Для Вас, Родители!!!

Пилипович Юлия Андреевна

Заботливым родителям!

                                                                                                                         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родителям об индивидуальных особенностях детей

Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента

С рождения дети отличаются друг от друга своим поведением. И всё, потому что у каждого малыша свой темперамент – врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возрасте 5-6 лет, но заметны еще раньше.

Темперамент – базовая психологическая характеристика индивидуальности, основа, на которой строится человеческая личность. Тип темперамента обусловлен свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, их различными сочетаниями. Таких свойств три:

  • сила, т.е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;
  • уравновешенность, которая определяется соотношением процессов возбуждения и торможения;
  • подвижность как показатель быстрой смены процессов возбуждения и торможения.

Комбинация этих свойств и определяет различные типы темперамента:

  • холерик – обладает сильной нервной системой, неуравновешенный, подвижный;
  • сангвиник – характеризуется сильной нервной системой, уравновешенный, подвижный;
  • флегматик – имеет сильную нервную систему, уравновешенный, инертный;
  • меланхолик – отличается слабой нервной системой, неуравновешенный, инертный.

Остановимся подробнее на основных свойствах темперамента детей. Если в поведении вашего ребенка наблюдаются неугомонность, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость задиристость, нетерпеливость, конфлитность, горячность, значит у вас холерик. Такой ребенок бурно проявляет эмоции, любит шумные азартные игры. В общении ему всегда нужны сподвижники и зрители. Особенности познавательной деятельности ребенка-холерика – все схватывает на лету и так же быстро забывает. Предпочитает делать только то, что ему интересно. Его движения порывистые, резкие, речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Уровень тревожности – средний. Очень легко приспосабливается к новой обстановке детского сада, но с трудом – к требованиям, установленным в учреждении.

Для сангвиника характерны жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромиссам, гибкость, деловитость, общительность. Уровень тревожности – средний. Такой ребенок чувствует себя везде как дома, любит общество детей и взрослых. Является душой компании, лидер по выбору. Легко и быстро усваивает новое, имеет, как правило, хорошую долговременную и кратковременную память. Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и  жестами. Особенность адаптации ребенка-сангвиника к детскому саду – легкая, быстрая.

Основными чертами флегматика являются спокойствие, медлительность, неторопливость, нерасторопность, обстоятельность, солидность, малая эмоциональность, сдержанность, несклонность к риску, миролюбие. Такой ребенок не проявляет бурных реакций на окружающее, малоэмоционален. При этом тяготеет к положительным эмоциям. Уровень тревожности – низкий. Любит спокойные и тихие игры. Предпочитает одиночество. Медленно запоминает, но схватывает целое. У ребенка-флегматика хорошо развита долговременная память, движения не расторопны, неторопливые, солидные. Речь спокойная, даже медленная, без жестов и мимики. К детскому саду такие дети адаптируются очень долго.

Если ребенок - меланхолик, то его основные черты робость, застенчивость, замкнутость, нерешительность, мнительность, тревожность, боязливость, обидчивость, ранимость, чувствительность и впечатлительность.  Для таких детей характерен высокий уровень тревожности. Они предпочитают тихие, уединенные игры. Общительны лишь с близкими людьми. Их движения неуверенные, неточные, суетливые. Речь зачастую интонационно выразительна, но очень тихая, неуверенная. К дошкольному учреждению они адаптируются с трудом.

Учеными доказано, что от темперамента зависят:

  • скорость возникновения психических процессов (например, восприятие, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т.п.);
  • пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;
  • тепм и ритм деятельности;
  • интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
  • направленность психической деятельности на определенные объекты.

Как же надо вести себя родителям с детьми с различными типами темперамента?

Главное – принимать ребенка таким, какой он есть. Но помня о том, что темперамент сравним лишь с гранитом, нужно попытаться отшлифовать его грамотными методами воспитания. Не следует стараться изменить врожденный темперамент ребенка на более угодный взрослым и превратить, например, холерика в сангвиника, сангвиника в флегматика или меланхолика и наоборот. Нельзя говорить о минусах ребенка, особенно при посторонних людях, ругать его, постоянно раздражаясь от того, что он не такой, каким его хотели бы видеть. Не следует пытаться переделывать ребенка, ломать его. Тем самым можно вызвать активное сопротивление или психологический кризис. В процессе воспитания важно учитывать то, что нервная система у дошкольников пластична и можно отшлифовать, завуалировать недостатки.

Так, при воспитании ребенка-холерика следует замедлить темп «его кружения по жизни», расставив на пути различные шлагбаумы и непредвиденные остановки. Направить бьющую ключом энергию малыша на нужные, полезные дела, учить обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил. Воспитывать настойчивость и сдержанность, учить, как надо владеть собой, чтобы не вспылить, погашать любую агрессивность. Необходимо подбирать игры, которые укрепляют процессы торможения и не приводят к перевозбуждению нервной системы: спокойные, в которых все зависит от внимания и требуется минимум эмоций. Родителям важно помнить, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность и задевает самолюбие окружающих. Такого ребенка нужно учить вежливости.

В процессе воспитания сангвиника следует стремиться  вырабатывать устойчивые интересы. Учить терпению, упорству, тому, что любое дело надо доводить до конца. Как можно больше поощрять ребенка за проявления нравственности в его поступках. Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий. При этом родителям необходимо учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм ребенка-сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали, стать источником как легкомыслия, так и непостоянства.

