Проект опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 116»
г. СЫКТЫВКАРА
Проектная деятельность по теме
«Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе».
(Дополнительное образование)
Составитель:
Воспитатель: Солдатенко И. С. –
Первая квалификационная категория
Сыктывкар 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности .
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
- собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
- активность ребенка, стимулированной взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.
Актуальность проекта.
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта:
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
Развивать наблюдательность;
Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид проекта: групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта: воспитатель группы, дети 6 -7 лет.
Состав проектной группы: воспитатели и воспитанники группы 6 – 7 лет.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
· Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
· Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
· Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.
3 этап – заключительный.
· Определить эффективность проведенной работы
· Провести анализ полученных результатов.
Место проведения: МАДОУ «ЦРР – Д/С № 116»
Сроки проведения: с 1 октября 2015года по 30 мая 2016 года.
Режим занятий: 1 занятие в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 30 минут.
Ожидаемые результаты.
· Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
· Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
· У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Перспективный план
Месяц | Занятие, цель | материал |
Ноябрь 1 неделя | Плавающий апельсин. Цель: Познакомить детей с понятием плотность, выяснить, что если плотность предмета меньше, чем у воды, то предмет плавает, если меньше – то тонет. | - глубокая емкость с водой, лучше прозрачная - несколько апельсинов |
2 неделя | Фонтан из бутылки. Цель: Познакомить детей с понятием давление. | - пластиковая бутылка - поднос или тазик - шило - скотч - жидкий краситель - вода |
3 неделя | Теплая и холодная вода. Цель: Познакомить детей с понятием молекула, что теплые молекулы двигаются быстрее холодных. | - две пустые пластиковые двухлитровые бутылки - две миски - два воздушных шарика |
4 неделя | Летающий геркулес. Цель: Показать детям, что частицы с одинаковым зарядом отталкиваются, а с разными – притягиваются. | - миска - овсяные хлопья - воздушный шарик |
Декабрь 1 неделя | Воздушное давление. Цель: Показать детям, что чем выше скорости потока воздуха, тем меньше давление внутри него. | - два воздушных шарика - нитки -палочка (линейка) |
2 неделя | Жужжащий шарик. Цель: Познакомить детей с таким явлением, как инерция. | - воздушный шарик (можно взять разноцветный, можно прозрачный) - гайка |
3 неделя | Плавающая иголка. Цель: Познакомить детей с понятием поверхностное натяжение воды. | - салфетка - иголка (можно взять различные скрепки) - стакан с водой - небольшое количество жидкого мыла. |
4 неделя | Надуй шарик. Цель: Познакомить детей как можно получить углекислый газ. | - пустая пластиковая литровая бутылка - пищевая сода - воздушный шарик - столовый уксус |
Январь 1 неделя | Водолазный колокол. Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха. | - глубокая емкость с водой - кусок бумаги - стакан - фломастеры |
2 неделя | Лавовая лампа. Цель: Познакомить детей с тем, что жидкости с разной плотностью не смешиваются. | - бутылка растительного масла - шипучие таблетки - жидкий краситель - вода - графин - фонарик |
3 неделя | Бумажный мост. Цель: Познакомить детей с понятием жесткость. | - два стакана - несколько листиков бумаги - небольшая миска - пластилин - лимон |
4 неделя | Свеча-насос. Цель: Продолжать знакомить детей с понятием давление. | - миска с небольшим количеством воды - жидкий краситель - высокий стакан - свеча - зажигалка или спички |
Февраль 1 неделя | Окрашиваем цветы. Цель: показать детям, что цветы впитывают воду, а вместе с ней и питательные вещества. | - белые цветы (хризантемы) - различные жидкие красители - высокие стаканы или небольшие прозорачные вазы |
2 неделя | Мыльные пузыри в руках. Цель: Показать детям, как можно держать мыльный пузырь на руке. | - перчатки или варежки - жидкое мыло - вода - стаканчик - пластиковая трубочка |
3 неделя | Марлевое сито. Цель: Продолжать знакомить детей с таким понятием как поверхностное натяжение воды | - длинный бокал - кусок марли - вода - миска - стакан - жидкий краситель |
Март 1 неделя | Тяжелая газета. Цель: Познакомить детей с понятием площадь предметов. | - деревянная линейка - газета - стол |
2 неделя | Узоры на молоке. Цель: Продолжать знакомить детей с плотностью. | - молоко - жидкие красители - миска - жидкое мыло - ватные палочки |
3 неделя | Фен и шарик. Цель: Познакомить детей с понятием пониженное давление. | - фен - шарик для настольного тенниса - воздушный шарик |
4 неделя | Хэндгам. Цель: Научить детей делать хэндгам – жвачку для рук. | - белый клей ПВА - тетраборат натрия на глицерине(в аптеке) - ложечка - стаканчик - пакетик с застежкой - различные красители. |
Апрель 1 неделя | Бумажные цветы. Цель: Познакомить детей со свойствами воды | - цветная бумага - емкость с водой - ножницы |
2 неделя | Невидимые чернила. Цель: | - лимон - молоко - кисточка - листок бумаги - два стакана - утюг |
3 неделя | Шарик-ракета. Цель: Познакомить детей с действием реактивной тяги. | -веревочка - воздушный шарик (вытянутой формы) - трубочка д/коктейлей - скотч |
4 неделя | Движущаяся пленка. Цель: Продолжать знакомить детей с натяжением жидкости. | - ножницы - пластиковая папка для бумаг - жидкое мыло - емкость с водой |
Май 1 неделя | Грузоподъемность. Цель: Познакомить детей с понятием сила Архимеда. | - глубокая прозрачная миска - большой кусок пластилина - фигурки пассажиров |
2 неделя | Крышка из бумаги. Цель: Познакомить детей с понятием давление воздуха. | - стакан с водой - небольшой лист бумаги - поднос или миска - бумажные салфетки |
3 неделя | Мыльный вулкан. Цель: Показать детям химическую реакцию с выделением углекислого газа | - стакан - жидкое мыло - столовый уксус - жидкий краситель - сода - бумага или пластилин - поднос |
4 неделя | Этажерка из жидкостей. Цель: Продолжать знакомить детей с плотностью жидкостей. | - 3 стакана - жидкое мыло - вода - растительное масло - жидкий краситель |