Рабочая программа учебного курса "В мире текста" в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_v_mire_teksta4.docx | 33.15 КБ |
v_mire_teksta_elektiv.docx | 146.6 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер урока | Название разделов и тем | Все-го ча-сов | Формы ЗАНЯТИЯ | Оценка результатов освоения знаний. | Учебно–методические пособия | ПланируемыЕ результаты | Сроки План факт | ||||
Раздел 1. Введение в курс -2 ч. | |||||||||||
1 | Текст как знаковая система. | 1 | Слово учителя о целях, задачах курса. Лекция- беседа | Конспект. Групповая рефлексия | презентация | Знать: текст как знаковая система. Уметь: определять авторский контекст и читательский. | плановоо | фактическ | |||
2 | Понятие контекста: авторский и читательский. | 1 | Лекция - беседа | Эссе | Дидактические материалы | ||||||
Раздел 2. Теория литературного анализа- 3 ч. | |||||||||||
3 | Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный. | 1 | Лекция учителя, конспектирование | Доклад на тему «Виды анализа» | Тематические тесты | Знать: понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный. Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ. Понятие проблемного вопроса и проблемной ситуации. Интерпрета-ция-истолкова-ние, разъяснение смысла. Уметь: отличать нтерпрета-ции от анализа. | |||||
4 | Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ. | 1 | Лекция - беседа | Формулировка вопросов по теме | Дидактические материалы | ||||||
5 | Теоретические основы целостного анализа | 1 | Беседа. Практическое занятие | Творческое задание. Интерпретация любимо Тематические тесты стихотворения | Тематические тесты | ||||||
Раздел 3. Язык художественного произведения- 14 ч. | |||||||||||
6 | Виды языка. Понятие поэтического языка. Звукопись. Звукоподража-ние. | 1 | Лекция- беседа | Самостоятельная работа. Подборка стихотворных текстов | Тематические тесты | Знать: Поэтическая фонетика. Звукопись. Звукоподра-жание. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония. Тропы. Виды тропов: аллегория, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, перефраза, эпитет. Тропы как средство художественного изображения. Эпитеты в исторических песнях. | |||||
7 | «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче». Звуковая сторона стиха. Усиление смысловой функции слов. | 1 | Творческая лаборатория | Письменный анализ звукового строя стихотворения В.Маяковского | презентация | ||||||
8 | Звуковые средства выразительности Аллитерация. Ассонанс. Эвфония. | 1 | Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарём | Выразительное чтение поэтических текстов. Конкурс чтецов. | Дидактические материалы | ||||||
9 | Звукопись в стихотворении К. Бальмонта « Вечер. Взморье. Вздохи ветра». | 1 | Поэтический практикум | Письменный анализ стихотворения | Тематические тесты |
10 | Тропы. Виды тропов и связи между ними. | 1 | Семинар | Групповые презентации Составление литературоведческого словарика | Дидактические материалы | Уметь: нахо-дить в тексте синтаксичские фигуры: риторические вопросы, обращения, восклицания. Эллипсис. Антитеза. Инверсия. Градация. Оксюморон. Синтаксиче-ские повторы: анафора, эпифора. | план | план | ||
11 | Эпитет как средство живой выразительной речи. | 1 | Урок- исследование | Работа с поэтическим тестом | презентация | |||||
12 | Эпитеты в исторических песнях. « Степан Разин на Волге», « Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». | 1 | Урок- практикум | Сообщения учащихся | Дидактические материалы | |||||
13 | Излюбленные эпитеты в стихотворениях М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина. | 1 | Творческая мастерская | Творческие работы учащихся | презентация | |||||
14 | Анализ стихотворений Е.А. Баратынского «Водопад», «Чудный град порой сольётся…» Г.Р. Державина « Снегирь». | 1 | Поэтический практикум | Анализ стихотворения на выбор | Дидактические материалы | |||||
15 | Поэтический синтаксис. Интонация. Особенности поэтической интонации. | 1 | Семинар | Эссе | Тематические тесты | |||||
16 | Фигуры речи как стилистический приём. | 1 | Лекция - беседа | Тестовый контроль | ||||||
17 | Анафора и эпифора в поэтическом тексте. | 1 | Урок- эксперимент | Наблюдение над поэтическим текстом | презентация | |||||
18 | Роль выразительных средств языка в стихотворениях А. Фета, А. Блока « На железной дороге». | 1 | Урок- практикум | Анализ стихотворений | Тематические тесты | |||||
19 | Диагностика усвоения изученного по теме «Тропы и стилистические фигуры». | 1 | Тестирование | Зачёт по теме | Дидактические материалы | |||||
Раздел 4. Персонаж в литературном произведении- 5 ч. | ||||||||||
20 | Человек как главный объект всякого искусства. Определение персонажа. Способы создания характера персонажа. | 1 | Лекция - беседа | Групповая рефлексия | Дидактические материалы | Знать: способы создания характера персонажа | ||||
21 | Характеры героев повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». | 1 | Эвристическая беседа | Работа с текстом. Характеристика героини повести | Дидактиче-ские материалы | Уметь определять авторское отношение к герою, место героя в системе произведения. | ||||
22 | Герои комедии Фонвизина. Говорящие фамилии и имена. | 1 | Урок- исследование | Проект - презентация «Говорящие фамилии и имена героев пьесы» | презентация | |||||
23 | Герой сказки А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц». | 1 | Урок-исследование, творческая лаборатория | Презентация- характеристика Маленького Принца | Дидактические материалы | |||||
Раздел 5. Функция детали в художественном произведении- 3 ч. | ||||||||||
24 | Деталь - малая и неделимая единица предметного мира произведения. | 1 | Лекция- беседа | Сообщения учащихся | Тематические тесты | Знать: способы создания характера персонажа: | ||||
25 | Роль детали в художественном произведении. | 1 | Творческая лаборатория | Самостоятельная работа. Работа с текстами | Дидактические материалы | |||||
26 | Роль трёх карт в повести А.С. Пушкина « Пиковая дама». | 1 | Урок- исследование | Индивидуальные задания | Дидактические материалы | |||||
Раздел 6. Символика в художественном произведении- 3 ч. | ||||||||||
27 | Понятие о символе. Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число. | 1 | Семинар | Доклады учащихся | презентация | Знать: Символ – предметный образ, несущий иносказатель-ный смысл.. | ||||
28 | Символический образ тюрьмы в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ Стихотворений «Пленный рыцарь», «Сосед». | 1 | Поэтический практикум | Сообщения учащихся. Анализ стихотворений | Тематические тесты | Уметь: различать многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число | ||||
Раздел 7. Роль эпизода в художественном произведении - 3ч. | ||||||||||
30 | Эпизод - основной структурный элемент произведения. | 1 | Лекция - беседа | Групповая рефлексия | презентация | Знать: деталь как самая малая и неделимая единица предметного мира произвезведе-ния | ||||
31 | Анализ эпизодов из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Практикум | Индивидуальная работа учащихся над любым эпизодом повести | Дидактические материалы | Уметь:опреде-лять роль детали в раскрытии образа | ||||
32 | М.Горький «Старуха Изергиль». Сравнительно – сопоставитель-ный анализ двух легенд. | 1 | Урок- исследование | Анализ эпизода «Рассказ Изергиль о своей жизни» | Тематические тесты | |||||
Раздел 8. Обобщение знаний.-1 час. | ||||||||||
33 | Зачетная работа. | 1 | Творческая лаборатория. | Зачётная работа. Проекты, презентации учащихся | презентация | Знать: виды связи эпизодов: причинно- следственные, причинно-временные, собственно временные. | ||||
34 | Итоговая читательская конференция. | 1 | Урок- конференция | Индивидуальные и групповые выступления учащихся | Дидактические материалы | Уметь: анализировать эпизод. | ||||
ИТОГО | 34ч. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Киржеманская средняя общеобразовательная школа»
Чамзинского муниципального района
Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена Утверждена
заседании методического объединения директором МБОУ
учителей математики и информатики «Киржеманская СОШ»
Протокол № 1 от __________ 2016 г. Е.И.Бочкарева/_______/
Руководитель МО:
_______________/М. А. Сизова/ 31 августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«В мире текста ”
в 8 классе на 2016-2017 учебный год
Автор программы:
учитель высшей
квалификационной категории
Сизикина Н. А.
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «В мире текста» для 8 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, утвержденного приказом МБОУ «Киржеманская СОШ» от 28.06.2016 г. № 76, учебного плана МБОУ «Киржеманская СОШ.
