Рабочая программа учебного курса "В мире текста" в 8 классе

Сизикина Нина Александровна
Курс «В мире текста» углубляет и расширяет знания учащихся по литературе и  строится на базе знаний по теории литературы с учетом навыков, полученных на уроках  литературы с 5 по 7 классы.  Данный  элективный курс предназначен для учащихся 8 класса основной школы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_v_mire_teksta4.docx33.15 КБ
Файл v_mire_teksta_elektiv.docx146.6 КБ

Предварительный просмотр:

        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номер урока

Название разделов и тем

Все-го ча-сов

Формы  ЗАНЯТИЯ

Оценка результатов

освоения знаний.

Учебно–методические пособия

ПланируемыЕ результаты

Сроки

План     факт

 Раздел 1. Введение в курс -2 ч.

1

Текст как знаковая система.

1

Слово учителя о целях, задачах курса. Лекция- беседа

Конспект. Групповая рефлексия

презентация

Знать: текст как знаковая система. Уметь: определять авторский контекст  и читательский.

плановоо

фактическ

2

Понятие контекста: авторский и читательский.

1

Лекция -  беседа

Эссе

Дидактические материалы

Раздел 2. Теория литературного анализа- 3 ч.

3

Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный.

1

Лекция учителя, конспектирование

Доклад на тему  «Виды анализа»

Тематические тесты

Знать: понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный. Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ. Понятие проблемного вопроса и проблемной ситуации.

Интерпрета-ция-истолкова-ние, разъяснение смысла.

Уметь: отличать нтерпрета-ции от анализа.

4

Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ.

1

Лекция - беседа

Формулировка вопросов  по теме

Дидактические материалы

5

Теоретические основы целостного анализа

1

Беседа. Практическое занятие

Творческое задание. Интерпретация любимо  Тематические тесты стихотворения

Тематические тесты

Раздел 3.  Язык художественного произведения- 14 ч.

6

Виды языка. Понятие поэтического языка. Звукопись. Звукоподража-ние.

1

Лекция- беседа

Самостоятельная работа. Подборка стихотворных текстов

Тематические тесты

Знать:

Поэтическая фонетика. Звукопись. Звукоподра-жание. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония.

Тропы.  Виды тропов:  аллегория, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, перефраза, эпитет. Тропы как средство художественного изображения. Эпитеты в исторических песнях.

7

 «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче». Звуковая сторона стиха. Усиление смысловой функции слов.

1

Творческая лаборатория

Письменный анализ  звукового строя стихотворения В.Маяковского

презентация

8

Звуковые средства выразительности Аллитерация. Ассонанс. Эвфония.

1

 Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарём

Выразительное чтение поэтических текстов. Конкурс чтецов.

Дидактические материалы

9

Звукопись в стихотворении К. Бальмонта « Вечер. Взморье. Вздохи ветра».

1

 Поэтический практикум

Письменный анализ стихотворения

Тематические тесты


10

Тропы. Виды тропов и связи между ними.

1

Семинар

 Групповые презентации Составление литературоведческого словарика

Дидактические материалы

Уметь: нахо-дить в  тексте синтаксичские фигуры: риторические вопросы, обращения, восклицания. Эллипсис.  Антитеза. Инверсия. Градация. Оксюморон. Синтаксиче-ские повторы: анафора, эпифора.

план

план

11

Эпитет как средство живой выразительной речи.

1

Урок- исследование

Работа с  поэтическим тестом

презентация

12

Эпитеты в исторических песнях. « Степан Разин на Волге», « Пугачёв в темнице»,  «Пугачёв казнён».

1

Урок- практикум

Сообщения учащихся

Дидактические материалы

13

Излюбленные эпитеты в стихотворениях М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина.

1

Творческая мастерская

Творческие работы учащихся

презентация

14

Анализ стихотворений  Е.А. Баратынского «Водопад»,  «Чудный град порой сольётся…» Г.Р. Державина « Снегирь».

1

 Поэтический  практикум

Анализ стихотворения на выбор

Дидактические материалы

15

Поэтический синтаксис. Интонация. Особенности поэтической интонации.

1

Семинар

Эссе

Тематические тесты

16

Фигуры речи как стилистический приём.

1

Лекция - беседа

Тестовый контроль

17

Анафора и эпифора в поэтическом тексте.

1

Урок- эксперимент

Наблюдение над поэтическим текстом

презентация

18

Роль выразительных средств языка в стихотворениях А. Фета, А. Блока « На железной дороге».

