Тема «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках химии в личностно-ориентированном обучении неслышащих детей в системе коррекционного образования»
Тема «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках химии в личностно-ориентированном обучении неслышащих детей в системе коррекционного образования»
Актуальность данной темы исходит из необходимости поиска и внедрения новейших методических идей для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении неслышащих учащихся. Одной из этих идей является использование компьютерных технологий при изучении химии на уроках различных типов, во внеклассной работе и т.д.
Уроки химии в школе неслышащих являются звеном в системе школьного образования в целом и в коррекционной работе в частности. Образование детей с недостатками развития в соответствии с их особенностями, возможностями и потребностями должно обеспечивать как общее образование соответствующего уровня, так и коррекцию недостатков развития.
Технология обучения химии в коррекционной школе принимает во внимание 5 условий:
1. Содержание урока и формы подачи материала должны быть доступны для детей с нарушениями слуха.
2. Применяемые алгоритмы действий должны быть ясными, доступными для каждого ученика.
3. Во время применения технологических единиц учитель принимает ученика таким, какой он есть.
4. Учитель – ученик, ученик – учебник являются дополняющими друг друга.
5. Системный анализ в ходе занятия или после.
В настоящее время наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения химии в коррекционной школе остается дифференцированный подход обучения школьников, основанный на личностно ориентированном характере образования. Одна из задач дифференциации – повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов школьников.
Проблемы, возникающие в процессе обучения неслышащих, связаны со снижением развития слухоречевой функции обучающихся. Это отрицательно влияет на развитие ощущения, восприятия, памяти и мышления школьников с проблемами слуха и речи.
Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий. В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у неслышащих особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия.
Зрительный анализатор неслышащего школьника становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. В большинстве случаев зрительные ощущения и восприятия у таких детей развиты лучше, чем у слышащих детей.
Использование средств наглядности на уроках обеспечивает успешное решение следующих дидактических задач:
• развитие у неслышащих наглядно-образного мышления;
• формирование навыков работы с информацией, представленной в графической форме;
• фиксация внимания при усвоении учебного материала;
• развитие познавательного интереса;
• активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся;
• наглядная систематизация и классификация изученных явлений на схемах, таблицах и т.д.
Использование презентаций на уроках химии
Одна из задач учителя, который работает в классах неслышащих и слабослышащих, состоит в том, чтобы максимально приблизить материал урока к пониманию его учащимися. Оптимальный результат даёт работа с презентациями. Деятельность учащихся на уроке резко активизируется. На таких уроках возрастает интерес учащихся к химии, повышается активность учащихся на уроке, ребята лучше усваивают и запоминают новый материал, повышается учебная мотивация. Как следствие, повышается качество обученности. Компьютерные презентации – эффективный метод представления и изучения любого материала. При создании можно использовать данные электронных учебников, информацию сети Интернет, размещать на слайдах необходимые формулы, схемы химических опытов в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке.
Привлечение обучающих игр позволяет сделать процесс усвоения химической информации эмоционально насыщенным, а значит продуктивным. Например, для формирования умений соотносить формулы веществ и их названия можно использовать игру-тренажер «Химическое лото».
Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями открывает новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учителей и учащихся.
Но прежде всего, стоит помнить, что компьютер–лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя.
Литература
1. Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии. Изд. «5 за знания»,М.,2008г.-112 с.
2. Конев М.Н. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения. Химия в школе,2008, №5
3. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок, Часть 4: Альтернативные уроки. Изд. «Учитель»,Ростов-на-Дону, 2007г., 240с.