Урок по теме "Перестройка в СССР"

Пашаев Шовлет Новрузбекович

Перестройка в СССР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.29 МБ
Microsoft Office document icon Конспект59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Перестройка и её итоги Гласность и эволюция государственного строя

Слайд 2

Цели: Сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР. Выделить причинно-следственные связи событий; Формировать навыки анализа исторических документов; Развивать умения использовать ИКТ на уроках; Воспитывать чувство сопричастности к истории страны

Слайд 3

Задачи урока Обучающая: 1)обобщить и конкретизировать полученные учащимися знания о развитии страны в «застойный» период 2) обозначить причины перестройки; 3) уяснить такие понятия как «перестройка», «ускорение», термины: «хозрасчёт», «гласность»; 4) понять суть экономических реформ. Развивающая: 1) Умение работать с текстом учебника, раздаточным материалом (с документами, таблицами), с терминологией, понятиями. 2) умение сравнивать, сопоставлять, что сохранялось от периода застоя, и что стало в период реформирования, различные точки зрения и отношение к перестройке. Воспитательная: постепенно приучать учащихся к трудолюбию и уважению к друг к другу во время самостоятельной работы, уметь выслушать точку зрения своих товарищей, сообща работать над поставленной проблемой.

Слайд 4

План урока: Организационный момент. Постановка целей и задач. Проверка домашнего задания Подготовка к восприятию нового материала . Изучение новой темы. а) сформулировать причины перестройки б) «раскрыть понятие перестройка» в) объяснение нового материала и задания учащимся Закрепление ТЕСТ (с взаимопроверкой) Подведение итогов, выставление оценок. Домашнее задание.

Слайд 5

Проверка домашнего задания выступление учащихся с сообщениями «Советская действительность конца 60-х – начала 80-х гг. глазами простого человека»

Слайд 6

Истоки и причины перестройки К началу 80-х годов советская система хозяйствования исчерпала возможности к развитию, вышла за границы своего исторического времени. Экономическая база страны перестала соответствовать положению великой мировой державы и нуждалась в срочном обновлении. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен. Своевременно не решались даже самые назревшие проблемы. Вместо принятия каких- либо мер по оздоровлению экономики в качестве панацеи предлагались все новые трудовые почины, новые формы "социалистического соревнования”.

Слайд 7

Выбор стратегии реформ. В марте 1985г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен, но оно понимало необходимость обновления системы. Однако целостная и заранее проработанная концепция того как это сделать, отсутствовала. Решения горбачевской администрации очень часто не опережали и не направляли общественные процессы, а следовали за ними с нулевой в таких случаях результативностью. В огромной степени это объяснялось запоздалостью реформ, глубиной общего кризиса, успевшего охватить основные системы. В обществе имелось лишь довольно абстрактное желание перемен; до основной готовности широких масс к радикальным преобразованиям ещё предстояло пройти большой и трудный путь. .

Слайд 8

Задание учащимся В обыденном сознании наших людей существует три точки зрения на предпосылки и начало перестройки. Одна : не нужно было ничего не менять, жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне. Вторая : кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы необходимы. Третья: перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала «великой державы».

Слайд 9

Вопросы Что вы думаете по этому поводу? К какой точке зрения вы склоняетесь? Аргументируйте свой ответ.

Слайд 10

Реформы в экономике. В апреле 1985 года на Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычаги виделись в научно – технической революции, технологическом перевооружении машиностроения и активизации «человеческого фактора». В середине 80-х гг. по всей стране развертываются две административные кампании: борьба с алкоголизмом и «нетрудовыми доходами».

Слайд 11

Основное содержание перестройки: в экономической сфере: Перевод государственных предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Поскольку оборонные предприятия были не способны действовать в новых условиях, проводится конверсия – перевод производства на мирные рельсы (демилитаризация экономики). На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств. Для контроля за качеством продукции была введена госприемка. Директивный государственный план сменился госзаказом.

