Аттестация
Индивидуальный план повышения профессионального мастерства на межаттестационный период учителя истории Зайнуллиной Гузалии Закиевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
indiv._plan_guzel.docx | 45.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Исенбаевская средняя общеобразовательная школа Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Индивидуальный план повышения профессионального мастерства
на межаттестационный период
учителя истории
Зайнуллиной Гузалии Закиевны
2018-2023 гг.
1.1. | Фамилия | Зайнуллина |
1.2. | Имя | Гузалия |
1.3. | Отчество | Закиевна |
1.4. | Должность, по которой аттестуется работник (дополнительно указывается преподаваемый предмет, специальность, для педагогических работников дополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы) | Учитель истории |
1.5. | Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении) | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Исенбаевская средняя общеобразовательная школа Агрызского муниципального района Республики Татарстан, с 1994 г. |
1.6. | Населенный пункт (город, район) | село Исенбаево Агрызского муниципального района Республики Татарстан |
1.7. | Стаж (педагогический) | 32 |
1.8. | Стаж (по специальности) | 31 |
1.9. | Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи) Ученая степень, год присвоения (при наличии) (реквизиты удостоверяющего документа) | Высшее профессиональное образование. Казанский государственный университет, специальность «история», квалификация «Историк. Преподаватель истории и обществоведения» . Диплом НВ №331324, выдан 30 июня 1986 г. |
1.10 | Курсы повышения квалификации(тематика курсов, количество учебных часов,место проведения, наименование образовательного учреждения,реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) Профессиональная переподготовка(при наличии)(наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) | Курсы повышения квалификации для учителей истории и обществознания «Обновление содержания и методики преподавания предметов «История» и «Обществознание» в условиях реализации ФГОС основного общего образования. Технологии проведения современного урока истории и обществознания» в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань, 96 час. Удостоверение КФУ УПК 066961, выдано 24 ноября 2017 г. ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» «Гражданско-патриотическое образование: содержание, методы работы», 72 часа, удостоверение № у-6738/б, 2015 г. Курсы повышения квалификации для учителей истории и обществознания «Актуальные проблемы и современные подходы к преподаванию истории и обществознания в условиях ФГОС ООО» в ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов». г. Набережные Челны, 108 час. Удостоверение ААА №001606, выдано 26 ноября 2014 г. |
1.11 | Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории | Высшая квалификационная категория по должности «учитель», дата присвоения 30.12.2013, дата окончания срока 30.12.2018. |
Тема самообразования: «Обновление методики преподавания предметов «История» и «Обществознание» в условиях реализации ФГОС. Технологии проведения современного урока истории и обществознания»
Цель; осуществление системно-деятельностного подхода к построению современного урока истории и обществознания в достижении целей личностного и социального развития обучающихся в условиях реализации ФГОС
Задачи:
Изучение психолого-педагогической литературы;
Выстраивание педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся, установление субъект-субъектных отношений;
Мотивация учебной деятельности, овладение различными методами оценивания и их применение;
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Освоение педагогических технологий проведения современного урока ;
выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария;
Участие в реализации программы развития образовательного учреждения, в системе методической работы;
Участие в работе творческих групп, проведение индивидуальной исследовательской работы;
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс )
Предполагаемый результат:
- разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС
- реализация системно-деятельностного подхода к построению урока истории и обществознания;
- использование проблемных методов обучения, демонстрация личностно-ориентированных методов образования; использование новых информационных технологий;
- овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;
- психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, умение построить индивидуализированную образовательную программу;
- формирование у воспитанников внутренней позиции на уровне положительного отношения к учебному заведению, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром; рост мотивации и творческого потенциала учащихся.
- повышение качества преподаваемых предметов; повышение качества обученности и воспитанности;
- участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного и районного МО;
- умение оказать практическую помощь коллегам.
