как жили на Руси» ОД с ИКТ «Мастера росписи»

Слайд 10

Деятельностный аспект ОО «Социально-коммуникативное развитие» Проведение «Урока истории» о прошлом и настоящем предметов бытового назначения ( Лысковский краеведческий музей). Проект «Кукла из платка в театрализованной деятельности дошкольника». Использование детьми платка в сюжетно- ролевых играх, театрализованной и самостоятельной деятельности. Упражнения с платком: «Мои эмоции», «Если бы я был незрячим». Использование платка в случае травмы. Использование платка в интерьере группы, как украшение на елку. Цель: воспитание привычки следовать правилам культуры русского народа. Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность. Игрушки из платка. «Урок истории» с музеем ОД «Если поранил руку»

Слайд 11

Деятельностный аспект ОО «Художественно-эстетическое развитие» Проведение образовательной деятельности (аппликация «Украсим платок», рисование « Павлопосадский узор», лепка «Сундучок для платка» и др., применение музыкальных композиций при проведении образовательной деятельности. Использование в самостоятельной деятельности раскрасок с изображением узоров русского платка. Изготовление узелковых кукол из платка и их использование в театрализованной деятельности (« Заюшкина избушка»). Посиделки с чаепитием (частушки о том, как можно использовать платок) Цель: активизация проявлений эстетического отношения к окружающему миру (предметам быта). Раскрашивание узора « Павловопосадского » Аппликация из ткани «Украсим платок» Наши посиделки Роспись по ткани

Слайд 12

Деятельностный аспект ОО «Речевое развитие» Участие в конкурсе чтецов ДОУ (стихотворение « Павлопосадский платок» О. Моисеевой). Чтение литературных произведений: сказка «Волшебный платок , рассказ Л. Пантелеева «Платочек» и др. ОД с платком «Составь описание», «Пересказ рассказа» и др . Индивидуальная работа «Сложи платок и расскажи», «Как ты хотел украсить?», «Угадай на ощупь и расскажи» и др. Творческие рассказы детей на тему «Платок моей бабушки», «Как используют головной убор в настоящее время» и др. Цель: обогащение словаря и развитие речи детей 5-6 лет Участие в конкурсе чтецов Чтение сказки Л.Пантелеева«Платочек» Игра «Опиши предмет»

Слайд 13

Деятельностный аспект ОО «Физическое развитие» Спортивные праздники, развлечения: «Русские забавы». «А ну-ка, мальчики и девочки». Общеразвивающие упражнения с платком. Подвижные игры: «Жмурки», «Горелки», «Достань платок» и др. Игры низкой активности: «Платочек по кругу», «Изобрази фигуру» и др. Пальчиковая гимнастика: «Обезьянка Зина», «Гирлянда», «Косынка для Маринки» и др. Дыхательная гимнастика: «Подуй на платок», «Дует ветерок и колышется платок» и др. Эстафеты, соревнования: «Кто быстрее возьмет платок», «Кто первый завяжет» и др. Цель: развитие физических качеств у детей 5-6 лет посредством использования предмета – платка. Дыхательная гимнастика с платком «Достань платок» «Платочек» «Где платок?» «Жмурки» «Горелки» Пальчиковая гимнастика

Слайд 14

Деятельностный аспект Взаимодействие с педагогами Проведение досуга «А в платке том Россия живет», родительских собраний с музыкальным руководителем. ОД и утренняя гимнастика с инструктором по физической культуре с использованием платка. Сообщение из опыта работы на семинаре-тренинге ДОО «Проектная деятельность в детском саду». Распространение опыта работы по применению русского платка в работе с детьми в сети Интернет . Цель: углубленное формирование представлений у детей о русском быте . Досуг совместно с музыкальным руководителем Подвижная игра «Яша и Маша» с инструктором по физической культуре Игра « Платочек»

Слайд 15

Проведение Дня открытых дверей в ДОО. Родительского собрания «Приобщаем дошкольников к истокам русской культуры вместе». Совместный досуг «А в платке том Россия живет». Анкетирование на тему «Женский головной убор. Платок». Создание мини-музея русского платка в группе. Беседы, консультации с родителями о значении воспитания патриотических чувств у детей через традиции и быт народа. Деятельностный аспект Взаимодействие с родителями Цель: Установление субъект - субъектных отношений с родителями в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Играем с платком Беседа с родителями «Что вы знаете о русском платке?» Мастер-класс для родителей «Узоры на платке»

