Развитие нравственных качеств школьников
Воспитание нравственных качеств на уроках "Светская этика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_nravstvennyh_kachestv_shkolniko1.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие нравственных качеств школьников
при изучении Притчи о блудном сыне
(материал урока может быть использован для проведения урока Доброты)
В век новых компьютерных технологий, высоких скоростей и атомной энергетики
научное развитие человечества намного опережает нравственное. Учителю литературы на уроках следует большое внимание уделять вопросам христианской морали, взращиванию души подростков.
Бесценным материалом для воспитания милосердия, сопереживания, умения понять и пожалеть другого являются евангельские притчи.
Рассмотрим, как формируются нравственные качества школьников на уроках по
изучению Притчи о блудном сыне.
Как показывает практика, перед изучением Притчи весьма целесообразно провести с учащимися творческую работу по тексту Б.А.Ганаго «Белый носовой платок». Методы и приёмы работы с этим текстом были мною почерпнуты из опыта работы по развитию
письменно-речевой деятельности доктора педагогических наук, профессора
Валерии Гивиевны Ниорадзе.
Учитель начинает урок с чтения текста.
Белый носовой платок
На автобусной остановке сидел, глядя на камень, мужчина. Некоторые люди
оглядывались на него. Мужчина был небритым, одежда и обувь были
поношенными и грязными. Мужчина не обращал внимания на людей, он снова и снова вспоминал свою прошлую жизнь. Он вспоминал, как жил мальчиком в маленьком
кирпичном доме. Он вспоминал цветы, которые росли у него на окне, качели, которые когда-то смастерил ему отец. И дорогу к дому, по которой он учился ездить на
велосипеде.
Потом он вспомнил, как стал взрослым и уже не жил у своих родителей, а лишь изредка навещал их. У него была работа, много друзей. Отец и мать были скучны ему, в ресторанах с друзьями было гораздо веселее. Потом он вспомнил, как его маленькие долги выросли в огромную гору долгов и как он поехал к родителям за деньгами. Мать сразу же накормила его, отец только посмотрел на сына, не задавая вопросов, а он не
раскрывал истинную причину приезда. Он знал, где у отца лежат деньги. Когда
родители вышли из комнаты, он запросто взял нужную сумму и ушел. Это был
последний раз, когда сын видел своих родителей. Он не вернулся больше домой, уехал в другой город, и мать с отцом больше ничего не знали о нем. Не знали они также, что их сын был осужден за совершение преступления и сидел в тюрьме.
В камере по ночам он много думал о них. Иногда, когда он не мог уснуть и луна
освещала стены камеры, он мечтал: «Освобожусь, сразу же поеду домой, к родителям. Если они еще живы…»
И вот теперь, освободившись из тюрьмы, он приехал в родной город и, сойдя с
автобуса, сел в нерешительности на остановке. Он начал вспоминать свое прошлое и, вспомнив всю свою жизнь, почувствовал страх. А примут ли его родители? Какое он
вообще имеет право войти в родной дом? Узнают ли родители в нем того сына,
которого они так любили и который так жестоко обманул их?
Тогда он решил написать родителям письмо. Письмо было коротким, но он писал его несколько часов. Заканчивалось письмо так: « Я знаю, что не имею никакого права на ваше прощение…но все-таки надеюсь. Вам решать. В четверг утром я пройду мимо
вашего дома. Если вы захотите повидать меня, повесьте на окно моей бывшей комнаты белый носовой платок. Если он будет там висеть - приду, если нет – помашу рукой на прощание и отправлюсь в другие места».
Настало утро четверга. Он пришел на знакомую улицу. Дом был на месте. Но идти дальше он не решался. Он все стоял на месте и смотрел на камни, лежащие у него под ногами.
Может, отец и мать уже переселились в другое место? Если на окне не будет белого платка, он зайдет к соседям, спросит у них о родителях и уйдет навсегда. Он не смел думать о том, что родители могут не захотеть хоть разок повидать его. Он поднял взгляд. Улицу покрывала еще сумрачная тень. Медленно он пошел к старому
клену – оттуда были видны окна его бывшей комнаты.
Я не посмотрю, пока не дойду до клена, - решил он.
Он дошел до дерева, глубоко вздохнул и поднял глаза. Теперь он видел весь дом, солнце осветило старые стены…Его сердце дрогнуло.