Слайд 12

Результаты: Одним из положительных результатов экономических преобразований стало прекращение снижения темпов прироста национального производства и производительности труда в середине 80-х годов. В значительной степени это определялось ростом инвестиций, что, однако, сопровождалось увеличением бюджетного дефицита. Главной причиной сокращения бюджетных поступлений стало постепенное снижение отчисляемой государству доли прибыли предприятий и организаций. Так как бюджетный дефицит финансировался за счёт денежной эмиссии, его рост — при фиксированных ценах — приводил к увеличению дефицита на потребительском рынке. С прилавков быстро исчезало самое необходимое. Повсюду вводились талоны и карточки покупателя. Было очевидна необходимость повышения цен на потребительские товары, их либерализации, однако власти не могли решиться на такую непопулярную меру.

Слайд 13

Реформа политической системы. Испытывая нарастающие трудности в экономике, руководство страны во главе с М. С. Горбачевым с лета 1988 года решилось на реформирование политической системы СССР. На первом этапе целью политической реформы было укрепление руководящей роли КПСС в обществе через оживление Советов. В соответствии с решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган законодательной власти Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились в 1989 -1990 гг. на альтернативной основе

Слайд 14

Из числа народных депутатов были сформированы постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Вводился новый пост – председателя Совета (от Верховного до районного). Председателем Верховного Совета СССР стал Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР – Б. Н. Ельцин (май 1990 г.). С середины 1987 года был провозглашен курс на « гласность », то есть на контролируемое сверху смягчение цензуры над средствами массовой информации. Однако вскоре выяснилось, партаппарат не способен удержать поток свободы слова.

Слайд 15

Формирование многопартийности Постепенно было образовано множество партий и движений. При всем многообразии этих партий, в центре борьбы оказались два направления – коммунистическое и либеральное. В руководстве КПСС участились нападки на Горбачева и перестроечный курс. В июле 1991 г. Ряд членов ЦК потребовали его отставки.

Слайд 16

Основные этапы перестройки в СССР 1) С 1985 г. до начала 1987 г. Он характеризуется, с одной стороны, попытками решить проблемы административным путем запретов, контроля, перетряхивания аппарата. С другой – началом либерализации внутренней жизни и гласностью. 2) С января 1987 г. ( январский Пленум ЦК) и до выборов на съезд народных депутатов весной 1989 г. Здесь начинается политика гласности, начало демократизации партии, внедрение первых элементов самостоятельности в экономику, начало разоружения и конверсии. В этот же период развитие экономики достигает пика объемов и начинает снижаться. А национальные движения активизируются. 3) С весны 1989 г. по лето 1990 г. С одной стороны, демократизация расширяется, происходят выборы в союзных автономных республиках. С другой – начинается распад Союза, которому предшествовал распад социалистической системы. Обостряются отношения между союзным и новым российским руководством. А дефицит принимает прямо-таки чудовищные формы. 4) С лета 1990 г. по осень 1991 г. – конец перестройки: глубокий национальный кризис, полный раскол между союзным и российским правительствами, наступление противников дальнейших реформ, попытка государственного переворота. Наконец, роспуск КПСС.

Слайд 17

Обострение национального вопроса в СССР. Важнейшим фактором кризиса «верхов» усиление национальных движений, возглавивших борьбу против союзного Центра и власти КПСС. Ещё в 1988 г. трагические события развернулись в Нагорном Карабахе. Произошли первые со времен гражданской войны манифестации под националистическими лозунгами, Погромы (армян в азербайджанском Сумгаите – февраль 1988 г., турок – месхетинцев в узбекской Фергане – июнь 1989г.) и вооруженные столкновения (Абхазия, Карабах, Южная Осетия на национальной почве. Все это заставило руководство СССР принять меры по оформлению нового Союзного договора.

