В чем сущность послушания детей

Гришина Наталья Михайловна

Послушание – это первая ступень дисциплинированности.

В послушании выражается уважение и доверие ребенка к взрослым, стремление следовать их требованиям, перенимать их опыт.

А.С.Макаренко писал: «Ребенок в младшем возрасте должен беспрекословно слушаться родителей, ибо, если он не послушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-8 лет». В этом совете заключена мудрая мысль: чем младше ребенок, тем меньше его жизненный опыт, багаж нравственных представлений, поэтому он особенно нуждается в руководстве со стороны старших. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uvazhaemye_roditeli-novoe.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

В чем сущность послушания детей

Послушание – это первая ступень дисциплинированности.

В послушании выражается уважение и доверие ребенка к взрослым, стремление следовать их требованиям, перенимать их опыт.

А.С.Макаренко писал: «Ребенок в младшем возрасте должен беспрекословно слушаться родителей, ибо, если он не послушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-8 лет». В этом совете заключена мудрая мысль: чем младше ребенок, тем меньше его жизненный опыт, багаж нравственных представлений, поэтому он особенно нуждается в руководстве со стороны старших.

Недопустимо, чтобы его природная активность, стремление к деятельности были неуправляемы.

Однако «простое послушание нас удовлетворить не может, тем более не может удовлетворить слепое послушание».

Некоторые родители считают, что ребенок должен безоговорочно выполнять их распоряжения.  Здесь кроется ошибка, потому что послушание не цель, а только способ , педагогическое средство, при помощи которого осуществляется воспитание растущего человека. Важно, чтобы дошкольник, выполняя указание взрослых, понимал, почему это необходимо. Такое восприятие создает у ребенка внутреннее согласие с требованием воспитателя и, следовательно, помогает мобилизовать волю к самоограничению, к отказу от желаемого. Наличие нравственных мотивов (в меру детских возможностей) –непременное условие активного послушания.

Безусловно, совсем маленький ребенок и дошкольник5-7 лет проявляет различную готовность к послушанию. При правильном воспитании малыш воспринимает распоряжения взрослых как само собой разумеющееся.

Указания «пожалуйста, принеси», «подойди ко мне», «не шуми» и т. п – это своего рода общения между взрослым и ребенком, способ корректировки поведения малыша.

Для старшего дошкольника характерно стремление к осмысливанию ситуации и указаний. И это стремление следует закреплять доступной его пониманию аргументацией. Например: «Побыстрей одевайся: приехала в гости бабушка, она ждет тебя». Особенно важно, чтобы ребенок понял причину отказа или запрета.

Если он чувствует бездоказательность запрета, то может вступить в пререкания, капризничать, упрямиться, этим самым выражая протест против непонятного или не удовлетворившего его распоряжения.

Нельзя забывать, что воспитание – сложный процесс: дети не только подчиняются взрослым, но и сами противопоставляют им свою волю. Правильное руководство детским поведением именно и заключается в том, чтобы мобилизовать и направлять волю ребенка, вызывая в нем внутреннее согласие с указаниями взрослых.

При правильном воспитании дети осознанно относятся к необходимости поступиться своим желанием ради других , если для этого существуют веские причины.

Задача педагогов и родителей уже в раннем возрасте формировать основы внутренней

дисциплинированности, которая бы выражалась у растущего человека в культуре чувств, поступков, потребностей.

Осознанное послушание ребенка при разумном воспитании складывается очень рано. Оно начинается с осознания детьми элементарных понятий – «нельзя» и «можно». Еще сидя на руках  у матери, малыш начинает понимать запрет и разрешение, если , разумеется, взрослые намеренно приучают его к этому.

Первое «дай» произносится ребенком еще неосознанно. Но постепенно оно начинает звучать все более настойчиво, наступает момент, когда на неразумное требование «дай», «хочу» следует ответить категорическим отказом.

 Малышу постарше можно разъяснить многие «нельзя». Например: «Нельзя рвать книгу, так как невозможно будет прочитать в ней интересную сказку».

Необходимо добиваться, чтобы ребенок осознанно воспринимал запрет: я хочу, но это невозможно, так как доставляет неудобство себе и другим; это плохо.

Дети 5-7 лет, которых правильно воспитывают, могут и должны проявлять волевые усилия, могут и должны в какой-то мере сдерживать свои чувства, управлять своими желаниями.

Воля –«…это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего- то, когда это нужно. Воля – это не просто желание и его удовлетворение, а это желание и остановка, желание и отказ одновременно.

Если… ребенок упражняется только в том, что он свои желания приводит в исполнение, и не упражняется в тормозе, у него  не будет большой воли», - так утверждал А.С.Макаренко.

Важно, чтобы понятия «нельзя» и «можно» жили в душе ребенка параллельно.

Только при правильном  воспитании у ребенка начинает складываться ряд привычек: гигиенических, культурных, моральных и др. Они как бы вносят порядок в жизнь детей, экономит нервную энергию, организуют их поведение.

 Если ребенка с малого возраста приучат соблюдать чистоту и порядок, убирать за собой вещи, быть вежливым со старшим и т.п., то эти формы поведения постепенно  превратятся в привычные, естественные, вытекающие из внутренней потребности поступать так , а не иначе.

Итак, от полезных привычек – к активному послушанию и к дисциплинированности – такова цель всей системы воспитания.

А.С.Макаренко под дисциплиной понимал «широкий общий результат всей воспитательной работы.

Он говорил : «Дисциплина есть не причина, не метод, не способ правильного воспитания, а результат его.

Правильная дисциплина – это хороший конец, к которому должен стремиться воспитатель всеми своими силами и при помощи всех средств, имеющихся в его распоряжении.