Здесь учитель останавливает чтение и просит учащихся придумать концовку рассказа.
Данный вид творческой работы – своеобразный тест на милосердие, и многим
школьникам этот тест оказывается не по зубам. В их работах часто встречаются версии,
в которых сын вымечтанного прощения не получает.
«На окне висел белый платок. Но когда мужчина зашел в дом, родители его
остановили прямо у порога. И сказали: «Стоп-стоп! Не спеши! Воров нам не надо. Мы
просто хотели в твои бессовестные глаза посмотреть» (Саша К.)
«Никакого белого платка на окне не было. Калитка была заперта на засов, шторы на окнах плотно закрыты, но кто-то все-таки в щель между занавесками смотрел на
мужчину злорадно» (Кристина Д.)
В некоторых работах прощение оказывается иллюзорным:
«Белый носовой платок висел на окне, а родители из другого окна махали ему рукой. Человека переполнила радость. Он забежал в дом, обнял отца и мать, и мать ему сказала: «Что бы ты ни сделал, знай: мы всегда сможем тебя простить». Сын не мог в это
поверить и заплакал от счастья…
И тут он проснулся и увидел потолок тюремной камеры». (Илья М.)
Многие пишут о том, что раскаяние к согрешившему пришло слишком поздно.
«Когда мужчина поднял глаза, он увидел белый носовой платок! Он был так
счастлив! Не помня себя, вбежал на крылечко, чтобы обнять своих родителей. Но…дверь ему открыла незнакомая седая бабуля с добрым лицом. Она сказала ему, что родители умерли три года назад…Слезы навернулись на глаза сироты. Он опоздал…» ( Слава Д.)
На следующем уроке учитель читает выдержки из сочинений, а потом предлагает
учащимся послушать, чем же закончилась история, описанная в тексте «Белый
носовой платок ».
Он дошел до дерева, глубоко вздохнул и поднял глаза… Его сердце дрогнуло. На каждом окне виднелись белые простыни, занавески, покрывала, носовые платки… Отец и мать ответили на письмо сына. Вытирая набегавшие слезы, мужчина подошел к крыльцу – дверь была уже распахнута.
Школьники радуются такой счастливой развязке, а учитель говорит о том, что умение простить и пожалеть раскаявшегося грешника называется словом МИЛОСЕРДИЕ.
Каково же лексическое значение данного слова? МИЛОСЕРДИЕ – МИЛОСТЬ СЕРДЦА.
МИЛОСТЫНЬКУ просят на паперти нищие. БОГ МИЛОСТИВ (синоним – милосерден) – утешают страждущих верующие люди. Слово МИЛОСТИВЫЙ значит добрый, сострадательный, мягкосердечный, снисходительный. Именно такими оказались родители героя рассказа.
И многие ребята, - говорит учитель, - в своих работах предугадали финал:
«Сердце его вздрогнуло от того, что он увидел на окне тот самый белый платок, а на крыльце стояла мама и манила его к себе. В руках у нее тоже был белый платочек. Сын
подошел, обнял мать – от платка словно лился запах ромашки и пахучей мяты, запах
детства…На крыльцо вышел и отец, прижал к груди сына. Это были самые счастливые минуты их жизни» (Катя Т.)
–А теперь, - предлагает учитель, - давайте подумаем, в каком веке происходит действие этой истории? Вы думаете, в двадцатом? Да, автобусы появились в ХХ веке, но подобная история была рассказана еще 2 000 лет назад. И записана она в Евангелие.
Называется «Притча о блудном сыне». Что же такое ПРИТЧА?
Притча – иносказательный рассказ, в котором обычно нет художественно
развернутых картин и характеров, а есть абстрактные герои и события, воплощающие в себе определенные идеи, поэтому мы и не встречаем в притче собственных имен, портретов,
пейзажей. Возник этот жанр на Древнем Востоке, где любили говорить иносказаниями. Притча – маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали, без прямого
поучения.
Давайте прочтем Притчу о блудном сыне и подумаем, почему она так называется. (Учащиеся читают текст)
Учитель говорит о том, что слово «блудный» образовано от глагола «блудить», у
которого есть два значения:
1.Распутничать 2. Блуждать, бродить. Так что в слове «блудный» соединились два значения глагола «блуждать» : прямое – «сбиться с дороги, заблудиться» и переносное -
«отклониться от правильного и праведного жизненного пути, блудить, распутничать».