Если в семье растет маленький флегматик, родителям нужно пытаться сформировать у него любознательность и сделать инициативным. Учить, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и как рационально распределить время, чтобы не попасть в цейтнот.  При этом важно не раздражаться черепашьим темпам ребенка-флегматика, а ускорять их, применяя игровую деятельность, например, игры наперегонки. Играть с ним в игры, где требуются быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет правила. Нужно учить малыша полнее выражать эмоции и чувства: радоваться, грустить, жалеть кого-то и быть добрым. Стараться привить ребенку навыки общения и развивать его коммуникабельность. Любыми способами пробуждать сообразительность и воображение. Следить за тем, чтобы он не оставался инертным, вялым, иначе эти качества могут превратиться в леность.

От меланхолика не надо требовать того, что для него невыполнимо. Приказы замедляют его деятельность. Родителям следует поддерживать его, одобрять, быть с ним ласковее и мягче. Необходимо нацеливать ребенка на выполнение лишь посильных заданий и помогать вовремя справляться с ними. Учить преодолевать застенчивость и робость, искореняя неуверенность в себе. Поддерживать его самостоятельность. Важно воспитывать в ребенке-меланхолике инициативность, общительность, доверчивость и смелость. Учить бесстрашию и помогать избавиться от страха. Ни в коем случае, даже из благих побуждений, нельзя запугивать его. Родители должны стараться в разных ситуациях вызывать у ребенка больше положительных эмоций. Важно учитывать, что впечатлительность, ранимость, высокая чувствительность меланхолика могут закрепиться в нем на всю жизнь.



Предварительный просмотр:

Как быть со страхами детей?

Как быть со страхами детей?

Страх – это естественная эмоция, которую порой испытывают все живые существа.    

Детям свойственно бояться, поскольку они физически слабы, зависимы и не всегда способны себя защитить. В определенные периоды жизни страхи являются естественной реакцией на непонятное, неизвестное. Ребенок постепенно наращивает в себе способность и умение справляться с самыми разными ситуациями, представляющими для него угрозу. Однако некоторые дети испытывают навязчивые страхи (боятся собак, темноты и т.п.). Всем детям важно научиться обходиться со своими страхами, а тем, кому страхи существенно осложняют жизнь — особенно.

Ваш ребенок может быть пугливым и часто испытывать страх, если:

  • он очень восприимчив и у него развито воображение;
  • он обладает слабым типом нервной системы, впечатлителен и раним;
  • его безопасность была нарушена ранее из-за какого-то происшествия, события; он получил психологическую травму; в семье или окружении ребенка происходили потери, тяжелые болезни, необъясненные ребенку события;
  • взрослые чрезмерно опекают ребенка и не дают, возможно, и ему самому справиться с какими-то делами и ситуациями, он не уверен в своих силах, очень сильно опирается на взрослых;
  • его осуждают или наказывают за проявленный страх.

Наиболее частые страхи

Страх потери близких людей (особенно матери), собственной смерти, болезни, темноты, страх животных, засыпания, необъяснимых явлений (приведения, инопланетяне, звуки, тени, ожившие игрушки и т.п.); героев сказок и фильмов; перемен, предстоящих событий, новой деятельности, незнакомых людей, агрессии со стороны других детей и взрослых, — всего, что, как кажется ребенку, представляет угрозу его жизни.

Существует возрастная специфика детских страхов. В 2—3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), громких звуков, замкнутого пространства, одиночества и особенно темноты. В 3—4 года, появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка, страх сказочных персонажей. У детей 6—7 лет (а иногда и раньше) может появиться страх смерти, своей или своих близких.

Родителям важно знать, что:

  • Детские страхи — это нормально и часто неизбежно, поскольку дети ощущают себя маленькими, физически слабыми в сравнении с любым взрослым.
  • Страх — это здоровая реакция на реальную или потенциальную угрозу. Страх субъективен. И если вам не страшно, это не значит, что не страшно тому, кто рядом с вами.
  • Мальчики боятся не меньше, чем девочки, поскольку они все равно физически слабее любых объектов и явлений взрослого мира.
  • Начиная с 5—6 лет, дети начинают осознавать и перерабатывать тему смерти. Это естественный и необходимый ребенку процесс.

Как реагировать на детские страхи

  • Не стоит логически разубеждать ребенка, говорить ему, что бояться нечего. Он уже боится, и ваша логика ему не поможет. Лучше сказать: «Я с тобой». Мягкое реагирование на страхи ребенка, теплота и принятие, поддержка и понимание лучше и результативнее, чем убеждение, чтение морали.
  • Если вы начинаете ругать ребенка за проявления страха, то он почувствует себя еще более беспомощным и «плохим». Это не поможет ему избавиться от страха, он просто загонит его внутрь, чтобы не показывать вам.
  • Нет смысла говорить: «Посмотри на меня: я же не боюсь!». Вы — большой, взрослый и сильный. Вам значительно легче не бояться. Ребенок понимает, что он в разы меньше вас и физически слабее. Если уж и говорить «Я не боюсь», то не в контексте «Я — смелый, а ты — трусливый», а в контексте «Я — взрослый и я смогу защитить тебя». Важно понимать, что нельзя усилием воли перестать бояться, можно только пережить страх. Но пережить его можно только тогда, когда есть возможность опереться на что-то внутри себя или на кого-то, кто может помочь.
  • Не нужно избегать тем, которые пугают ребенка. Если он хочет с вами поговорить о своих страхах, не стоит от него отмахиваться или пытаться переключить его внимание на другие темы. Высмеивание страхов также недопустимо: ваш малыш замкнется и останется со своим страхом один на один. Проговаривание сильно уменьшает силу страха. Его интенсивность может значительно снижаться или даже уходить, если есть с кем его разделить.
  • Дети часто рисуют или проигрывают свои страхи. Игра и рисование позволяют прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, эмоционально отреагировать на нее. Можно спросить ребенка о содержании рисунка или игры. Но не стоит вмешиваться в этот процесс, если ребенок не приглашает вас, отзываться критически, осуждать.
  • Если у ребенка есть желание поделиться с вами, можно предложить ему слепить свой страх из пластилина или глины, «пообщаться» со страхом, проигрывая его в маленьких сценках, сочинить сказку со счастливым концом и т.п.
  • При ночных страхах уместны успокаивающие ритуалы перед отходом ко сну. Спокойное, доброе отношение родителей, нежный телесный контакт помогут ребенку справиться со своими страхами и тревожными снами.
  • Лучше всего — быть рядом, когда ребенку страшно, расспрашивать его о том, чего он боится, что может случиться, оказывать поддержку, вместе придумывать способы (включая волшебные) справиться с этой ситуацией.
  • Важно создать дома такую атмосферу, в которой малыш будет чувствовать себя в безопасности: спокойная, внимательная, нежная мама и папа, излучающий стабильность и безопасность, — лучшая защита от детских страхов.

