ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obucheniya_detey_s_ovz_matematike.docx | 58.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Наталия Владимировна Оськина, учитель математики
(ГБОУ «Центр инклюзивного образования «Южный», г. Москва)
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Законодательство Российской Федерации в соответствии с
основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на
получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании".
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Глава 11. Статья 79.) установлено: « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях разрабатываются соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Основной документ, который содержит гигиенические требования к организации данной работы – это новые «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013). В которых говорится: «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов в случае их пребывания в учреждении…». Нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 распространяются на все образовательные учреждения, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2013-2014 учебном году в отделении надомного обучения нашего Центра обучалось 94 учащихся с ОВЗ. Из них:
44 учащихся обучалось в отделении надомного обучения по программе общеобразовательной массовой школы,
50 – по адаптированной программе, составленной для обучающихся специального коррекционного VIII вида на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Для разработки программы на начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.
В работу с детьми данной категории включаются специалисты Центра: руководители структурных подразделений, медработник, педагоги-психологи, учителя-логопеды, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, соц. педагоги, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в Центре для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Они осуществляют индивидуальный подход к детям при организации воспитательно –
образовательного процесса. Специалисты проводят консультации с родителями, дают рекомендации для оптимального развития и адаптации ребенка, а также оказывают помощь всем членам семей, воспитывающих этих детей. Администрация, в свою очередь, заключает договора с родителями (законными представителями), способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды.
Следующим этапом осуществляется углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПК учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.
Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).
Далее педагогами и специалистами Центра разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.
Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для учащихся составляет один год,
корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и
корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.
В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами Центра даются рекомендации, советы, консультации.
Образовательная программа в нашем учреждении разрабатывается педагогами и специалистами и утверждается директором. Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ или ребенка - инвалида в нашем учреждении имеет такую структуру:
- Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя ребенка, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа должна быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.
- Пояснительная записка, в которой излагается сведения о ребенке: возраст, группа, социальное окружение, интересы; ожидания родителей; диагноз; психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем
сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке указываются
основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновывается варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
- Индивидуальный учебный план. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы.
- Содержание программы включает в себя три основных компонента или блока:
Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план.
Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы специалистов: учителя-логопеда, дефектолога, педагога-
психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной
работы с ребенком во время непосредственно-образовательной деятельности и в свободной деятельности.
Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения
Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения.
Обучение математике в коррекционно-развивающих классах VIII вида имеет свою специфику. У обучающихся таких классов, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение математического материала представляется концентрически с учетом возможностей обучающихся и предусмотрен постепенный переход от чисто практического обучения в начальной школе к практико-теоретическому в старших классах. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. При отборе математического материала учитываются индивидуальные показатели скорости и качества усвоения математических представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени
выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Разработанная адаптированная программа по математике для учащихся 5 класса по сравнению с традиционной программой для общеобразовательных учреждений составлена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников. В рамках подготовки к социальной адаптации в условиях современного общества в программе предусматривается использование микрокалькулятора, ознакомление детей с масштабом, с устной и письменной нумерацией чисел, с разрядами единиц, десятков и сотен тысяч, с классами единиц,тысяч.
Адаптированная программа в отличие от программы, допущенной Министерством образования РФ, предусматривает наряду с общеобразовательными задачами активизацию познавательной деятельности, формирование общеинтеллектуальных умений и навыков, нормализацию учебной деятельности, развитие устной речи, формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки, а также направлено на оказание помощи детям в поиске своих ресурсов, утверждение веры в себя и свои возможности, стремление к преодолению трудностей, дальнейшее самоопределение и социализацию. .
Адаптированная программа содержит в себе:
Пояснительная записка
Цели обучения математике определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека даже если этот человек с ограниченными возможностями здоровья. . Основной целью в данном случае является оказание помощи в освоении основ основной образовательной программы по математике т.к. ему придется в своей жизни выполнять довольно сложные устные и письменные расчеты ,
пользоваться различной вычислительной техникой , справочной литературой , выполнять геометрические измерения и преобразования, а для этого нужна базовая математическая подготовка. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности вырабатываются умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивается логическое мышление, воображение, пространственные представления, возможность развивать у учащихся устную и письменную речь.
Математика – часть общечеловеческой культуры , играющая особую роль в общественном развитии , в воспитании культуры личности человека , а также способствует эстетическому воспитанию человека.
