Конференция ДППО-17
Доклад в рамках Международной конференции "Деятельностная педагогика и педагогическое образование".
Тема доклада: "Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных зянятиях"
https://www.youtube.com/watch?v=DB5ajbK1dkY
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я являюсь музыкальным руководителем Центра развития ребенка № 188. Вот уже 16 лет работаю в этой должности. И очень счастлива, что судьба доверила мне самые юные сердца, те, которые еще не умеют притворяться, лгать. Воспринимают мир таким, каким мы его предлагаем увидеть.
Малыши, живущие в 21 веке, нуждаются как никто ранее, в заботе, помощи и добром сердце. Их жизнь насыщена яркими красками, но не все из них радостные. За внешним красивым обличием могут скрываться злые умыслы, которые дети не в силах распознать. Множество мультфильмов, песен, комиксов порой таят в себе призыв к низменным инстинктам, насилию, наживе, обману. И родители не всегда корректируют вкусы малыша, а порой даже не знают, что он смотрит, слушает, чем интересуется.
У меня есть шанс помочь им, пусть не всем, но если я помогу одному ребенку из ста, разве не для этого существует моя профессия.
Проблема ухудшающегося здоровья детей актуально стоит уже долгие годы.
И тот факт, что музыка благотворно влияет на организм человека, также давно известен. Ребенок, профессионально занимающийся музыкой, развитее, сообразительнее, внимательнее других детей. Его мозг готов креативно мыслить.
Изучая лекции Российского учёного в области нейронауки и психолингвистики Татьяны Владимировны Черниговской, я еще раз убедилась в том, что занятия музыкой как никакие другие полезны для ребенка.
Предлагаю небольшой отрывок из лекции «Как научить мозг учиться».
Разумеется, в детском саду у нас нет возможности научить всех детей нотной грамоте и игре на музыкальных инструментах. Но в нашем детском саду ведется активное сотрудничество с музыкальной школой, проводятся конкурсы талантливых детей, анкетирования и даются рекомендации родителям начать обучение музыке профессионально.
Между тем, сами дети просто любят петь и танцевать. И вот что они говорят по этому поводу.
Так что же я, как музыкальный руководитель могу дать своим воспитанникам.
Музыка дарит им радость, возможность проявить себя и раскрепоститься. Особенно важно помочь им в период адаптации, использовав приемы релаксации и коммуникации.
Также использую психогимнастические игры с пением, которые корректируют настроение детей.
Пальчиковая гимнастика позволяет расслабить зажатые мышцы, учит владеть своим телом.
Дыхательная гимнастика по методике Анны Стрельниковой активизирует мозговые процессы, пробуждает организм, придает бодрости.
Используя уже готовые, прописанные в программах методы и приемы здоровьесберегающих технологий я не остановилась на достигнутом.
Случается, что в одной группе подходит один вид работы, а в другой он не уместен. Поэтому я, проконсультировавшись с логопедом и воспитателями, начала создавать свои авторские разработки, в которые входят логоритмические и коммуникативные игры, вокальные распевки и пальчиковая гимнастика.
Некоторые из них я хотела бы продемонстрировать.
Логоритмические игры на автоматизацию звуков.
БАРАШКИ
В роще бегают барашки,
У барашков есть кудряшки
Покружились, покружились.
И по парам подружились!
ВОРОНА
Машет крыльями ворона
Кар-кар-кар!
И несет свою корону
На базар!
Не дадим тебе корону
Продавать
Будем черную ворону
Догонять!
КОШКА
Маленькая кошка
Лапочкой помашет.
Маленькая кошка
Полечку попляшет!
Ла-ла-ла-ла,
Наша кошечка мила!
Ла-ла-ла-ла,
Кошка мышку догнала!
Коммуникативные игры
КТО СПРЯТАЛ КЛАД?
По дорожке мы пойдём,
Клад волшебный мы найдём.
- Кто же, кто же спрятал клад?
Спросим у своих ребят.
- Мы не скажем, не просите,
Сами вы его найдите!
Имя на ….. начинается
На …… кончается!
Вокальные распевки
ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ
Кого мы встретили в лесу?
Конечно рыжую лису.
Лисичка звонко скажет: «Тяф»
Тяф-тяф, тяф-тяф, тяф-тяф.
Вот филин с дерева летит
И низким голосом гудит,
Как будто он дудит в трубу:
«У-у, у-у, у-у!»
Пальчиковая гимнастика
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
Побежали по дорожке,
Раз, два, три, раз, два, три.
Побежали по дорожке,
Всех друзей собери!
Этот друг – совсем малышка,
Этот - просто шалунишка,
Вот дружочек – выше всех,
Ну а этот – любит смех.
Ну а пятый наш дружок
Милый добрый толстячок!
ЦАПЛЯ
По болоту ходит цапля,
Ищет цапля лягушат.
Но попасться в лапы к цапле
Лягушата не хотят.
Ква, ква, ква, ква,
Не попались мы едва!
Применяя индивидуальный подход к своим воспитанникам, я стараюсь помочь каждому из них и сделать интереснее и насыщеннее музыкальные занятия для всей группы.
Всё в наших руках!