Ребёнок освобождается от страха, если он переживает это чувство. Чтобы помочь ребёнку пережить страх, можно предложить посмотреть детские художественные и мультипликационные фильмы, или почитать сказки и другие художественные произведения, в которых герои преодолевают свой страх.

Рекомендуемые художественные фильмы для детей:

  • «Приключения Карика  и Вали»;
  • «Новогодние приключения Маши и Вити»;
  • «Приключения жёлтого чемоданчика».

Рекомендуемые  мультипликационные фильмы для детей:

  • «Бояка  мухи не обидит»;
  • «Змей на чердаке»;
  • «Нехороший мальчик»;
  • «Ничуть не страшно»;
  • «Дедушка Ау».

Рекомендуемая  художественная литература для совместного чтения с детьми старшего дошкольного возраста:

  • «Приключения жёлтого чемоданчика» Софья Прокофьева;
  • «Тук-тук-тук» Николай Носов;
  • «Живая шляпа» Николай Носов;
  • «Прятки» Николай Носов;
  • «Находчивость» Николай Носов.

 Для уменьшения у детей дошкольного возраста важно исключить просмотр детьми художественных фильмов – «ужасов».

Чтобы помочь детям преодолеть страхи, необходимо детям за 30 минут до сна давать пить тёплое молоко. Оно успокаивает ребёнка. Кроме этого уменьшению страхов у детей способствует выезд на природу. Желателен  сон с 21 часа в зимнее время и с 22 часов -  в летнее, поскольку ранний сон способствует появлению ощущения спокойствия. Способом избавиться от страхов – давать ребёнку возможность действовать самому. Ребёнок перестаёт бояться, если взрослые, находящиеся рядом позволяют ему проговаривать вслух свои страхи, поскольку эмоции, выраженные словами, теряют свою силу. 

http://ya-detsad225.narod.ru/olderfiles/1/1144449516_71.jpg

 Можно использовать игры в домашних условиях, способствующие освобождению от страхов

Качели

Ребёнок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.

Взрослый встаёт сзади, кладёт руки на полечи сидящему ребёнку, и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Игра способствует возникновению у ребёнка чувства родительской защищённости, надёжности

Сражение

Родителям и ребёнку предлагается бросать друг в друга мелкими, нетяжёлыми предметами (бумажные шарики, еловые шишки) из-за укрытия в виде стульев, поставленных напротив друг друга на расстоянии нескольких метров. Предметы нельзя бросать слишком сильно, главное – попасть и увернуться. Игра способствует уменьшению страха боли, уколов, неожиданного воздействия, способствует ослаблению напряжённости между взрослыми и ребёнком.

Пролезание

Родители и ребёнок по очереди пролезают через ряд стульев. В этой игре возможно догонять друг друга или уходить от погони. Игра способствует преодолению страхов замкнутого пространства и нападения.

 Рекомендуемая литература для родителей:

  • «Дневные и ночные страхи у детей» А.И.Захаров;
  • «Семья глазами ребёнка» Г.Т.Хоментаускас.


Предварительный просмотр:

Как быть со страхами детей?

Как  воспитывать гиперактивного  ребёнка?

http://ya-detsad225.narod.ru/olderfiles/1/176149.jpg 

Помните весёлую детскую песенку: «А у меня внутри вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель»? Песенка весёлая, а вот сама ситуация – не простая. Конечно, хорошо, когда ребёнок подвижный, живой, активный. Но когда он целый день бегает как заводной по квартире, хватаясь то за один предмет, то за другой, не в состоянии дослушать до конца сказку или вопрос; если на все усилия привлечь внимание малыша (игрушкой или новыми красками) он не задерживается у стола больше, чем на минуту, - это уже не кажется весёлым ни родителям, ни педагогам в детском  саду.

Не следует любого возбуждённого ребёнка относить к категории гиперактивных. Чрезмерная активность детей – вовсе не болезнь. Это естественное состояние нервной системы маленького человечка, переживающего бурный физический и эмоциональный рост. Ребёнок стремительно развивается. Почти каждый день приносит ему новые умения и навыки. Жизнь малыша наполнена массой свежих впечатлений. Неудивительно, что его нервная система не справляется с нагрузками и перевозбуждается. Это нормальная защитная реакция организма.

Гиперактивный  ребёнок, независимо от ситуации, в любых условиях – дома, на улице, в гостях, в кабинете врача – будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на самом интересном предмете. Ребёнок постоянно крутится и вертится, сидя на стуле, постоянно что-то теребит в руках, трясёт ногой и т.д. Он просто не может остановиться.