Форма самообразования: индивидуальная
Этапы и содержание самообразования:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностичес-кий | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2018- 2023 год | Курсы повышения квалификации учителей. Изучение ФГОС НОО и ООО Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. Изучение нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности и нормативных документов по педагогической аттестации. Ознакомление с новыми учебно-методическими комплексами по истории России, всеобщей истории, обществознанию |
Прогностичес-кий | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | 2018 – 2023 | Выступление на ШМО, педсовете семинарах, конференциях
|
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | 2018– 2023 год | Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС. Участие в вебинарах, семинарах учителей истории , обществознания. Выступления на заседаниях ШМО. Участие в неделях открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей) Участие в олимпиадах, конкурсах для детей. Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе учащихся. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 2018-2023 год | Участие в работе школьного, районного МО учителей истории, обществознания. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. Ведение персонального сайта nsportal.ru// guzel-zakievna Участие в работе школьного сайта Открытые занятия на школьном и районном уровне. Консультативная помощь учащимся и родителям. Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2018-2023 год | Участие в научно-практических конференциях Участие во Всероссийских, республиканских конкурсах на лучшую методическую разработку и лучший мастер – класс. Публикация статей на сайте |
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Форма результатов |
Профессиональное | 1. Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования ФГОС по предметам, Историко-культурный стандарт(2014 г.) 2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей. 4.Успешно пройти аттестацию. | Конспекты Памятки Рекомендации. Выступление и обсуждение на МО школы, района |
Психолого- педагогическое | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики | Конспекты Памятки |
Методическое | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся. 2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. 3. Принимать активное участие в работе школьного и районного МО. 4. Организовать работу с одаренными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики и через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев, уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе. 10.Методическая копилка. 11.Работа по теме самообразования «Обновление методики преподавания предметов «История» и «Обществознание» в условиях реализации ФГОС. Технологии проведения современного урока истории и обществознания» | Программы и учебно- тематические планы. Учебные рабочие программы, тестирующие программы. Методико - дидактические материалы. «Задания, схемы , алгоритмы работы с информацией для организации работы учащихся с текстом, учебной информацией, при подготовке к ГИА по обществознанию, истории» Дидактические материалы: «Как составить план текста, статьи». «Как работать с историческим документом», «Работа с учебным текстом» «Факты и мнения: уметь различать» Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных |
Информационно- коммуникативныетехнологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2.Обзор в Интернете информации по истории и обществознанию 3.Создание и накопление методической копилки на собственном сайте. | Комплекты методико- дидактических электронных материалов |
Охрана здоровья | Использовать в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии. |
Используемая литература
1. Абдулаев Э.Н. Организация учебной деятельности в процессе проведения обобщающего занятия — практический аспект // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 3.
2. Алексашкина Л.Н. Итоговая проверка по истории в основной школе: общие подходы и вариативность // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2014. — № 2.
3. Ананченко А.Б., Попов В.П., Цветков В.Ж., Чураков Д.О. Трудные вопросы российской истории XX века // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 8–10.
4. Ананченко А.Б., Попов В.П., Цветков В.Ж., Чураков Д.О. Трудные вопросы российской истории XX века // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 3.
5. Арапова Г.З. Игровое обучение на уроках истории и обществоведения // Преподавание истории в школе. — 2014. — № 2.
6. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историцизма. — М., 1987.
7. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. — М.,1984.
8. Барыкина И.Е. Историко-культурный стандарт как «зеркало» современной отечественной историографии // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 3.
9. Бельский Э.Н. Ход Гражданской войны в России // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 3.
10. Бердяев Н. Судьба России. — М., 1990.
11. Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт человеческой судьбы. — М., 1998.
12. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. — М., 1984.
13. Блохин В.В. Исследовательская деятельность учащихся: от проблемного обучения к исследовательской работе // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 3.
14. Богданов В.П. Что дало старообрядчество русской культуре? // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 2.
15. Боголюбов Л.Н. Многообразие форм и методов учебной работы // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2013. — № 7.
16. Болингброк Письма об изучении истории. — М., 1978.
17. Бухаренкова О.Ю. Петр I и организация ремесленного производства в России // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 2.