Стало быть, блудный сын – человек, сбившийся с пути истинного, блуждающий в
нравственных потемках.
«Почитай отца и мать свою», - говорит одна из самых главных заповедей
христианства.
Блудный сын пренебрег этой заповедью. По обычаям того времени, именно младший сын должен был находиться при родителях, опекать их в старости. Но он ушел из дома, нарушив этот обычай, закон. И только когда на него обрушились несчастья, он понял свою неправоту. Учитель предлагает школьникам найти в тексте притчи слова,в которых звучит
глубокое раскаяние младшего сына : «Отец, я согрешил против неба и пред тобою. И уже недостоин называться сыном твоим». Как видим, не только и не столько голод заставил блудного сына вернуться, а глубокое осознание собственной вины. Юноше казалось, что нет ему прощения, а отец сжалился над ним, побежал навстречу и, ни в чем не упрекая, «пал ему на шею и целовал его». Не угрюмые укоры и поучения, а ликование, праздник, веселие встретили блудного сына в отчем доме. Вместо рубища – лучшие одежды, вместо мечты о рожках, которые ели свиньи,- откормленный теленок, вместо одиночества и человеческого бессердечия – любовь, ликование, радость.
Неудивительно, что сюжет Притчи о блудном сыне привлекал прославленных художников всех столетий: Дюрера, Босха, Доре, Глазунова и многих других.
(Демонстрируются репродукции). Но, пожалуй, выразительнее всего передан драматизм притчи в знаменитой картине Рембрандта «Возвращение блудного сына»
(Демонстрируется репродукция). Несчастный, в жалком рубище, с потрескавшимися пятками, сын пал на колени пред отцом. Мы видим стертые подошвы башмаков сына –
бродяги и понимаем, насколько долгий и трудный путь он проделал, прежде чем предстал перед своим отцом, обнявшим его своими натруженными старческими руками. Отец и сын не видят глаз друг друга, не разговаривают, но в их позах заключена огромная любовь и
близость – это два родных человека, бесконечно дорогих друг другу.
Лица других персонажей, стоящих в стороне, полны благоговения и очень выразительны.
Но в притче есть еще один герой – старший брат.
«Пока младший расточал имение свое, ведя беспутную жизнь, он прилежно трудился на полях отца». И когда старший брат увидел, что отец устроил в честь «недостойного» сына пир, он даже не захотел войти в дом и позволил себе обратиться к отцу со словами
осуждения: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твои, но ты
никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка».
Прав ли был старший брат в своих упреках отцу? – обращается учитель с
вопросом к школьникам.
В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу о том, что слова старшего брата – это слова себялюбца и завистника, поглощенного собственной обидой. В его сердце совершенно отсутствует чувство родства, он разрывает братские узы ,считает действия отца не -справедливыми . Но милосердие,- подчеркивает учитель,- это высшая справедливость.
В душе старшего брата милосердие не проснулось. Он не почувствовал чужую боль как свою. И если бы по мановению волшебной палочки перенести его в ХХ век на ту улицу, где у старого клена стоял несчастный человек, так нуждающийся в прощении, он, пожалуй, не повесил бы на окошко белый носовой платок.
– Будьте милосердны! – говорит нам эта старая – старая притча. Любите друг друга! Прощайте! И продлятся тогда ваши дни на земле.
Но следует заметить, что в последние годы в письменных работах учащихся все чаще стал встречаться мотив непрощения (белый платок не появляется на окне).
В Притче о блудном сыне многим школьникам ближе возмущение старшего брата, а не великодушие отца.
И не один год работы понадобится учителю, чтобы великая идея МИЛОСЕРДИЯ, заложенная в Притче, стала для школьников истинным духовным ориентиром.
…и милость к падшим призывал,- поставит в заслугу себе А.С.Пушкин.
…братцы ,помилосердуйте! – будет умолять полуживой татарин в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».
…смилостивится над несчастной Фридой булгаковская Маргарита и докажет тем самым, что МИЛОСЕРДИЕ – высочайшая ценность, так необходимая людям.