Каковы же причины гиперактивности?  Развитие гиперактивности тесно связано с наличием у ребёнка минимальной мозговой дисфункции (ММД).

ММД – недостаточность функций нервной системы, приводящая к трудностям в обучении и поведении.

Причины  ММД:

•       осложнения во время беременности (токсикоз, перенесенные вирусные инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода, травмы во время родов и т.д.);

•        генетический фактор;

•        особенности внутрисемейных отношений (частые конфликты и прочее).

Рекомендации для родителей гиперактивного ребенка:

Необходимо изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

 Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании.

 Стройте взаимоотношения с ребенком на доверии и взаимопонимании.

 Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил.

 Не давайте  ему категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя».

 Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите его действия, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного).

 Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.

 Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок.

 Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок.

 Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Необходимо изменение микроклимата в семье:

 Уделяйте ребенку достаточно внимания.

 Проводите досуг всей семьей.

 Не допускайте ссор в присутствии ребенка.

Необходима организация режима дня и места для занятий:

 Установите четкий распорядок дня для ребенка и всех членов семьи.

 Чаще показывайте ребенку, как выполнить задание, не отвлекаясь.

 Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком заданий.

 Оградите  ребенка от длительных просмотров телевизионных передач, занятий на компьютере.

 Избегайте по возможности больших скоплений людей.

 Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Необходима специальная поведенческая программа:

 Придумайте гибкую систему вознаграждений (за хорошо выполненное задание) и наказаний (за плохое поведение), используя знаковые обозначения или дневник самоконтроля.

 Не прибегайте к физическому наказанию! Целесообразнее использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения проступка.

 Чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому ребенок не воспринимает выговоры и наказания, однако чувствителен к поощрениям.

 Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ.

 Постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком.

 Не давайте ребенку поручений, не соответствующих уровню его развития, возрасту и способностям.

 Не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время

 Помогайте ребенку приступить к выполнению задания, т. к. это самый трудный этап.

 Не давайте сразу несколько заданий, задание не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев.

 Объясните ребёнку его проблемы и научите с ними справляться.

 Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными. Наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

– запрет на приятную деятельность;

– прием «выключенного времени» (скамья штрафников);

 Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление (поощрение желательного поведения и игнорирование нежелательного).

Как помочь гиперактивному ребенку?

 В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. С ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно. При выполнении заданий, поручений  желательно, чтобы не было окриков, приказания, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона также, не было, т. к. ребёнок чувствителен и восприимчив к вам, эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших действий.

 Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (чтение, раскрашивание).

 Следует избегать большого количества кружков, секций, т. к. завышенные требования и увеличение нагрузок ведут к переутомляемости, капризам.

 Для ребёнка необходимы чёткие границы дозволенного и обязательна «обратная связь» от взрослого, иначе, при вседозволенности, ребёнок начинает манипулировать взрослыми.

 Т. к. ребёнку часто делают замечания, страдает его самооценка, поэтому надо чаще хвалить ребенка за успехи и достижения, даже самые незначительные. Но похвала неискренняя, незаслуженная недопустима, ребёнок может перестать доверять вам. Хвалить за удачное выполнение задания, за усидчивость или аккуратность лучше не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

 Инструкции и указания следует давать в короткой и немногословной форме, они должны содержать не более 10 слов, т. к. в противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас.

 Большие задания лучше давать частями (вторую часть только после того, как он выполнит первую). Также не нужно давать несколько заданий сразу. Выполнение коротких заданий следует проконтролировать.

 Запретов не должно быть слишком много, они должны быть заранее оговорены с ребёнком и сформулированы в очень чёткой и непреклонной форме. Ребёнок должен знать, что будет или какие санкции будут введены за нарушение того или иного запрета. При выполнении санкций следует быть последовательными, иначе ребёнок будет бояться не наказания, а «эмоциональной бури» родителей, начнет скрывать происшествия от родителей, отношения ухудшатся.

 Избегать слов «нет», «нельзя» и резких запретов. Ребенок может отреагировать непослушанием, агрессией. Если вы что-либо запрещаете ребёнку лучше говорить спокойно и сдержанно.  Вместо «нет» дайте возможность выбора другого занятия.

 За несколько минут до начала новой деятельности предупредите ребёнка об этом. Можно завести будильник или таймер для напоминания о прекращении деятельности. Если ребёнок выполняет условия, он заслуживает вознаграждения. Здесь уместно использовать систему поощрения и наказания.

 Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

 С целью предупреждения перевозбуждения следует ограничить пребывание ребёнка в местах большого скопления людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей.

 Соблюдать чёткий распорядок (режим) дня: время приёма пищи, прогулки, сна.

 Оградить ребёнка от длительных занятий на компьютере, просмотра телевизионных программ, т. к. это способствует эмоциональному возбуждению.

 Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки с родителями. Показано плавание, бег и другие виды неколлективного спорта.

  • Перед сном  можно почитать ребёнку сказки, примеры которых приведены  чуть ниже.

Сказки  для гиперактивных  детей

«Котенок  Мур-Мур»

В одной семье жил маленький котенок Мур-Мур. Имя ему было выбрано неслучайно, каждый раз, когда хозяева гладили его по пушистой спинке, он громко мурлыкал:

«Мур, мур, мур». Это был славный котенок, но, как все маленькие дети, он был озорным, непослушным и неуклюжим. То запрыгнет на стол и опрокинет вазу с цветами, то наступит лапкой в свою тарелочку и разольет молоко, то разбежится и ударится головой о стену.