18. Виноградова М.В. «Эффект белой простыни» или современные методические средства в работе учителя истории // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 1. 19. Воробьёва О.В., Домахин А.А. Проблема подготовки к написанию исторического сочинения в формате ЕГЭ // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 10.
20. Вяземский Е.Е., Синельников И.Ю. Современные подходы к проектированию и реализации воспитательного потенциала школьного исторического образования // Преподавание истории в школе. — 2014. — № 7.
21. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Евладова Е.Б. О возможных путях конкретизации предметных результатов обучения в рамках ФГОС (на примере содержания учебного предмета «История») // Преподавание истории в школе. — 2017. — №2 с.3–15
22. Вяземский Е.Е., Хлытина О.М. О разработке и реализации концепций учебных предметов История и Обществознание // Преподавание истории в школе. — 2018. — №1 с.35–41.
23. Галушко И.С., Опрышко Е.А. Работа с иллюстративным материалом в процессе подготовки учащихся к сдаче ГИА по истории // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 7.
24. Ганин А.В. Сколько было военспецов? Раскол русского офицерского корпуса в Гражданскую войну в зеркале статистики // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 9.
25. Гашникова И.Н. Активные формы работы на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2008. — № 10.
26. Горохова О.А. Интерактивные приемы и развитие коммуникативных умений учащихся // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 1.
27. Горохова О.А. Использование творческих заданий на уроках практикующего учителя истории // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 3.
28. Грандова С.И. Влияние ИКТ на психофизическое здоровье учеников начальной и средней школы // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 1.
29. Грибан И.В., Антропов К.А. Советско-финляндская война 1939–1940 годов на страницах школьных учебников истории современной России: эволюция подходов. — Преподавание истории в школе. — 2017. — № 3.
30. Гришук Н.В. Молодежные организации в России в годы Первой мировой войны // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 1.
31. Гугнина О.В. «Учебный мозговой штурм» в преподавании истории // Преподавание истории в школе. — 2014. — № 2.
32. Гугнина О.В. Актуализация знаний и рефлексия как этапы современного урока обществознания в условиях ФГОС // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 3. 33. Гугнина О.В. Игровые технологии в преподавании обществознания в VIII-IX классах // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 7.
34. Гугнина О.В. Метапредметный подход на уроке обществознания // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 5.
35. Гугнина О.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо в преподавании истории // Преподавание истории в школе. — 2018. — №3 с.51–55.
36. Гулин А.С. Использование современных ИКТ и интернет-ресурсов на уроках истории // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 1.
37. Гулин А.С. Использование современных форм обучения на уроке с использованием ИК-технологий // Преподавание истории в школе. — 2014. — № 9. 38. Гулин А.С. Электронный учебник: содержание и организация учебной деятельности // Преподавание истории в школе. — 2014. — № 8.
39. Долуев И.Ю. Изучение истории с ребенком, находящимся на длительном лечении, и восстановление познавательных функций // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 8.
40. Егоров А.Н. Неудобные вопросы русско-ордынских отношений и ответы на них учителя истории // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 10.
41. Журавлева О.Н., Федоров О.Д. Гуманитарно-аксиологический подход в изучении основ финансовой грамотности в современной школе (на примере УМК ОИГ «Дрофа — Вентана-Граф») // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 2.
42. Загладин Н.В., Козленко С.И. Роль курса всеобщей истории в формировании представлений школьников о современном мире // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2009. — № 2.
43. Замулин В.Н. Победить врага оказалось легче, чем лень и косность собственных командиров // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 9.
44. Иоффе А.Н. Оценивание занятия: критерии и показатели // Преподавание истории в школе. — 2014. — №4.
45. Иоффе А.Н. Целеполагание в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе. — 2014. — № 5.
46. Иоффе А.Н. Идентичность сегодня: понимание, проблемы и пути становления общероссийской гражданской идентичности средствами образования // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 2.
47. Иоффе А.Н. Структурирование событий истории России XVII века (после Смуты): векторы и ориентиры развития // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 2.