Курс математики 5 класса - важнейшее звено математического образования и развития школьников. Обучение математике в коррекционно-развивающих классах 8 вида имеет свою специфику, и должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
Программа рассчитана на обучающихся с недостаточной математической подготовкой, имеющих задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья.
При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развиты навыки чтения, устной и письменной речи .
При отборе математического материала учитываются индивидуальные показатели скорости и качества усвоения математических представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников и определяет базовый уровень подготовки обучающихся в соответствии со стандартом основного общего образования по математике.
Предлагаемая программа по сравнению с традиционной программой для общеобразовательных учреждений составлена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне категории школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, находящихся на индивидуальной форме обучения на дому.
Цели курса:
- овладение конкретными математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в практической деятельности в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники,
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль для научно-технического прогресса в развитии общества;
-создание условий для социальной адаптации учащихся.
Задачи:
- развитие внимания, памяти учащихся, формирования у них умений логически мыслить, анализировать полученные знания, находить закономерности;
- овладение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических и нематематических задач;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся 8 вида и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами;
- развитие речи учащихся, обогащая ее математической терминологией;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки
контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Содержание учебного курса по математике
для 5 класса рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю).
Повторение(2 часа)
1. Натуральные числа и шкалы (7 часов).
Натуральные числа и их сравнение.
Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник.
Измерение и построение отрезков.
Координатный луч.
Контрольная работа № 1 по теме: «Натуральные числа и шкалы».
Знать:
понятие натуральных чисел, классов, разрядов;
понятие отрезка, его концов, длины;
понятие треугольника;
понятие многоугольника;
понятие единицы измерения.
Уметь: читать многозначные числа, записывать, разбивать на классы;
сравнить числа, записывать результат с помощью знаков <,>;
строить, измерять отрезки, сравнивать их, переходить от одних единиц измерения к другим;
строить прямые, лучи, обозначать их;
изображать координатный луч, отмечать на нем заданные числа, называть• число, соответствующее данному делению на координатном луче.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (11 часов).
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач.
Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Контрольная работа № 2 по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел и его свойства Уравнения».
Знать: алгоритм арифметических действий над многозначными числами;
определение компонентов при сложении и вычитании;
свойства сложения и вычитания;
определение уравнения и корня.
Уметь: читать числовые и буквенные выражения;
составлять буквенные выражения по условию задачи;
решать уравнение на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
3.. Умножение и деление натуральных чисел (11часов).
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа.
Решение текстовых задач.
Контрольная работа № 3 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел».
Знать:
свойства умножения натуральных чисел;
понятие квадрата и куба числа;
правила выполнения порядка действий.
Уметь:
решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий; решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на… (в…)», «меньше на… (в…)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.); умножать и делить натуральные числа, читать их; выполнять деления с остатком, называть получившийся ответ; возводить в квадрат и куб числа, соблюдая порядок действий.
4. Площади и объемы (6 часов)
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Контрольная работа № 4«Площади и объемы».
Знать:
формулы пути, площадей прямоугольника, квадрата, периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, объема прямоугольного параллелепипеда;
основные единицы измерения площадей, объемов.
Уметь:
вычислять по формулам, записывать формулы и упрощать их;
переходить от одних единиц площадей к другим в соответствии с условием задачи;
находить площадь поверхности параллелепипеда.
5. Обыкновенные дроби (22 часа).
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Контрольная работа № 5 по теме: «Обыкновенные дроби.»
Контрольная работа № 6 по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Знать:
понятие круга и окружности, их элементы;
определение правильных и неправильных дробей, равных дробей;
правила сложения и вычитания дробей.
Уметь: строить окружность по заданному радиусу, точки, принадлежащие кругу и не принадлежащие;
читать дроби, записывать, изображать на координатном луче;
решать основные задачи на дроби;
сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями с помощью координатного луча, читать равенства и неравенства;
записывать частное в виде дроби и наоборот, применять свойство деления суммы на число;
выделять целую часть, записывать частное в виде смешанного числа.
6 . Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (10 часов).
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Контрольная работа № 7 по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Знать:
определение десятичной дроби;
правило сравнения десятичных дробей;
правило округления чисел с недостатком и избытком
Уметь:
записывать и читать десятичные дроби;
отмечать десятичные дроби на координатном луче;
решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
7. Умножение и деление десятичных дробей (18 часов).