Хозяева очень любили котенка. А сам Мур-Мур больше всех любил маленького сына своих хозяев. Ему нравилось, что мальчик весь день мог вместе с ним бегать, прыгать и кувыркаться. Мур-Мур считал его настоящим другом и даже ложился спать с ним в одной комнате.

Но как только дом погружался в ночь, и предметы исчезали в темноте, маленький котенок просыпался. Он не мог спокойно спать ночью, он боялся, что может произойти что-то страшное. Как отважный разведчик, Мур-Мур выходил из комнаты мальчика и начинал бродить между стульями и ножками стола, заглядывать за шкаф и холодильник, обнюхивать каждый угол. Котенок честно охранял сон своих хозяев.

Под утро, когда начинало светать, усталый котенок шел в комнату к мальчику, но почему-то всегда оказывался в спальне его родителей. Он запрыгивал к ним на кровать, и они, конечно же, сразу просыпались.

Хозяевам не нравилось, что Мур-Мур приходит в их комнату и мешает спать, но они не ругали котенка, не прогоняли его в другую комнату. Просто они очень сильно огорчались и говорили друг другу: «Как было б здорово, если бы Мур-Мур до утра спал в комнате сына, а мы могли бы выспаться».

Однажды сынишка узнал, что происходит по ночам и как его родители мечтают выспаться. Тогда он взял котенка к себе в комнату и объяснил ему, что не надо ходить к родителям и мешать им спать.

Котенок все понял и радостно муркнул. С тех пор по ночам он спокойно спит в комнате мальчика.

«Догадливый комарик»

В одной квартире жил комарик. Утром и днем он сидел на шторе и следил за происходящими во дворе событиями или сладко спал. Вечером, когда вся семья собиралась за ужином, он незаметно подлетал к вазочке с медом или вареньем и лакомился вкусным угощением.

А ночью, когда хозяева ложились спать, комарик залетал в их спальню и начинал кружить по комнате. Он весело жужжал про все события, которые видел утром и днем.

Комарик думал, что хозяевам интересно его слушать и даже не догадывался, что они хотят спать.

Однажды ночью хозяин не выдержал, включил свет, скрутил газету в трубочку и начал гоняться за комариком. Вначале комарик подумал, что хозяин решил с ним поиграть, и начал радостно летать вокруг его головы. Но уже через минуту он понял — с ним не шутят.

Догадливый комарик незаметно вылетел из спальни и с тех пор навсегда забыл туда дорогу.

«Голубая Искорка»

Эта история о Голубой Искорке. Так звали удивительную маленькую рыбку, которая так быстро двигала хвостиком и плавниками, что никто не мог ее догнать.

Это хорошее свойство, если надо кого-то догнать или, наоборот, от кого-то удрать. Но беда в том, что Голубая Искорка не могла ни минуты оставаться на одном месте, и поэтому у нее не было возможности полюбоваться красотой подводного мира. От этого ей становилось грустно, тем более что другие рыбы рассказывали о необыкновенных вещах, что встречаются на морском дне.

Попробовала она плавать помедленнее, да куда там, словно неведомая сила мчит ее вперед!

В один прекрасный день Голубая Искорка углубилась в воспоминания, и припомнилось ей время, когда и течение было помедленнее и вода поспокойнее. Она так и ощущала это медленное, ласкающее течение и совсем разомлела от своих мыслей. И вдруг заметила, что плавнички и хвостик стали двигаться медленнее!

Рыбка пришла в восторг от своего открытия. Она решила проверить, неслучайно ли это произошло. Снова подумала о тихом ласковом течении, и снова сбавила скорость. Получилось!

Тут она не спеша подплыла к стайке рыбок и вместе с ними стала любоваться лежавшим на дне сундуком с сокровищами. Другим рыбкам тоже было приятно, что Голубая Искорка может теперь играть вместе с ними и узнавать много интересного...

 «Будильник»

Часы бывают разные: большие, маленькие, электронные, кварцевые, механические, настенные, карманные, наручные. Бывают часы с боем, с «кукушкой» и даже музыкальные. Наша сказка про маленькие часики по имени Будильник. В одной квартире жил Будильник. Кроме него в этой квартире жили большие настенные часы и нарядные часики с зеркальцем.

Большие настенные часы были главными. Они висели на самом видном месте и всегда показывали точное время. Это были часы хозяина квартиры.

Нарядные часики с зеркальцем принадлежали хозяйке квартиры. Прежде чем узнать, который час, хозяйка всегда вначале смотрела на себя в зеркальце, а уж потом на часики.

Будильник принадлежал сыну хозяина и хозяйки квартиры и был похож на большие папины и красивые мамины часы. Только у Будильника, в отличие от других часов, была еще одна дополнительная стрелка. Он не знал, для чего нужна эта стрелка, и часто, когда хозяева квартиры и их сынишка засыпали, передвигал ее с места на место. Иногда Будильник ставил эту стрелку на цифру «два», иногда на «три», иногда на «четыре».

Каждый раз это были разные цифры, и каждый раз Будильник просыпался среди ночи от странного звона. Иногда он просыпался в два часа ночи, иногда в три, иногда в четыре.

Вместе с Будильником просыпались большие настенные часы, нарядные часики с зеркальцем и все жители квартиры.

— Что такое? — сердились на стене папины часы.

— Почему такой звон среди ночи? — Что случилось? — пугались мамины часики.

— Чего ты звенишь, Будильник?

— Я не знаю, — отвечал Будильник. — Я тоже проснулся от этого громкого звука.

Каждую ночь Будильник звонил среди ночи, и каждую ночь на него сердились большие настенные часы, красивые часики с зеркальцем и все жители квартиры.

Будильник и сам страдал от этих ночных звонов. Он плохо спал, и от этого его стрелки начинали медленнее двигаться и показывали неверное время. Со временем Будильник все больше раздражал другие часы и хозяев квартиры. Даже сынишка хозяев больше не смотрел на Будильник и проверял время по папиным или маминым часам.

Как-то мальчик и вовсе решил, что ему больше не нужны часы, которые показывают неточное время, да еще и звонят среди ночи. Он даже собрался выбросить Будильник, как вдруг услышал.

— Оставь меня, пожалуйста, в комнате. Я плохо работаю, потому что плохо сплю по ночам, — плакал Будильник.

— Почему ты плохо спишь? — удивился мальчик.

— Я просыпаюсь из-за громкого звона внутри себя и уже не могу уснуть до утра.

«Странно», — подумал сынишка и решил помочь Будильнику. Он взял часы в руки, внимательно посмотрел на циферблат и вдруг заметил дополнительную стрелку.

— Что это за стрелка? — спросил мальчик.

— Я не знаю, — честно ответил Будильник, — я часто играю этой стрелкой, кручу ее туда-сюда.

— Кручу туда-сюда, — передразнил сынишка Будильник и неожиданно спросил:

— Во сколько ты сегодня услышал звон?

— Сегодня в «три», — отозвался Будильник.

— И стрелка показывает на «три», — ненадолго задумался мальчик и вдруг радостно вскрикнул:

— Да это же стрелка-сигнал нужного времени!

— Как это — стрелка-сигнал? — спросил Будильник.

— Все просто, — ответил умный мальчик. — Ставим стрелку на «три» — и слышим звонок ровно в три часа. Ставим на «пять» — и сигнал звучит в пять часов. Понятно?

— Да, — обрадовался Будильник, — теперь я смогу спать всю ночь, если поставлю стрелку на «семь».

— Конечно, — подтвердил мальчик догадку Будильника,- ты сможешь спокойно спать всю ночь, ты выспишься, и твои стрелки будут показывать точное время.

С тех пор Будильник и мальчик стали лучшими друзьями. Они вместе спокойно спали ночью, а утром вместе просыпались по звонку стрелки-сигнала. Отдохнувший за ночь Будильник показывал точное время, а отдохнувший мальчик был бодрым и хорошо учился в школе. Любовь, терпение и труд – вот три кита, на которых должно основываться воспитание «живчика». Для начала свыкнитесь с мыслью, что ваш гиперактивный ребенок немного особенный. Да, с ним бывает невероятно сложно, он выматывает силы и нервы. Причём не только вам, но и себе, отчего тоже страдает. Зато у этого шустрика есть бешеный энергетический потенциал, который можно направить в конструктивное русло. И в таком случае ребенок будет умным и талантливым. И в ваших силах, дорогие мамы и папы, помочь малышу стать таким.

Во многих источниках сегодня можно прочесть, что из гиперактивных детей часто вырастают двоечники, хулиганы и вообще – всякие асоциальные личности. Подобными прогнозы необоснованны. Ведь такое развитие событий возможно, только если родители пустят развитие ребенка на самотёк, самоустранятся. А вы – я уверена – совсем не такие.

Между прочим, гиперактивность может быть даже полезной и плодотворной. Нередко в детском саду, а потом и в школе именно такие суперживчики оказываются на высоте. И в отличие от обыкновенных, среднестатистических детей, проявляют свою неординарность. Так, например, благодаря своему «внутреннему моторчику» гиперактивный ребенок способен выучить текст вдвое быстрее, чем его «обычный» сверстник.  Уникальность «энерждайзеров» - и в интересной способности самовыражаться через движение. В связи с этим они нередко становятся прекрасными актерами, танцорами или спортсменами. Оказывается, гиперактивными считались многие гении: Моцарт, Ньютон, Эдисон, Бернард Шоу, Александр Македонский, Пикассо, Дали, Пушкин, Достоевский.

В процессе развития ребёнка с ММД происходит постепенная компенсация имеющихся нарушений. При благоприятной системе обучения, воспитания и своевременного лечения у врача-невролога к подростковому возрасту сглаживаются имеющиеся ранее симптомы.



Предварительный просмотр:

Как быть со страхами детей?

Конфликты  между  детьми.  Что  делать?

        Большинство братьев и сестер дерутся довольно часто и с большим азартом. Они борются за пространство, вещи, родительскую любовь и внимание. Какую программу по телевизору смотреть, кому достанется последняя конфета и чья очередь играть с щенком. Чем младше  дети, тем меньше у них интеллектуальных и социальных навыков мирно разрешать споры и находить взаимно приемлемые компромиссы.  Исследования показывают, что рано выработанные модели взаимоотношений между детьми довольно устойчивы и сохраняются на протяжении многих лет. Спонтанного улучшения следует ожидать только по достижении младшим ребенком подросткового возраста, когда дети начинают воспринимать друг друга на равных. Позиция родителей является одним из ключевых факторов, способных остужать или катализировать конфликты между детьми. Как правило, дети лучше ладят между собой, когда они считают, что у родителей нет любимчиков и они справедливо относятся ко всем детям. Когда родители постоянно хвалят успехи одного ребенка и ставят его в пример другому, увеличивается вероятность конфликтов между детьми. Это не означает, что родители должны вести себя одинаково со всеми детьми. У детей разного возраста и пола потребности отличаются и родителям приходится это учитывать. Если одному из них понадобилась куртка, вовсе не обязательно другому покупать что-нибудь из одежды. Потребности второго ребенка могут быть связаны со спортом, компьютером или с чем-нибудь еще. Справедливость не означает одинаковость.

Родители не часто проявляют гибкость, когда дело касается вмешательства в конфликты между детьми. Типичные увещевания на тему "Вы же родные люди и поэтому должны любить друг друга" обычно не приносят никакой пользы. Время от времени все дети испытывают друг к другу чувства злости, ненависти и недовольства.  Необходимо признать этот факт. Отрицание его приводит к тому, что враждебность загоняется "в подполье", где отягощается дополнительным бременем неприязни и обиды, усугубляясь чувством своей непонятности и, возможно, виной по поводу силы своих запрещенных чувств. Нередко дурные чувства уходят в "подполье" вместе с искренними, добрыми чувствами. В результате может получиться вооруженный нейтралитет, вежливая враждебность или явно наигранная ласковость. Простые запреты на агрессию обычно не приводят к искренним и дружеским взаимоотношениям.

Бессмысленны также дотошные расследования на тему "Кто все это затеял?". Дети – мастера провокаций, и поиск истинного виновника конфликта между детьми- это самый верный способ зайти в тупик. В большинстве случаев родителям следует избегать роли судьи в стычках между детьми, так как они часто затеваются, чтобы привлечь их внимание.

Широко используемые способы отвлечения детей от конфликта и переключения их на что-нибудь приятное, например, пойти всем вместе в парк аттракционов, к сожалению, обеспечивает лишь временное решение. Неразрешенные противоречия могут всплыть вновь и испортить все удовольствие.

Что же делать родителям, когда перед ними стоит столь непростая задача, как обучение детей не конфликтовать друг с другом?

Практические рекомендации по преодолению конфликтов между детьми:

Прежде всего,  проанализируйте свое собственное поведение и установки по отношению к детям. К кому из них вы ближе эмоционально? Может быть,  с кем-то из ваших детей вы связываете какие-либо особые ожидания? Кто-то из них напоминает вам ваших собственных родителей? Вы ждете, чтобы старший ребенок вел себя как взрослый, даже если ему всего семь лет? У вас есть склонность обвинять одного ребенка больше, чем другого? Даже если такие обвинения кажутся вполне оправданными, это может указывать на вашу необъективность. Не похож ли причиняющий вам беспокойство ребенок на вашего супруга? Если вы убеждены, что ваш супруг слишком снисходителен, то вы можете компенсировать это своей строгостью. Ни один из вас не объективен в данной ситуации. Постарайтесь сначала преодолеть собственную предвзятость к конфликтам между детьми.

Требуйте, чтобы дети просили разрешения друг у друга, прежде чем одолжить какую-либо вещь или поиграть с ней. Помогайте детям точно обозначать границы собственной территории. Что предназначено для общего пользования, а что принадлежит каждому из них. Это избавит владельца от постоянной угрозы непрошенного вторжения и задаст правила для разрешения споров.

Старайтесь не вмешиваться сразу в конфликты между детьми, если они не рискуют поранить друг друга. Часто в детской подсистеме устанавливается естественная для их возраста иерархия. Если на вопрос "Хотите, чтобы я помог вам разрешить этот спор?" дети отвечают "нет", то лучше дать им шанс все разрешить самостоятельно.

Помогайте вашим детям договариваться. Будьте посредником, а не судьей в их спорах.

Первый шаг - это изложить суть проблемы. Например: "У нас только одна такая игра, а мы оба хотим поиграть в нее". Большинство ссор бывает из-за обид, насмешек и несправедливости. Поэтому, очень полезно попросить каждого из детей кратко изложить точку зрения своего оппонента, чтобы убедиться, что он все слышал и понял.

Второй шаг - это сообща найти возможное решение. Попросите детей составить перечень возможных путей и способов разрешения конфликта. Подчеркните, что ни один из них не будет играть в эту игру до тех пор, пока оба не придут к согласию. Побуждайте отвечать детей на вопрос: "Что должно произойти, чтобы твой брат (сестра) сочли это решение справедливым?".

Третий шаг - утвердить окончательный план разрешения спора. Если вопрос серьезный и согласие все еще не достигается, выносите проблему на "семейный совет" и используйте ресурсы других членов семьи.

  • Используйте смену обстановки для уменьшения эмоционального накала: "Я предлагаю сейчас перейти на кухню и прошу вас не уходить оттуда, пока вы не разрешите ваш спор". Часто такое простое действие помогает детям несколько успокоиться и начать обсуждать проблему.
  • Тренируйте навыки сотрудничества в спокойной обстановке. Попробуйте вместе с детьми вспомнить уже разрешенную ссору и основные шаги разрешения конфликта. Эта репетиция может быть даже забавна. Хвалите обе стороны за проявленные усилия, отмечая малейшие движения в сторону разрешения противоречий: "Мне понравилось, когда ты сдержал себя и, несмотря на обидное слово, продолжал обсуждать ситуацию. Здорово, что ты предложила целых три варианта решения".
  • Создавайте специальное пространство для безопасного отреагирования агрессии. Это могут быть взаимные шаржи или карикатуры, ритуализированные сражения подушками. Запрещайте драки всерьез вне "пятиминуток ненависти", наказывая обоих детей без разбирательства "Кто первый начал".
  • Будьте чутки к переживаниям ваших детей. Ваше понимание эмоционального состояния ребенка - лучшая гарантия для построения с ним отношений и улучшения его поведения.