48. Иоффе А.Н. Цивилизационная карта как системный подход к пониманию учащимися смысла исторических событий // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 9.
49. Иоффе А.Н., Фирсова Н.М. Проектно-исследовательская деятельность школьников в курсах истории и обществознания // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 3. 50. Искровская Л.В. Формирование метапредметных умений учащихся в процессе обучения истории // Преподавание истории в школе. — 2014. — № 10.
51. История России: классические труды. — Электронная библиотека. — Т. 50. CD-ROM. — М.: Электронное издательство Directmedia Publishing, 2005.
52. Кабинет истории и обществознания // Преподавание истории в школе. — 2008. — № 3.
53. Калуцкая Е.К. Эффективные приемы организации деятельности учащихся при изучении курса «Обществознание» // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 8. 54. Калуцкая Е.К. Реализация идеи устойчивого развития в курсе обществознания // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 2.
55. Кололеева Е.В. Игровые варианты организации работы с заданиями в формате ГИА и ЕГЭ // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 8.
56. Короткова М.В. Методика применения интерактивного обучения на уроках истории в музее и школе // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 1.
57. Короткова М.В. Методика проектирования, разработки и использования творческих заданий по истории // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 3.
58. Котышев Д.М. Русская земля в конце X – начале XII века // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 9.
59. Крицкая Н.Ф. Целеполагание в практике работы учителя // Преподавание истории в школе. — 2014. — № 5.
60. Крутова И.В., Пазин Р.В. Системный подход в реализации требований к образовательным результатам ФГОС общего образования (на примере истории и обществознания) // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 3.
61. Крутова И.В., Пазин Р.В. ФГОС и ИКС по истории: проблемы реализации системно-деятельностного подхода // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 10.
62. Крутова И.В., Разбегаева Л.П., Пазин Р.В. Системно-деятельностный подход: методический аспект (на примере обучения истории) // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 6.
63. Крючкова Е.А. Основные подходы к исследовательской деятельности учащихся при изучении истории // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 3.
64. Крючкова Е.А. Формирование оценочных умений в V-IX классах основной школы // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 3.
65. Курдюкова Х.П. Методические приемы организации уроков по теме «Культура» в школе // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 3.
66. Кучерук И.В. Интервью как вид творческой деятельности учащихся на уроках истории в старшей школе. // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 2.
67. Любичанковский С.В. Революция и выборы: почему Временное правительство испытало сложности с введением самоуправления? // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 2.
68. Малафеева М.А. Вопросы гражданственности в стратегии государственной и национальной политики РФ // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 4.
69. Малафеева М.А. Этническая и религиозная идентичности: содержание понятий и современное состояние // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 2.
70. Малышева О.Г. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 3.
71. Мачехина О.Н. Реализация воспитательного потенциала образовательных технологий в деятельности учителя // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 4. 72. Найденко Б.Н. Актуальные вопросы совершенствования профессиональной компетенции учителя истории в условиях реализации ФГОС и ИКС // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 8.
73. Нахаева И.В., Адаменко О.В. Реализация историко-культурного стандарта в контексте подготовки к ЕГЭ по истории // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 6.
74. Несмелова М.Л. Применение интерактивных педагогических технологий и приемов на современном уроке истории // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 1.
75. Несмелова М.Л. Реализация требований ФГОС в учебниках и УМК по истории для средней школы // Преподавание истории в школе. — 2014. — № 1.
76. Николаенко С.В. Методика формирования исторических понятий на уроках истории // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 8.
77. Пазин Р.В., Крутова И.В., Абдуллаев Э.Н. Методические квесты современного урока // Преподавание истории в школе. — 2018. — №4 с.69–76
78. Пазин Р.В., Крутова И.В. Системный подход в формировании умений школьников на примере обучения истории // Преподавание истории в школе. — 2018. — №3 с.43–50.