Слайд 18

Парад суверенитетов Весной и летом 1990 г. Латвия, Литва и Эстония, а за ними Российская Федерация и другие союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливавшие приоритет своих законов над законами Союза. Страна вступила в полосу дезинтеграции. Это объяснялось многими причинами: - безрезультативность действий центра и его прогрессирующая слабость. - сознательно взятый и умело проводимый курс правящих элит большинства республик на ликвидацию любых форм своего подчинения центру, обретение всей полноты власти.

Слайд 19

Задание учащимся: Какие из нижеперечисленных причин вы поставили бы на первое место, считая их основными причинами обострения межнациональных отношений в нашей стране? 1. Безответственное размещение производственных сил и диктат ведомств. 2. Репрессии в отношении целых народов в период культа личности Сталина. 3. Забвение здоровых традиций народа, недостаток внимания к национальной истории, языку и культуре. 4. Амбиции местных национальных лидеров. 5. Административно – командная система.

Слайд 20

Августовский политический кризис .

Слайд 21

Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия Стремясь не допустить подписания нового Союзного договора, консервативные силы в отсутствие Президента Горбачева в ночь на 19 августа 1991 г. создали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли Г.Янаев , В.Павлов, Д.Язов, В.Крючков, Б.Пуго . В Москву были введены войска. По призыву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома.

Слайд 22

Последствия августовского политического кризиса . 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. Президент СССР возвратился в Москву, Члены ГКЧП были арестованы. В декабре 1991 г. Лидеры России, Украины и Белоруссии заявили о намерении создать Содружество Независимых Государств.

Слайд 23

Задание учащимся: Среди причин поражения путча обычно называют следующие: Демократические реформы не прошли даром – в стране сформировались политические силы, способные отстаивать свободу и дать отпор заговорщикам; Мужество защитников «Белого дома»; Решительные действия президента России; Категорический отказ Горбачева уступить заговорщикам; Отказ армии поддержать заговор; Негативная реакция республик, опасавшихся потерять едва обретенную независимость; Неодобрение мирового сообщества; Отсутствие у заговорщиков признанного вождя, способного взять на себя ответственность за кровопролитие.

Слайд 24

Вопросы: Согласны ли вы с приведенными причинами? Расположите их по степени значимости.

Слайд 25

Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, приведшие к прекращению существования СССР в декабре 1991 года. Распад СССР

Слайд 26

В декабре 1991 г. Президент Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование.

Слайд 27

Причины распада СССР. Исторически СССР повторил судьбу многонациональных империй, которые закономерным образом приходили к своему краху. Распад СССР явился также результатом воздействия объективных и субъективных причин. Среди первой группы предпосылок - неудачи экономических реформ, осуществлявшихся в горбачевский период; ослабление КПСС и последующая ликвидация партийно-политической монополии, составлявшей основу СССР; движение за национальное самоопределение республик, начавшееся в ходе перестройки .

Слайд 28

Определенную роль в разрушении СССР сыграл субъективный фактор: ошибки М.С. Горбачева, его непоследовательность в проведении реформ, отсутствие разработанной национальной политики; политический выбор лидеров трех славянских республик. Представители местных политических элит, лидеры национальных движений в силу обретенной самостоятельности также ставили в качестве одной из главных целей задачу обретения республиканской независимости.

Слайд 29

Основные причины распада были как внутренними - (многолетний экономический спад, непреодолимые межнациональные проблемы, особенно в балтийских республиках, репрессивный характер советского государства), так и внешними - холодная война.

Слайд 30

Последствия распада СССР: носили тяжелый характер. Нарушились политические и экономические связи между республиками, имевшие многовековые исторические традиции. Большую часть трудностей следует отнести за счет разрыва кооперационных связей. На бывшей территории СССР произошло обострение межнациональных отношений, что вызвало территориальные конфликты во многих регионах (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией), породило проблему беженцев.

Слайд 31

В гражданскую войну перерос этнический конфликт в Таджикистане. Крушением СССР завершился горбачевский период перестройки.