1

Урок- практикум

Анализ стихотворений

Тематические тесты

19

 Диагностика усвоения изученного по теме «Тропы и стилистические фигуры».

1

Тестирование

Зачёт по теме

Дидактические материалы

 Раздел 4.  Персонаж в литературном произведении- 5 ч.

20

Человек как главный объект всякого искусства. Определение персонажа. Способы создания характера персонажа.

1

Лекция - беседа

Групповая рефлексия

Дидактические материалы

Знать: способы создания характера персонажа

21

 Характеры героев повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь».

1

Эвристическая беседа

Работа с текстом. Характеристика героини повести

Дидактиче-ские материалы

Уметь

определять

авторское

отношение

к герою,

место

героя

в

 системе

произведения.

22

Герои комедии Фонвизина. Говорящие фамилии и имена.

1

Урок- исследование

Проект - презентация «Говорящие фамилии и имена героев пьесы»

презентация

23

Герой сказки

А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц».

1

Урок-исследование, творческая лаборатория

Презентация- характеристика Маленького Принца

Дидактические материалы

 Раздел 5. Функция  детали в художественном произведении- 3 ч.

24

Деталь - малая и неделимая  единица предметного мира произведения.

1

Лекция- беседа

Сообщения учащихся

Тематические тесты

Знать:

способы создания характера персонажа:  

25

Роль детали в художественном произведении.

1

Творческая лаборатория

Самостоятельная работа. Работа с текстами

Дидактические материалы

26

Роль трёх карт в повести А.С. Пушкина « Пиковая дама».

1

Урок- исследование

Индивидуальные задания

Дидактические материалы

 Раздел 6. Символика в художественном произведении- 3 ч.

27

Понятие о символе. Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число.

1

Семинар

Доклады учащихся

презентация

Знать: Символ –  предметный образ, несущий иносказатель-ный смысл..

28

 Символический образ тюрьмы в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ Стихотворений «Пленный рыцарь»,  «Сосед».

1

 Поэтический практикум

Сообщения учащихся. Анализ стихотворений

Тематические тесты

Уметь:

 различать многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число

 Раздел 7. Роль эпизода в художественном произведении - 3ч.

30

Эпизод - основной структурный элемент  произведения.

1

Лекция - беседа

Групповая рефлексия

презентация

Знать: деталь как самая малая и неделимая  единица предметного мира произвезведе-ния

31

Анализ эпизодов из повести А.С. Пушкина  «Капитанская дочка»

1

Практикум

Индивидуальная работа учащихся над  любым эпизодом повести

Дидактические материалы

Уметь:опреде-лять роль детали в раскрытии образа

32

М.Горький «Старуха Изергиль». Сравнительно – сопоставитель-ный анализ двух легенд.

1

Урок- исследование

Анализ эпизода   «Рассказ Изергиль о своей жизни»

Тематические тесты

Раздел 8. Обобщение знаний.-1 час.

33

Зачетная работа.

1

Творческая лаборатория.

Зачётная работа. Проекты, презентации учащихся

презентация

Знать:

виды связи эпизодов: причинно- следственные, причинно-временные, собственно временные.

34

Итоговая читательская конференция.

1

Урок- конференция

Индивидуальные   и групповые выступления учащихся

Дидактические материалы

Уметь: анализировать эпизод.

ИТОГО

34ч.


        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Киржеманская средняя общеобразовательная школа»

Чамзинского муниципального района
Республики Мордовия

Рассмотрена и одобрена                                                          Утверждена

заседании методического объединения                                  директором МБОУ

учителей математики и информатики                                  «Киржеманская СОШ»

Протокол № 1 от __________ 2016 г.                                     Е.И.Бочкарева/_______/        

Руководитель МО:

      _______________/М. А. Сизова/                                     31 августа 2016 г.

                                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ЭЛЕКТИВНОГО  КУРСА

                                         «В мире текста ”

                                в 8 классе на 2016-2017 учебный год

        

                        

                                                                       Автор программы:

                                                                        учитель высшей

                                                                        квалификационной категории

                                                                        Сизикина Н. А.

                                                         2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «В мире текста» для 8 класса составлена на основе  Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  №273-ФЗ  «Об  образовании в Российской Федерации», в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, утвержденного приказом МБОУ «Киржеманская СОШ» от 28.06.2016 г. № 76, учебного плана МБОУ «Киржеманская СОШ.

Курс « Тайный мир текста»  углубляет и расширяет знания учащихся по литературе и  строится на базе знаний по теории литературы с учетом навыков, полученных на уроках  литературы с 5 по 7 классы.  Данный  элективный курс предназначен для учащихся 8 класса основной школы.