79. Пазин Р.В., Крутова И.В. Состояние современного школьного исторического и обществоведческого образования: методические аспекты проблемы // Преподавание истории в школе. — 2017. — №6 с.3–7
80. Пазин Р.В., Искровская Л.В. ФГОС. Концепция нового учебнометодического комплекса по отечественной истории и Историкокультурный стандарт: проблемы реализации в заданных условиях // Преподавание истории в школе. — 2014. — № 7. 81. Пискарев В.И., Сафронова И.В., Фокеева И.М. Олимпиады по истории России. В зерцалах времени былого… 9–11 классы. — М., 2011.
82. Пискарев В.И., Сафронова И.В., Фокеева И.М. Олимпиады по обществознанию. Общество от А до Я . 9–11 классы. — М., 2013.
83. Попов В.П. Советская концепция Великой Отечественной войны 1941– 1945 годов // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 4.
84. Постников Н.Д. Первая газовая атака на русско-германском фронте в январе 1915 года // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 3.
85. Романовский В.К. «Февраль» весь был соткан из противоречий, фатально влекших его к гибели» // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 2.
86. Рудник С.Н. Всесословная воинская повинность в Российской империи в пореформенный период или как призывали в армию в 1870–1890-е годы? // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 3.
87. Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Учитель истории, «стандарты второго поколения» и рабочие программы // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2013. — № 6.
88. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе: пособие для учителей и студентов вузов / М.Т. Студеникин. М.: ВЛАДОС, 2007.
89. Тетуев А.И. Межэтнический диалог культур как основа консолидации российского общества и формирования гражданской идентичности // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 4.
90. Урядова А.В. Комиксы на уроках истории и обществознания // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 9.
91. Файзуллина А.Р., Саглам Ф.А. Методы и формы организации учебной деятельности на уроках истории // Преподавание истории в школе. — 2014. — № 9. 92. Фатеев А.В. Модель гражданского общества в теоретическом наследии российского либерализма 1907–1917 годов // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 3.
93. Фокеева И.М. Структура и содержание исторического образования в Республике Татарстан // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2014. — № 5.
94. Ходнев А.С. Первая мировая война и судьбы народов Ближнего Востока: соглашение Сайкса-Пико 1916 года // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 2. 95. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания / Н.И. Шевченко. — М.: Русское слово, 2009.
96. Юдин М.В. Битва за Москву. Цифры и факты // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 1.
97. Южакова Н.А. Использование деловых игр на уроках истории и права // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 3.
98. Янушевский В.Н. Учебное проектирование: методология, методика, практика // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 2.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
– www.alleng.ru/edu/hist1.htm — Образовательный портал Интернета – История.
– http://www.krugosvet.ru/ — «Онлайн Энциклопедия Кругосвет».
– http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/ http://www.hist.msu.ru/ER/index.html — сайт: Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
– http://www.gumer.info/ — сайт: Библиотека Гумер — гуманитарные науки.
– www.historic.ru — исторический портал, где представлена обширная информация о древних цивилизациях, о мифологии и тайнах истории.
– http://www.hrono.ru – сайт «ХРОНОС» — Всемирная история в Интернете.
– http://www.abc-people.com/typework/art/ — сайт «Энциклопедия замечательных людей и идей».
– http://mir-ssylok.narod.ru/vi_dm.htm — «Мир ссылок».
– http://www.historia.ru/ — российский электронный журнал «Мир истории».
– http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm — сайт содержит основные материалы для изучения русской истории.
– http://lants.tellur.ru/history/danilevsky/ — лекции известного историка И.Н.
– http://www.arthistory.ru/peredvizh.htm — сайт, посвященный истории изобразительного искусства.
– http://www.gov.ru — Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации.
– http://ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.
– http://www.duma.gov.ru — Государственная Дума: официальный сайт.
– http://econom.nsc.ru/jep/ — Виртуальная экономическая библиотека.
– http://infoteka.economicus.ru — Инфотека «Основы экономики».
– http://tnu.podelise.ru/docs/index-361285.html — Сборник учебнометодических материалов для педагогов системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы. — Москва, 2011.
(рекомендации Фокеевой И.М. Особенности преподавания учебных предметов «ИСТОРИЯ» и «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» в 2018/19 учебном году Методические рекомендации )