Слайд 32

Становление демократии В период перестройки в советском обществе (1985-1991 гг.) была окончательно разрушена система тоталитарного режима, произошел поворот общества от несвободы к свободе. На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начало зарождаться гражданское общество, осуществляться принцип разделения властей

Слайд 33

Закрепление – тест презентация по теме «Перестройка и её итоги» 1. Выберите основную причину перехода СССР к перестройке: а) резкое обострение международной обстановки б) затяжной экономический и политический кризис в стране в) массовые демонстрации населения. 2. Назовите главное направление первоначального варианта экономических реформ, предложенного М.С. Горбачёвым: а) ускорение социально-экономического развития; б) переход к регулируемому рынку; в) переход к свободной рыночной экономике;

Слайд 34

Тестовая работа 3. К чему привела экономическая реформа в 1990 году: а) увеличению золотого запаса страны; б) увеличению производства в сельском хозяйстве; в) к нормированному распределению продуктов; г) увеличению валового национального продукта. 4. Основные причины обострения межнациональных отношений в СССР: а) недостаток внимания центральной власти к национальным проблемам; б) амбиции местных национальных лидеров; в) неудача экономических реформ; г) влияние войны в Чечне; д) ослабление центральной власти.

Слайд 35

Тестовая работа 5. Что произошло в ночь с 18 на 19 августа 1991 г.? а) Чернобыльская катастрофа; б) попытка государственного переворота («путч»); в) всероссийская забастовка 6. Какие республики СССР приняли участие в подписании «Беловежского соглашения» 8 декабря 1991 г.? а) Россия, Казахстан, Белоруссия; б) Украина, Россия, Армения; в) Россия, Украина, Белоруссия.

Слайд 36

Домашнее задание Написать эссе по теме: «Причины распада СССР» Вопросы: 1.Был ли этот распад неизбежным? 2.Каким вам виделся бы путь развития страны, если бы СССР не распался?

Слайд 37

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5% http://www.coolreferat.com/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0% http://nnm.ru/b/oqskaa777- портрет Горбачева. http//www.doqpravda.ru – плакат http//info.sibnet.ru – Горбачев http://metkere.com/tag/paqe.ru - очередь http://www.2ostrov.ru/forum -Сахаров ; http://www.jewsh.ru – Горбачев http://graftio.com/catego.ru –национальная политика http://www.history/ost/ru – Ельцин http://www.baltika.fm/news.ru -демонстрация http://kozhuhovo.com/news.ru -флаг http://dofa.ru/open/book/1_history/IRTema18.htm



Предварительный просмотр:

Пашаев Шовлет Новрузбекович

преподаватель истории Профессионального  училища  г. Покачи

Тип: Комбинированный

 Раздел:  СССР на этапе перестройки.

Тема: «Перестройка и её итоги».

Оборудование:

компьютер,  проектор, рабочая тетрадь учебник -  пар.67.

Оформление доски: тема урока, план изучения темы, термины (перестройка, гласность,..)

Даты (1985 г., 1988 г., 1991 г. ..)  домашнее задание.

 Основные понятия: «перестройка», «ускорение», «гласность», «рыночная экономика», «парад суверенитетов», «ГКЧП», «СНГ», «августовский путч», «Белый дом».

      План урока.                                                                                        Слайд 5

 

1.     Организационный момент.                                                                         

2.     Постановка целей и задач.                                                                          

3.     Проверка домашнего задания                                                                   

4.     Подготовка к восприятию нового материала.                                           

5.     Изучение новой темы.

            а) сформулировать причины перестройки                                      

            б) «раскрыть понятие перестройка»                                                

            в)  объяснение нового материала и задания учащимся                                        

                     

 6. Закрепление ТЕСТ (с взаимопроверкой)                                                                

 7. Подведение итогов, выставление оценок.                                                   

8. Домашнее задание.

 

                                                     Ход  урока.

1.     Организационный момент.

2.     Постановка целей, задач, оборудование.