 Часы для проведения занятий по курсу выделены из школьного компонента Базисного учебного плана. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Вместе с тем курс подразумевает усвоение теоретических литературоведческих понятий в сочетании с практической деятельностью учащихся (при анализе художественных произведений).

 Одной из актуальных задач современной школы является формирование развитой личности, обладающей высоким уровнем языковой культуры, необходимым компонентом которой является речевая и читательская культура,  что предполагает сформировать  у учащихся  умения и навыки  литературоведческого анализа художественного текста, развитие эстетического, интеллектуального, творческого потенциала, повышение читательской культуры.

Рабочая  программа элективного курса «В мире текста»  содержит следующие разделы:

  • планируемые предметные результаты освоения учебного предмета;
  • содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
  • календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Цель и задачи  элективного курса «В мире текста»

Цель:

  • создание условий для формирования личности ученика, способной самостоятельно мыслить, полноценно воспринимать и оценивать литературное произведение, анализировать   его  с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.

                Задачи: 

  • обобщить, расширить и углубить знания учащихся о тексте и его важнейших признаках; о выразительных  средствах   языка и его стилистических ресурсах;
  • способствовать формированию у учащихся понимания текста, развивать навыки анализа художественного произведения;
  • создавать информационное пространство о различных подходах к анализу текста;
  • развивать умения учащихся рассматривать слово не только в прямом его значении, но и видеть художественный смысл в структуре текста;
  • развивать  устную  и письменную речь,  ассоциативное мышление, воображение и творческие способности  учащихся;
  • воспитывать читателя, понимающего выраженный в художественном произведении замысел писателя, его манеру, стиль, миропонимание и мироощущение.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Знать/понимать:

  • Основные сведения о языке, изученные в 5 –7 классах;

  • изученные языковые понятия, разделы языкознания, основные единицы языка, их признаки;

  • смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;

  • признаки текста, средства связи предложений и смысловых частей текста;

  • признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;

  • функционально-смысловые типы речи, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные).

Уметь:

  • находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать    слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами;
  • выделять запятыми причастные и деепричастные обороты.
  • различать изученные стили речи; определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; - анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;- воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости;
  • создавать тексты изученных стилей и жанров;
  • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;
  • соблюдать в практике речевого общения  основные нормы русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать нормы этикета.

                 Содержание элективного курса «В мире текста»

Рабочая программа элективного курса «В мире текста»  для 8 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Киржеманская СОШ». Элективный курс «В МИРЕ ТЕКСТА»  изучается в 8 классе в объеме 34 часов, из расчета 1 час в неделю.

 Содержание программы. 

Раздел 1.Введение в курс (2 ч.)

Темы раздела: Текст как знаковая система. Понятие контекста: авторский контекст  и читательский.

Основные виды учебной деятельности: определять текст как знаковую систему, знать виды контекста, находить примеры в речи.

Раздел 2. Теория литературного анализа (3ч.)

Темы раздела: Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный. Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ. Понятие проблемного вопроса и проблемной ситуации. Интерпретация - истолкование, разъяснение смысла. Отличие интерпретации от анализа.

Основные виды учебной деятельности: знать виды анализа, определять его  теоретические основы,  проблемные ситуации; отличать интерпретацию от анализа.

Раздел 3. Язык художественного произведения (14ч.)

Темы раздела: Язык разговорный, литературный, поэтический. Понятие поэтического языка.

 Поэтическая фонетика. Звукопись. Звукоподражание. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония.

Тропы. Виды тропов: аллегория, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, перефраза, эпитет. Тропы как средство художественного изображения. Эпитеты в исторических песнях.

Поэтический синтаксис. Роль интонации. Синтаксические фигуры: риторические вопросы, обращения, восклицания. Эллипсис.  Антитеза. Инверсия. Градация. Оксюморон. Синтаксические повторы: анафора, эпифора

Тексты.   К.Бальмонт  « Вечер. Взморье. Вздохи ветра», В. Маяковский  «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче», « Степан Разин на Волге», « Пугачёв в темнице»,  «Пугачёв казнён», Е.А. Баратынский « Водопад»,   «Чудный град порой сольётся…»,  Г.Р. Державин «Снегирь»,  М.Ю.Лермонтов  «Нищий», А.С. Пушкин « Я помню чудное мгновенье…»,  А. А. Фет « На железной дороге»,  А. Блок « На железной дороге». .

 Основные виды учебной деятельности: находить тропы в речи, знать их виды, использовать в своей речи для её образности.