Предварительный просмотр:

"Я не жадина!"  Как помочь ребенку научиться делиться


   В каждой семье, где растет малыш 2-3 лет, бывают подобные ситуации:

* Ребенок не желает отдавать свою игрушку (велосипед, машинку) другому, при этом с удовольствием беря у того ведерко (куклу, лопатку). И уговоры мамы: "Дай мальчику велосипед посмотреть, ведь он тебе дал машинку", часто оказываются напрасны.

* Дети не могут поделить красный совочек, тянут его каждый в свою сторону, при этом не замечая разбросанные вокруг синие, желтые, лопатки и грабельки.

* Взрослому стыдно, он оправдывается, уговаривает, упрекает, а то и наказывает за жадность. А действительно ли карапуз 2-3-4 лет - жадина?

Жадность не является врожденным, природным качеством, она возникает вследствие неверного поведения окружающих ребенка взрослых.

Обычно первые и самые частые жалобы на проявление жадности возникают у родителей детей именно 2-3х лет. Это обусловлено особенностями психики.

·  Малыш эгоцентричен (до 6-7 лет это возрастная норма).

·  В два года отдать неизвестному мальчику в песочнице любимую машинку - все равно, что отдать часть себя (руку, ногу).

·  Настойчивые призывы мамы отдать игрушку непонятны - может, она того ребенка любит больше?

·  Малыш обижен, встревожен, сердится, понимает, что он - плохой, но уже не может остановиться.

·  Ребенок еще не научился конструктивным методам решения конфликтных ситуация, это придет с возрастом, с помощью взрослых.

Как поступить взрослому, чтобы не произошел конфликт?
Как помочь решить конфликт?

     Если другой ребенок хочет взять у Вашего игрушку, а тот сопротивляется:

·  заговорите с подошедшим ребенком, постарайтесь переключить его внимание на что-то нейтральное ("ой, какое у тебя платье красивое…");

·  предложите поменяться игрушками или дайте другую, не такую "дорогую сердцу" игрушку (нужно брать несколько таких игрушек с собой);

·  вовлеките детей в совместную деятельность: "Посмотрите, какую башенку из камешков я строю, подавайте мне камешки, вместе у нас получится большая красивая башня…"   Когда неловкая ситуация преодолена, Ваш малыш не устроил истерику, а может даже согласился дать подержать игрушку, обязательно

 отметьте его правильное поведение, скажите, что Вам было приятно видеть, как он делится с другими (просит разрешения взять чужую игрушку). Не забывайте хвалить малыша за проявленную им доброту и щедрость.
ДОМА читайте сказки, рассказы, истории о том, как плохо жадничать и как хорошо делиться.

Если конфликт уже произошел:

·  не кричите на ребенка, не шлепайте, в возбужденном состоянии малыш не воспринимает объяснения, поэтому сначала детей нужно развести и успокоить;

·  спокойно скажите, что пора идти домой (в магазин и т.д.), после чего берите в охапку свое чадо с его сокровищами и не спеша покидайте "поле боя";

·  после того, как малыш успокоился, можно обсудить ситуацию, здесь также будет уместна сказка или история по теме;

  • если дети дерутся или плачут, надо проявить терпение и мудрость,

развести в разные стороны, можно попробовать отвлечь припрятанной и внезапно появившейся игрушкой.

  • Не берите на улицу дорогие игрушки, потеря или поломка которых

 расстроит Вас и ребенка. Также не стоит брать любимые и новые игрушки - только "насладившись собственностью" малыш сможет поделиться ею с другими.

 

                      Как помочь ребенку научиться делиться?


Добрым и щедрым может быть человек, у которого есть чувство собственности. Он отдает не потому, что так надо, а потому, что хочет доставить радость и самому порадоваться вместе в другими. Можно вымуштровать ребенка так, что он будет отдавать, потому что должен, но в этом случае он будет чувствовать неудовлетворенность, противоречие между эмоциями и действием.

Очень важен пример близких людей - мамы, папы, бабушки, старшей сестры. Если в семье принято дарить подарки друзьям, помогать родственникам, оказывать безвозмездные услуги (помощь старой бабушке-соседке), благотворительность (даже такая малая, как милостыня на улице) - ребенок будет уверен, что такое поведение не подвиг, а "обычное дело".

Поговорите с ребенком, что из игрушек, вещей он может отдать, подарить соседскому ребенку, в бедную семью и т.д. Спросите, почему именно эту вещь он выбрал. Если Вы видите, что малышу действительно не жаль расстаться с игрушкой, он не сомневается в своем выборе, наступает время дарения. Важно, чтобы человек, которому отдали вещь, был искренне благодарен, сказал добрые слова дарителю (если это ребенок, взрослые должны помочь).

Уже в 2 года малыш может делать подарки близким своими руками. Здесь несколько положительных моментов: ребенок творит, старается сделать подарок конкретному человеку, он получает удовольствие оттого, что другие высоко оценили его старание, ему легче расстаться со своим произведением.

 Можно сделать картинку, закладку для книги, открытку и т.д. (естественно, пока с активной помощью взрослого).

Привлекайте ребенка к выбору подарков и к процессу вручения. Важно, чтобы подарок не оказался для Вашего ребенка тем, что ему очень хочется иметь. Пусть ребенок участвует в поздравлении, услышит слова благодарности от получателя.

Желательно, чтобы у ребенка был широкий круг общения, в дом часто приходили гости, он сам ходил в гости.

Обыгрывайте различные жизненные ситуации: день рождения мишки (приходят гости с подарками, он встречает, угощает, развлекает), кукла не хочет делиться и так далее. В процессе игры подсказывайте ребенку адекватные способы решения конфликтных ситуаций.