 Цели:                                                                                                        Слайд 3

  • Сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР.
  • Выделить причинно-следственные связи событий;
  • Формировать навыки анализа исторических документов;
  • Развивать умения использовать ИКТ на уроках;
  • Воспитывать чувство сопричастности  к истории страны 

  Задачи:                                                                                     Слайд 4

  • Обучающая: 1)обобщить и конкретизировать полученные учащимися знания о развитии страны в «застойный» период 2) обозначить причины перестройки; 3) уяснить такие понятия как «перестройка», «ускорение», термины: «хозрасчёт», «самоокупаемость»; 4) понять суть экономических реформ.
  • Развивающая: 1) Умение работать с текстом учебника, раздаточным материалом (с документами, таблицами), с терминологией, понятиями.
  • 2) умение сравнивать, сопоставлять, что сохранялось от периода застоя, и что стало в период реформирования, различные точки зрения и отношение к перестройке.
  • Воспитательная: постепенно приучать учащихся к трудолюбию и уважению к друг к другу во время самостоятельной работы, уметь выслушать точку зрения своих товарищей, сообща работать над поставленной проблемой.

На доске – Раздел: СССР на этапе перестройки.

Этому разделу мы посвятим несколько уроков, так как он охватывает длительный период (1985–1991г.г.) и разные сферы общественной жизни.

I.  Проверка домашнего задания: выступление учащихся с сообщениями «Советская действительность конца 60-х – начала 80-х гг. глазами простого человека»       Слайд 6

      II. Подготовка к восприятию нового материала.

Истоки и причины перестройки.                                                                                 Слайд 7

Начало переменам было положено 11 марта 1985 года, избранием на пост Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва.                  

Как вы считаете, почему личность М.С. Горбачёва вызывала симпатии со стороны общественности?       

III. Выбор стратегии реформ                                                                            Слайд 8

1. а) Объяснение нового материала «Предыстория перестройки».

    б) Задание учащимся                                                                                         Слайд 9

В обыденном сознании наших людей существует три точки зрения на предпосылки и начало перестройки.

Одна: не нужно было ничего не менять, жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

Вторая: кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы необходимы.

Третья: перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала «великой державы».

                                               Вопросы                                                              Слайд 10

Что вы думаете по этому поводу? К какой точке зрения вы склоняетесь? Аргументируйте свой ответ.

3. Объяснение нового материала. -- «Реформы в экономике».                     Слайд 11 - 12

Беседа с учащимися: Все ли элементы реформы политической системы отвечали потребности реформирования страны?

Экономические реформы сопровождались сопутствующими факторами, которые отрицательно повлияли на экономику нашей страны.                                            

Какие же конкретные результаты в социально-экономической сфере мы получили в ходе перестройки? Они отражены на слайде  13.         

Задайте вопрос своим родителям и подумайте вместе с ними.

Стали ли мы лучше жить, после экономических преобразований?     

4. Объяснение нового материала:  -- «Реформа политической системы». Слайд 14 - 15.

Беседа с учащимися: -- Почему по мере развития гласности управлять ею становилась все труднее?

5. Объяснение нового материала:   «Формирование многопартийности».  Слайд 16

Постепенно было образовано множество партий и движений.  При всем многообразии этих

 партий, в центре борьбы оказались два направления – коммунистическое и либеральное.

Вопрос: В годы перестройки образовались какие партии?      

6. Объяснение нового материала:  -  «Основные этапы перестройки»….

1) С 1985 г. до начала 1987 г.

2) С января 1987 г. (январский Пленум ЦК) и до выборов на съезд народных депутатов весной 1989 г.

3) С весны 1989 г. по лето 1990 г.

 4) С лета 1990 г. по осень 1991 г. – конец перестройки:                      Слайд 17

  Самостоятельная работа учащихся с учебником (стр.316-317).

Задание: Проследите этапы перестройки  и оцените их результативность.

7. Объяснение нового материала: Обострение национального вопроса  в СССР. Слайд 18

Важнейшим фактором кризиса «верхов»  усиление национальных движений,          возглавивших борьбу против союзного  Центра и власти КПСС.

Задание учащимся:

а) Задание для учащихся: выписать из учебника причины обострения межнациональных отношений в  СССР.

б) Назовите в каких регионах начались межнациональные войны?

8. Объяснение нового материала: -- «Парад суверенитетов».       Слайд 19 - 20.

Задание учащимся: Какие из нижеперечисленных причин вы поставили бы на первое место, считая их основными причинами обострения межнациональных отношений в нашей стране?

1. Безответственное размещение производственных сил и диктат ведомств.

2. Репрессии в отношении целых народов в период культа личности Сталина.

3. Забвение здоровых традиций народа, недостаток  внимания к национальной истории, языку и культуре.

4. Амбиции местных национальных лидеров.

5. Административно – командная система.

9.  -- Объяснение нового материала – «Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия».                                                                                           Слайд  21 – 24.

    -- Беседа с учащимися: Как вы считаете, возможен ли был возврат к прежним порядкам?

   -- Задание учащимся: Среди причин поражения путча обычно называют следующие:

  • Демократические реформы не прошли даром – в стране сформировались политические силы, способные отстаивать свободу и дать отпор заговорщикам;
  • Мужество защитников «Белого дома»;
  • Решительные действия президента России;
  • Категорический отказ Горбачева уступить заговорщикам;
  • Отказ армии поддержать заговор;
  • Негативная реакция республик, опасавшихся потерять едва обретенную независимость;
  • Неодобрение мирового сообщества;
  • Отсутствие у заговорщиков признанного вождя, способного взять на себя ответственность за кровопролитие.

                        Вопросы                                                                            Слайд 25

Согласны ли вы с приведенными причинами? Расположите их по степени значимости.

10.  Объяснение нового материала: -- «Распад СССР и его причины»  Слайд 26 - 30

  Беседа с учащимися: -- Была ли возможность предотвратить распад СССР? Закономерен ли такой результат? Как можно оценить итоги перестройки?

11.  Объяснение нового материала – «Последствия распада СССР»      Слайд 31 – 33.

5.     Закрепление:      Тест.

1. Выберите основную причину перехода СССР к перестройке:

  1. резкое обострение международной обстановки
  2. затяжной экономический и политический кризис в стране
  3. массовые демонстрации населения.

2. Назовите главное направление первоначального варианта экономических реформ, предложенного М.С. Горбачёвым:

а) ускорение социально-экономического развития;

б) переход к регулируемому рынку;

в) переход к свободной рыночной экономике;

3. К чему привела экономическая реформа в 1990 году:

а) увеличению золотого запаса страны;

б) увеличению производства в сельском хозяйстве;

в) к нормированному распределению продуктов;

г) увеличению валового национального продукта.

4. Основные причины обострения межнациональных отношений в СССР:

             а) недостаток внимания центральной власти к национальным проблемам;

             б) амбиции местных национальных лидеров;

             в) неудача экономических реформ;

             г) влияние войны в Чечне;

             д) ослабление центральной власти.

 5. Что произошло в ночь с 18 на 19 августа 1991 г.?
          а) Чернобыльская катастрофа;
          б) попытка государственного переворота («путч»);
          в) всероссийская забастовка

6. Какие республики СССР приняли участие в подписании «Беловежского соглашения» 8 декабря 1991 г.?

          а) Россия, Казахстан, Белоруссия;
        б) Украина, Россия, Армения;
         в) Россия, Украина, Белоруссия.
       

 

 

Ученики  обмениваются результатами теста, и идёт взаимная проверка со       слайда 13          

                                                                                                                                      

 Ответы:  1 – б; 2 – а, 3 - в; 4 – а, б, д; 5 – б; 6 – а.

 

       6. Подведение итогов:

Беседа с учащимися:      Что нового узнали вы сегодня на уроке?

Учащиеся: Что такое перестройка, экономические реформы периода перестройки, сопутствующие факторы, результаты…

              Выставление оценок.

III. Домашнее задание:

-- § 67;

-- знать основные понятия темы;

-- сформулировать

  • Позитивные результаты перестройки;
  • Негативные последствия перестроечных процессов.