Раздел 4. Персонаж в  литературном  произведении (5 ч.)

 Темы раздела: Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой, персонаж, герой, действующее лицо. Способы создания характера персонажа:  имя, портрет,  речь, поступки, поведение, мысли, чувства, отношение с окружающими, авторское отношение к герою, место героя в образной системе произведения.

Тексты. Н.М. Карамзин « Наталья, боярская дочь», Д.И.Фонвизин « Недоросль». А.де Сент - Экзюпери  «Маленький принц».

 Основные виды учебной деятельности: находить  способы создания характера персонажа, авторское отношение к герою, место героя в образной системе произведения.

Раздел 5. Функция  детали в художественном произведении (3ч.)

Темы раздела: Деталь как самая малая и неделимая  единица предметного мира произведения. Роль детали в раскрытии образа. « Читая, мы должны замечать и лелеять детали. Лунный свет обобщений - вещь хорошая, но лишь после того, как любовно собраны все солнечные мелочи книги» (В. Набоков).

Текст. А.С. Пушкин « Пиковая дама»

 Основные виды учебной деятельности:  Роль художественной детали. Лингвистический анализ текста. Создание буклета.

Раздел 6.Символика в художественном произведении (3 ч.)

 Темы раздела: Символ –  предметный образ, несущий иносказательный смысл. Многозначность символа. Символика имени.  Цветосимвол. Число.

Тексты. М.Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь», «Сосед». М.Горький « Песня о Соколе».

 Основные виды учебной деятельности: определять символ как предметный образ, несущий иносказательный смысл.

Раздел 7. Роль эпизода в художественном произведении (3ч.)

 Темы раздела: Эпизод - основной структурный элемент в  системе произведения. Виды связи эпизодов: причинно- следственные, причинно-временные, собственно временные. Анализ эпизода: его границы, время, место действия, система персонажей, расположение эпизода в контексте произведения, выявление точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование.

Основные виды учебной деятельности: знать виды связи эпизода, уметь его анализировать, находить в контексте произведения, выявлять точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование.



Предварительный просмотр:

 

Пояснительная  записка

Рабочая программа учебного курса  «В мире текста» для 8 класса составлена на основе  Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  №273-ФЗ  «Об  образовании в Российской Федерации», в соответствии с федеральным базисным учебным планом, утвержденного приказом МО РФ от 09.03.2004 г. №1312 (с изменениями от 20.08.2008 г. №241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. №1994, от 01.02.2012 г. №74), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089, с изменениями  на 31.01.2012 года, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Киржеманская СОШ», утвержденного приказом МБОУ «Киржеманская СОШ» от 31.08.2017 г. №88, Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, утвержденного приказом МБОУ «Киржеманская СОШ» от 28.06.2016 г. № 76, учебного плана МБОУ «Киржеманская СОШ».

Курс «В мире текста» углубляет и расширяет знания учащихся по литературе и  строится на базе знаний по теории литературы с учетом навыков, полученных на уроках  литературы с 5 по 7 классы.  Данный  элективный курс предназначен для учащихся 8 класса основной школы.

 Рабочая программа элективного курса «В мире текста» содержит следующие разделы:

  • планируемые предметные результаты освоения учебного курса;
  • содержание учебного курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
  • календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Цель и задачи элективного курса «В мире текста»

Цель:

● создание условий для формирования личности ученика, способной самостоятельно мыслить, полноценно воспринимать и оценивать литературное произведение, анализировать   его  с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.

Задачи: 

● обобщить, расширить и углубить знания учащихся о тексте и его важнейших признаках; о выразительных  средствах   языка и его стилистических ресурсах;

● способствовать формированию у учащихся понимания текста, развивать навыки анализа художественного произведения;

● создавать информационное пространство о различных подходах к анализу текста;

● развивать умения учащихся рассматривать слово не только в прямом его значении, но и видеть художественный смысл в структуре текста;

● развивать устную и письменную речь, ассоциативное мышление, воображение и творческие способности  учащихся.

Планируемые предметные результаты освоения учебного курса

Знать/понимать:

  • Основные сведения о языке, изученные в 5 –7 классах;

  • изученные языковые понятия, разделы языкознания, основные единицы языка, их признаки;

  • смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;

  • признаки текста, средства связи предложений и смысловых частей текста;

  • признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;

  • функционально-смысловые типы речи, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные).