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Контрольная работа № 8 по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число».
Контрольная работа № 9 по теме: « Умножение и деление десятичных дробей».
Знать: правила умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 …;
правила умножения и деления десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 …;
определение среднего арифметического, средней скорости.
Уметь:
умножать десятичные дроби на 10, 100, 1000 …;
делить десятичные дроби на 10, 100, 1000 …;
обращать обыкновенную дробь в десятичную;
умножать дробь на 0,1; 0,01; 0,001 …;
находить среднее арифметическое нескольких чисел.
8. Инструменты для вычисления и измерения (10 часов).
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе.
Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм.
Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла.
Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Контрольная работа № 10 по теме: «Вычисления и измерения».
Знать:
определение процента, его запись, чтение;
определение угла, прямого, развернутого, острого, тупого;
определение градуса, величину прямого и развернутого углов.
Уметь:
выполнять вычисления на калькуляторе, составлять программу вычислений;
обращать десятичные дроби в проценты и обратно, находить проценты от числа, решать задачи на проценты;
называть углы, находить равные, строить углы;
пользоваться транспортиром, находить и строить углы.
читать и строить круговые диаграммы.
Повторение. Решение задач (4часа).
Повторить и систематизировать полученные в течение учебного года знания.
Контрольная работа №11 по теме: Итоговая работа за курс 5 класса.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Требования к результатам обучения направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен: знать/понимать: существо понятия математического доказательства, примеры доказательств; существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов; как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач.
Уметь: выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем; применять свойства арифметических действий при решении примеров; решать простейшие уравнения, упрощать буквенные выражения; находить процент от числа, переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов; выполнять арифметические действия с рациональными числами, применять свойства арифметических действий при решении примеров сравнивать рациональные и действительные числа;
находить значения числовых выражений; округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком; пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот; решать текстовые задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: при решении несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных
материалов, калькулятора, компьютера; в устной прикидке и оценке результатов вычислений; при проверке результата вычисления с использованием различных приёмов выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
Учебные умения и навыки: самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда, режима дня; понимать учебную задачу, поставленную учителем, и действовать строго в соответствии с ней; работать в заданном темпе; учиться пооперационному контролю учебной работы, оценивать учебные действия по образцу оценки учителя; уметь работать самостоятельно; оказывать необходимую помощь учителю на уроке и вне его; самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника; работать с материалами приложения учебника; использовать образцы в процессе самостоятельной работы; отвечать на вопросы по тексту; учиться связно, отвечать по плану.
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:
объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.;
закрепление изученного материала с использованием многовариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и
индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
обобщение и систематизация пройденного материала с использованием математических игр.
Основные формы контроля:
кратковременные проверочные работы;
тематические тесты;
контрольные работы.
Перечень обязательных контрольных работ
контрольная работа №1« Натуральные числа и шкалы»
контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных чисел и его свойства. Уравнения».
контрольная работа №3 «Умножение и деление натуральных чисел»
контрольная работа №4 «Площади и объемы ».
контрольная работа №5 «Обыкновенные дроби».
контрольная работа№6 « Сложение и вычитание смешанных чисел».
контрольная работа №7 «Сложение и вычитание десятичных дробей».
контрольная работа №8 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа».
контрольная работа №9 «Умножение и деление десятичных дробей».
контрольная работа №10 «Вычисления и измерения».
Итоговая контрольная работа№11 за курс 5 класса.
Оценка достижений планируемых результатов
Математические представления, знания и умения практически применять их оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих проверочных и итоговых письменных контрольных работ, которые представлены в трех уровнях:
В – высокий уровень; С – средний уровень; Н – низкий уровень.
Знания оцениваются в 5- балльной системе. При выставлении оценки ориентир – на вариант С и Н, а за выполнение заданий из варианта В дополнительно ставится положительная оценка. При оценке знаний учитывается количество правильно выполненных заданий:
отметка «5» ставится за все верно выполненные задания;
отметка «4» – за верное выполнение трех заданий;
отметка «3» – за верное выполнение двух заданий, если вариант содержит 4 задания.
Индивидуальный подход в обучении на современном этапе развития школьного образования имеет принципиально важное значение для построения всего учебно-воспитательного процесса. Прежде всего, он отражает реально существующие в теории и практике коррекционного обучения тенденции.
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…».