Слайд 16

Диапазон личного вклада В ДОО созданы условия для социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. Дети интересуются традициями и бытом русского народа. У детей сформированы представления о культуре русского народа. Дошкольники эмоционально откликаются на материал о русской культуре. Воспитанники задают вопросы педагогам, родителям о русских традициях, быте, проявляют активную деятельность. Дети уважительно отзываются о своем городе, стране, традициях и быте России. Родители активнее участвуют в создании условий, проведении мероприятий с детьми по воспитанию патриотических чувств у детей. С педагогами ДОО установлено взаимодействие в вопросах приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через использование традиционного головного убора – платка.

Слайд 17

Новизна Использование в работе с детьми планшета и для создание ими личного виртуального музея. Использование современных технологий и ИКТ нового поколения способствует как развитию личности ребенка в целом, так и формированию интереса детей к игре. Применение технологии музейной педагогики. Путешествуем по виртуальному музею ОД в мини-музее русского платка

Слайд 18

Результативность практических достижений Осуществляется интеграция образовательных областей и взаимодействие со специалистами ДОО, социума и родителями в вопросах приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством русского платка. В группе создан мини-музей русского платка, музей пополняется новыми экспонатами. Педагогическое наблюдение (Программа «Детство» Т.И. Бабаева) У детей имеются представления о традициях, быте русского народа. Дети и родители чаще придерживаются нравственных правил поведения и отношения к людям и предметам. Воспитанники проявляют положительное отношение к окружающему миру, предметам русского быта. У детей развита речь в соответствии с возрастом, пополнился словарный запас. Деятельность с использование русского платка способствовала развитию физических качеств у старших дошкольников. Мини-музей русского платка

Слайд 19

Транслируемость Мой мини-сайт https://nsportal.ru/aksyonova-natalya-pavlovna ООД по коллективной аппликации «Платок с аппетитным узором» Досуг для детей старшей группы совместно с родителями «Праздник русского платка» Консультация для родителей «Приобщение детей к русским народным подвижным играм с платком» Мастер-класс «Бусы из платка» https://www.maam.ru/detskijsad/nbebeka Дидактическая игра «Для чего это нужно?» http://detsad16crr.ucoz.ru/index/aksenova_natalja_pavlovna/0-99 Картотека «Подвижные игры с платком» Семинар-тренинг «Проектная деятельность в детском саду». Юные патриоты, знатоки истории русского платка

Слайд 20

Перспектива на будущее Продолжать приобщать дошкольников к истокам русской культуры. Создать театр сказок с помощью кукол, сделанных из маленьких платочков. Создать картотеку с подборкой песен и стихов о платке. Использовать в работе с детьми техники « Эбру » и «Батик». Пополнять экспонатами мини-музей группы. Продолжать работу с индивидуальными планшетами по созданию виртуального музея каждым ребенком. Эбру Батик

Слайд 21

Литература АкуловаО.В ., Бабаева Т.И. Программа «Детство». - СПб «Детство-Пресс»,2014. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Вагона Т. М. Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа // Вопросы дошкольной педагогики – №4, 2018. Григорьева Г.Г. Духовно-нравственное развитие дошкольников на основе народного художественного творчества – Н.Новгород, 2012. Дыбина О.В. Что было до….- М., 2010. Соловьева Е. Наследие. И сказка, и быль .– М.,2011. Князева О.Л., Маханева М. Д. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – СПб., «Детство-Пресс»», 2017. Пантелеева Л.В. Музей и дети – М., 2000. Рыжова Н. А Мини-музей в детском саду.– М.: Линка-Пресс , 2008. https://moluch.ru/th/1/archive/99/3429/



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад»

Обобщение опыта работы на тему:

«Дошкольникам о русском платке

через призму времен»

                               Выполнила:

                                                          Аксёнова Наталья Павловна,

                                воспитатель

 

Лысково

2020  

Слайд №2        Условия возникновения опыта

Однажды мне довелось   побывать на конкурсе детского творчества «Волжские берега», который проходил во Дворце Культуры города Лысково. Выступал  детский  фольклорный  ансамбль. Смотрела я на сцену, где ребятишки самозабвенно водили хоровод, пели русские, старинные  песни. Порадовали глаз и праздничные наряды – пёстрые    сарафаны, платочки, изящные сапожки с каблучками, ребячьи вышитые косоворотки, картузы с красным цветком над блестящим лакированным козырьком. Глядя на детей, так хотелось верить, что это и есть возвращение к истокам русской культуры. После этого в группе во время проведения   Дня открытых дверей,  возникла неординарная ситуация. Одна из пришедших мам при раздевании уронила свой  платок  с росписью  Павлопосадских мастеров на пол, а ребята, не замечая всей его красоты и уникальности,  чуть было не встали на него. Когда мы с мамой Алёши объяснили, что это же символ России, в нем труд русских людей, традиции нашего народа, нужно бережно относиться к таким предметам, тогда то и возникли вопросы у детей к истории русского платка. Мы, взрослые, решили: как же так, неужели русский платок так и уйдет в забытье как результат неуважения к своей истории и традициям. Так и возникло у детей желание узнать, а  у  взрослых  рассказать дошкольникам о русском платке, пронеся его через призму времен.   

Заинтересовать детей нам также помогли сотрудники МБУК «Лысковский государственный краеведческий  музей», которые провели «Урок истории» о русских платках. Данное мероприятие  прошло  в рамках проведения тематической недели, посвященной  России  и в соответствии с ООП ДО, разделом «Социально-коммуникативное развитие». Вот тогда-то и стало больше возникать вопросов у детей о прошлом России, традициях народа, предметах быта и об использовании этих предметов в настоящее время.     

Слайд №3     Актуальность

В настоящее время как никогда актуальна тема приобщения подрастающего поколения к истории, традициям русского народа, так как изменены в обществе нравственные идеалы, стало  не модным знакомить с бытом Руси, нет преемственности поколений в вопросах наследия прошлого. ФГОС ДО  ставит одной из задач «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» (ФГОС ДО, п.1. 6).

Для современного образования в России характерно усиление этнизации содержания образования, связанного с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре. Вседозволенность  никогда не была чертой русского народа. В силу своей занятости и изменения ценностей, а иногда и не желания,  родители не обращают внимания на исконно русские ценности нашего народа. Дети нашего времени не видят ценности вещей, которые их окружают.

Поэтому мы считаем, что важно сообща прививать у дошкольника патриотические чувства, уважение к традициям русского народа, быту. А средством достижения задач  мы выбрали русский головной убор – платок.

Слайд №4    Теоретическое обоснование

В соответствии с ФГОС ДО,  ключевая линия дошкольного детства – это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе. Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Опыт работы педагогов и психологов многих поколений; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, разработанная учреждением основная образовательная программа; парциальная программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; идеи  кандидата педагогических наук, доцента Г.Г. Григорьевой, доктора педагогических наук, профессора О.В. Дыбиной  доказывают, что народное творчество, искусство как ничто другое, приобщает детей к истории своего края, к промыслам народных мастеров, а  ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Дети начинают понимать и осознавать, что они являются частью этой культуры и должны поддерживать её возрождение. Поэтому  произведения народного творчества нужно включать в педагогический процесс в детском саду.                  

Слайд №5   Цель, задачи

Исходя из вышесказанного, мы поставили цель: приобщить  дошкольников к национальной культуре, через знакомство  с историей  русского платка.

Задачи для достижения цели следующие:

1. Создать условия  в ДОО для социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Формировать у детей доступные системные представления о быте и традициях русского народа.  

3. Формировать становление самосознания ребенка, зарождение основ рефлексивных способностей.

4.Содействовать развитию у детей эмоциональной сферы,  как основы развития патриотических чувств.

5. Установить партнерские отношения со всеми участниками образовательного процесса.

6.Способствовать возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию национальной культуры, традициям.

7. Воспитывать у  детей активную деятельностную позицию к истокам русского быта.                

Слайд № 6        Ведущая педагогическая идея

Академик Д. С. Лихачёв всегда считал актуальной тему нравственного авторитета русского народа среди других народа мира. Он писал о том, что мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Его авторитетное мнение и стало нашей ведущей педагогической идеей.  Ее мы воплотили с помощью музейно-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

                Слайд №7     Развивающая предметно-пространственная среда

На протяжении многих лет в детском саду действует музей «Русская изба», который мы с детьми посещаем регулярно для организации и проведения образовательной деятельности с дошкольниками.

В группе создан и периодически пополняется центр патриотического воспитания. После возникшей ситуации совместно с родителями мы  создали мини-музей русского платка, от старинных до современных.  Дети несли платки своих бабушек и прабабушек, а также любимые мамины платки.  

          Музей русского платка условно поделен на 3 части:

1. На витрине располагаются самые почетные, старинные платки, которым около 80 лет. Их можно рассматривать, «брать в руки» под присмотром  взрослого, так как неосторожное обращение, игры с ними могут повредить платок.

2. В сундуке находятся платки, которым около 40 лет.  Их можно перебирать, перекладывать при  рассматривании,  использовать  для игры в самом музее.

3. Современные платки  для разнообразной деятельности. Ими можно пользоваться без ограничения, но не забывать о бережном отношении к любым вещам.

В   мини-музее имеются  альбомы, собранные вместе с детьми и их родителями об истории русского платка, о  традициях и современности его применения, авторские дидактические игры.  

Слайд №8    ОО «Познавательное развитие»

Основной формой ознакомления с историей русского платка, традициями и бытом народа является организованная образовательная деятельность с детьми. Технология ТРИЗ, информационно-коммуникационные технологии позволили нам в доступной, понятной форме рассказать детям об истории платка, его применении в прошлом и настоящем. Экскурсии, взаимодействие с социумом развивали познавательный интерес, обогащали представления детей о том,  что такое платок, как и когда он появился,  какие бывают платки, и из каких тканей их делают. Полученные представления дети закрепляли в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.

Слайд № 9    ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Стало традицией нашего детского сада проведение  сотрудниками Лысковского государственного краеведческого музея «Уроков истории», где дети знакомятся с историй предметов  прошлого и настоящего, участвуют в создании каких-либо предметов.  Конечно же, такой урок состоялся и в рамках реализации нашей темы. С особой теплотой и любовью дети совместно с педагогом мастерили кукол из платков и принимали участие в постановке мини-спектакля.

В   музее русского платка, как уже отмечалось выше,  имеются  платки для самостоятельных игр, которые дети используют в своих играх. Дошкольникам было показано, как можно использовать платок в случае травмы или побывать в роли незрячих людей и рассказать о своих ощущениях. Платками мы украшали новогоднюю  елку, интерьер  группы.

Технология музейной педагогики способствовала созданию атмосферы быта прошлого, приобщая детей к истокам русской культуры.  А использование игровых приемов, организация ситуаций   общения во время свободных игр, создание условий для доброжелательного и свободного общения во время режимных моментов способствовали формированию коммуникативных навыков.

Слайд №10  ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Практическая деятельность позволила детям побывать в роли  мастеров по созданию узоров по мотивам росписи русских умельцев – аппликация «Украсим платок»,  рисование  «Павлопосадский узор»,  лепка «Сундучок для платка». Весело и зажигательно ребята исполняли частушки о платке при проведении досуга «Посиделки». В  самостоятельной деятельности дошколята  раскрашивали   элементы узоров в традициях русских мастеров на «бумажном» платке.  

Слайд №11    ОО «Речевое развитие»

С любовью и гордостью за Россию было прочитано нашими детьми  стихотворение  О.Моисеевой «Павло-посадский платок» на конкурсе чтецов, проводимом в детском саду ко Дню матери. Очень трогательным для детей  стал рассказ Л. Пантелеева «Платочек» об  истории одного солдата. Положительную роль в речевом развитии дошкольников сыграла образовательная деятельность, составление творческих  и описательных рассказов детей  с использованием русского платка, а индивидуальная работа помогла систематизировать представления у детей.

Слайд №12   ОО «Физическое развитие»

Огромный интерес для детей  представляли спортивные праздники  и развлечения, посвященные русскому платку, основой которых были общеразвивающие упражнения, эстафеты,  подвижные и игры малой подвижности с платком. Ежедневно в режимных моментах проводилась пальчиковая и дыхательная гимнастика так же с использованием платка.

Слайд №13     Взаимодействие с педагогами

Русский платок стал интегрирующим звеном в решении задач приобщения дошкольников к традициям, быту русского народа. Музыка при проведении досугов, связанных с традициями использования русского платка в прошлом и настоящем, способствовала эмоциональному восприятию детьми информации. Необычным и в то же время неотъемлемым предметом при проведении упражнений, подвижных игр стал платок, который дети далее использовали в самостоятельной деятельности в группе. Опытом  работы по приобщению старших дошкольников к русской культуре, мы делились с коллегами на семинаре «Проектная деятельность в детском саду», а также в интернет-сообществах.

Слайд №14   Взаимодействие с родителями

          Работа с родителями по теме «Дошкольникам о русском платке через призму времен» была плодотворной. Многие родители говорят о том, что и дома дети продолжают играть с платком. Дети рассказывают родителям о русском платке, о том, какие новые игры с платком они узнали (подвижные, дидактические и др.), пальчиковые гимнастики.  Они вместе составляют  узоры на платке, а главное, отмечают родители, приобщаются к русской культуре.  

Слайд №15  Диапазон личного вклада

Диапазоном нашей деятельности по ознакомлению дошкольников с русским платком через призму времен мы считаем работу от создания условий, системности и планомерности деятельности с детьми по данной теме, интеграции образовательных областей до конкретного результата –   формирования у детей представлений о традициях и быте русского народа, приобщения  их к истокам русской культуры через русский платок, а также воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников

Слайд №16    Новизна

Новизна деятельности заключается в том, что основная часть образовательной деятельности осуществлялась на основе инновационной технологии музейной педагогики, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду (в музее «Русская изба», мини-музее русского платка). Причем музей русского платка  существует реальный и виртуальный. В индивидуальном виртуальном музее дети сами с помощью специальной программы создают свои экспозиции, сами выбирают экспонаты для музея. Этому способствовали информационно-коммуникационные технологии (на планшете создавались детьми с помощью взрослого виртуальные музеи каждого ребенка).

Слайд №17  Результативность практических достижений

Как результат деятельности выступает созданный нами   мини-музей русского  платка, который  пополняется новыми экспонатами. Осуществляется интеграция образовательных областей и взаимодействие со специалистами ДОУ, родителями и социумом в вопросах приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры посредством русского платка. Проведенное педагогическое наблюдение (Программа «Детство» Т.И. Бабаева) показало, что у детей имеются представления о прошлом и настоящем русского платка, традициях и быте  русского народа. Дети пополнили словарный запас, стали легче общаться друг с другом и со взрослыми, делиться своими впечатлениями. А самое главное, дети стали дружнее и отзывчивее.

Слайд №18        Транслируемость

Опыт работы с русским платком представлен  на   страничке сайта https://nsportal.ru/aksyonova-natalya-pavlovna, сайте детского сада http://detsad16crr.ucoz.ru/index/aksenova_natalja_pavlovna/0-99, а также на сайте  https://www.maam.ru/detskijsad/nbebeka.   

Педагоги могут использовать в своей работе с дошкольниками разработанные нами конспекты  ОД, досугов; консультации, мастер-класс по ознакомлению с русским платком для родителей. Также на сайте имеется подробный фотоотчет о проведенных нами мероприятиях на тему «Русский платок через призму времен».

              Слайд №19   Перспектива на будущее

 На ближайшее будущее мы планируем продолжать работу по приобщению дошкольников, родителей к истокам русской культуры:  создать театр сказок с помощью кукол, изготовленных из платка; создать  картотеку с подборкой песен и стихов о платке, а также продолжить работу с индивидуальными планшетами по созданию  виртуального музея каждым ребенком. В дальнейшем планируется в подготовительной группе самим создать платки, покрасить их в технике «эбру» или «батик» и  подарить мамам или бабушкам на День матери.

             Слайд №20     Литература

При обобщении опыта работы на тему «Дошкольникам о русском платке через призму времен» мы использовали следующую литературу:

  • Акулова  О.В., Бабаева  Т.И. Программа «Детство» –  СПб., «Детство-Пресс, 2014.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования.
  • Вагона Т.М. Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа // Вопросы дошкольной педагогики. – №4, 2018.  
  • Григорьева Г.Г. Духовно-нравственное развитие дошкольников на основе народного художественного творчества – Н.Новгород, 2012.
  • Дыбина О.В.  Что было до…. – М., 2010.
  • Соловьева  Е. Наследие. И сказка, и быль. – М., 2011.
  • Князева О.Л., Маханева М.Д.  Программа  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». –   СПб., «Детство-Пресс», 2017.
  • Пантелеева Л.В. Музей и дети.  – М., 2000.
  • Рыжова Н. А  Мини-музей в детском саду – М.: Линка-Пресс, 2008.
  • https://moluch.ru/th/1/archive/99/3429/