Уметь:

  • находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами;
  • выделять запятыми причастные и деепричастные обороты.
  • различать изученные стили речи; определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; - анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;- воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости;
  • создавать тексты изученных стилей и жанров;
  • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;
  • соблюдать в практике речевого общения  основные нормы русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать нормы этикета.

                 Содержание элективного курса «В мире текста»

Рабочая программа элективного курса «В мире текста»  для 8 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Киржеманская СОШ». Элективный курс «В МИРЕ ТЕКСТА»  изучается в 8 классе в объеме 34 часов, из расчета 1 час в неделю.

 Содержание программы. 

Раздел 1.Введение в курс (2 ч.)

Темы раздела: Текст как знаковая система. Понятие контекста: авторский контекст  и читательский.

Основные виды учебной деятельности: определять текст как знаковую систему, знать виды контекста, находить примеры в речи.

Раздел 2. Теория литературного анализа (3ч.)

Темы раздела: Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный. Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ. Понятие проблемного вопроса и проблемной ситуации. Интерпретация - истолкование, разъяснение смысла. Отличие интерпретации от анализа.

Основные виды учебной деятельности: знать виды анализа, определять его  теоретические основы,  проблемные ситуации; отличать интерпретацию от анализа.

Раздел 3. Язык художественного произведения (14ч.)

Темы раздела: Язык разговорный, литературный, поэтический. Понятие поэтического языка.

 Поэтическая фонетика. Звукопись. Звукоподражание. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония.

Тропы. Виды тропов: аллегория, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, перефраза, эпитет. Тропы как средство художественного изображения. Эпитеты в исторических песнях.

Поэтический синтаксис. Роль интонации. Синтаксические фигуры: риторические вопросы, обращения, восклицания. Эллипсис.  Антитеза. Инверсия. Градация. Оксюморон. Синтаксические повторы: анафора, эпифора

Тексты.   К.Бальмонт  « Вечер. Взморье. Вздохи ветра», В. Маяковский  «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче», « Степан Разин на Волге», « Пугачёв в темнице»,  «Пугачёв казнён», Е.А. Баратынский « Водопад»,   «Чудный град порой сольётся…»,  Г.Р. Державин «Снегирь»,  М.Ю.Лермонтов  «Нищий», А.С. Пушкин « Я помню чудное мгновенье…»,  А. А. Фет « На железной дороге»,  А. Блок « На железной дороге». .

 Основные виды учебной деятельности: находить тропы в речи, знать их виды, использовать в своей речи для её образности.

Раздел 4. Персонаж в  литературном  произведении (5 ч.)

 Темы раздела: Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой, персонаж, герой, действующее лицо. Способы создания характера персонажа:  имя, портрет,  речь, поступки, поведение, мысли, чувства, отношение с окружающими, авторское отношение к герою, место героя в образной системе произведения.

Тексты. Н.М. Карамзин « Наталья, боярская дочь», Д.И.Фонвизин « Недоросль». А.де Сент - Экзюпери « Маленький принц».

 Основные виды учебной деятельности: находить  способы создания характера персонажа, авторское отношение к герою, место героя в образной системе произведения.

Раздел 5. Функция  детали в художественном произведении (3ч.)

Темы раздела: Деталь как самая малая и неделимая  единица предметного мира произведения. Роль детали в раскрытии образа. « Читая, мы должны замечать и лелеять детали. Лунный свет обобщений - вещь хорошая, но лишь после того, как любовно собраны все солнечные мелочи книги» (В. Набоков).

Текст. А.С. Пушкин « Пиковая дама»

 Основные виды учебной деятельности:  Роль художественной детали. Лингвистический анализ текста. Создание буклета.

Раздел 6.Символика в художественном произведении (3 ч.)

 Темы раздела: Символ –  предметный образ, несущий иносказательный смысл. Многозначность символа. Символика имени.  Цветосимвол. Число.

Тексты. М.Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь», «Сосед». М.Горький « Песня о Соколе».

 Основные виды учебной деятельности: определять символ как предметный образ, несущий иносказательный смысл.

Раздел 7. Роль эпизода в художественном произведении (3ч.)

 Темы раздела: Эпизод - основной структурный элемент в  системе произведения. Виды связи эпизодов: причинно- следственные, причинно-временные, собственно временные. Анализ эпизода: его границы, время, место действия, система персонажей, расположение эпизода в контексте произведения, выявление точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование.

Тексты. М.Горький « Старуха Изергиль», А. С.Пушкин « Капитанская дочка», уметь его анализировать

 Основные виды учебной деятельности: знать виды связи эпизода, уметь его анализировать, находить в контексте произведения, выявлять точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование.