Эссе

Пентегова (Репницына) Марина Владимировна

 

Я – учитель!

 

 

Им в мир с мечтой входить

Поможет не учебник.

Поможешь только ты,

Ведь ты – волшебник!

Неизвестный автор

 

Я – учитель!

Именно эту фразу с большой гордостью я произношу, когда меня спрашивают о моей профессии. В современном мире живут в большинстве «менеджеры проектов», «пиарщики», «юристы», «экономисты». В этой среде «учитель» выглядит немного старомодно, хотя и очень благородно. Но это придает ему свою уникальность, подчеркивает особенность, дает право гордиться нам, учителям, этим великим званием.

Быть учителем мне было предписано еще до моего рождения: в моей семье все учителя, начиная от прабабушек, заканчивая двоюродными тетями и дядями. Учительство у нас заложено в генетической памяти. И хотя родители никогда не настаивали на том, чтоб я сделала выбор в пользу педагогики, я все-таки пошла по этому пути.

Обучаться искусству преподавания я начала не в университете, а еще с детского сада, когда у меня появились сразу две младшие сестренки-близнецы. В свои пять лет я наравне с родителями начала растить, развивать, воспитывать и обучать. Теперь я была ответственна не только за себя, но и за двух маленьких девочек – моих сестер.

Эта ответственность сегодня переносится и на моих учеников: за каждого из них я ответственна как учитель, как воспитатель, как друг. Да, именно эти составляющие входят для меня в понятие «педагог».

Древние греки называли педагогом того, кто водил ребенка в школу. Почему же с течением времени педагогом стали называть того, кто учит? Не потому ли, что учителя – это люди, ведущие по дороге жизни, шагая по которой мы не просто передаем знания и опыт, мы получаем их вместе с нашими спутниками – детьми: учимся и ошибаемся, ищем и находим, падаем и поднимаемся, чтобы неизменно всегда идти вперед. И при этом нельзя быть для ребенка просто попутчиком, нужно быть верной опорой, наставником, а главное – другом.

Мой жизненный принцип, который я перенесла и на работу, стар и банален, однако актуален во все времена и в любой ситуации: «Относись к людям так, как хочешь, чтоб относились к тебе». Работу в каждом классе я начинаю с объяснения смысла этой фразы, и в первую очередь всегда требую выполнения заповеди от самой себя. Дети – это такие же люди, как и взрослые, и общение с ними нужно выстраивать по тем же правилам. Только так мы сможем найти ту самую «золотую средину» в общении с классом. Детей нельзя обмануть, потому что они чувствуют обман; нельзя запугать, потому что страх – не синоним уважению; нельзя приказать, потому что выполняют приказ не всегда по доброй воле. С детьми нужно выстраивать диалог, уважать их мнение, прислушиваться к их проблемам, советоваться с ними, учиться у них. Только в таких условиях будет возможно достижение идеала общения «учитель-ученик».

Отличительной чертой педагога в наши дни является то, что он не может прекратить ни на день, ни на минуту свое самообразование и саморазвитие. Я стараюсь успевать за моими учениками, идти в ногу с развитием науки и техники, следить за появлением новых компьютерных программ и технических средств обучения, включая их в свою профессиональную деятельность. Это делает мои уроки живее, интереснее и доступнее не только для каждого ученика, но и для родителей, а также для моих коллег.

Мой предмет – музыка. Это тот самый урок, на котором учитель превращается в актера, музыканта, певца, композитора, своей деятельностью воспитывающего патриотизм, гордость, уважение к культуре и истории своего народа, толерантность – к другим культурам. Русский писатель XIX века Ф.М. Достоевский справедливо заметил: «Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала» Именно эти слова, я считаю, важно помнить при подготовке и проведении уроков и внеклассных занятий по музыке. Ведь если мы хотим создать в нашей стране справедливое гуманное общество, то начинать его создание нужно с воспитания в каждом ребенке чувства уважения к культуре и истории своей страны, используя для этого материал уроков эстетического цикла.

Музыка интересна и детям, и взрослым, а особенно – подросткам, поэтому мне как учителю необходимо не просто знать свой предмет. Идя на урок, я всегда стараюсь быть в курсе музыкальных новинок в нашей стране и мире в целом, обсуждаю с детьми их музыкальные предпочтения, вместе мы смотрим на музыкальные произведения различных эпох и жанров с разных точек зрения, и проводим причинно-следственную связь настоящего с прошлым. И всему этому ребенка не научит учебник: разобраться в музыкальном прошлом, сориентироваться в потоке современной музыки, научиться видеть и слышать прекрасное, уловить гармонию помогает учитель, превращающий урок, как по волшебству, то в занятие в консерватории, то в представление на арене цирка, то в постановку музыкального театра, то в русскую народную сказку или даже в космическое путешествие.

Учитель – это волшебник, в руках которого весь мир. Не зря премьер-министр Великобритании У. Черчилль отмечал, что «школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Властью не в буквальном смысле, а в том, что на простом школьном уроке мы воспитываем будущего президента, министра, космонавта, ученого, врача, артиста, спортсмена, журналиста… Мы воспитываем общество, в котором нам предстоит жить!

Каждый день я вижу своих учеников, вижу, как они взрослеют, становятся мудрее, набираются знаний и опыта. Ребята радуют меня своими успехами, достижениями и победами. Благодаря этому, я уверена, что мой труд не напрасен. И на вопрос о профессии я всегда смогу ответить: «Я горжусь, что я – учитель!»