Курс « Тайный мир текста» углубляет и расширяет знания учащихся по литературе и строится на базе знаний по теории литературы с учетом навыков, полученных на уроках литературы с 5 по 7 классы. Данный элективный курс предназначен для учащихся 8 класса основной школы.
Часы для проведения занятий по курсу выделены из школьного компонента Базисного учебного плана. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Вместе с тем курс подразумевает усвоение теоретических литературоведческих понятий в сочетании с практической деятельностью учащихся (при анализе художественных произведений).
Одной из актуальных задач современной школы является формирование развитой личности, обладающей высоким уровнем языковой культуры, необходимым компонентом которой является речевая и читательская культура, что предполагает сформировать у учащихся умения и навыки литературоведческого анализа художественного текста, развитие эстетического, интеллектуального, творческого потенциала, повышение читательской культуры.
Рабочая программа элективного курса «В мире текста» содержит следующие разделы:
- планируемые предметные результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
- календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Цель и задачи элективного курса «В мире текста»
Цель:
- создание условий для формирования личности ученика, способной самостоятельно мыслить, полноценно воспринимать и оценивать литературное произведение, анализировать его с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.
Задачи:
- обобщить, расширить и углубить знания учащихся о тексте и его важнейших признаках; о выразительных средствах языка и его стилистических ресурсах;
- способствовать формированию у учащихся понимания текста, развивать навыки анализа художественного произведения;
- создавать информационное пространство о различных подходах к анализу текста;
- развивать умения учащихся рассматривать слово не только в прямом его значении, но и видеть художественный смысл в структуре текста;
- развивать устную и письменную речь, ассоциативное мышление, воображение и творческие способности учащихся;
- воспитывать читателя, понимающего выраженный в художественном произведении замысел писателя, его манеру, стиль, миропонимание и мироощущение.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Знать/понимать:
Основные сведения о языке, изученные в 5 –7 классах;
изученные языковые понятия, разделы языкознания, основные единицы языка, их признаки;
смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
признаки текста, средства связи предложений и смысловых частей текста;
признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
функционально-смысловые типы речи, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные).
Уметь:
- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами;
- выделять запятыми причастные и деепричастные обороты.
- различать изученные стили речи; определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; - анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;- воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости;
- создавать тексты изученных стилей и жанров;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать нормы этикета.
Содержание элективного курса «В мире текста»
Рабочая программа элективного курса «В мире текста» для 8 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Киржеманская СОШ». Элективный курс «В МИРЕ ТЕКСТА» изучается в 8 классе в объеме 34 часов, из расчета 1 час в неделю.
Содержание программы.
Раздел 1.Введение в курс (2 ч.)
Темы раздела: Текст как знаковая система. Понятие контекста: авторский контекст и читательский.
Основные виды учебной деятельности: определять текст как знаковую систему, знать виды контекста, находить примеры в речи.
Раздел 2. Теория литературного анализа (3ч.)
Темы раздела: Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный. Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ. Понятие проблемного вопроса и проблемной ситуации. Интерпретация - истолкование, разъяснение смысла. Отличие интерпретации от анализа.
Основные виды учебной деятельности: знать виды анализа, определять его теоретические основы, проблемные ситуации; отличать интерпретацию от анализа.
Раздел 3. Язык художественного произведения (14ч.)
Темы раздела: Язык разговорный, литературный, поэтический. Понятие поэтического языка.
Поэтическая фонетика. Звукопись. Звукоподражание. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония.
Тропы. Виды тропов: аллегория, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, перефраза, эпитет. Тропы как средство художественного изображения. Эпитеты в исторических песнях.
Поэтический синтаксис. Роль интонации. Синтаксические фигуры: риторические вопросы, обращения, восклицания. Эллипсис. Антитеза. Инверсия. Градация. Оксюморон. Синтаксические повторы: анафора, эпифора
Тексты. К.Бальмонт « Вечер. Взморье. Вздохи ветра», В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче», « Степан Разин на Волге», « Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён», Е.А. Баратынский « Водопад», «Чудный град порой сольётся…», Г.Р. Державин «Снегирь», М.Ю.Лермонтов «Нищий», А.С. Пушкин « Я помню чудное мгновенье…», А. А. Фет « На железной дороге», А. Блок « На железной дороге». .
