Консультации для родителей
Значение мелкой моторики в развитии речи детей с нарушениями в развитии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 13.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАЧЕНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Проблема развития ручной моторики у детей может быть отнесена к наиболее актуальным. Было проведено много исследований развития моторного поведения у детей (А.В.Запорожец, Л.В.Лопатина, А.Н.Леонтьев). Исследователей интересовали как детали развития, так и общие принципы которые могли бы объяснить ту или иную конкретную последовательность смен форм поведения. М.М.Кольцова пришла к выводу, что кинестетические импульсы, идущие от рук влияют на совершенствование морфологического и функционального формирования речевых областей. Она особо подчёркивала, что «влияние проприоцетивной импульсации мышц руки так значительно, только в детстве, пока идёт формирование речевой моторной области. Поэтому большое значение придаётся развитию мелких движений там, где развитие речи задерживается».
Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности таких движений пальцев рук, как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляции, подготовки руки к письму, что является мощным средством повышающим работоспособность головного мозга.
В своей работе по данному разделу используем следующие виды работ:
1. Игры с пальчиками, сопровождающие стихами и потешками
2. Специальные упражнения без речевого соправождения, объединенные в комплексе гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика.
3. Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зёрен, желудей, нанизывание бусинок, колечек, пуговиц на нитку, застёгивание и расстёгивание пуговиц и т. д.
4. Изобразительную деятельность: лепку, раскрашивание, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами, красками различными способами и т.д.
Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться ежедневно в детском саду и дома, включается в занятия специалистов и воспитателей; игры с пальчиками - в режимные моменты и прогулки; пальчиковая гимнастика должна проводиться в тщательно отведённое для этого время.
Наши дети испытывают затруднения в выполнении таких упражнений.
Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале пассивно с помощью взрослого, и по мере усвоения переходят к самостоятельному выполнению.
Важное значение, в воспитании детей с ДЦП имеют специальные упражнения, направленные на развитие манипулятивной функции рук. Развитие функции рук тесно связано с формированием общей и артикуляционной моторики. Известно, что ранней стадией общения является язык жестов. Тренировка функции руки имеет важное значение для развития психических и речевых навыков. Ребёнка учат захвату и произвольному отпусканию предмета. При этом важно, чтобы ребёнок схватывал предмет не мизинцем и безымянным пальцем, а с участием большого, указательного и среднего пальцев. Для этого полезно проводить специальные упражнения, например, учить ребёнка подносить ложку ко рту.
Ребёнок с ДЦП затрудняется не только в произвольном захвате предмета, но и не может его и произвольно отпустить, поэтому ребёнка важно учить произвольному разжиманию кисти, а так же перекладыванию предмета из одной руки в другую. Для развития дифференцированных движений пальцев используют различные предметы и игрушки.