Основные виды учебной деятельности: находить тропы в речи, знать их виды, использовать в своей речи для её образности.
Раздел 4. Персонаж в литературном произведении (5 ч.)
Темы раздела: Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой, персонаж, герой, действующее лицо. Способы создания характера персонажа: имя, портрет, речь, поступки, поведение, мысли, чувства, отношение с окружающими, авторское отношение к герою, место героя в образной системе произведения.
Тексты. Н.М. Карамзин « Наталья, боярская дочь», Д.И.Фонвизин « Недоросль». А.де Сент - Экзюпери «Маленький принц».
Основные виды учебной деятельности: находить способы создания характера персонажа, авторское отношение к герою, место героя в образной системе произведения.
Раздел 5. Функция детали в художественном произведении (3ч.)
Темы раздела: Деталь как самая малая и неделимая единица предметного мира произведения. Роль детали в раскрытии образа. « Читая, мы должны замечать и лелеять детали. Лунный свет обобщений - вещь хорошая, но лишь после того, как любовно собраны все солнечные мелочи книги» (В. Набоков).
Текст. А.С. Пушкин « Пиковая дама»
Основные виды учебной деятельности: Роль художественной детали. Лингвистический анализ текста. Создание буклета.
Раздел 6.Символика в художественном произведении (3 ч.)
Темы раздела: Символ – предметный образ, несущий иносказательный смысл. Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число.
Тексты. М.Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь», «Сосед». М.Горький « Песня о Соколе».
Основные виды учебной деятельности: определять символ как предметный образ, несущий иносказательный смысл.
Раздел 7. Роль эпизода в художественном произведении (3ч.)
Темы раздела: Эпизод - основной структурный элемент в системе произведения. Виды связи эпизодов: причинно- следственные, причинно-временные, собственно временные. Анализ эпизода: его границы, время, место действия, система персонажей, расположение эпизода в контексте произведения, выявление точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование.
Основные виды учебной деятельности: знать виды связи эпизода, уметь его анализировать, находить в контексте произведения, выявлять точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «В мире текста» для 8 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с федеральным базисным учебным планом, утвержденного приказом МО РФ от 09.03.2004 г. №1312 (с изменениями от 20.08.2008 г. №241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. №1994, от 01.02.2012 г. №74), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089, с изменениями на 31.01.2012 года, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Киржеманская СОШ», утвержденного приказом МБОУ «Киржеманская СОШ» от 31.08.2017 г. №88, Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, утвержденного приказом МБОУ «Киржеманская СОШ» от 28.06.2016 г. № 76, учебного плана МБОУ «Киржеманская СОШ».
Курс «В мире текста» углубляет и расширяет знания учащихся по литературе и строится на базе знаний по теории литературы с учетом навыков, полученных на уроках литературы с 5 по 7 классы. Данный элективный курс предназначен для учащихся 8 класса основной школы.
Рабочая программа элективного курса «В мире текста» содержит следующие разделы:
- планируемые предметные результаты освоения учебного курса;
- содержание учебного курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
- календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Цель и задачи элективного курса «В мире текста»
Цель:
● создание условий для формирования личности ученика, способной самостоятельно мыслить, полноценно воспринимать и оценивать литературное произведение, анализировать его с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.
Задачи:
● обобщить, расширить и углубить знания учащихся о тексте и его важнейших признаках; о выразительных средствах языка и его стилистических ресурсах;
● способствовать формированию у учащихся понимания текста, развивать навыки анализа художественного произведения;
● создавать информационное пространство о различных подходах к анализу текста;
● развивать умения учащихся рассматривать слово не только в прямом его значении, но и видеть художественный смысл в структуре текста;
● развивать устную и письменную речь, ассоциативное мышление, воображение и творческие способности учащихся.
Планируемые предметные результаты освоения учебного курса
Знать/понимать:
Основные сведения о языке, изученные в 5 –7 классах;
изученные языковые понятия, разделы языкознания, основные единицы языка, их признаки;
смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
признаки текста, средства связи предложений и смысловых частей текста;
признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
функционально-смысловые типы речи, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные).
Уметь:
- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами;
- выделять запятыми причастные и деепричастные обороты.
- различать изученные стили речи; определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; - анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;- воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости;
- создавать тексты изученных стилей и жанров;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать нормы этикета.
Содержание элективного курса «В мире текста»
Рабочая программа элективного курса «В мире текста» для 8 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Киржеманская СОШ». Элективный курс «В МИРЕ ТЕКСТА» изучается в 8 классе в объеме 34 часов, из расчета 1 час в неделю.
Содержание программы.
Раздел 1.Введение в курс (2 ч.)
Темы раздела: Текст как знаковая система. Понятие контекста: авторский контекст и читательский.
Основные виды учебной деятельности: определять текст как знаковую систему, знать виды контекста, находить примеры в речи.
Раздел 2. Теория литературного анализа (3ч.)
Темы раздела: Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный. Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ. Понятие проблемного вопроса и проблемной ситуации. Интерпретация - истолкование, разъяснение смысла. Отличие интерпретации от анализа.
Основные виды учебной деятельности: знать виды анализа, определять его теоретические основы, проблемные ситуации; отличать интерпретацию от анализа.
Раздел 3. Язык художественного произведения (14ч.)
Темы раздела: Язык разговорный, литературный, поэтический. Понятие поэтического языка.
Поэтическая фонетика. Звукопись. Звукоподражание. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония.
Тропы. Виды тропов: аллегория, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, перефраза, эпитет. Тропы как средство художественного изображения. Эпитеты в исторических песнях.
Поэтический синтаксис. Роль интонации. Синтаксические фигуры: риторические вопросы, обращения, восклицания. Эллипсис. Антитеза. Инверсия. Градация. Оксюморон. Синтаксические повторы: анафора, эпифора
Тексты. К.Бальмонт « Вечер. Взморье. Вздохи ветра», В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче», « Степан Разин на Волге», « Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён», Е.А. Баратынский « Водопад», «Чудный град порой сольётся…», Г.Р. Державин «Снегирь», М.Ю.Лермонтов «Нищий», А.С. Пушкин « Я помню чудное мгновенье…», А. А. Фет « На железной дороге», А. Блок « На железной дороге». .
Основные виды учебной деятельности: находить тропы в речи, знать их виды, использовать в своей речи для её образности.
Раздел 4. Персонаж в литературном произведении (5 ч.)
Темы раздела: Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой, персонаж, герой, действующее лицо. Способы создания характера персонажа: имя, портрет, речь, поступки, поведение, мысли, чувства, отношение с окружающими, авторское отношение к герою, место героя в образной системе произведения.
Тексты. Н.М. Карамзин « Наталья, боярская дочь», Д.И.Фонвизин « Недоросль». А.де Сент - Экзюпери « Маленький принц».
Основные виды учебной деятельности: находить способы создания характера персонажа, авторское отношение к герою, место героя в образной системе произведения.
Раздел 5. Функция детали в художественном произведении (3ч.)
Темы раздела: Деталь как самая малая и неделимая единица предметного мира произведения. Роль детали в раскрытии образа. « Читая, мы должны замечать и лелеять детали. Лунный свет обобщений - вещь хорошая, но лишь после того, как любовно собраны все солнечные мелочи книги» (В. Набоков).
Текст. А.С. Пушкин « Пиковая дама»
Основные виды учебной деятельности: Роль художественной детали. Лингвистический анализ текста. Создание буклета.
Раздел 6.Символика в художественном произведении (3 ч.)
Темы раздела: Символ – предметный образ, несущий иносказательный смысл. Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число.
Тексты. М.Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь», «Сосед». М.Горький « Песня о Соколе».
Основные виды учебной деятельности: определять символ как предметный образ, несущий иносказательный смысл.
Раздел 7. Роль эпизода в художественном произведении (3ч.)
Темы раздела: Эпизод - основной структурный элемент в системе произведения. Виды связи эпизодов: причинно- следственные, причинно-временные, собственно временные. Анализ эпизода: его границы, время, место действия, система персонажей, расположение эпизода в контексте произведения, выявление точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование.
Тексты. М.Горький « Старуха Изергиль», А. С.Пушкин « Капитанская дочка», уметь его анализировать
Основные виды учебной деятельности: знать виды связи эпизода, уметь его анализировать, находить в контексте произведения, выявлять точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование.